Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юридическая техника. Понятие. Виды. Особенности





1.Общие понятия и значение юридической техники.

Юридическую технику в широком смысле можно определить как совокупность средств и методов по средствам которых цели, намечаемые и преследуемые государственными органами гражданского общества укладываются в русла правовых норм и достигаются путем действенного исполнения этих норм.

Юридическая техника в узком смысле ограничивается вопросами, определяющими или уточняющими условия использования языка права и структуры юридического рассуждения путем различных технических приемов, средств и правил. Можно выделить основные аспекты юридической техники:

Совокупность средств (юридической конструкции, юридической терминологии) и приемов (приемы изложения юридических норм, система отсылок и т.д.) технического порядка. Правила наиболее рационального составления и правильного изложения правовых норм. Таким образом, под юридической техникой понимается совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации юридических документов в целях достижения их ясности, понятности и эффективности.

Объектом юридической техники является текс юридического документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия НПА.

Юридическая техника должна отвечать следующим основным требованиям:

  1. Регулирование соответствующих сфер отношений в достаточно полном объеме.
  2. Конкретность регулирования, недопустимость декларативности.
  3. Логичное изложение материала. Связь нормативных предписаний между собой.
  4. Правильное использование юридических конструкций.
  5. Оправданное использование тех или иных способов изложения элементов правовых норм.
  6. Нецелесообразность, повторение положений, изложенных в НПА органов власти, вышестоящего органа.
  7. Точность и определенность применяемой юридической формы: формулировок, выражений, отдельных терминов.
  8. Ясность и доступность языка как адресата при изложении документов.
  9. Использование апробированных устоявшихся терминов и выражений, имеющих широкое применение.
  10. Максимальная экономичность, оптимальная емкость, компактность формулировок.
  11. Системность построения документов: цельность, внутренняя связь, взаимозависимость всех частей, логичная последовательность изложения.
  12. Унификация. Единообразие формы и структуры юридического документа, способов изложения правовых предписаний.

 

2. Юридическая техника документального выражения. Содержание правового акта.

Общие положения

Одним из важных средств юридической техники является распределение нормативного материала внутри акта (документа) в определенном порядке.

Некоторые рекомендации по правилам использования юридической техники:

  1. Правильное и полное использование юридических конструкций.

Юридическая конструкция рассматривается как способ сочетания прав, обязанностей, ответственности, льгот, поощрений, запретов и т.д. в тексте юридического документа. В качестве специального компонента в его тексте должны быть в необходимых случаях и специально правовые средства, обеспечивающие соблюдение документа.

Юридическая конструкция - это своеобразное модельное построение прав, обязанностей, ответственности, их типовые схемы в юридическом материале (например, в гражданском праве принцип презумпции вины, в у-п праве презумпции невиновности).

  1. Использование правовых фикций.

Использование правовых фикций – это несуществующее положение, признанное законодателем существующим и ставшим в силу этого общеобязательным. Необходимость фикций обусловлена тем, что они вносят четкость и определенность в регулировании общественных отношений в правовом положении личности.

  1. Единство и внутренняя логика нормативного документа.

Материал в нормативном документе должен быть согласован во всех частях и расположен в логической последовательности. Нормативные документы не только не должны иметь каких-либо противоречий, но и быть едиными с точки зрения используемых в них средств юридической техники (нормативное изложение, юридические конструкции, терминология).

Кроме того нормативный документ нуждается во внешнем единстве, что выражается, например, в единой нумерации статей.

  1. Обеспечение необходимого удобства в использовании нормативного документа.

В нормативных документах следует избегать примечаний к статьям, особое внимание следует уделять заголовкам, названиям разделов, глав, статей.

5. Доступность и убедительность правовых актов.

Это предполагает максимальную простоту и понятность языка документа. Большое значение имеет правильное употребление союзов, знаков препинания, сравнений, образных выражений и др. Вместе с тем стиль изложения должен обеспечить предельную убедительность содержащихся в нем предписаний.

Реквизиты юридического документа

Официальный характер юридического документа обуславливает необходимость его оформления в строго определенной заранее унифицированной форме, наличие соответствующих реквизитов, в том числе четко определенных структурных частей.

В настоящее время не выработаны единые требования ко всем типам юридического документа. Однако можно назвать следующие обязательные реквизиты любого юридического документа: наименование документа, наименование принявшего документ органа или лица, заголовок – название документа, дата и порядковый номер документа, фамилия и должность подписавшего, печать и бланк

Наименование документа.

Каждый орган или должностное лицо может принимать строго определенный вид юридических документов. Возможные наименования документов конкретного органа или должностного лица закрепляется в соответствующих положениях, регулирующих его деятельность. Неправильное определение наименования юридического документа может повлечь недействительность.

Наименование органа или лица, принявшего (издавшего) документ.

Имеет большое значение особенно если документ оформлен не на бланке. Отсутствие этого реквизита является основанием к признанию некоторых актов незаконными (КоАП: когда составляется постановление органа, который ведет дело, если нет наименования данного органа, то есть основание обжаловать постановление, т.к. нет определенного реквизита).

Заголовок.

Заголовок дат указание на предмет регулирования юридического документа и во многом определяет сферу его действия. С заголовка начинается ознакомление с содержанием документа. Заголовок документа является необходимым элементом учета и систематизации законодательства. Заголовок должен быть максимально коротким и точным. Целесообразно чтобы заголовки имели не только юридические документы, но и их составные части, разделы, главы, статьи.

 

 

Date: 2015-05-09; view: 1648; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию