Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тесты и задания к главе 3





1. Что отличает многоуровневую структуру предприятия от одноуровневой:

 

а) при многоуровневой структуре предприятия в своем составе помимо производственных участков имеют еще и цеха;

б) при многоуровневой структуре предприятия обязательно должны быть обслуживающие подразделения;

в) многоуровневая структура предприятия предполагает увеличение количества ступеней управления;

г) варианты а) и в);

д) все варианты подходят.

Ответ: г).

 

2. Что такое дивизиональная структура управления:

 

а) это структура, позволяющая предприятию производить разнообразные товары, иногда рассчитанные на совершенно различные группы потребителей;

б) это структура, при которой предприятие способно эффективно управлять производством и реализацией своей продукции в разных регионах;

в) это структура, при которой у руководителя предприятия имеется консультативный орган – «штаб», состоящий из специалистов в разных областях;

г) это структура, позволяющая производить перестановку кадров из одной проектной группы в другую в зависимости от типа проекта;

д) все варианты верны;

е) варианты а), б), в);

ж) варианты а), и б).

Ответ: ж).

Задание 1. Фирма «Ride» производит разнообразные спортивные товары:

- спортивную обувь: кроссовки, шиповки, сноубордические ботинки;

- спортивные куртки, брюки, жилеты;

- спортивный инвентарь: горные лыжи, коньки, мячи, доски для сноуборда;

- спортивные аксессуары: горнолыжные маски, перчатки, шапки.

Фирма «Ride» имеет предприятие по производству спортивной обуви в Сеуле и Гонконге, вся продукция которых экспортируется. Сбыт продукции фирмы особенно эффективен в крупных городов США: Нью-Йорке и Атланте. Тридцать пять процентов производимых фирмой сноубордических ботинок экспортируется и успешно реализуется в Швейцарии, а примерно 15 % сноубордических ботинок успешно реализуются в Финляндии.

Определить: организационную структуру фирмы «Ride».

Задание 2. Инжиниринговая фирма «All ride» имеет в своем составе следующие отделы:

- отдел проектирования аэровидности формы;

- отдел экспериментальных работ;

- отдел конструирования;

- отдел композиционных материалов;

- отдел инженерных расчетов;

В текущем году фирма подписала с компанией «Боинг» контракт на 6 месяцев по проекту: разработка нового обтекания для самолетов компании. В случае его успешной реализации фирма получит сумму, составляющую 80 % всех планируемых финансовых поступлений. Помимо проекта А фирма заключила 62 контракта с другими компаниями, среди которых можно выделить 2 наиболее крупных проекта: разработка аэровидной формы для нового автомобиля «Ford» и разработка эргономичного сидения водителя для микроавтобуса.

Определить: какой должна быть организационная структура управления фирмой «All ride» для успешного выполнения работ по заключенным контрактам.

ГЛАВА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

Внутрифирменное планирование

Руководство предприятия все время находится перед необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации, величины серии выпускаемой продукции, принимать решения в области кредитной и инвестиционной политики. Однако для предприятия недостаточна эффективность отдельных принимаемых решений. Все решения в комплексе должны обеспечивать предприятию рентабельность и такие объемы денежных поступлений, которые бы удовлетворяли заинтересованных в результатах работы предприятия лиц (владельцев, кредиторов). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности предприятия на перспективу имеет место при составлении планов предприятия.

Любое предприятие, независимо от своих масштабов и сферы деятельности, должно заниматься планированием. Планирование подразумевает определение целей предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Планирование – это один из экономических методов управления, представляет собой непрерывный процесс поиска оптимальных путей выполнения целевых программ.

Анализ опыта известных американских и японских корпораций показывает, что в их практике внутрифирменное планирование является общепринятым. Хотя на этот счет существует 2 точки зрения.

1. Ряд зарубежных ученых отрицает целесообразность внутрифирменного планирования как особого вида управленческой деятельности, осуществляемой профессионалами. Их аргументы: «дорогостоящее удовольствие» в условиях непредсказуемости внешних и внутренних ситуаций.

2. Другая группа западных ученых во главе с Ансоффом относит планирование к деятельности высшего порядка, полагает, что оно позволяет руководителю мыслить перспективно, координирует его действия, формирует систему целевых ориентиров и превентивные меры к возможным рыночным изменениям. «Планирование – это совершенно необходимая часть управления».

Основные элементы внутрифирменного планирования.

1. Прогнозирование. Включает изучение перспектив развития отдельных отраслей, регионов. Именно на этой стадии крупнейшие компании формируют общие цели развития в целом и по подразделениям. Как элемент внутрифирменного планирования, прогнозирование непосредственно связано с маркетингом. Как правило, подобного рода работа под силу лишь ограниченному количеству компаний, так как требует серьезного ресурсного и кадрового обеспечения, значительных временных затрат, большого опыта в этой области и солидной информационной базы. В свою очередь, подобного рода компетентные и авторитетные прогнозы становятся объектом продажи другим фирмам.

2. Постановка задач. Формирование общих задач происходит на базе прогноза и предполагает установление приблизительных сроков выполнения плана.

3. Корректировка плана. Происходит конкретизация сроков исполнения плана. Производиться увязка между отдельными стадиями программы, поставками, производственными и сбытовыми операциями.

4. Составление бюджетов. Бюджет – это план в цифровом выражении (баланс доходов и расходов в денежном, так и в натуральном выражении). К основным видам бюджетов относятся: смета доходов и расходов, смета затрат материалов, кассовый бюджет. На этой стадии определяются конкретные функции каждого подразделения и исполнители, ответственные за отдельные операции.

5. Конкретизация плана. Завершающий этап – это доведение принятых решений до низших звеньев предприятия. С этого момента практически начинается реализация плана.

 

Методологические основы планирования. Нормы и нормативы

 

Разработка плана требует знания методологических основ планирования. Под методологией планирования понимается совокупность принципов и методов разработки планов.

 

Таблица 4.2.1 - Принципы планирования

Принцип участия Принцип непрерывности
Участие подразделений предприятия в разработке плановых решений. Хозяйственная практика знает 2 схемы составления плана (break-down и build-up). На практике желательно их сочетание. При этом плановые решения одного подразделения предприятия не должны отрицательно влиять на другие подразделения, требовать дополнительных ресурсов (сверх тех, которыми располагает данное подразделение) Предусматривает сочетание планов различной продолжительности: -текущее планирование; -среднесрочное; -стратегическое. Предполагает внесение уточнений в их составление
Принцип единства Принцип гибкости
Принцип единства, комплексности, увязки и координации предполагает комплексный, системный характер процесса планирования. Системный характер планирования обусловлен системной структурой самого объекта планирования – предприятия. Единство планирования предполагает обязательную взаимную увязку и координацию плановой деятельности отдельных подразделений предприятия и планов различного уровня. Принцип гибкости заключается в придании планам и всему процессу планирования способность менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных изменений внутреннего или внешнего характера. Принцип гибкости тесно взаимосвязан с принципом непрерывности и для осуществления требуемой гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить необходимые изменения, увязывая их с изменяющимися условиями.
Принцип точности Принцип научности
Принцип точности планирования предполагает, что разрабатываемый план должен быть составлен с такой степенью точности, которая доступна для предприятия на данный момент и которая достаточна для решения возникающих проблем Принцип научности предполагает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно-обоснованных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения науки и техники, а также передовые методы работы отдельных предприятий, известные в мировой практике.
Принцип обоснованности целей и направленности на конечный результат
Данный принцип предполагает, что исходя из системного характера планирования, все звенья предприятия имеют единую конечную цель, реализация которой поставлена во главе угла, приоритетна. При этом на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит прежде всего конечный результат.

 

Принцип участия предполагает наличие двух схем организации работ по составлению планов: break-down и build-up.

Метод break-down предполагает, что работа по составлению плана начинается сверху, то есть руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности, плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной форме, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, включаются в планы подразделений.

По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и уже затем руководитель отдела реализации сводит эти показатели в единый план, который впоследствии может войти составной частью в общий план предприятия.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике нецелесообразно использовать только один из этих методов. Планирование представляет собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию планов различных подразделений.

Методы планирования:

1. Метод от достигнутого уровня (планирование показателей, осуществляемое на основе отчетных данных, с учетом перспектив).

2. Метод экстраполяции (плановые задания уточняются н основании данных прошлых лет).

3. Метод экспертных оценок (базируется на интуиции

специалистов-экспертов).

4. Математический метод (с использованием экономико-

математических методов и моделей).

5. Составление плана развития предприятия осуществляется на

основе технико-экономических нормативов и норм.

Норма – максимально допустимая величина абсолютного расхода материалов, топлива, энергии и др. ресурсов на производство единицы продукции данного вида. Например: на пошив брюк 50-го размера устанавливаются следующие нормы расхода:

материала основного – 2 м2;

нити – 1 катушка;

пуговицы – 2 шт.;

застежка «молния» - 1 шт.;

себестоимость изделия – 600 руб.;

трудоемкость изготовления – 3 чел. час.

 

Таблица 4.2.1 - Структура норм и нормативов

По масштабам применения По объектам нормирования
-нормативы, установленные на основе государственных и отраслевых стандартов и требований; -общезаводские нормативы; -цеховые нормативы; -предметные, подетальнее и кооперационные нормативы 1. По трудовым ресурсам: -норматив заработной платы в полной себестоимости продукции; -нормы затрат рабочего времени для выполнения заданного объема работ; -норма выработки (производительность); - количество продукции в натуральном или стоимостном выражении, производимое в единицу времени. 2. По материальным ресурсам: -нормы расхода материальных ресурсов; -норма производственного запаса (средний запас каждого вида сырья и материалов на планируемый период времени). 3. По финансовым ресурсам: -норматив отчислений от прибыли в резервный фонд предприятия; -норматив амортизационных отчислений.

Норматив – относительная величина, характеризующая степень использования орудий и предметов труда, их расходование на единицу площади, веса, объема. Нормативы устанавливаются и выражаются в коэффициентах или процентах. Пример: содержание жира в молоке, коэффициент использования металла на машиностроительном заводе (табл.4.2.1).

6. Балансовый метод. Данный метод широко используется при

планировании на макроэкономическом уровне. Однако он находит применение и на уровне предприятия. При использовании этого метода составляют различного рода балансы:

- материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т.д.);

- трудовые (баланс рабочей силы, баланс рабочего времени);

- финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план и др.);

- комплексные (баланс производственной мощности).

 

Виды планирования

 

В настоящее время существует несколько точек зрения на предмет классификации планирования: одни объединяют долгосрочное и стратегическое планирование, как синонимы, другие – делят их, как два отдельных вида планирования.

В соответствии с соподчиненностью можно выделить следующие виды планирования (табл. 4.3.1)

 

Таблица 4.3.1- Виды планирования

Ориентация по времени По выполняемым задачам и целям
-долгосрочное (5-10 лет); -среднесрочное (2-5 лет); -краткосрочное (до 2-х лет) -стратегическое; -тактическое; -оперативное

 

Стратегическое планирование – в области внимания находится прогноз возможных изменений на рынках сбыта. Так как продуктивность деятельности фирмы зависит от внешних факторов, научно-технического окружения, социальных проблем, к главным целям стратегического планирования относят:

-захват доли рынка;

-изучение стратегии конкурентов;

-разработку новых видов продукции и внедрение ее на рынок;

-замену парка оборудования.

Тактическое планирование – осуществляет разработку системы показателей деятельности предприятия на 1 год. Сюда относят разработку производственной программы, планирование себестоимости, прибыли, материально-технического обеспечения.

Оперативное планирование – это корректировка и доведение производственной программы до цехов, рабочих мест, исполнителей. Оперативный план составляется на короткий отрезок времени: месяц, сутки, час.

В теории планирования можно выделить два этапа: первый – когда на предприятиях планы составлялись в больших объемах, это был «пик» планирования, в 80-х годах объемы планирования пошли на спад, однако и на сегодняшний день система планирования на предприятиях продолжает действовать, поскольку без планов долгосрочных невозможно четко сказать, куда движется предприятие, каковы его целевые ориентиры, без краткосрочных планов и вовсе невозможна текущая деятельность предприятия.

 

Бизнес-план

 

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме «расти», завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, получать инвестиции и кредитные ресурсы, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Бизнес-план является внутренним документом фирмы, но предназначен для привлечения потенциальных инвесторов и кредиторов.

Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, основными из которых являются:

- обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы;

- расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь, объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;

- определение источника финансирования выбранной стратегии;

- подбор работников, которые способны реализовать данный проект.

Решать такие задачи может целевой, программный документ, представляющий собой систему расчетов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, посвященных реализации основной цели предпринимательской деятельности – получение максимальной прибыли от нее.

Основные функции бизнес-плана:

- обоснование стратегии и тактики хозяйственного поведения, что необходимо вновь создаваемым предприятиям, а также действующим предприятиям при разработке ими новых направлений деятельности;

- планирование и прогнозирование результатов деятельности предприятия и определение целей развития бизнеса;

- привлечение инвесторов, что особенно важно для дорогостоящих широкомасштабных, фундаментальных проектов;

- расширение круга предприятий-партнеров, совместно реализующих разработанный проект, либо расширение самого проекта.

Основные требования, предъявляемые к бизнес-плану:

1. Достоверность. План должен отражать истинное состояние на

предприятии.

2. Аргументированность. Все утверждения и выкладки бизнес

плана должны подтверждаться документально.

3. Достаточность. Наличие минимально необходимого объема

информации.

4. Лаконичность. План не должен перегружаться информацией.

5. Ясность и простота. План должен быть доступным для

восприятия и понятным даже не специалисту.

Структура бизнес-плана:

Необходимо отметить, что структура бизнес-планов на разных предприятиях и в разных отраслях может существенно отличаться (быть более лаконичной или развернутой). Однако основные главы бизнес-плана будут следующими:

Титульный лист:

Аннотация бизнес-плана (для высшего руководства), в которой описывается суть предполагаемого проекта, его общая стоимость, необходимые финансовые ресурсы, срок окупаемости проекта и ожидаемая среднегодовая прибыль.

Резюме бизнес-плана (для потенциальных инвесторов), в котором представлена информация об эффективности проекта, финансировании, плане возврата заемных средств и гарантиях возврата инвестиций.

Товары и услуги:

Данный раздел бизнес-плана включает описание товара (характеристики, область применения, преимущества и недостатки), сравнительную оценку конкурентоспособности товара:

- что является предметом наиболее жесткой конкуренции (качество, цена, послепродажное обслуживание);

- на какой стадии жизненного цикла находится товар;

- какова политика цен.

Рынок и маркетинг.

История свидетельствует, что маркетинг является одним из важных условий на пути фирмы к успеху. Многие фирмы, имевшие соблазнительный, действительно нужный потребителю товар, потерпели неудачу из-за неправильного маркетинга или вообще отсутствия такового. Если не определена реальная потребность в товарах и услугах, то никакой талант, никакие капиталы не помогут фирме добиться успеха в данной области. Необходимо помнить о 4-х ключевых моментах маркетинга: исследование рынка, искусство сбыта товаров и услуг, обширные деловые

связи, реклама.

Прежде чем выводить товар на рынок. Необходимо произвести его тщательное исследование: определить потенциальных покупателей продукции, дать оценку вероятности появления новых потребителей; определить общий возможный размер сбыта в натуральном и стоимостном выражении; проанализировать сильные и слабые стороны конкурирующих товаров по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам.

В этом же разделе бизнес-плана можно привести план маркетинга (это шанс для предприятия показать себя в самом выгодном свете). План маркетинга включает в себя анализ следующих показателей:

- ценовая политика предприятия, анализ цен конкурентов, приемлемость цены для потребителя;

- маркетинговый бюджет;

- презентация и упаковка;

- квалифицированный персонал;

- намерения относительно рекламы товара (услуги).

В этом же разделе можно предоставить информацию о целесообразности местонахождения фирмы. Для одних видов предпринимательской деятельности местонахождение не имеет принципиального значения, для других - в особенности для ресторанов и торговых предприятий – это один из существенных факторов, определяющих успех дела:

- предприятие арендует землю или это его собственность;

- есть ли необходимость в реконструкции здания;

- почему было выбрано именно это место;

- каким образом этот выбор отразится на текущих издержках фирмы.

План производства:

В данном разделе бизнес-плана определяется потребность предприятия в ресурсах (основных и оборотных средствах), отражается информация о полных, постоянных и переменных затратах предприятия, определяется себестоимость производства продукции.

Рассчитывается производственная программа, в которой отражается номенклатура, ассортимент выпускаемой продукции.

Организационный план и менеджмент:

- определяется организационная структура управления с указанием основных производственных и управленческих подразделений;

- определяется команда управления. По исследованиям факторов банкротства фирм в США 98% неудач объясняются скверным управлением (45% - некомпетентностью, 9% - отсутствием опыта в производстве, 18% - недостаток управленческого опыта, 20% - узкий профессионализм, 3% - невыполнение взятых на себя обязательств) и только 2% объясняются причинами, не зависящими от управления фирмой;

- определяются временные работники и их статус на предприятии;

- исследуется возможность использования более дешевой рабочей силы (эмигрантов, переселенцев, иностранных работников).

Расчет потребности в финансовых ресурсах:

- выбор способа ведения бухгалтерского учета;

- определение точки безубыточности (критического объема производства) и необходимых финансовых средств, для обеспечения прибыльности предприятия (определяется общая стоимость проекта);

- определение порядка возврата кредита. Возможных сроков и гарантий.

Эффективность проекта:

- определяются показатели рентабельности (рентабельность каждого вида продукции, рентабельность активов, рентабельность собственных средств);

- рассчитывается среднегодовая прибыль;

- выводится срок окупаемости проекта.

Приложения:

Большая часть бизнес-планов имеет приложения, которые включают патенты, лицензии, авторские права, сертификаты на продукцию, графики и чертежи, тематические отчеты.

При подготовке бизнес-плана следует обратить внимание на следующие ниже перечисленные условия.

1. Бизнес-план должен быть профессиональным. По содержанию, внешнему виду судят о компетенции предпринимателя, разработавшего этот бизнес-план. Этот документ должен быть простым, понятным и доступным для пользователя.

2. Бизнес-план должен быть разделен на главы, должен быть составлен таким образом, чтобы любой инвестор мог легко отыскать в плане интересующие его разделы.

3. Необходимо контролировать распространение бизнес-плана, так как он содержит конфиденциальную информацию о бизнесе предпринимателя.

 

 

Date: 2015-05-09; view: 980; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию