Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Исправительно-трудовая психология





Задание исправительно-трудовой психологии. Динамика особенности осужденного в ИТУ. Специфика социально - психологической адаптации освобожденных с мест лишения свободы.

 

а) Перед исправительно-трудовыми учреждениями стоят чрез­вычайно сложные задачи перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адап­тации к нормальному существованию в обществе.

Эти задачи не могут быть решены без использования дан­ных различных наук, изучающих личность человека, его взаи­моотношения с коллективом, а также роль различных факто­ров, положительно или отрицательно воздействующих на личность осужденного. Одной из наиболее актуальных наук, способствующих решению указанных выше задач, является исправительно-трудовая психология, которая исследует зако­номерности психической деятельности человека, отбывающе­го наказание, и основные факторы, влияющие на него в про­цессе перевоспитания.

Как известно, в юридическом аспекте наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая судом лицу, умышленно или неосторожно совершившему преступление. В наказании выражается отрицательная оценка, даваемая государством антиобщественному, противоправному деянию и лицу, его совершивше­му. Являясь карой за совершенное преступление, уголовное наказание преследует взаимосвязанные и взаимообусловленные цели исправления, перевоспитания осужденного и предупреждения совершения преступления как осужденным, так и иными лицами.

Таким образом, наказание преследует три цели: покарать, исправить и перевоспитать осужденного, а также предупредить преступление (общая и специальная профилактика). Все они имеют различное психологическое обоснование, и каждой из них присущ свой психологи­ческий механизм.

В психологическом аспекте наказание как кара есть фак­тор отрицательного подкрепления. Карательная функция выражается в причинении осужденному физических и моральных страданий. Мера этих страданий и пережива­ний определяется судом, и всегда величина ее является индивидуальной.

Наказание имеет ряд особенностей, заставляющих осужденного переживать от­рицательную реакцию государства. Прежде всего — отрыв от общества и от привычной для каждого человека среды, сознание длительности этого отрыва. Кроме того, это лишение определенных прав и преимуществ, и среди них основным явля­ется лишение свободы. Последнее — это ограничение ряда потребностей. Наибо­лее важным является лишение человека возможности планировать свое по­ведение.

Юридическая психология разрабатывает также новые направления ресоциали­зации: участие в формировании личности заключенного психологов, психотера­певтов (особенно это относится к людям с психическими отклонениями: психо­патам, невротикам, наркоманам, алкоголикам и др.). Исследуются в этом процессе роль религиозных учреждений и исповеди, способствующей глубокому перефор­мированию личности преступника.

Среди осужденных (особенно молодых) растет количество лиц с различными отклонениями от психической нормы: психопатией, легкой дебильностью, акцен­туациями характера и др. Успешное воспитательное воздействие на этих лиц обе­спечивается в результате комплекса медицинских, психологических и педагогиче­ских методов, а это требует взаимодействия психологов, психиатров и педагогов.

Реальная гуманизация исправительно-трудовой системы должна привести к сокращению сроков наказания, ибо длительное лишение свободы (свыше трех лет) ведет к деградации личности заключенного и далее к деградации коллектива осужденных, являясь почвой для культивирования «воровских» традиций, нра­вов и стереотипов. Однако относительно краткое лишение свободы требует высокого уровня психолого-педагогической культуры со стороны всех работников ИТУ, которые могли бы достаточно точно диагностировать личность и применить надежную систему психолого-педагогических методов коррекции.

При этом может быть использован психолого-педагогический опыт исправи­тельных учреждений зарубежных государств.

Раскрытие природы и путей формирования механизмов неосознаваемой регу­ляции преступного поведения предоставляет возможность превентивной пенитенциарной теории и практике наметить научно обоснованные подходы и методы предупреждения формирования неосознаваемой асоциальной мотивации, пути перестройки внутренних регуляторов асоциально направленного поведения. В этом отношении важное значение для практической организации воспитатель­но-профилактической работы имеют выводы психологов о связи установки с дея­тельностью, в процессе которой может происходить формирование новых и пере­стройка прежних установок. Такого рода выводы позволяют направлять воспитательно-профилактическую работу на эффективное воздействие и перестройку осознаваемых и неосознаваемых поведенческих регуляторов.

Далее чрезвычайно важным для превентивной практики является установле­ние того факта, что механизмы неосознаваемой регуляции формируются и закрепляются уже в раннем детстве, при этом важнейшую роль играет семья, личный пример родителей, образцы их поведения. Характер эмоциональных отношений ро­дителей с детьми, который оказывается решающим фактором формирования эмоциональной среды, чувства симпатии, сопереживания, внушающего воздействия родителей, системы мер наказания и поощрения и т. д.

б) Важной отличительной чертой неосознаваемых поведенческих регуляторов и, в первую очередь, сформированных в раннем детстве установок является их проч­ность и устойчивость, что весьма затрудняет и делает практически невозможным их перестройку методами обычной педагогической коррекции и требует примене­ния суггестивных методов внушения, самовнушения, аутотренинга, непосред­ственно адресованных неосознаваемой сфере и способных более эффективно блокировать, нейтрализовывать действие прежних установок асоциально направлен­ного поведения и формировать новые. Внедрение в широкую превентивную практику суггестивных методов возможно лишь на основе глубокого научного теоретического и методического оснащения.

Большое психологическое значение имеет внедрение в подразделения ИТУ ме­тодов экономической реформы. Доведение этих методов до сознания каждого осужденного пробуждает трудовую активность, заставляет многих из них думать об улучшении трудового процесса. В этом случае коллектив, борясь за лучшие по­казатели, не терпит у себя лодырей и недисциплинированных, препятствующих нормальной работе всего подразделения. Но главная цель воспитательного про­цесса — сделать так, чтобы труд становился необходимой потребностью осужден­ного. Когда это достигнуто, можно говорить о положительном моменте в перевос­питании личности. Осужденный должен видеть результаты своего труда и осмы­сливать их. Он должен ощущать радость в процессе труда, и поэтому ни в коем случае не следует поручать выполнение трудовых операций осужденному, кото­рый заведомо не сможет с ними справиться.

В процессе педагогической подготовки осужденных к труду у них формируется психологическая готовность трудиться не только в условиях ИТУ, но и на свобо­де, а это не одно и то же. Обследование группы лиц, ведущих после освобождения из колоний паразитический образ жизни, показало, что многие из них активно тру­дились в ИТУ, перевыполняли нормы выработки. Однако их активная деятель­ность в колониях побуждалась узкоэгоистическими мотивами и установками: ак­тивным трудом приблизить свое освобождение, а потом продолжать «вольную» (т. е. преступную) жизнь, «иметь прибавку к общему котлу», «когда работаешь, то быстрее идет время» и т. д. Такая мотивация не способствует выработке общей психологической готовности к труду, поскольку труд остается вынужденной ме­рой облегчения своего существования, не трудиться в колонии нельзя, трудиться кое-как — невыгодно. Но как только возникает возможность жить не работая, та­кие лица, не имея общей психологической готовности к труду, стремятся реализо­вать эту возможность.

Каждое исправительно-трудовое учреждение выпускает не только мебель, швейные и столярные изделия, машины и ведет строительство — у него есть еще один вид готовой продукции — люди. Из осужденных за различные преступления в период пребывания в ИТУ эти люди должны превратиться в честных тружени­ков, и поэтому главная задача ИТУ — сначала воспитывать в каждом осужденном способность трудиться, а затем превращать эту способность в потребность, кото­рая становится доминирующей чертой личности осужденного. В этом случае мож­но говорить, что ИТУ дает первосортную продукцию.

в) Воспитание наряду с трудом и воздействием коллектива является одним из глав­ных факторов, определяющих формирование личности осужденного. Роль воспи­тателя заключается также в использовании всех этих факторов, организации их воздействия на личность. Воспитательный процесс в условиях ИТУ — процесс творческий, учитывающий особенности личности каждого осужденного, группы осужденных и всего коллектива в целом.

Люди, посвятившие себя тяжелой и благородной воспитательной деятельно­сти в ИТУ, должны быть волевыми, талантливыми педагогами. В деятельности воспитателя можно отметить по крайней мере четыре направления, на каждом из которых мы остановимся ниже.

1. Одной из главных в воспитательной деятельности является СОЦИАЛЬНАЯ. Воспитатель должен привить осужденным принятое в обществе мировоззрение, а также ряд других важных качеств: патриотизм, гуманность, честность и т. д. Для того чтобы выработать эти качества, воспитатель должен твердо верить в конеч­ный успех своей работы, с какими бы трудностями ему ни пришлось столкнуться. Эта его вера должна передаваться осужденным, он должен уметь заражать ею са­мых апатичных из них.

2. КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это организация общения с осужденными, в ходе которого происходит направляемый воспитателем обмен информацией. Здесь действует следующая закономерность: важно не только то, что говорится, но также и то, как говорится и кем. Исправительно-трудовой психоло­гии известны многочисленные случаи, когда умный и идейный воспитатель не мог донести свои слова до сознания и сердца осужденных в связи с возникновением между ними так называемого «психологического барьера». Воспитатель должен обладать умением слушать людей и, разговаривая с ними, находить индивидуаль­ный подход к каждому из них. Большое значение в решении этих вопросов имеет знание воспитателем индивидуальных особенностей собеседника.

К этим особенностям относятся, в первую очередь, темперамент, специаль­ный тип, черты характера, направленность личности и состояние осужденного. Суровый строгий тон в беседе с уклоняющимся от работы осужденным сан­гвинического темперамента принесет положительные плоды. Но этот же тон бу­дет совершенно неприемлем в беседе с осужденным слабого типа, у которого взаимоотношение с коллективом и трудовой процесс не ладятся из-за таких черт характера, как робость и застенчивость. В последнем случае человеку надо посочувствовать, подбодрить его, вселить уверенность в себе.

3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Воспитатель ИТУ, постоянно ра­ботая с людьми, для того чтобы правильно решить производственные и воспитательные задачи, должен быть хорошим организатором, волевым человеком. Та­лант воспитателя как организатора проявляется в создании коллектива осужденных, в руководстве этим коллективом и производственными процессами. Мало наметить стратегию воспитательного воздействия, нужно уметь провести в жизнь свои замыслы и при этом преодолеть открытое и скрытое сопротивление окружающих. Для решения сложных организаторских задач воспитатель должен обла­дать определенным авторитетом в глазах осужденных. Этот авторитет предпола­гает, во-первых, знание воспитателем своего дела, обладание специальными зна­ниями, навыками и умениями; во-вторых, творческое решение им воспитательных задач, отсутствие шаблона; в-третьих, высокоразвитое чувство ответственности как за свои действия, так и за действия подчиненных ему людей; в-четвертых, высо­кий уровень общей культуры и, наконец, индивидуальный стиль в своей работе.

4. КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ воспитателя связана с проектирова­нием воспитательного процесса, созданием планов, воспитательной тактики и стратегии. Конструктивная деятельность является основанием, на котором стро­ятся организационная и коммуникативная деятельность. Она включает в себя следующие аспекты:

содержание будущей деятельности (планирование);

систему и последовательность собственных действий (тактику и стратегию воспитательного действия);

систему и последовательность действий воспитуемых (при этом про­ектируется деятельность коллектива в целом, а также отдельных групп и отдельных осужденных).

Date: 2015-05-09; view: 405; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию