Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Размещение машиностроения





При размещении отраслей машиностроения учитывают следующие факторы: сложность продукции; ее металлоемкость и трудоемкость; массовость продукции и потребление ее в различных районах страны; возможность развивать специализацию, в том числе подетальную и технологическую; сравнительную транспортабельность исходных материалов и готовой продукции; возможность группового размещения предприятий, создания их комплексов.

При организации машиностроительного комплекса предприятия группируются либо на основе связи производства данного вида продукции с рядом производств подетальней и технологической специализации («АвтоЗИЛ», тракторные, комплексы, комплексы сельскохозяйственного машиностроения), либо при наличии общей заготовительной базы или смежных производств.

По тенденциям в размещении предприятий отрасли машиностроения могут быть объединены в несколько групп:

- отрасли, характеризующиеся высокой металлоемкостью, малой трудоемкостью продукции, выпускаемой небольшими сериями или в единичных экземплярах (подъемно-транспортное, металлургическое, энергетическое машиностроение); предприятия таких отраслей целесообразно размещать в районах металлургических баз;

- отрасли, характеризующиеся средней металлоемкостью, невысокой трудоемкостью и транспортабельностью готовой продукции при больших объемах ее выпуска (производство оборудования для нефтяной, химической промышленности, строительных, дорожных, сельскохозяйственных машин); предприятия этих отраслей должны размещаться, как правило, в районах потребления продукции;

- отрасли, выпускающие массовую продукцию с высокой трудоемкостью и фондоемкостью (автомобиле- и тракторостроение, дизелестроение, оборудование для легкой и пищевой, полиграфической промышленности); предприятия таких отраслей обычно размещаются в центрах машиностроительной промышленности с наличием квалифицированных кадров;

- отрасли точного машиностроения, для которых характерны очень высокая трудоемкость, малая металлоемкость, повышенная фондоемкость (радиотехническая и электронная промышленность, приборостроение, некоторые производства электропромышленности); предприятия этих отраслей размещаются в районах высокой технической культуры, имеющих высококвалифицированные кадры, экспериментальные базы, научно-исследовательские институты.

Отдельные производства внутри отраслей могут иметь особенности в размещении. Так, сборочные предприятия целесообразно размещать в районах потребления их продукции, централизованные заготовительные производства — в районах, близких к источникам сырья, комплектующие производства — в районах, обеспеченных трудовыми ресурсами, с учетом расположения соответствующих машиностроительных производств. Предприятия по ремонту металлических изделий, сварных конструкций, которые характеризуются низкой трудоемкостью, фондоемкостью, электро- и энергоемкостью, сравнительно невысокой технической культурой производства, размещаются повсеместно.

Экономическое обоснование размещения промышленных предприятий сводится к выбору района и места строительства и определению эффективности осуществления принимаемого варианта.

При решении вопроса о строительстве нового промышленного предприятия должны быть разработаны:

- балансовые расчеты производства и потребления тех видов продукции, которые будут выпускаться проектируемыми производствами, с расчетом по использованию мощностей всех действующих и намечаемых к строительству предприятий;

- зона сбыта продукции проектируемых производств;

- потребность в различных сырьевых, энергетических и других ресурсах и их запасах в районах строительства;

- проектные мощности и специализация предприятий;

- возможности кооперирования и комбинирования с другими предприятиями;

- потребность в рабочей силе и пути ее удовлетворения;

- развитие транспортной сети в районе строительстве предприятия;

- примерная стоимость строительства с учетом капвложений в смежные отрасли народного хозяйства;

- ориентировочные расчеты себестоимости продукции в месте производства и в районах потребления.

Выбор места (площадки) для строительства крупного предприятия, а тем более промышленного комбината или комплекса относится к весьма сложным проектным вопросам, требующим специальных изыскании и многовариантных расчетов. При выборе, например, мест для размещения Волжского и Камского автомобильных заводов рассматривалось и сравнивалось свыше 70 площадок в различных районах страны.

В качестве района размещения промышленного предприятия, в зависимости от характера продукции и перерабатываемого сырья, принимается крупный экономический район или административно-экономический район (край, область, республика).

Размещение отдельных предприятий внутри экономического района или даже в пределах более малых территориально-производственных комплексов может быть рациональным только при условии их взаимной увязки друг с другом.

Оптимальное размещение комплекса предприятий на общей территории обеспечивает рациональную территориальную организацию общественного производства в целом и приводит к созданию территориально-производственных комплексов разных типов и размеров, обеспечивающих крупный экономический эффект, поскольку они способствуют уменьшению капитальных затрат и себестоимости продукции.

Расчеты показывают, что при групповой застройке по сравнению с условиями возведения обособленных предприятий площадь застраиваемой территории сокращается примерно на 10 %, протяженность коммуникаций уменьшается на 20, затраты на общие объекты сокращаются на 20 %. Но для обоснования эффективности этого сочетания и выбора оптимальных размеров и структур такого сочетания применительно к условиям той или иной территории необходимо предварительно определить рациональность размещения каждого из этих предприятий в отдельности, а затем эффективность их совместного размещения в комплексе.

Развитие существующих и формирование новых территориально-производственных комплексов требует строгой координации органов управления народным хозяйством различных уровней, а также детальной разработки генеральных схем, в которых должны научно обосновываться структура комплекса, сроки их формирования в увязке с общегосударственным планом развития и размещения промышленности.

Учеными разработаны принципиальные положения методики определения экономической эффективности размещения предприятий. В качестве основного критерия экономической эффективности размещения новых промышленных предприятий принимается максимальное повышение эффективности общественного труда за счет рационального использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов в процессе производства и доставки продукции потребителю. В методическом отношении этот критерий наиболее полно выражается в показателе сравнительной экономической эффективности — минимуме приведенных затрат.

Экономическая эффективность размещения новых предприятий определяется на основе народнохозяйственной оценки взаимодействующих факторов, при которой учитываются затраты и экономия труда по всем отраслям, непосредственно сопряженным со строительством и эксплуатацией размещаемого промышленного объекта.

Для оценки сырьевого фактора и регионального потребления продукции новых промышленных объектов используется метод зонирования. Для построения рациональной зоны потребления данного вида продукции соизмеряются себестоимость производства единицы продукции и удельные капиталовложения в сравниваемых районах или пунктах производства, а также издержки на транспортировку продукции к местам потребления. Пункты одинаковых суммарных издержек образуют границы зоны рационального распространения одноименной продукции, производимой в каждом из сравниваемых районов.

Размещение крупных промышленных объектов определяется на основе анализа вариантов возможных пунктов строительства в рассматриваемых районах будущего размещения. Метод сравнительной вариантной оценки требует качественного анализа и количественной оценки каждого варианта. Качественный анализ позволяет выявить существо конкретной хозяйственной ситуации и сформулировать постановку задачи размещения производства. Количественная оценка каждого из вариантов дается на основе экономико-математического моделирования.

Сравнительная экономическая эффективность размещения предприятий определяется применительно к вариантам, сопоставимым по конечному полезному народнохозяйственному эффекту, при технических решениях, наиболее полно отвечающих природным и экономическим условиям районов размещения.

Основными показателями, позволяющими оценить эффективность размещения комплекса, комбината, предприятия, являются капитальные вложения, уровень себестоимости продукции, приведенные затраты.

Общая величина капитальных вложений по вариантам размещения может быть исчислена по формуле:

где Кос.ф — прямые затраты на создание основных фондов;

Коб.ф — то же, на образование оборотных фондов;

Ксопр — капитальные вложения в сопряженные отрасли;

Ктр — то же, в развитие транспорта;

Кнепр — то же, на создание непроизводственных основных фондов;

Кпт — затраты на возмещение потерь, вызываемых строительством.

При сравнении возможных вариантов размещения производства рассматриваются только взаимозаменяемые варианты, обеспечивающие одинаковые объемы, виды и качество продукции.

Сроки строительства и освоения мощностей по районам страны значительно различаются, поэтому в анализе эффективности капитальных вложений учитывается разрыв во времени между осуществлением капитальных вложений и получением эффекта.

Методы оценки себестоимости промышленной продукции на новых предприятиях исходят из народнохозяйственного подхода, позволяющего исчислять полную себестоимость продукции в районах ее потребления и учесть основные зависимости от конкретных природных и экономических условий в районах размещения нового производства, а также себестоимость продукции в районах ее доставки потребителям.

Полная (народнохозяйственная) себестоимость промышленной продукции рассчитывается по следующей формуле:

где Снх — себестоимость продукции у потребителя с учетом реальных особенностей ее производства и транспортировки;

Спост — «условно-постоянная» часть затрат, не зависящая от района размещения;

Спер — «условно-переменные» затраты, исчисленные с учетом региональных условий развития сырьевой, топливно-энергетической базы, оценки водных ресурсов, отвода промышленных стоков, территориальных различий стоимости строительства, региональных особенностей трудовых ресурсов и др.;

Стр — затраты па транспортировку готовой продукции к потребителям с учетом полной себестоимости перевозок и особенностей транспортировки между районами производства и потребления.

Указанные выше методы оценки капитальных вложений и себестоимости позволяют подойти к выявлению народнохозяйственных затрат при сравнении вариантов размещения производства. При условии однородности показателей затрат сравниваемые варианты различаются обычно по уровню капитальных вложений и эксплуатационных издержек. Для выявления экономической эффективности в расчетах определяется минимум приведенных затрат, которые отражают показатели капитальных вложений и себестоимости продукции при установленном нормативном коэффициенте эффективности.

Народнохозяйственный эффект, исчисляемый на основе приведенных затрат, определяется по формуле:

где Пэ — приведенные затраты по сравниваемому объекту;

С — себестоимость продукции у потребителя по каждому сравниваемому варианту;

К— капитальные вложения с учетом сопряжения затрат по сравниваемым вариантам;

Ен — нормативный коэффициент эффективности капиталовложений.

Минимум приведенных затрат указывает на эффективность того или иного варианта размещения производства при прочих равных условиях. Если сравниваемые варианты размещения производства более или менее равны по результатам расчета приведенных затрат, принимаются во внимание перспективные социально-экономические задачи, которые решаются в том или ином варианте.

Задача выбора оптимального варианта размещения, как многовариантная задача, наиболее успешно может быть решена методами математического программирования (линейного или динамичного) с применением электронных вычислительных машин. Указанные методы основаны на нахождении максимума или минимума (экстремума) целевой функции при соответствующих ограничениях.

Для выбора размещения однопродуктовых отраслей и предприятий обычно используются модели транспортной задачи, решаемой методами линейного программирования.

Оптимальным вариантом развития и размещения производства является такой вариант строительства новых и расширения действующих предприятий, выбор объема и ассортимента выпускаемой и реализуемой продукции и применяемой технологии производства, а также перевозок и использования продукции, при котором в течение некоторого периода выполняются необходимые условия деятельности системы, а значение целевой функции достигает экстремума.

 

Литература:

1. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2002.

2. Бандман М.К. Территориально-производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований. - Новосибирск: Наука, 1980.

3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2000

 


[1] Штандорт (немец. - standort) – местоположение.

[2] Ленин В.И. Развитие капитализма в России. – М.: _________, ____.

[3] Ленин В.И. Развитие капитализма в России. – М.: _________, ____.

[4] Ленин В.И. Развитие капитализма в России. – М.: _________, ____.

[5] Ленин В.И. Развитие капитализма в России. – М.: _________, ____.

[6] План ГОЭЛРО. – М.: _________, 1955.

[7] Вопросы экономического районирования СССР. – М.: _________, 1957.

[8] Вопросы экономического районирования СССР. – М.: _________, 1957.

[9] Вопросы экономического районирования СССР. – М.: _________, 1957.

[10] Краткий курс экономической географии: Вып. 1: Общие понятия. Очерк мирового хозяйства: Учеб. пособие для совпартшкол и рабфаков. – М.-Л.: Гиз, 1928; Краткий курс экономической географии: Вып. 2: Общий обзор СССР в целом. Обзор по экономическим районам: Учебное пособие для совпартшкол и рабфаков. – М.-Л.: Гиз, 1928.

[11] Конотопов М.В. История экономики России: учебник / М.В. Конотопов, С.И. Сметанин. – М.: КНОРУС, 2008.

[12] ГОЭЛРО // Большая советская энциклопедия. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1975.

Date: 2015-05-09; view: 1474; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию