Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие самосознания в младенчестве





В первый год жизни складываются предпосылки для дальнейшего развития личности - «предличностные образования» (Н.Н.Авдеева, С.Ю.Мещерякова). Младенец имеет собственную и достаточно разнообразную психическую жизнь. На протяжении первого года жизни он накапливает опыт взаимодействия c окружающим миром, в ходе которого складывается отношение к себе, другим людям и предметам.

Главным условием развития личности выступает общение ребенка с другими людьми. Только в этой сфере младенец может проявить себя как человек и выразить свое отношение к другому человеку. И даже предметы вызывают интерес малыша, если они включены в контекст общения со взрослым. Ребенка привлекает прежде всего то, с чем увлеченно действует взрослый.

С момента рождения взрослый заботливо ухаживает за ребенком, разговаривает с ним, дает нежные имена, с готовностью откликается на любые реакции малыша (от крика до улыбки), чутко улавливает его состояние, настроение, нужды.

Взрослый с первых дней оценивает малыша. В любой оценке главным для ребенка является доброжелательное внимание. Он не понимает обращенных к нему слов, не выделяет содержание оценки, но очень чувствителен к отношению со стороны взрослых. Эта чувствительность ярко выражена уже к 3 мес. Таким образом, взрослый выделяет малыша из окружающего мира как нечто особенно ценное, важное, значимое для себя. Взрослый, отвечая на инициативу ребенка, позволяет ему воздействовать на себя. Он авансом наделяет малыша личностным своеобразием, неповторимостью и уникальностью.

Такое отношение к ребенку формирует у него положительное отношение к людям и положительное самоощущение, когда он переживает свою значимость для близких. Это переживание создает условие для того, чтобы ребенок активно проявлял себя. Интерес к взрослому и ответная реакция на его инициативные действия возникают у младенца к концу первого месяца жизни в виде улыбки. А к 2 мес. нарастает интерес к людям и предметам. В 3 мес. можно говорить о том, что сложилось предличностное образование - активность, отчасти врожденное качество, но развивающееся в основном под влиянием социальных условий жизни и при решающем влиянии общения со взрослыми.

В 4-5 мес. ребенок показывает себя как доверчивое, жизнерадостное, любознательное и требовательное существо. Его инициативность очень высока, разнообразно поведение.

Положительное самоощущение, складываясь в первом полугодии жизни под влиянием доброжелательного внимания взрослого, после 6 мес. во многом зависит от успешности манипуляций малыша с предметами. Ребенок четко воспринимает результаты своих действий. Малыш старается с помощью взрослого получить какой-то объект, потрогать недосягаемый предмет, обследовать его. При повторяющихся неудачах он ощущает себя неуверенным, неумелым. А успех побуждает его снова и снова совершать действие.

О складывающихся первых привязанностях можно судить по ярко выраженным положительным эмоциям младенца, когда возникает взаимообмен переживаниями со взрослым. С возрастом растет и избирательность отношения ко взрослому. Если 3-месячный малыш примерно одинаково реагирует на любого взрослого, улыбаясь и радуясь, то во втором полугодии он четко разделяет родных, знакомых и совершенно чужих людей. Общаясь с близкими, ребенок активен, инициативен, его переживания не только положительные, но и отрицательные очень яркие. Он выражает радость, удовольствие, огорчение, обиду, как бы стремясь поделиться своим эмоциональным состоянием, Дети как бы ищут поддержку у взрослых, предвосхищая положительные переживания. К знакомым людям ребенок проявляет интерес, но более сдержан в выражении эмоций.

Малыши, особенно после 8 мес, начинают бояться незнакомцев. Часто, если отсутствует близкий взрослый, они плачут, отворачиваются, отползают от чужого взрослого, проявляя робость и неуверенность. В то же время негативная реакция на чужих, в присутствии родных людей, сменяется интересом и стремлением привлечь к себе внимание. Сидя на руках у мамы, малыш смотрит на незнакомого человека, пытается поймать его взгляд, издает звуки и совершает другие инициативные действия. К 12 мес. ребенок связывает знакомого взрослого с определенными действиями, ожидая их от него. Так, заглядывает в сумку, с которой пришла бабушка, если она все время приносит в ней подарки. Он просится на руки к папе, если тот постоянно играет с ним. Неодинаковое отношение к разным лицам говорит о том, что к концу первого года жизни у ребенка складываются устойчивые образы взрослых. В это же время у малыша резко нарастают проявления упрямства, негативизма в ответ на замечание взрослого, настойчивость в осуществлении своих желаний и требований. В более младшем возрасте ребенка значительно легче можно отвлечь от привлекательного, но запретного предмета. Теперь же у него появляется некоторое противопоставление себя взрослому, возрастает радость при успехе и огорчение при неудаче, которые выступают естественными признаками зарождающейся личности.

О развитии предпосылок в становлении образа себя говорит отношение ребенка к своему отражению в зеркале. В 2-3 мес. младенец долго, сосредоточенно рассматривает свое отражение в зеркале. Положительное переживание себя выражается в радостном отношении к своему зеркальному отражению.

К 6 мес. у ребенка возникает исследовательское поведение, он обследует свое отражение руками, обводит контур лица, дотрагивается до отражения руки. После 6 мес. дети соотносят свои реальные действия с наблюдаемыми в зеркале. Они шевелят пальчиками, размахивают руками, прослеживают взглядом отражение своих действий. В возрасте 11-12 мес. малыши подолгу играют со своим отражением: гримасничают, кривляются, совершая ритмические и мимические действия. Наблюдаются действия, направленные на коррекцию своего внешнего вида. (Так, в 10 мес. малыш, которому на голову надели повязку и поднесли к зеркалу, проявил недоумение, изумление, а затем безошибочно точным движением начал ее стаскивать.) В первом полугодии второго года жизни дети, пользуясь зеркалом, рассматривают пуговки, кармашки, шнурочки на своей одежде, с интересом наблюдают за меняющимся отражением. Разнообразнее становятся игры перед зеркалом. К двум годам малыши часто подпрыгивают перед зеркалом, весело при этом смеясь. Они уверенно узнают себя и с удовольствием меняют свой внешний облик: надевают платочек, причесываются и пр.

Особенности развития элементов самосознания в младенческом возрасте:

- под влиянием личностно-адресованного общения со взрослым у ребенка складывается ощущение своей важности для другого, эмоционально-положительное отношение к себе; интерес и инициативность к окружающим;

- формируется первое предличностное новообразование -активность.

Date: 2015-05-09; view: 477; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию