Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







ЮРИДИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ. ПОНЯТИЕ И ПРИЕМЫ





  1. Использование логических приемов в процессе создания юридических документов.

Юридический документ должен отвечать критериям обоснованности и законности.

Обоснованность юридического документа достигается при соблюдении следующих условий:

  1. Соответствие содержания и формы.
  2. Соблюдение законов логики при расположении структурных элементов.
  3. Достаточная аргументация и доказательственная часть положений содержания.
  4. Рациональность структуры и содержания.

В юридических документах в качестве обоснования правовой позиции, выраженной в документе, допускаются ссылки только на предусмотренные законом доказательства. Доказательствами признаются любые фактические данные, на основании которых уполномоченный орган устанавливает наличие либо отсутствие обстоятельств, на которые ссылается заявитель.

Законность юридического документа слагается из соблюдений следующих положений:

  1. Использование аргументов и доказательств, предусмотренных законом.
  2. Использование предусмотренной законом формой документов.
  3. Наличие ссылок на соответствующие НПА, регламентирующие подготовку и принятие данных юридических документов.
  4. Наличие механизма материального и организационного обеспечения фактического исполнения документов.

В тексте НА должен быть предусмотрен механизм внесения изменений в действующие нормы (отмена ранее принятых актов, внесение изменений ли дополнения в отдельные части юридического документа).

Юридические документы должны быть правильно аргументированы и составлены на основе законов логики. Знание этих законов и умение ими апеллировать является основой юридической аргументации.

Закон тождества

Обратной стороной этого закона является подмена тезисов (понятий), что возникает из-за непоследовательности в применении терминологии, неточности формулировок.

Избежать подмены тезисов можно при точной повторяемости терминов.

В тексте искового заявления использовались такие наименования ответчиков: Анна Сергеевна, Анна, гражданка, соседка. Возникает ощущение, что речь идет в исковом заявлении о разных людях.

Закон непротиворечия

Противоречивость текста является достаточно серьезной ошибкой, не только затрудняющей применение документа, но и приводящих к его оспариванию. Возникают ситуации, когда юридический документы разного уровня противоречат друг другу, когда отраслевое законодательство по-разному регулирует один и тот же вопрос. В этом случае есть основания говорить о коллизиях и искать способы разрешения возникающих противоречий. Например, нельзя в одном законе писать, что «кандидат в депутаты на период избирательной компании должен уйти с государственной должности», а в другом « кандидат в депутаты на период избирательной компании может уйти с государственной службы».

Закон исключения третьего

Он означает, что в предмете рассмотрения конкретный признак либо присутствует, либо отсутствует. Каждый автор обычно имеет собственное видение предмета и между ними необходим компромисс. Например, в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации «РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ». В части 4 этой же статьи закреплено « во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны». Непонятно, какое равенство закреплено, равенство субъектов РФ или равенство субъектов во взаимоотношениях с центром.

Кроме рассмотренных законов логики юридическая техника предполагает использование некоторых логических приемов: описание, сравнение, определение и обоснование.

Описание и сравнение.

Описании предполагает выделения существенных и несущественных признаков явлений. Этот прием используется достаточно часто, например, дает описание места происшествия изымаемых предметов внешности разыскиваемых лиц и т.д. На основании сравнения описание фактических существующих признаков противоправного деяния и признаков, содержащихся в соответствующих нормативных актах.

Определение, как логический прием следует отличать от определения, как суждения. Суждение выраженного в языке юридического документа и фиксирующего существенные признаки понятий. Например, в законах даны определения понятий преступления, «открытие». В этих случаях определение выступает не только как логический прием, но и как прием законодательной техники. Определение используется и органами, дающими официальное толкование. В этом случае они представляют собой способ техники толкования.

Обоснование предполагает поиск и формулирование оснований, подтверждающих или опровергающих суждения. Например, суд, вынося решение по делу, обязан обосновать свою позицию.

2.

Способы распознавания ловушек в юридических документах.

В самом общем виде существуют формальные и неформальные требования юридического документа.

К формальным требованиям относятся:

1. Содержание юридического документа, т.е. принятие документа в пределах компетенции и полномочным лицом, его не противоречие действующему законодательству.

2. Фома юридического документа, т.е. наименование, реквизиты и другое.

3. Структура юридического документа.

К неформальным требованиям относят:

1. Логичность и последовательность изложения.

2. Этичность изложения материала.

3.Юридический язык.

4. Правильное использование юридической или иной терминологии.

Несоблюдение формальных и неформальных требований может повлечь различные последствия. Наиболее важным последствием является признание документа незаконным, недействительным. Существует два вида незаконных юридических документов: ничтожные и оспаримые.

Абсолютно незаконные ничтожные акты признаются таковыми в силу прямого указания закона. Оспаримыми же актами считаются документы, которые в момент признания были действительными, но существует основание, позволяющее признать акты незаконными.

Оспаривание существует в официальном порядке и заключается в поиске доказательств, позволяющих признать акт незаконным. Оспаривание может привести к отмене документа, а может оставить его в силе. Выделяют два способа оспаривания:

- опротестование, принесение протеста на акты органов управления прокурорами (государственными обвинителями).

- обжалование – реализация права граждан обжаловать в суд акт, нарушающий их права и свободы.

На практике применения того или иного способа оспаривания может означать наступление различных последствий:

  1. Нарушение субъективного права человека организации.
  2. Возникновение многозначности толкования юридического документа, затруднения процесса реализации норм. В результате право, как регулятор общественных отношений не достигает своей цели.
  3. Обжалование юридического документа (возникновение потребностей разрешать споры через суд или в административном порядке).

 

 

  1. Понятие, виды и стадии регионального и местного правотворчества.

Правотворчество как деятельность по созданию новых норм права всегда осуществляется в соответствии с определенной структурой, установленной действующим законодательством РБ.

Правотворческая деятельность направлена на создание законодательных актов и подзаконных актов, в том числе производства по изданию актов управления. Каждый НПА имеет свою специфику, которым присущи процессуальные действия (стадии).

Правотворческая или законодательная инициатива представляет собой внесение предложения в соответствующий правотворческий орган о принятии нормативного акта.

Правотворческая деятельность может быть неофициальной и официальной. Как известно, круг субъектов, обладающих официальной правотворческой инициативой, как правило, определяется Конституцией РБ, уставами административно-территориальных единиц, реже иными законодательными актами.

Субъектами правотворческой инициативы чаще всего являются органы власти, в отдельных случаях их должностные органы. Реже предусматривается право правотворческой инициативы у общественных объединений, населения, органов территориально-общественного самоуправления. Субъекты, выступающие с инициативой о принятии нормативного акта, обычно предлагают и готовый проект.

Местные нормативные акты предусматривают необходимость предоставления не только текста проекта, но и целого пакета документов. В их числе:

  1. Пояснительная записка, в которой обосновывается необходимость принятия проекта, дается анализ сложившейся ситуации в рассматриваемой области действующего законодательства.
  2. Заключение финансового органа. Если реализация предлагаемого проекта связана с расходованием бюджетных средств.
  3. Расчет социально-экономических последствий после принятия документа.
  4. Предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, если таковые требуются.
  5. Ряд других документов.

Центральной, и во многом предопределяющей содержание будущего НПА является стадия обсуждения проекта нормативного документа.

Если речь идет о принятии законодательного акта, то предусматриваются несколько чтений. Как правило, на местном уровне проводится два чтения законодательного акта.

Особенностями, характеризующими разработку и обсуждение проекта нормативного акта имеет законодательство о бюджете. Этот вопрос регулируется отдельно законами и положениями о бюджете и бюджетном процессе.

Следующая стадия- это стадия принятия акта. Принятие законодательного акта осуществляется большинством ил квалифицированным большинством депутатов. При двухпалатной структуре представительно органа принятый закон направляется на одобрение верхней палаты. В соответствии с действующим законодательством, принятый закон подлежит подписанию главой государства, который обладает правом вето, т.е. может вернуть принятый документ на повторное рассмотрении депутатов.

При издании подзаконного ведомственного акта в отдельных случаях требуется дополнительное согласование или последующее утверждения.

Обнародование (опубликование). Как правило, осуществляется правотворческим органом в собственном печатном издании. Такая публикация считается официальной.

Определенную проблему составляет официальная публикация в местных органах власти.

3.

Понятие и виды стадий правотворчества. Реализация НПА (правоприменение).

Правоприменительная деятельность (применение норм права) является одной из разновидностей реализации правовых норм, т.е. воплощение правовой нормы в жизнь.

Правоприменитель вмешивается в естественный ход реализации норм права в следующих случаях:

  1. Наличие спора о правах и обязанностях сторон.
  2. Необходимость определения начала или окончания чьих-либо прав или обязанностей.
  3. Необходимость осуществления контроля за правильностью приобретения прав и возложенных обязанностей.

Правоприменение осуществляется различными органами государственной власти. Применяются разные процедуры, реализующиеся в зависимости от цели. По этим признакам выделяют три основных типа правоприменения.

Судебный тип правоприменения.

Субъектом применения является суд не находящийся в каких-либо служебных ил организационных отношениях с заявителем. Судья лично в решении не заинтересован. Заинтересованность в принятом решении проявляют другие субъекты процесса.

Суд рассматривает дело в соответствии с подсудностью, вытекающей из характера дела. Деятельность суда строго регламентирована процессуальными кодексам и иными законодательными актами РБ. Применение состоит в установлении правовых последствий, вытекающих из установления фактов и норм. Свобода усмотрения суда минимальна. Решение в данном случае выносится индивидуально.

Управленческий тип правоприменения.

Субъект правоприменении находится в служебном или организационном отношении с адресатом решения. Субъект правоприменения лично заинтересован в вынесении решения, что вытекает из его служебного положения. Компетенция правоприменителя лежит в основе возможности рассмотрения конкретного дела. Само же решение выступает как средство оперативного управления. Свобода усмотрения весьма значительна. Решение может относиться к единичным субъектам или к целой группе лиц.

Административный тип правоприменения.

Субъект правоприменения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. В качестве адресата может выступать как гражданин, так и организация. Рассмотрении дел регулируется законодательными и подзаконными актами. Решение применяется в случае конфликтов, жалоб, споров. Свобода усмотрения может быть различна в зависимости от характера дела. Решение служит средством осуществления функции государства в отношении граждан и организаций.

Каждый тип правоприменения имеет свои особенности. Однако можно выделить общую последовательность действий в ходе правоприменения. Совокупность таких действий характеризуется определенной последовательностью и логической завершенностью и называется стадиями правоприменения.

Выделяют следующие стадии правоприменения:

  1. Установление фактических обстоятельств (сбор информации о фактических обстоятельствах). На этой стадии проводится выяснение объективной фактической истины. Иными словами, устанавливаются факты, имеющие значение для решения конкретного дела. Выявляются юридические факты. Факты, установленные на этой стадии отвечают требованиям относимости, полноты и доказанности. Относимость фактов означает необходимость выявления из всего массива имеющихся фактов тех обстоятельств, которые имеют отношение к конкретному делу. Доказательственная деятельность представляет значительный объем работы, который не всегда осуществляется правоприменителем в полной мере и обычно сводится к следующим действиям: обнаружение доказательств, сбор и фиксация (оформление) доказательств, определение достаточности доказательств для подтверждения фактов, которые будут положены в основу принимаемого решения.
  2. Установление юридических основ дела. На этой стадии выявляются нормы, подлежащие применению. При этом важно сопоставить фактические и нормативные основания. Это позволяет произвести юридическую квалификацию, т.е. оценить факты на основе норм права, закрепленных действующим законодательством. Если нормативные и фактические основания не совпадают, то к решению дела необходимо применить другие подходы (возможна переквалификация дела, восполнение пробелов в праве с использованием аналогии права или аналогии закона).

 

ЮРИДИЧЕСКИЕ АКТЫ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

  1. Общие положения о дефиниции юридических актов.

Юридический документ – материальный носитель правовой информации. Как правило, юридические документы представляют собой тексты, существующие на бумажном носители. Юридические документы (ЮД) сопутствуют всем стадиям правового регулирования. Более четкому пониманию их сути способствует правовая классификация. Основания данной классификации различны. А именно:

  1. В зависимости от характера правовой информации все ЮД можно разделить на:

- нормативные документы.

- документы, содержащие решения индивидуального характера.

- деньги и ценные бумаги.

- документы, фиксирующие факты, доказательства.

2. По структуре и правовому характеру:

- нормативные акты.

- акты правоприменения.

- договора.

- иные юридические документы.

Каждая группа ЮД имеет свои особенности, в частности отличается по порядку оформления, хранения, законной выдаче данных документов, подлинности, не зависимо от сферы применения.

2.

Нормативные акты.

НА – это односторонний гласный ЮД, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на неоднократное использование и регулирующий типовые повторяющиеся отношения.

Нормативные акты, как на республиканском, так и на местом уровнях принимаются представительными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. По юридической силе НА можно разделить на законодательные и подзаконные. К подзаконным актам относятся некоторые акты исполнительных и представительных органов публичной власти.

Законодательные акты представляют собой НПА высшей юридической силы, принимаемые в порядке представленном высшими органами государственной власти и регулирующие наиболее важные вопросы общественной жизни. К законодательным актам следует относить Конституцию РБ, законы.

В некоторых административно-территориальных единицах приемлемо использовать региональные законодательные акты.

Иные акты представительных и исполнительных органов государственной власти.

Наименования актов представительных и исполнительных органов государственной власти закрепляются в конституциях стран применения. Процедура их принятия, основные требования, предъявляемые к содержанию, как правило, регулируются законами РБ, регламентами соответствующего органа.

Регламент представительного органа государственной власти принят практически во всех государственных организациях.

Иные акты органов местного самоуправления. Данные акты принимаются представительными и исполнительными органами местного самоуправления. Следует отметить, что представительные органы местного самоуправления не вправе принимать закон. Содержание и структура актов органов местного самоуправления также имеет свои особенности:

  1. Правильно выбранный круг общественных отношений.
  2. Определена цель правового воздействия.
  3. Своевременно разработана правовая норма.
  4. Установлена форма НПА.

Правильный выбор круга общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, определяется предметом НПА. Например, в РБ в определенных административно-территориальных единицах принимаются отдельные акты применения:

О выборах депутатов представительных органов, о взыскании налогов и другое.

С точки зрения юридической техники считается оправданным подход о создании местными исполнительными распорядительными органами необходимых актов применения. Регулирующих правоотношения на конкретной территории. Это позволяет избежать пробелы и коллизии правоприменения. Данные акты не должны противоречить законодательным актам РБ.

3.

Акты правоприменения.

К актам правоприменения обычно относятся решения суда или органов государственной власти и местного самоуправления по конкретным правовым вопросам или спорам, постановления правоохранительных органов о признании прав либо наложения мер ответственности.

Правоприменительный акт конкретизирует норму права в связи с индивидуальными ситуациями, отношениями. Права и обязанности адресатов в правоприменительном акте указываются точно и определенно. Такой акт является не только для его адресата, но и для других субъектов, которые обязаны его исполнять или учитывать его юридическое значение. Для того. Чтобы правильно использовать основные приемы юридической техники необходимо уяснить своеобразие юридической природы правоприменительных актов в целом.

Акты правоприменения:

- издаются только органами публичной власти в пределах своей компетенции.

- предназначены для реализации существующих норм права и поэтому не могут создаваться новые правовые предписания.

- воплощают результат деятельности органов публичной власти по разрешению конкретного правового вопроса или спора.

- адресаты являются проводником в реализации конкретной нормы права.

- адресованы определенным субъектам права.

- рассчитаны на однократное использование.

Некоторые особенности создания актов правоприменения.

Простота оформления данных юридических документов обусловлена возможностью использования типовых бланков установленной формы. Более существенной особенностью актов правоприменения является сложность в их разработке. Это связано, во-первых с необходимостью учитывать значительное число законодательных требований по оформлению, а во-вторых с тем, что в ограниченном по размеру правоприменительном акте нужно разместить обширную информацию о существе дела, нормативной основе и результатах деятельности государственного органа.

Основные требования, предъявляемые к оформлению отдельных видов правоприменительных актов содержатся в специальном законодательстве. Например. Форма судебного решения предусматривается в гражданском процессуальном кодексе РБ. На соблюдение общих и специальных требований к форме и содержанию актов применения права влечет их недействительность. По структуре акты правоприменения могут быть простыми, например, приказ о назначении, либо сложными, например, судебное решение.

В тексте судебных решений не допускаются какие-либо сокращения. Наименование суда, как правило, означает и место вынесения решения. Но если дело рассматривалось на выездной сессии, то должен быть точно указан адрес и помещение, в котором проходило слушание дела. Большинство требований к юридической технике, предъявляемых к стилю и языку НА, применяются и к актам правоприменения.

4.

Договор.

По своей юридической природе договор представляет собой добровольное соглашение равноправных сторон.

Различают договоры нормативные и ненормативные.

К первым относятся договоры о разграничении предмета ведения и полномочий между РБ и ее административно-территориальными единицами.

В отличие от нормативных, ненормативные договора не содержат новых норм права. К ненормативным, например, относятся все договора по обороту товаров, работ, услуг. В том числе трудовые соглашения и другое.

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

1.

Деятельность учреждения организаций, предприятия отражается в различных документах, которые взаимосвязаны и составляют систему документации приемлемой к определенной сфере. Можно назвать множество системных документаций, которые классифицируются по различным признакам. Таким как, территориальным, функциональным, а также уровней управлений. Выделяют функциональные системы документаций. К ним относят организационно-распорядительные, плановые, отчетно-статистические и другие, т.е. присущие всем органам управления. Система документаций, отражающая деятельность органов отраслевого управления (ведомств и министерств) принято считать отраслевым. У нас в стране в связи с развитием автоматизации управленческих процессов разработаны унифицированные системы документаций. Определение, назначение, состав УСД устанавливается стандартно.

Унифицированная система документаций – это система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности. Унифицированные формы документов разрабатываются и утверждаются министерствами и ведомствами. Они обязательны для применения во всех учреждениях, организациях, предприятиях не зависимо от формы собственности. Министерство здравоохранения разрабатывает медицинские документы (справки), государственный комитет по статистике разрабатывает форму первичной учетной и отчетной документации и другое.

УСД устанавливает общественный классификатор унифицированной документации.

2.

Организационно-распорядительная документация. Понятие и виды.

Среди большого разнообразия документов предприятий и организаций, входящих в перечисленные группы, организационно-распорядительная управленческая документация занимает центральное место. ОРД входит в состав других, так называем специальных, систем (кадровой, бухгалтерской документации и др.).

Организационные документы реализуют нормы административного и гражданского права. Являются правовой основой деятельности учреждения и строго обязательны для исполнения. Эти документы проходят обязательную процедуру утверждения непосредственно руководителем с проставлением грифа утверждения или распорядительным документом (постановлением, решением, приказом), в том числе заседанием коллегиального органа и действует до утверждения нового.

В случае реорганизации деятельности учреждения разрабатываются новые организационные документы.

Виды организационно-распорядительных документов:

  1. Устав – это правовой акт, определяющий порядок образования, компетенцию организации, ее функции, задачи, порядок работы. Содержание устава в соответствии с законодательством РБ должно включать:

- наименование учреждения (организации, предприятия), его вид.

- место нахождения (почтовый адрес).

- предмет и цель деятельности.

- порядок образования имущества.

- порядок распределения прибыли.

- порядок образования учреждения.

- порядок управления и прекращения деятельности.

- органы управления.

В зависимости от вида организации в устав могут быть добавлены и другие сведения:

- для банков – перечень проводимых банком операций и его функций.

- для акционерных обществ – сведения о категориях выпускаемых акций, условия их приобретения, размер долей каждого участника.

2. Положения – это правовой акт, определяющий порядок образования, правовое положение, права и обязанности, организацию работы учреждения, структурного подразделения.

Положения могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и используются при разработке индивидуальных. Различаются положения об организациях, о структурных подразделениях, о коллегиальных и совещательных органах, положения о временных органах: совещания, комиссии и советы.

Индивидуальные: структура текста положения и его формуляр унифицированы в законодательстве РБ. Положения оформляются на общем бланке организации с указанием реквизитов: наименование организации, структурного подразделения, вид документа, а также дата, регистрационный номер, гриф утверждения, место издания, заголовок к тексту, сам текст, подпись, гриф согласования и виза.

Положение подписывается должностными лицами, которые являются непосредственно разработчиками данного документа (например, начальник структурного подразделения), визирует юридическая служба, а утверждается руководителем.

Положение вступает в силу с момента утверждения.

3.Инструкция – это правовой акт, содержащий правила, регулирующий организационные, научно – технические, технологические, финансовые и иные стороны деятельности учреждений, организаций предприятий, в том числе и должностных лиц.

Инструкцию издаются в целях разъяснения применения законодательных актов, распорядительных документов по введению в конкретную отрасль (бухгалтерской, отчетной). Инструкция оформляется на общем бланке организации и должна содержать реквизиты: наименование организации, наименование вида документа, дата, место издания, заголовок к тесту, текст, подпись, гриф утверждения. Текст инструкции разбивается на разделы такие, как: общие положения, должностные обязанности, права, ответственность, взаимоотношения.

4.Штатное расписание – это документ, закрепляющий должностной и численный состав предприятия, указывающий фонд заработной платы. Форма штатного расписания также входит в унифицированную систему документаций и оформляется на общем бланке организации с указанием реквизитов. Текст оформляется в виде таблицы. Указывается перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладов, надбавок и месячном фонде заработной платы. Штатное расписание визирует бухгалтер, юрист, подписывает начальник отдела кадров или заместитель руководителя, а утверждает руководитель организации, подпись которого заверяется печатью.

5. Структура и штатная численность – это документ, который закрепляет наименование всех структурных подразделений, должностей и количества штатных единиц каждой должности организации.

Оформляется данный документ на общем бланке предприятий с указанием реквизита.

 








Date: 2015-05-09; view: 1301; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.029 sec.) - Пожаловаться на публикацию