Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пути повышения прибыли 3 pageДопустим, предпринимателю принадлежит завод шарикоподшипников стоимостью 8 млрд. руб. При этом на предприятии используется 40 тыс. чел.-час. труда и 1200 т высоколегированной стали для производства 100 тыс. штук подшипников в месяц. Для производства и продажи этих подшипников предприятию необходим основной капитал-завод, построенный за 8 млрд. руб., обеспечивающий ежемесячную прибыль в размере 60 млн. руб. Необходимо обосновать, достаточна ли эта прибыль для покрытия издержек на строительство завода в размере 8 млрд. руб., который будет работать 20 лет. Для этого следует оценить стоимость сегодняшних 60 млн. руб. в месяц через 20 лет. Если данная стоимость превышает 8 млрд. руб., то капитальные вложения являются прибыльными. Действительно, через 20 лет прибыль составит 60 х 20 х 12 = 14,4 млрд. руб. Таким образом, строительство завода является целесообразным. Однако возникает другой вопрос. Будет ли сегодняшняя прибыль в размере 60 млн. руб. в месяц через 20 лет соответствовать реальной сумме. Нет не будет. Это объясняется тем, что эти деньги сегодня могут быть вложены в ценные бумаги, облигации или банковский депозит, и предприниматель может иметь больше денег в будущем. Отсюда, через 20 лет полученные 14,4 млрд. руб. будут иметь реальную стоимость меньше, чем сегодня. Учитывая вышесказанное, можно ли считать такое капиталовложение удачным? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо определить, какую сумму следует вложить в строительство завода сейчас, чтобы через определенный период времени его эксплуатации получить доход в будущем. В мировой практике такие расчеты называют дисконтированием будущего дохода, а первоначальную сумму, которую необходимо вложить в строительство завода сегодня, чтобы через определенный период его эксплуатации иметь доход, называют дисконтированной или текущей стоимостью. Таким образом, какую сумму необходимо поместить в банк вкладчику, чтобы получить 8 млрд. руб. Зная процентную ставку, вкладчик должен внести в банк "а" руб. и через год он получит с учетом 5% годовых а(1 + 0,05)= 8 млрд. руб. Отсюда, сумма первоначального вклада составит a=7,62 (млрд. руб.) Эта сумма и есть дисконтированная величина 8 млрд. руб. Дисконтированная стоимость зависит от процентной ставки. Например, если процентная ставка составит 10%, то дисконтируемая величина 8 млрд. руб. при вкладе на один год равна: А= 8/(1+0,1) = 7,28 млрд. руб. Чтобы получить 8 млрд. руб. через два года при 5% годовых, вкладчик должен вложить основной капитал в сумме К = 8/(1+0,05)2= 7,26 млрд. руб. следовательно, дисконтированная стоимость (ДС) любой суммы "а" через определенный период времени при процентной ставке (Ст) будет равна ДС = а/(1+Ст)t Из формулы (1) следует, что дисконтированная стоимость какой-то суммы будет ниже, чем больше период, через который вкладчик намерен получить сумму "а" и чем выше процентная ставка. Допустим вкладчик намерен получать из года в год какой-то фиксированный доход в течение значительного периода времени. В этом случае вкладчику необходимо знать первоначальный вклад, обеспечивающий ежегодный доход "а", допустим равный 8 млрд. руб. Если процентная ставка равна Ст, то дисконтированная стоимость (первоначальный вклад) можно определить по формуле: ДС=а/Ст Первоначальный вклад при процентной ставке 5% для получения ежегодно 8 млрд. руб. составит: ДС =8/0,05 = 160 млрд. руб. Рассмотрим оценку будущих доходов на примере. В таблице 3.6.2 даны два вида дохода. Доход первый равен 4000 руб. При этом 2000 руб. выплачивается в текущем году, и 2000 руб. — через год. Доход второй составляет 4400 руб. — 400 руб. выплачивается теперь, 2000 руб. — через год и еще 2000 руб. через два года. Выбор более предпочтительного дохода будет зависеть от величины ставки процента. Рассчитаем дисконтированную величину этих доходов Путем вычитания и складывания дисконтированных велика Каждого года выплат: ДС первого дохода 2000 + 2000/(1 + Ст), ДС второго дохода 400 +2000/(1+Ст) + 2000/(1+Ст)2 Дисконтированная величина обоих доходов при ставках. 5, 10, 15 и 20% приведена в табл. 3.6.3. При ставке меньше 10% доход второй предпочтительнее первого. При ставке больше 15% доход первый предпочтительнее второго. Это объясняется тем, что хотя сумма первого дохода меньше, она выплачивается быстрее. Таблица 3.в.2 Дисконтированный доход
Таблица 3.6.3 Размер дисконтированного дохода при различных ставках процента
39 Лизинг Проблема обновления капитала, особенно машин и оборудования, имеющих высокий уровень физического и морального износа, является первостепенной задачей. Быстрое обновление капитала позволит создать условия для производства высококачественной и конкурентной продукции. Одним из стимулов ускорения обновления оборудования и обеспечения необходимого технического уровня производства является лизинг физического капитала, который обеспечивает потребителям широкий доступ к передовой технике и технологии в условиях их быстрого морального старения. Лизинг — это сдача в аренду на длительный срок машин, оборудования, транспортных средств, вычислительной техники, зданий, сооружений и другого движимого и недвижимого имущества. При лизинговых операциях объектом ссуды являются средства труда. Лизинговые операции обычно осуществляются специализированными компаниями. Целью лизинга является содействие развитию научно-технического прогресса, развитие материально-технической базы предприятий, их технического перевооружения, расширение кооперации между отечественными и зарубежными предприятиями. Лизинг не вытесняет традиционные формы финансирования и кредитования физического капитала и является их дополнением. Для кредитора (лизинговой компании) лизинговые операции являются источником получения доходов в виде арендной платы. По сравнению с обычными формами финансирования и кредитования арендатору — лизинг обеспечивает следующие преимущества: избежать потерь, связанных с моральным старением машин и оборудования, использовать новейшие достижения научно-технического прогресса, сохраняет ликвидность баланса. Приобретение машин и оборудования за счет обычного банковского кредита ведет к увеличению обязательств арендатора (уменьшению ликвидности), что практически отсутствует при лизинге. Кроме этого банковская ссуда не возмещает полностью всех затрат на приобретение машин и оборудования, а лизинг обеспечивает стопроцентное покрытие этих расходов. Различают следующие виды лизинга: оперативный, недвижимый, финансовый, международный в др. Оперативный лизинг — это договор аренды на срок, меньший периоду полной амортизации физического капитала. Лизинг недвижимости характеризуется передачей в аренду целевых объектов (зданий, сооружений и др.) на 15—20 лет. После истечения этого периода времени объекты могут быть переданы арендатору. Финансовый лизинг — это лизинг специальных компаний, которые не являются производителями продукции, а по поручению предприятия-арендатора покупают средства труда у предприятия-изготовителя за счет собственных средств или кредита банка. По истечении срока арендатор может купить арендуемые ценности по остаточной стоимости. Международный лизинг — характеризуется тем, что арендаторы пользуются льготами страны-арендодателя в виде низких арендных ставок. Сформировался и быстро развивается мировой рынок лизинговых услуг.
40. Понятие качества
Понятие «качество» определено стандартом ИСО 8402-94 как «совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, относящихся к его способности выполнять установленные и предполагаемые потребности». Качество формируется с помощью техники на основе соответствующего образа мышления. Другая формулировка понятия «качество» базируется на нескольких различных точках зрения, с помощью которых можно отразить всю многоаспектность этого понятия. 1.С точки зрения объективной оценки свойств продукта качество может быть точно измерено. 2. С точки зрения покупателя качество продукта определяется в большей мере субъективной оценкой потребителя и в меньшей мере — характеристиками самого продукта. 3. С точки зрения производственного процесса качество — это соблюдение спецификаций, и каждое отклонение от них ведет к снижению качества. 4. С точки зрения соотношения цены и полезности качество выражается посредством затрат и цен. Качественный продукт выполняет определенную функцию по приемлемой цене, а также в соответствии со спецификацией по приемлемым издержкам. Выделяют следующие основные причины, почему проблема обеспечения качества так актуальна в современном производства: • качество — главный критерий для совершения покупки для наиболее значимых покупателей. Потерять заказ из-за недостаточного уровня качества намного хуже, чем из-за слишком высокой цены: так можно потерять клиента навсегда; • качество всеохватывающе • качество — главный инструмент снижения издержек. Всегда дешевле делать правильно с первого раза, чем впоследствии исправлять ошибку; • качество ведет к упрочению позиций фирмы на рынке. В условиях открытых и либерализованных рынков товары и услуги становятся все более взаимозаменяемыми. Уровень качества товаров становится решающим. Понятие «качество» можно рассматривать как двухуровневое. Качество первого уровня — так называемое техническое качество формируется на стадиях исследований, разработок и производства. Управление качеством на этой стадии включает мероприятия по соблюдению необходимого минимума качественных и количественных требований к продукту. Качество второго уровня — коммуникативное качество формируется на стадиях пред- и послепродажного обслуживания. Для обеспечения качества на этих стадиях осуществляются мероприятия, направленные на всестороннее удовлетворение запросов клиентов. 41 Система показателей качества продукции
Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Оценивать качество продукции.следует только по совокупности показателей, имеющих к нему непосредственное отношение и установленных в соответствии с назначением продукции. Показатели качества продукции носят относительный характер, поскольку установленные и предполагаемые потребности могут со временем меняться. В зависимости от числа характеризуемых свойств показатели делятся на единичные и комплексные. Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство изделия. Комплексные показатели принято разделять на обобщенные (характеризуют наиболее существенную совокупность свойств, по которой принято оценивать качество), интегральные (отражают соотношение суммарного полезного эффекта и суммарных затрат эксплуатации) и индексные (отражают соотношение качества разнородной продукции). По применению показатели разделяются на абсолютные (выражаются в натуральных и стоимостных единицах) и относительные (характеризуют свойства по сравнению с базовым, эталонным или конкурирующим образцом). По характеризуемым свойствам показатели качества делятся следующие группы. Показатели назначения характеризуют сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях (например, полезная работа, производительность, мощность). Показатели надежности отражают способность изделия с течением времени выполнять требуемые функции в заданном режиме (безотказности, ремонтопригодности, долговечности, сохраняемости). Показатели безопасности оценивают степень безопасности при эксплуатации (время срабатывания защитных установок, степень изоляции). Показатели технологичности описывают оптимальное распределение затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции (например, материалоемкость, трудоемкость, себестоимость, фондоемкость). Показатели транспортабельности Показатели стандартизации и унификации Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты и патентной чистоты продукции. Эргономические показатели отражают удобство и комфорт эксплуатации (потребления). Показатели эстетичности продукции Экологические показатели отражают уровень вредных воздействий на окружающую среду при эксплуатации (потреблении) продукции. Экономические показатели характеризуют уровень затрат на эксплуатацию.
. Система сертификации продукции
Сертификация призвана служить гарантией потребителю в том, что продукция соответствует стандарту или определенным требованиям: Системы сертификации создаются на государственном уровне. В Беларуси правовой основой сертификации является Закон РБ «О сертификации продукции, работ и услуг» от 5 сентября 1995 г. В качестве целей сертификации называются: • защита потребителя от приобретения (использования) продукции, в том числе импортной, которая опасна для его жизни? здоровья и имущества, а также для окружающей среды; • содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции. Структура системы сертификации трехзвенна и включает: 1) Госстандарт; 2) органы по сертификации однородной продукции (юридические лица, получившие аккредитацию); 3) испытательные лаборатории (центры). В основе сертификации лежат стандарты, соблюдение которых является обязательным условием для успешной работы любого предприятия, организации, учреждения. В основе стандартизации — технические возможности продукции и услуг, являющиеся результатом достижений науки, техники и практического опыта. Общепризнанным международным органом, занимающимся вопросами стандартизации, является ИСО, в функции которого входит разработка, утверждение или принятие стандартов, доступных широкому кругу потребителей. Сертификация — это система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, технических условий и иных нормативных документов, действующих на мировом рынке или в той или иной стране-импортере продукции или услуг. Сертификация соответствия — действия третьей стороны, доказывающие, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Законодательно утвержден список товаров, подлежащих обязательной сертификации. Как правило, это те товары, нарушение качества которых может нанести вред жизни и здоровью человека. Наряду с обязательной существует и добровольная сертификация, проводимая на добровольной основе по инициативе изготовителя (исполнителя), продавца (поставщика) или потребителя продукции. При успешном прохождении сертификации предприятию-производителю выдается сертификат соответствия (с максимальным сроком действия 3 года), а также устанавливается право маркировать изделие и/или упаковку, тару и сопроводительную документацию знаком соответствия. Сертификат соответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соблюдения всех установленных требований к продукции, процессу или услуге. Знак соответствия — защищенный в установленном порядке знак, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. С целью установления того, что сертифицированная продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации, проводится инспекционный контроль. 42 Оценка конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность предприятия определяется с помощью двух групп показателей, отражающих конкурентоспособность выпускаемой продукции и эффективность использования ресурсов. Вторая группа включает показатели, характеризующие состояние и использование живого труда, основных производственных фондов, материальных затрат, оборотных средств, а также финансовое положение предприятия. При оценке конкурентоспособности предприятия предметом пристального внимания должна быть номенклатура выпускаемой продукции и ее конкурентоспособность. Именно продукция с ее - качеством, упаковкой, сервисом, рекламой и т.д. привлекает не только покупателя, но и бизнесмена, акционера, инвестора. Общие правила оценки конкурентоспособности продукции следующие: — выбор и анализ рынка для реализации товара; — изучение конкурентов по производству и реализации аналогичных товаров; — выбор и обоснование.наиболее конкурентоспособного товара-аналога в качестве базы для сравнения; — определение необходимых групп параметров, подлежащих оценке; — установление набора единичных показателей по соответствующим группам параметров; — выбор методик расчета, определение и анализ сводных показателей по товарным группам; — расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара предприятия; — выработка товарной политики предприятия относительно производства товара для данного рынка, расширения его производства, экспорта, разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности товара, снятия его с производства и др. (см. схему оценки конкурентоспособности товара. Рис. 6.1.) Первая группа включает показатели, характеризующие экономические параметры, — себестоимость, цену изделия и потребления, условия платежа и поставок, сроки и условия гарантии и т.д. Чтобы удовлетворить свою потребность, покупатель должен приобрести товар, а затем, если это достаточно сложное изделие, нести расходы за эксплуатацию — покупать топливо, смазочные масла, запасные части. Таким образом, затраты покупателя складываются из двух частей — расходов на покупку и расходов, связанных с потреблением, что вместе составляет «цену потребления». Цена потребления существенно выше продажной цены. Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя. Цена потребления складывается из следующих элементов: — расходы на покупку; — расходы на транспортировку до места использования; — стоимость установки, приведение в работоспособное состояние; — обучение персонала; — затраты на топливо или электроэнергию; — заработная плата персонала: — затраты на послегарантийный сервис и покупку запчастей; — расходы на страхование изделий; — налоги; — расходы на утилизацию изделия после выработки ресурса (если изделие продается новому владельцу, эти деньги вычитаются из цены потребителя); — непредвиденные расходы. Число «параметров конкурентоспособности» (структурная схема параметров) зависит от вида и сложности изделия в техническом отношении и эксплуатационном, а также требуемой точности оценки и других внешних факторов. Каковы же технические параметры, которые используют при анализе конкурентоспособности? Во-первых, классификационные параметры, которые определяют принадлежность изделия к определенному виду (классу) продукции. Во-вторых, конструктивные, отражающие технико-конструкторские решения, присущие изделиям. Третья группа — нормативные параметры, показывающие соответствует ли изделие стандарту, нормам, правилам, которые регламентируют границы, Определять конкурентоспособность, просто сравнивая параметры проектируемой машины с параметрами имеющихся на рынке, методологически неверно, потому что в данном случае остаются без ответа вопросы о том, насколько эти конкурирующие изделия обеспечивают удовлетворение потребностей покупателя и в каком отношении они (изделия) находятся к перспективным требованиям по потребительским свойствам. Вот почему любое проектирование в идеале должно начинаться с выяснения потребностей потенциальных покупателей и оценки, насколько имеющиеся у конкурентов и проектируемые нами машины удовлетворяют этим потребностям по своим параметрам.
43 Финансы предприятия
В системе экономических рычагов управления экономикой республики в целом, отдельными ее отраслями, предприятиями, фирмами важное место занимают финансы. Финансы — это экономическая категория, имеющая самостоятельную сферу деятельности и свои функции. Финансы не участвуют непосредственно в процессе производства продукции, в калькулировании себестоимости, но без них не происходит кругооборот производственных ресурсов. Финансы — это система экономических отношений, посредством которых образуются и используются денежные ресурсы. Их назначение — обеспечение непрерывных потребностей расширенного воспроизводства и удовлетворение социальных потребностей. Финансовая система республики состоит из централизованных (государственных) финансов, отраслевых, финансов рынков, предприятий, организаций, физических лиц и др. Финансы предприятий и организаций независимо от формы их собственности функционируют в сфере материального производства и оказания услуг и содействуют развитию производства. Финансовые отношения формируются между: предприятием и коллективом работающих. Предприятие обеспечивает расчеты с работающими по оплате труда из себестоимости и премий из прибыли и взыскивает штрафы с тех работающих, кто причинил ему ущерб; предприятием и его подразделени ями (цехами, отделами, участками, бригадами) по поводу распределения фонда зарплаты, прибыли, если на предприятии внедрен хозяйственный расчет подразделений и открыты для них субсчета; предприятиями и организациями в процессе обеспечения материальными ресурсами, сырьем, топливом, электроэнергией, инструментами, оборудованием, а также в процессе реализации своей продукции или оказании услуг; предприятием и государством по поводу выполнения обязательств перед государством по перечислению налогов и при получении средств из бюджета на финансирование выполнения государственной программы, заказа; государственным предприятием и вышестоящими организациями при выполнении обязательств предприятий по отчислениям в инновационный фонд, при получении от вышестоящей организации денежных средств на выполнение отраслевых программ и заказов; предприятием и местным бюджетом, внебюджетными фондами (дорожным, государственной службы занятости, охраны природы и т.д.), согласно принятых в республике законов о перечислении денежных средств на целевые расходы. Финансовые отношения предприятий включают весь кругооборот денежных средств в сфере производства и реализации продукции: выручку от реализации и затем ее распределение на оплату труда, материально-технических ресурсов, выплату налогов, отчислений, сборов, образование прибыли и ее использование на увеличение доходов работников и развитие производства. Финансы выполняют две важнейшие функции: 1) распределительная. В этой функции проявляется основное назначение финансов: распределение денежных средств с целью обеспечить непрерывность процесса производства путем бесперебойного финансирования затрат предприятия, связанных с материально-технических снабжением и сбытом продукции и др. Распределение денежных ресурсов осуществляется в процессе кругооборота средств предприятий, принимая форму расчета за объем реализованной заказчиками продукции, выручку от реализации продукции и распределение ее на части, состоящие из материальных затрат, оплаты труда работников, доходов государства из прибыли и прибыли, остающейся в распоряжение предприятия; 2) контрольная. Особенность финансового контроля состоит в том, что он денежный. Это контроль рублем за производственно-хозяйственной деятельностью. Данная функция выражается в применении санкций к тем предприятиям, цехам, участкам, бригадам, работникам, которые не выполняют своих обязательств по договорам перед бюджетом и внебюджетными фондами. Для организации и выполнения финансовой работы, а также для реализации кредитно-финансовой политики государства в республике функционирует финансовый аппарат: это финансовые и банковские учреждения, которые реализуют финансовую политику и государства и собственников имущества. Финансовые управления отраслевых министерств осуществляют перераспределение имеющихся денежных средств между подведомственными предприятиями. Финансовые средства отраслевых министерств сформированы в основном за счет бюджетных средств и перечислений предприятий в инновационный фонд. Задачи финансовых отделов предприятий заключаются в обеспечении бесперебойного финансирования процесса производства, рационального использования денежных средств, мобилизации внутрипроизводственных резервов, прогнозировании влияния внешних факторов на финансы предприятия. С этой целью они контролируют расчеты за проданную продукцию, получение ожидаемой прибыли, своевременно осуществляют расчеты по обязательствам перед поставщиками материально-технических ресурсов, бюджетом по налогам, своим работниками по выплате заработной платы, а следовательно, управляют финансовыми ресурсами.
44 Финансовый план
Для организации рационального управления финансовыми ресурсами на предприятиях осуществляется финансовое планирование. В зависимости от периода времени и цели финансовое планирование может охватить такие периоды, как декаду, месяц, квартал, год и более продолжительное время. Основной формой финансового планирования является годовой финансовый план. Он представляет собой основной раздел бизнес-плана, в котором отражаются финансовые расчеты по реализации предусмотренной производственной программы, а также уровень и структура затрат и, в конечном итоге, рассчитывается план по прибыли, рентабельности производства и продукции в целом и отдельных ее видов. В этом же разделе определяется финансовая чувствительность к различным внутренним и внешним условиям: нарушению в снабжении, изменению объема производства, и т.д. Затем рассчитывается по более коротким периодам, обычно по месяцам, движение денежных потоков, выявляется возникновение временной задолженности предприятия в денежных ресурсах, а также его потребность в кредитных средствах, определяется период времени и источники погашения задолженности и возврата кредита. Финансовый план, ввиду прогнозируемых внутренних и внешних изменений, имеет многовариантный характер. Он составляется предприятием в произвольной форме в виде балансов поступлений и выплат либо доходов и расходов. Рассматривая состав финансовых ресурсов, следует выделить четыре основных источника финансирования предприятия: 1) самофинансирование, при котором текущие расходы на производство продукции (приобретение материалов, комплектующих, энергии, топлива, запчастей, выплата заработной платы) и расходы, связанные со строительством цехов, складов, приобретением оборудования, освоением новых видов продукции, сооружением объектов социального характера, покрываются выручкой от реализации продукции за счет собственных средств; 2) Привлечение денежных средств других предприятий, организаций, физических лиц путем выпуска краткосрочных (действием до 1 года) и долгосрочных (действием более 1 года) акций. Привлечение средств осуществляется под определенные обязательства: срочность, возвратность, платность (выплата дивидендов); 3) бюджетное финансирование, при котором расходы предприятий безвозмездно покрываются средствами бюджета. Ассигнования из бюджета производятся на различные цели, но основным видом является инвестирование предприятий-исполнителей государственных программ, которые определены как приоритетные; 4) банковское кредитование, при котором расходы предприятий производятся за счет средств, предоставленных банками. Кредит устраняет временные затруднения, чем обеспечивается бесперебойное функционирование производства. Кредитование осуществляется при соблюдении ряда принципов: кредит выдается с условием возврата в установленные сроки; на условиях платности, когда выплачиваются проценты за пользование кредитными денежными средствами; государственный кредит выдается предприятиям, в основном, на выполнение государственного заказа. Предприятия, осуществляя свою производственно-хозяйственную деятельность, используют эти четыре формы финансирования и предусматривают их при разработке финансового плана. Недостаток собственных средств на покрытие временной потребности в денежных средствах покрывается кредитами, выпуском акций, привлечением дополнительных средств учредителей, средств предоплаты, а также бюджетных и вышестоящей организации.
|