Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Основные направления развития мировой социологии в XIX – XX веках 1 page





Тема 1. Объект изучения социологии и его особенности

План

§ 1. Объект изучения социологии и его особенности.

§ 2. Задачи социологии: поиск закономерностей или «понимание»?

§ 3. Предмет современной социологии.

Социология и другие науки об обществе.

§ 4. Структура современного социологического знания.

Функции социологии.

 

§ 1. Что изучает наука социология

Социология – это наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Также можно с полной уверенностью определить социологию как науку о коллективных формах жизни людей, о поведении людей в группах, общностях и организациях, образующих общество. Общество же как объект изучения обладает рядом особенностей.

Во-первых, общество изменчиво, что отличает его от природных явлений и процессов. Изменчивость вызвана тем, что люди создают формы своей социальной жизни. Коллективная, социальная жизнь существует не только у людей, но и у животных: муравьев, пчел, волков и т.д. Но социальная жизнь животных определяется инстинктами и поэтому не меняет своих форм. Муравейник сегодня живет по тем же "законам", что и тысячи лет назад. Человеческое же общество за такой период значительно изменилось. Каждое человеческое общество формируется в уникальных природных и исторических условиях, к которым люди должны приспособиться. Поэтому не существует одинаковых обществ, каждое отличается своеобразием. Черты же сходства между человеческими обществами объясняются единством биологической природы человека, сходством базовых человеческих потребностей. Так, во всех обществах существует семья, что обусловлено половой структурой человеческого рода, необходимостью продолжения рода. Однако формы семьи отличаются значительным многообразием. То же самое можно сказать и о других важных элементах социальной жизни: политическом устройстве, религии, производстве и др.

Во-вторых, общество обладает двойственной природой. С одной стороны, каждому конкретному человеку общество предстает как нечто внешнее, от него не зависящее, существующее само по себе. С другой стороны, именно люди своими ежедневными действиями и создают общество. Каждый из нас, выполняя определенную функцию, участвуя в тех или иных социальных процессах, реально поддерживает социальную реальность, участвует в ее "строительстве". Эта двойственность общества нашла отражение и в социологических теориях, среди которых можно выделить "объективистские" и "субъективистские" (часто два этих подхода называют социологическим реализмом и социологическим номинализмом). Представители первых считают, что общество – это объективная реальность, первичная по отношению к человеку, существующая согласно собственным законам Представители субъективистского направления полагают, что общество не обладает самостоятельной реальностью и возникает как нечто производное от индивидуальной деятельности людей. Таким образом, общество "вторично" по отношению к конкретным людям - участникам социального взаимодействия. Лишь они существуют реально, общество же - всего лишь сумма их действий, и нет никаких особых "законов", управляющих жизнью общества как целого.

 

§ 2. Задачи социологии: поиск закономерностей или «понимание»?

Социальная реальность – это реальность искусственная, созданная человеком. Однако это не означает", что человек может произвольно "перекраивать", переделывать общество. Попытки масштабных социальных экспериментов всегда приводили к негативным последствиям. Формы социальной жизни складываются медленно, и, сложившись, обретают собственную логику развития, оказывающую воздействие на человеческую активность, задающие ей определенные границы. Выявить, понять эту логику и призвана социология.

Социология, как и любая наука, имеет эмпирическую основу. Это означает, что она опирается на факты, которые даны человеку в опыте. Любая наука стремится к выявлению закономерностей – то есть устойчивых, повторяющихся связей между явлениями. Однако выявление закономерностей в социальной жизни людей сопряжено со значительными трудностями.

Во-первых, на поведение людей и групп воздействует слишком много факторов и психологического, и биологического, и культурного, и собственно социального характера. Очень сложно в анализе какого-либо социального явления выявить именно те причины, которые привели к конкретному следствию.

Например, такое значимое для жизни общества явление, как падение рождаемости, объясняется и биологическими факторами (определенными закономерностями демографического развития), и культурными стереотипами (наличие или отсутствие убеждений в ценности деторождения и т.д.), и социологическими причинами (участие женщин в профессиональной деятельности наравне с мужчинами, повышение уровня их образования, и обусловленное этим стремление к личностной самореализации, чему деторождение служит помехой; или кризисное состояние общества, падение уровня жизни). Какие из этих факторов являются решающими? Что можно признать причиной падения рождаемости? Однозначного ответа не существует.

Во-вторых, социальная жизнь – это жизнь людей, каждый из которых наделен чувствами, разумом и относительно свободной волей. Это вносит значительный элемент случайности в социальную действительность. Трудно предвидеть поведение одного человека, тем более сложно предсказать итог совокупной деятельности множества людей.

Необходимо отметить еще один важный момент: этот совокупный результат зачастую не имеет ничего общего с индивидуальными целями и намерениями людей, вносящих в нею свой вклад. Самый простой пример – автомобильные "пробки" па городских улицах по утрам. Каждый водитель действует совершенно обдуманно и рационально – спешит на работу. Но совокупный итог индивидуальных действий всех водителей создает затор на дороге, который совершенно не входил в планы водителей.

Вернемся к проблеме случайности. От действия случайности не застрахован не только конкретный индивид, но и общество в целом. Формирование западной индустриальной цивилизации вполне можно считать исторической случайностью - такой уникальной комбинацией факторов она была порождена. Но после ее формирования само существование индустриального Запада стало определяющим фактором для остальных обществ, вынужденных под внешним воздействием резко менять вековые традиции. Такие масштабные изменения трудно признать случайностью, и были предприняты многочисленные попытки представить случайное закономерным. Так, возникновение того же индустриального общества можно истолковать как закономерный этап социальной эволюции, к которому рано или поздно придут и другие общества. Соотношение случайности и закономерности в жизни общества и его историческом развитии - отдельная и сложная проблема. Возможно, "закономерное" кажется нам таким только потому, что уже свершилось, и ничего нельзя изменить? Закономерен или случаен распад СССР? Аргументы можно подобрать для обоснования любого подхода.

Указанные причины приводят к тому, что многие исследователи с большой осторожностью относятся к выявлению социальных закономерностей. Известный и влиятельный мыслитель ХХ века Карл Поппер отрицал возможность выявления каких-либо закономерностей в развитии обществ Законы истории выявить невозможно потому, что выявление любого закона подразумевает повторяемость определенного типа явлений и условий, им сопутствующих. История же каждого общества уникальна. К. Поппер считал поиск законов истории не только бессмысленным, но и опасным делом, поскольку тот, кто убежден в своем знании путей истории, может попытаться подогнать общество под предсказанные теорией образцы. А это, как показывает исторический опыт, чревато социальными катастрофами.

Соглашаясь с К. Поппером в отношении законов социального развития, нельзя, тем не менее, исключить закономерность из социальной жизни вообще. Мы можем хотя бы в общих чертах предвидеть (пусть и не всегда), к чему приведут те или иные действия. В развитии общества можно выявить те или иные тенденции, появление и развитие который связано с предшествующим развитием общества- Т.е. мы можем сказать, что такие-то причины в таких-то условиях могут привести к такому-то следствию. Если бы этого нельзя было сделать, наука об обществе не могла бы существовать. Проблема, однако, в том, что, учитывая все перечисленные выше особенности социальной реальности, "следствия и причины" выделить сложно.

Однако анализ общества возможен не только на путях поиска "закономерностей" и "тенденций". Существует и другой подход, восходящий к научной деятельности Макса Вебера, может быть самого выдающегося социолога за всю недолгую историю этой науки. Общество складывается из действий конкретных людей, а люди - существа разумные. Их поведение (в большинстве случаев) наделено определенным смыслом. Человек всегда вкладывает в явления окружающей действительности какой-то смысл, и на основе этого смысла действует. Учитывая эту особенность человеческой деятельности, задачу социологии можно видеть не в установлении закономерностей социальной жизни, а в понимании смысла социального поведения людей. Именно так и понимал задачу социолога М. Вебер, и эта точка зрения получила дальнейшее развитие во многих направлениях социологической мысли.

 


§ 3. Предмет современной социологии.

Социология и другие науки об обществе

Возникнув более полутора веков назад, социология выступала как часть тех или иных философ­ских учений, но не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил развития общества. Она касалась в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общест­венного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук. По мере развития и накопления знаний об обществе социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, а затем и религиоведение, культурология и ряд других наук.

Во второй половине XIX – начале XX в. предметом внимания и изучения социологии все более становились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости. Уже в то время появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих решения указанных проблем. И в дальнейшем многие поколения ученых приумножали принципы нового знания, что, собственно, и позволяет определять предмет современной социологии как концептуальную, понятийную схему социальной реальности.

Сложная, многоуровневая структура социологического знания, различные ракурсы и уровни социологического анализа обусловливают тот факт, что в десятках учебников и учебных пособий, опубликованных в последние годы, даются различные определения социологии, по-разному указываются ее предмет и объект. К примеру, социология определяется как «наука об общих и специфических социальных законах, о закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов»; или как «наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов как модусов их существования...».

Весьма интересно и такое определение социологии: «наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества», в соответствии с которым «предмет социологии включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании...».

Кроме того, во многих учебниках по социологии, изданных в США и Западной Европе, можно также обнаружить различные определения этой науки: социология – «это научное изучение образцов человеческого взаимодействия и поведения... это особый путь изучения общества и социальной активности человеческого бытия; это учение о социальных группах – как систематическое изучение человеческого общества, уделяющее особое внимание современной индустриальной системе...», и т. д.

Несомненно, эти и многие другие определения социологии имеют право на существование, содержат в себе опре­деленное рациональное зерно, отражают тот или иной аспект социологического анализа. Однако обратимся к выяснению предмета науки социологии в нынешних его характеристиках.

Объект науки – это определенная часть действительности, которая отра­жается, исследуется конкретной наукой, находясь за ее пределами. А предмет – это содержание науки, ее основные положения, это система категорий и законов, отражающих объект. В соответствии с этим, под объектом социологии, как мы уже отмечали, понимается общество в целом и общественные яв­ления, их функционирование и развитие. А предметом же социологии вы­ступает концептуальная (т. е. понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Предмет современной социологии – результат длительного исторического развития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавило принципы нового знания, и речь о которых впереди. А поскольку мы неоднократно подчеркивали в определениях социологии поведение людей и социальные отношения между ними, постольку можем смело утверждать, что первопричинами предмета социологии являются два понятия – социальный статус и социальная роль. Первое дает статическую, а второе – динамическую картину общества.

Общество, общественные явле­ния изучаются и другими гуманитарными науками: социальной филосо­фией, экономикой, политологией, культурологией и т. д. В отличие от других гуманитарных наук социологию и социальную философию сбли­жает то, что они рассматривают общество в целом. В то же время, в от­личие от социальной философии, социология – эмпирическая наука. Провести четкую границу между социологией и социальной философией довольно сложно. Многие социологические теории вполне могут быть отнесены и к сфере социальной философии. Единственное четко отличие: применение социологией эмпирических методов исследования. Эти методы знакомы не только социологам: каждый хоть раз, но сталкивался с социологическими опросами, исследованиями общественного мнения и т.д. Социологи применяют и другие методы эмпирических исследований для анализа социальной реальности. Философия же полагается на силу умозрения, интуицию исследователя.

Следовательно, можно сделать вывод, что социология, во-первых, глубоко изучает жизнь людей, их потребности и интересы, их мнения; во-вторых, рас­сматривает общество, общественные явления в аспекте отношений меж­ду социальными группами, в аспекте взаимоотношений людей как личностей; в-третьих, имеет эмпирический уровень, включает эмпирические прикладные исследования.

Социальная (и культурная) антропология близка социологии и по задачам, и по методам исследования, но ее интерес сосредоточен прежде всего на так называемых «примитивных», архаичных общностях, в то время как социология изучает современные сложные общества. В изучении социального поведения человека социология тесно соприкасается с социальной психологией. В случае изучения поведения человека в группе, процесса социализации, межличностного взаимодействия сфера интересов социальной психологии и социологии фактически совпадает. Однако социальная психология не изучает такие социальные феномены, как социальные институты, социальные изменения, социальное неравенство и т.д. Социология кроме общества в целом и социальных отношений может изучать все общественные явления, экономические, политические, духовные, трудовые, бытовые и другие отношения, анализируя их в со­циальном аспекте, в аспекте жизнедеятельности человека. Человек – основное звено общественной системы, и социальный аспект имеется во всех сферах, явлениях общества. Таким образом, можно еще раз определить социологию как отрасль науки о человеческом поведении, ставящей своей целью раскрытие причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействия и взаимосвязей между индивидами и группами.

Кроме того, можно конкретнее отмечать, что объектом социологии на различных уровнях исследования являются: микрогруппа (семья, первичный учебный или трудовой коллектив; неформальная группа, т. е. группа друзей, приятелей), макрогруппа (население го­рода, рабочего поселка, села, коллектив крупной организации, объединения), общность (рабочие, крестьяне, предприниматели, горожане) и, наконец, общество. Для изучения объекта соответственно рассматриваются поступок, действие, процесс, тенденция и закономерность. Двигаясь от отдельных поступков к социальным действиям, от них – к социальным процессам, можно наблюдать уменьшение разнообразия действий, сокращение вариантов деятельности и получить определенную возможность для выявления тенденций, закономерностей.

§ 4. Структура современного социологического знания.

Функции социологии

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ракурсов и уровней изучения со­циальных явлений и процессов. Так, например, социоло­гия исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частно­сти, дает объективное основание для подразделения социо­логической науки на такие составные части: а) обще­тео­ре­тическая социология как макросоциологическое иссле­дование, направленное на выяснение общих закономерно­стей функционирования и развития социума как целого, в том числе глобальных проблем всего человечества (демографические перекосы с целым комплексом сопутствующих проблем, потоки миграции, противостояние христианской и мусульманской цивилизаций, четко обозначившееся к рубежу столетий, социальную экологию, становление информационных обществ и т.д.); б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, ориентированные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структур­ных частей социальной системы, т. е. частные, специаль­ные социологические теории, включая отраслевые соци­ологии (например, социология социальных групп, соци­ология города, социология деревни, этносоциология, эко­номическая социология, социология образования, соци­ология политики, социология права, социология пропа­ганды, социология семьи, социология культуры, социология кино, социология СМИ, социоло­гия труда и др.); в) микросоциология, изучающая соци­альные явления и процессы сквозь призму действия и вза­имодействия людей, их поведения. В такой структуре соци­ологического знания, как нам представляется, находит свое выражение соотноше­ние общего, особенного и единичного.

В зависимости от уровня получаемого знания социоло­гические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического ис­следования решающее значение имеет глубокое обобще­ние накопленного фактического материала в области со­циальной жизни. В центре эмпирических социологиче­ских исследований находится само накопление, сбор фак­тического материала в указанной области (на основе не­посредственного наблюдения, опроса, анализа докумен­тов, данных статистики и т. д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.

Следует особо отличать в структуре социологии фундаментальную и прикладную социологию. Основанием для такого деления служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: одни из них направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки, а другие – на изучение практических во­просов преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций. Поэтому особо следует подчеркнуть, что и ту и иную направленность могут иметь как теоретические, так и эмпирические исследования.

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявля­ется ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на три основные: теорети­ко-познавательную, практически-политическую и идей­но-воспитательную. Разграничение этих функций не дол­жно быть, конечно, чрезмерно жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функциони­рования и развития. Обогащение научного социологиче­ского знания происходит как на основе внутреннего совер­шенствования теоретической социо­логии, так и в резуль­тате динамичного развития самого объекта познания этой науки – социальной действительности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосред­ственно связанным с ней специальным социологическим теориям.

Практически-политическая функция социологии свя­зана с тем, что данная наука не ограничивается познанием со­циальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, обще­человеческих ценностей. И здесь обогащение и совершен­ствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология – одна из теоретиче­ских основ политики и практики.

Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпириче­ские и прикладные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. Прежде всего на основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост со­циальной напряженности и т. д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их преодолению и предотвращению. Особенно большое зна­чение имеют в этой связи социальное предвидение, плани­рование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Поэтому еще выделяются такие функции социологии: социальное проектирование и конструирование; управленческая функция, организационно-техническая функция (разработка и внедрение социальных технологий).

Идейно-воспитательная функция социологии находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение социальной действительности нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Однако сами эти классы, слои и группы широко используют социологические исследования и их результаты (нередко в средствах массовой информации) для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых целей и интересов, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности.


Тема 2. Основные направления развития мировой социологии в XIX – XX веках

 

План

§ 1. Социальные учения Возрождения и Нового времени –

теоретические предпосылки социологии

§ 2. Возникновение социологии в первой половине XIX века.

Огюст Конт – основатель социологии

§ 3. Герберт Спенсер – социолог-позитивист

§ 4. Социально-философская теория марксизма

§ 5. Французский социолог Эмиль Дюркгейм и его теория аномии

§ 6. Немецкий философ Георг Зиммель – основоположник

формальной социологии

§ 7. Макс Вебер, его «понимающая социология» и теория социального действия

§ 8. Развитие социологии в России.

§ 9. Российско-американский социолог Питирим Сорокин.

§ 10. Развитие социологии в США (очень краткий очерк).

§ 11. Современная западная социология (классификация направлений).

 

 

§ 1. Социальные учения Возрождения и Нового времени –

теоретические предпосылки социологии

Следующий этап в развитии социальной мысли связан с эпохой Возрождения. Возрождение - эпоха очень противоречивая. В мировосприятии этого времени причудливо переплетается глубокий интерес к античной философии и мифологии, античному искусству (именно интерес к античности, ее "возрождение" дало название эпохе) с зарождением научных знаний и языческими суевериями, занятиями астрологией и алхимией. В отношении мысли социальной в эту эпоху важно не столько создание какой-либо новой теории общества, сколько коренной переворот в отношении к человеку. В мировоззрении мыслителей этой эпохи человек становится центром мироздания. О его греховности не говорят, говорят о его величии и достоинстве.

Центром Возрождения была Италия, состоящая из политически независимых городов, в одних из которых установились республики, в других – единоличное правление. Итальянские города жили в основном за счет ремесла и торговли, в них развивались т.н. "свободные искусства". Люди, жившие в итальянских городах, чувствовали себя более свободными и самостоятельными, чем сельское и городское население Европы. Однако, начавшись в Италии, Возрождение распространилось и в другие страны.

Вернемся к социальной теории. С этой точки зрения наибольший интерес представляют Н. Макиавелли, Т. Кампанелла, Т. Мор. Интересный взгляд на мировую историю формирует на исходе эпохи Возрождения неаполитанский философ Джамбаттиста Вико (1668-1744). Несмотря на то, что человек создан Богом, история человеческая - целиком плод рук человека, его творчества и разума Эпохи человеческой истории связаны с развитием самого человека Вико выделяет три эпохи эпоху богов, эпоху героев эпоху людей. Эпоха богов – эпоха человеческого невежества и дикости, когда слабый человеческий разум создает себе ложные объяснения мира Боги же этого времени суровы и жестоки, ибо только таким богам под силу обуздать жестокий нрав человека этой эпохи Эпоха героев – следующий "возраст" человеческой истории. В это время человеческие общности уже управляются вождями, героями, которые держат в руках жизнь соплеменников. Герои выражают волю богов, и спорить с ними бесполезно. Это эпоха вражды и соперничества между разными вождями и племенами. Третья эпоха – эпоха людей – характеризуется пробуждением человеческого разума. Однако она не свободна от борьбы после долгой борьбы городов и народов между собой человечество добивается узаконения гражданских прав. Осознается тщетность эгоизма, единство человеческой природы, появляются философия, науки и т.д.

Эти три периода представляют собой цикл, проходимый каждой нацией в своем развитии и завершающийся кризисом и распадом общества. Новизна теории Вико в том, что человеческая история рассматривается как плод деятельности самих людей, хотя "автором" законов истории все же является Бог. Вико одним из первых увидел общество в развитии, динамике. Его концепция истории позволяла увидеть ценность каждого из этапов развития общества.

Назовем еще два имени: Никколо Макиавелли и Томмазо Кампанелла. Первому принадлежит книга "Князь" (или "Государь"), где он исследует известные к тому времени формы государства и дает советы "вождям", как правильно завоевывать и удерживать политическую власть. Макиавелли впервые рассматривает политику как самостоятельную сферу человеческого общества, не зависящую ни от морали, ни от религии. И, наконец, Кампанелла. С его именем (и именем Т. Мора) связано возрождение жанра утопии, впервые созданного Платоном. Кампанелла в своей книге "Город Солнца" рисует совершенное общество, где нет неравенства и несправедливости, а все жители похожи друг на друга и счастливы. Там нет собственности, поскольку все принадлежит государству, нет свободного времени, поскольку люди все время заняты, нет вражды, потому что всем всего хватает, однако есть рабы и даже смертная казнь, а также процветают различные науки. Его утопия похожа на утопию англичанина Т. Мора, точно также как все последующие "утопии" будут похожи друг на друга, и непременным их условием будет равенство граждан, отсутствие частной собственности и всепроникающий контроль государства.

Эпоха Возрождения сменяется эпохой Нового времени. Между этими эпохами нет четкой хронологической границы. В разных странах переход осуществлялся в разные строки. Это время дальнейшего роста и укрепления городов, промышленности и торговле. В европейских странах постоянно усиливается влияние тех слоев населения, которые связаны с этими видами деятельности - "буржуа", "бюргеров" т.е. попросту "горожан" Растет значение и людей, занятых умственным трудом - их существование тоже тесно связано с городом. В эту эпоху возникает новое видение социального мира. Начнем с теорий "естественного права" и "общественного договора".

Разработка этих теорий связана с именами Томаса Гоббса (1588-1679), Джона Локка (1632-1704), Жана Жака Руссо (1712-1778) и др. Сущность теории естественного права заключалась в том, что все люди, независимо от происхождения, наделены от рождения суммой естественных прав: прежде всего, правом на жизнь, личную безопасность, собственность. Теория общественного договора объясняла происхождение государства. Согласно этой теории люди первоначально жили в так называемом "естественном состоянии". Оно понималось по-разному у Гоббса это - "война всех против всех", а у Руссо, напротив, бесконфликтное, почти райское существование. В какой-то момент люди, живущие в естественном состоянии, заключают между собой договор, в результате которого и образуется государство, которому люди обязуются подчиняться с тем, чтобы оно защищало их естественные права. Т.о. государство рассматривается как вторичный по отношению к обществу институт, цель которого - служить интересам граждан. Это новый взгляд на государство. Ранее считалось, что индивид должен всемерно служить государству, а не наоборот.

Date: 2015-05-09; view: 705; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию