Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника постановки вопросов при работе с О-картами





Автор Александр Пушков

 

При первом же прикосновении к метафорическим ассоциативным картам открытой темой для меня осталась техника постановки вопросов. Понятно, что пресловутое «Карты – это инструмент, все зависти от парадигмы которую вы исповедуете» отсылают нас к азам психотерапии, НО ведь хочется «выжать» из карт максимум! Тем более эклектический подход никто не отменял.

В данной статье я опишу основные способы задавания вопросов при работе с ассоциативно-метафорическими картами. Информация не претендует на всеобъемлющую. Скорее нацелена на активизацию поискового интереса. В моем сознании нет общей классификации психотерапевтических вопросов, возможно, мы придем к ней в конце статьи.

Рассматривая карты как стимул, запускающий в нас ассоциации, переживания, воспоминания и т.д. главным вопросом будет так называемая «петля в реальность» или «челнок» - «А что эта карта говорит о вас?». Но это лишь одна из возможностей, заложенных в инструмент.

Для себя я выделяю костяк «сценария» консультационной встречи с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК), который:

ü Наладка контакта, прояснение запроса;

ü Предложение определенной техники-упражнения с МАКами;

ü Диссоциированная работа, погружение в МАКи;

ü Челнок в реальность, интеграция полученного опыта;

ü Подведение итога встречи.

 

Хотя вполне возможны случаи, когда:

ü встречу начинают с упражнения с картами (для прояснения запроса, например) и потом идут в классике консультирования – тематической беседе;

ü погружение в карточные образы и челнок в реальность проделывается множества раз напротяжении сессии;

ü вся встреча строится на метафорическом общении в контексте карточного расклада или молчаливом манипулировании карточными образами.

 

Принимая во внимание все исключения, у меня в сознании сложилась классификация вопросов, основанная на этапности (и соответственно целях) консультационного процесса.

 

С самого начала совместной работы перед психологом стоит задача установления контакта с клиентом, создание атмосферы доброжелательности и поддержки, а так же прояснить цель прихода на консультацию, сформулировать запрос.

ü Как вы представляете наше сотрудничество?

ü Как, на ваш взгляд, я могу вам помочь?

ü Чего, в связи с заявленной проблемой, вы хотели б в результате наших встреч?

ü

Конечно, в разных направлениях психологии и психотерапии процесс прояснения запроса происходит по-разному.

 

В нейролингвистическом программировании (НЛП), например, этот этап относительно четко регламентирован, существует ряд вопросов, прописанная схема, по которой психолог помогает клиенту сформулировать результат.

В системной семейной терапии можно найти ряд вопросов, которые рекомендуют озвучить на начальном этапе встречи. (Кто и чего хочет? От кого хотят? С каких пор? Для чего?...)

В экзистенциально-гуманистических подходах психотерапии, как правило, прояснение запроса происходит в диалоге, и сам этот процесс менее технологичен. Главное, чтобы клиент и психолог поняли друг друга и пришли к соглашению относительно дальнейшей работы. Ориентируясь на запрос, клиенту предлагают повзаимодействовать в карточном пространстве.

Метафорические ассоциативные карты хоть и являются достаточно универсальным инструментом в психотерапии, но все же они не всесильны.

Соответственно, выделяя возможные терапевтические задачи, ограничусь самыми часто встречающимися.

ü Рефреминг проблемной ситуации, поиск альтернатив;

ü Самопознание;

ü Работа с семейной системой клиента;

ü Проработка травмы, потери, страха.

ü Поиск внутренних ресурсов.

 

Для достижения поставленных задач существует несколько распространенных форм проведения упражнения:

ü Работа «вслепую»/«в открытую»

ü Комбинация слов и изображений (пасьянсы)/ создание истории/ вырисовывание/

 

Так же можно выделить уровни погружения в инструмент:

ü Диссоциированный (То, что происходит с образами на карте);

ü Метафорический (То, что клиент видит в карте и соотносит со своей реальностью);

ü Реальный (То, что происходит с клиентом в реальной жизни).

Все эти 3 уровня задействованы в беседе в той или иной пропорции.

 

Потенциал диссоциированного уровня – безопасное исследование актуальных для клиента событий, переживаний через художественные образы. Главный фокус вопросов, как мне кажется, должен быть направлен на углубление и расширение описания карты – т.е. максимальное насыщение истории проективным материалом. Вопросы, заданные на диссоциированном уровне, отличаются от вопросов про реальность лишь фокусом (от первого или от третьего лица они задаются).

Например:

ü Сколько процентов злости чувствует человек на карте, занесший нож за спиной у другого?

ü Сколько процентов злости у вас, когда вы думаете о своем партнере по бизнесу?

 

Метафорический уровень позволяет соединить карточный образ с реальностью. Вопросы концентрируются на выяснении отношения к карте; прояснении чувств, мыслей, импульсов; на расшифровке основной метафоры.

Реальный уровень в фокусе разговора и вопросов держит актуальные события и переживания клиента. Это по сути то, о чем он мог сказать и без работы с ассоциативно-метафорическими картами.

Учитывая все вышесказанное, далее я приведу примеры вопросов, собранные из разных подходов, которые могут быть полезны при работе с ассоциативно-метафорическими картами. Повторюсь, что информация не претендует на всеобъемлющую. Скорее нацелена на активизацию поискового интереса.

 

Вопросы на классификацию.

 

Эта форма вопросов наилучшим образом «срабатывает» при выяснении позиций и отношений, требующих ранжирования:

ü Какой из этих образов (портретов) вы поставите на первый план?

ü Какая карта вызывает более положительные эмоции, а какая - отрицательные?

ü

«Процентные» вопросы.

 

Такая форма вопросов служит для уточнения отличий между предложениями, убеждениями, настроениями, концепциями (болезни), представлениями и т. п.

ü Представим, что образ на карте разрывается на части, что б стать одновременно ближе к другим картам (ситуация выбора), в каком процентном соотношении разорвется карта и по какому критерию?

ü Если представить себе, что вся ваша ролевая энергия содержится в круглом «энергетическом» пироге, то сколько его процентов (какая долька) содержится в роли «бизнес-леди»? А сколько процентов бы вам хотелось, что б эта роль содержала? За счет какой роли вы готовы увеличить/уменьшить энергию в этой роли?

ü Сколько процентов страха содержится в этой карте?

ü Сколько килограмм обид в мешке у изображенной на карте фигуры?

ü

Вопросы об исключениях из проблемы.

 

Сравнивая периоды, когда проблема беспокоит и когда ее нет, можно значительно лучше раскрыть их важные отличия.

ü (После описания через карты актуальной проблемы) Как часто (как давно, когда, где) проблема не возникала? Чем были заняты в это время вы и другие? Как вам удалось сделать так, чтобы проблема не возникла? Что бы вы еще могли сделать по сравнению с вашими действиями в «непроблемные» времена?

ü «Что еще?» заставляет нашего визави задуматься, а часто впервые подталкивает додумать что-либо дальше, чем до сих пор.

ü

Вопросы на изменение контекста.

 

Позволяет посмотреть на проблему с неожиданной стороны.

ü Если бы мы заглянули в будущее (на 5 лет) вперед, как звучала б эта история?

ü Как бы смогла описать проблему второстепенная фигура, предмет, изображенные на карте?

ü

Date: 2015-05-09; view: 1242; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию