Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Огюст Конт и Герберт Спенсер — основоположники социологии как самостоятельной науки





Начало исследования жизни общества уходит далеко в глубокую древность. От «Государства» Платона и «Политики» Аристотеля (V—IV вв. до н.э.) до «О духе за­конов» Ш.Монтескье и «Об общественном договоре» Ж.Руссо (XVIII в.) — таков длинный и тернистый истори­ческий путь обществознания вплоть до нового времени. Принципиальная отличительная особенность здесь состоит в том, что общество рассматривалось просто как часть природы, а знание о нем — как составная часть других, уже известных наук, как «политическая арифметика», «Асоциальная физика» и т.д. И лишь к середине XIX столетия утверждается понимание социологии в качестве самостоятельной науки об обществе как целостной системе, наряду с физикой, химией и биологией. Это — заслуга прежде всего основателей науки О.Конта и Г.Спенсера, первому из которых принадлежит честь введения в науч­ный оборот самого понятия «социология[1]».

 

 

Выделение социологии в самостоятельную науку не было случайным. Оно было подготовлено всем предшест­вующим социально-политическим, экономическим и ду­ховным развитием человечества, французского общества в частности и в особенности. Достаточно напомнить, что первая половина XIX в. — это время бурного промышленного развития передовых стран, связанного прежде всего с овладением и использованием силы пара и внедрением машинной индустрии; фундаментальных открытий практически во всех областях естествознания; сложных, быст­рых, масштабных и острых социально-политических кон­фликтов и перемен, особенно во Франции. На этом фоне рельефно обнаружилось серьезное отставание знания лю­дей о самих себе и о том обществе, в котором они живут. И точно так же, как высший для того времени уровень раз­вития капиталистических экономических отношений в Англии явился благоприятной почвой для появления клас­сической экономической теории А.Смита и Д.Рикардо, так и наивысший уровень развития общественно-политиче­ских отношений во Франции того периода стал не менее плодородной почвой для рождения социологии О.Конта (равно как и более ранних политологических учений Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, а затем А.Токвиля).

В истории общественной мысли французский ученый О.Копт (1798—1857) известен прежде всего как родона­чальник позитивистской философии и позитивистской социологии, направленных на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) и теологии. Ос­новные труды его: шеститомный «Курс позитивной фило­софии» (1830—1842) и четырехтомная «Система позитив­ной политики, или социологический трактат об основах религии человечества» (1851—1854). Уже после его смер­ти было издано четырехтомное «Завещание Огюста Кон-та». Философские и социологические взгляды тесно пере­плетались в творчестве О.Конта, в связи в чем Р.Арон ха­рактеризовал его как философа в социологии и социолога в философии. Определенное влияние на его теоретические концепции оказало творчество Сен-Симона, у которого Конт в 1817—1824 гг. работал секретарем. Но из-за серьез­ных разногласий по коренным теоретическим, политиче­ским и личным вопросам им пришлось расстаться. Для Кон-та были неприемлемы идеи классовой борьбы и равенства производителей. Во время революционных событий в Пари­же он выступал как против революционных действий проле­тариата, так и против его преследователей. Оказавшись в изоляции от основных классов общества, он обратился к не­большой группе интеллектуалов с призывом создать «пар­тию порядка и прогресса», но так и не был услышан.

Английский исследователь Г.Спенсер (1820—1903) — продолжатель контовской, позитивистской линии в филосо­фии и социологии, основатель органической школы в соци­ологии, сделавший во второй половине XIX в. новый крупный шаг вперед на пути становления социологии как самостоятельной науки, особенно в области системного и структурно-функционального подхода к изучению обще­ства. Его главный труд «Основания социологии» (1896) со­держал идеи и принципы, надолго пережившие их автора и очень часто заимствованные многими крупнейшими социологами XX столетия.

Date: 2015-05-09; view: 1400; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию