Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормальное и патологическое в развитии общества. Аномия





В связи с постановкой и анализом теорети­ческих проблем общества и личности Дюркгейм выдвигает проблему нормального и па­тологического. Исследование общественно­го здоровья, т.е. нормального состояния об­щества, в отличие от патологического, по­зволяет избежать произвольности в практи-ческом применении отдельных научных открытий, слу­жит связи науки и практики.

Нормальными, по Э.Дюркгейму, являются все отправ­ления социального организма, которые вытекают из усло­вий его существования. Преступления и другие социаль­ные болезни, которые наносят вред обществу и вызывают осуждение, отвращение, являются вполне нормальными, ибо коренятся в определенных социальных условиях и поддерживают полезные и необходимые обществу отноше­ния. Отрицательные последствия преступления, напри­мер, нейтрализуются системой наказания, и общество продолжает существовать и функционировать. Внешний, непосредственно воспринимаемый объективный признак, который позволил бы отличить нормальное и патологиче­ское, заключается в его всеобщности, широкой распрост­раненности, что, в свою очередь, является показателем общественного здоровья. Э.Дюркгейм писал: «Мы будем называть нормальными факты, обладающие формами на­иболее распространенными; другие же назовем болезнен­ными или патологическими». Отсюда следует, что «нор­мальный тип совпадает с типом средним и что всякое укло­нение от этого эталона здоровья есть болезненное явление».

Принцип историзма помогает лучше понять сущность проблемы. Условия здоровья или болезни общества не мо­гут быть определены абстрактно и абсолютно. Факт может быть назван нормальным или патологическим лишь по от­ношению к данному общественному виду. Нормальное, например, для дикаря не всегда нормально для цивилизо­ванного человека, и наоборот. Более того, социальный факт может быть назван нормальным не вообще, скажем, для буржуазного общества, а лишь относительно опреде­ленной фазы его развития. Поскольку преступление встречается во всех или в большинстве обществ, оно рас­сматривается Дюркгеймом как нормальное, как элемент социального здоровья. А вот некоторые явления, которые являлись общими во всех развитых обществах в конце XIX столетия, такие, например, как повышение числа само­убийств, ослабление их морального осуждения, некоторые типы экономических кризисов и т.д., квалифицировались им как патологические.

Уточняя и конкретизируя свои идеи, Дюркгейм объяс­нял: социальный факт является нормальным, если он мо­жет быть найден внутри всех или.большинства обществ одинакового типа, находящихся неодинаковой стадии развития, пока более детальное исследование не покажет, что критерий универсальности является ошибочным. Со­циальный факт нормален, когда его общность основана на условиях функционирования данного типа общества. В логике автора как бы подспудно присутствует идея о том, что, пока общество справляется с болезнью, она является нормой. Но когда болезнь нарушает функционирование общества, приводит его к деградации, у него нет ни сил, ни средств бороться с болезнью, которая становится пато­логией.

В третьей части своей работы «О разделении обще­ственного труда» Дюркгейм выделяет «ненормальные» формы разделения труда, вызванные, по его мнению, слишком быстрыми темпами социального развития. Он выделяет следующие болезни буржуазного общества: рост противоречий между трудом и капиталом; анархия произ­водства; социальное неравенство и неадекватная органи­зация разделения труда; «аномия» и др. Понятием «ано­мия» он обозначает состояние ценностно-нормативного вакуума и кризисных периодов развития общества. Это значит, что старые социальные нормы и ценности уже не работают, а новые отсутствуют или еще не полностью ус­тановились. Объясняя «аномию», Дюркгейм выделяет в качестве главного такое общественное состояние, при ко­тором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивида, т.е. разработанность правил, регулирующих от­ношения между социальными функциями.

«Аномия» с особой силой проявляется в кризисные пе­риоды развития экономики, когда обостряются противоре­чия между классами, группами, индивидами и обществом, происходит искажение или полный упадок общественных функций. «Аномия» может проявляться и в переходном состоянии общества, когда разрушение старого, привыч­ного намного опережает созидание. Дюркгейм видел вы­ход из «аномии» в развитом экономическом планировании и нормативной регуляции экономических отношений, осуществляемой корпорациями.

Исследование причин самоубийства в специальном труде «Самоубийство» дало Дюркгейму большой материал для выявления черт общественного кризиса, ибо само­убийство представлялось ему одной из тех форм, в кото­рой передается коллективная болезнь общества. Только в свете «аномии» можно понять сущность феномена самоубийства. Особенно следует выделить воздействие таких патологических явлений, как экономические кризисы, плохое приспособление трудящихся к условиям жизни и работы, необузданность требований индивидов по отноше­нию к коллективу. Хотя самоубийство имеет много при­чин (в том числе психологических), но причины, связан­ные с «аномией», занимают центральное место. Такие са­моубийства характеризуются Дюркгеймом как анемиче­ские.

Проблема самоубийства для Дюркгейма имела более широкое и важное значение, чем простое выявление «не­нормальных» форм разделения труда. Исследуя данную проблему, он имел возможность собрать и проанализиро­вать обширный статистический материал, выявить «ясно очерченную группу фактов». Такая работа позволяла соци­ологу перейти от общих рассуждений по поводу «социаль­ных явлений» к аргументированному доказательству воз­можности существования социологии как науки. Речь шла о применении к эмпирическому материалу основного принципа социологии — изучение социального факта как «вещи», признание существования особой внешней реаль­ности, которая принудительно воздействует на человека.

Литература

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: 1993.

Гофман А.Б. О социологии Э.Дюркгейма. // Э.Дгоркгейм. О разде­лении общественного труда. Метод социологии. М.: 1991.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: 1991.

Дюркгейм Э. «Ценностные» и «реальные» суждения // Социс. — 1991. —№2.

История социологии в Западной Европе и США. М.: 1993.

Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М.: 1977-

Контрольные вопросы

В чем суть социологического метода и «социологизма» Э.Дюркгейма?

Какую роль в социологической теории Э.Дюркгейма играет его тео­рия социальных фактов? Что такое морфологические и духовные соци­альные факты?

Как решает Э.Дюркгейм проблему соотношения личности и обще­ства?

Какова связь проблем разделения труда и социальной солидарности в социологической теории Э.Дюркгейма?

Какое место в социологии Э.Дюркгейма занимают проблемы рели­гии?

В чем смысл нормального и патологического состояния общества у Э.Дюркгейма? Что такое «аномия»?

Date: 2015-05-09; view: 2004; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию