Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 9 социальные институты





 

9.1 Понятие, функции и виды социальных институтов

 

Социальные институты (от лат. institutum - установление), являются одним из базисных элементов общества, предназначенным для регуляции жизнедеятельности людей. Они противостоят хаотичности, нестабильности, вносят организованность, управляемость в жизнь общества, являются символами порядка.

Это понятие пришло в социологическую науку из юридических наук, где оно обозначало комплекс правовых норм, регулирующих социально-правовые отношения. В социологии оно приобрело расширительный характер, как способ, форма регуляции взаимодействия людей (экономических, политических, духовных и т.д.). Американский социолог Т. Веблен (1857-1929 гг.) – крупный представитель институциональной школы – указывая, что смена преобладающих в определенные периоды истории различных социальных институтов раскрывает их суть как общепринятые образцы поведения и привычки мышления. По мнению Веблена в доисторические времена социальные институты лишь зарождались, а социальные регулирование осуществлялось на уровне инстинктов.

Современная социологическая наука исходит из уточненного и расширенного определения этой категории: социальный институт – это устойчивый комплекс, формальных и неформальных правил, принципов и норм, установок и учреждений, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.

Процесс формирования социальных институтов начался в глубокой древности, продолжается постоянно и называется институализацией. В основе институализации лежат соответствующие социальные потребности, нуждающиеся для своей реализации в системе управления. Процесс институализации включает в себя формирование общих целей, набор норм и предписаний, регулирующих поведение людей, систему санкций для поддержания норм и правил, набор социальных статусов и социальных ролей, типичных для конкретного социального института.

За время существования человечества было создано великое множество разнообразных социальных институтов. Социологическая наука среди этого множества выделяет пять основных, складывающихся по особо значимым для общества сферам жизни. Институт экономики (точнее целая совокупность таких институтов, работающая в сфере экономики) удовлетворяет потребности в материальных условиях и средствах существования людей. Институт политики, регулирующий властные отношения в обществе, удовлетворяет потребности в безопасности и общественном порядке. Институт семьи удовлетворяет потребности людей в воспроизводстве человечества. Институт религии (в широком смысле слова – институт культуры) направлен на решение проблем духовной жизни человека, поиска им смысла жизни. Институт образования удовлетворяет потребность в получении и передачи ценностей культуры, знаний, навыков, в обретении профессии и своего места в жизни общества.

Каждый социальный институт имеет как свои специфические особенности, так и общие сущностные признаки с другими институтами. Во-первых, все социальные институты функционально целесообразны для своего времени, т.е. работают на удовлетворение тех социальных потребностей, которые вызвали их к жизни. При этом сами функции бывают двух видов – явные, исторически признанные, целесообразные и легко распознаваемые, и латентные – прямо не свойственные этому институту, находящиеся как бы в тени.

Явные функции, общие для всех социальных институтов, следующие:

· Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Изучить основные социальные институты какого-либо общества – значит понять его суть;

· Регулятивная функция проявляется в том, что социальный институт формирует предсказуемое и стандартизированное поведение социальных субъектов, характерное для каждой сферы общества; Транслирующая функция – это передача накопленного опыта, как новым поколением, так и в ходе расширения границ деятельности института;

· Интегративная функция стимулирует сплочение членов социальных образований, усиливает их взаимодействие, объем и частоту контактов, что в свою очередь приводит к повышению устойчивости таких элементов социальных институтов как учреждения и организации;

· Коммуникативная функция заключается в передачи информации как внутри института, с целью контроля за соблюдением норм и правил, так и взаимодействующими институтам. При этом коммуникативные возможности разных социальных институтов неодинаковы: одни прямо предназначены для этого (СМИ), другие имеют весьма ограниченные возможности.

Все эти функции необходимы любому социальному институту. Если же институт перестает почему-либо выполнять их, не поспевает за требованиями времени, работает как бы вхолостую, не упорядочивает общественные отношения подвластные его сфере, а еще больше усложняет и запутывает их, то тогда данный социальный институт становится дисфункционален и должен быть, или заменен на новый, отвечающий запросам времени, или, по крайней мере, модернизирован. Как указывают многие социологи, эта замена происходит при изменении потребностей общества или в ходе деятельности активного социального субъекта (личности, партии, класса), понимающего необходимость перемен.

Второй сущностной чертой всех социальных институтов является то, что у каждого из них есть ценностно-нормативный комплекс, который представляет собой систему идей, определяющую стратегические цели и задачи института, а также совокупность норм и правил, предписывающих должное использование соответствующих институту социальных ролей.

Третьей сущностной характеристикой всех социальных институтов является то, что все они имеют культурно-символические и культурно-утилитарные признаки. К ним относятся идеологические установки и образцы поведения, кодексы устные и письменные (от Конституций государства до семейных запретов и допущений), культурные символы, которыми может быть любой материальный и нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института (например, гимн, герб, флаг для института политики, обручальное кольцо, брачный ритуал для института семьи и т.д.); наконец культурно-утилитарные признаки (здания, печати, церковный реквизит, бланки, марки и т.д.).

Четвертой общей характеристикой всех социальных институтов является то, что они деперсонифицированы (т.е. обезличены). Это означает то, что социальные институты в отличие от социальных отношений не должны зависеть от личных качеств человека, потому что в них взаимодействуют статусы и роли, а не конкретные личности.

Заканчивая общую характеристику базисного элемента «социальные институты» следует еще сказать, что хотя для всех них характерно стремление к самостоятельности, но вместе с тем, находясь в едином социальном пространстве, все они постоянно взаимодействуют между собой (экономика и политика, семья и политика, семья и религия и т.д.). Чем удачнее и полноценнее взаимодействуют социальные институты и вместе с тем соблюдаются ими самостоятельность и независимость по отношению друг к другу, тем прочнее социальный порядок в обществе.

Социологическая наука подразделяет социальные институты на формальные и неформальные. Первые (экономические, политические, правовые, образовательные и т.д.) представляют совокупность организаций и учреждений, материальных средств и стандартизированных функций. Вторые (неформальные) организационно неоформлены: в них нет законодателей и исполнителей, начальников и подчиненных, они как бы растворены в общественном сознании общества. К ним социологии относят институт морали, а некоторые из социологов и такой феномен общественного сознания как общественное мнение, потому что функции этих неформальных структур во многом идентичны функциям формальных институтов. Остановимся подробнее на анализе некоторых социальных институтов. Поскольку институт экономики и институт политики подробно анализируются экономическими и политическими науками, то в сфере нашего интереса остаются институты семьи, религии, образования, морали, общественного мнения.

9.2 Семья как социальный институт

Семья – старейший социальный институт, сопровождающий человечество с начала его становления. Подчеркивая это, великий мыслитель Жан – Жак Руссо писал, что самое древнее из всех обществ и единственно естественное - это семья. Спецификой этой социальной структуры является то, что семья одновременно выступает и как социальный институт, регулирующий ролевые отношения в семье, и как первичная социальная группа, члены которой связаны тремя видами связи: супружества, родительства и родства. Если какой – либо связи нет в семейной группе, то тогда говорят о неполной семье.

В основе семьи лежит брак. Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливаемых с целью образования семьи и продолжения рода. Санкционируя брак государственной регистрацией, церковным обрядом или заключением брачного договора, общество берет на себя определенные обязательства по защите семьи и одновременно налагает на людей, вступающих в брак, ответственность за материальное обеспечение семьи и за воспитание детей.

Брак как социальный институт прошел длительный путь развития. Благодаря фундаментальным исследованиям брачно-семейных отношений такими учеными как И. Баховен (работа «Материнское право»), Л. Морган (работа «Древнее общество») удалось проследить путь развития брачных отношений от группового брака (характеризуется неупорядочными половыми отношениями) до современных форм брака.

В современных развитых странах основными формами брака являются моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины) и полигамия (брачный союз более, чем двух партнеров). Полигамия в свою очередь имеет две разновидности: полигиния (многоженство), которая существует в странах, где господствующей религией является ислам, и полиандрия (многомужество). Последняя форма брака встречается крайне редко в некоторых обществах Южной Индии и Тибета и объясняется двумя причинами: преобладанием мужского населения и правом наследования земли только старшим сыном. В этом случае все братья женившегося мужчины автоматически могут становиться мужьями этой женщины и дети, рожденные в такой семье, имеют одинаковые права.

По способу выбора партнеров брак может быть экзогамным (когда брачный партнер выбирается за пределами своей группы – расовой, национальной, классовой, религиозной и т.д.), и эндогамным (когда партнер выбирается внутри своей социальной группы).

Помимо этих разновидностей и способов семейно-брачных отношений в современном мире появляются новые: это так называемый пробный брак, гостевой брак и др., что не упрочивает институт брака. Однако семья продолжает оставаться необходимым обществу функционально целесообразным социальным образованиям.

Функции семьи определяются потребностями общества и потребностями самой семейной организации. И тот и другой фактор исторически изменяются, а значит, частично изменяются и функции семьи, но многие из них остаются неизменными и сопровождают семью с ее первых шагов.

· Уникальной функцией во все времена была и остается репродуктивная функция – воспроизводства населения и продолжения себя в детях.

· Тесно с ней связана и необходимая человеку функция сексуального общения.

· Очень важной функцией является воспитательная функция. Это не только формирование родителями личности ребенка: приучение к правилам поведения, развитие его способностей и интересов, укрепление здоровья и т.д., но и постоянное влияние детей на своих родителей и родственников. Этот процесс взаимного воспитания идет непрестанно в течение всей жизни. Не случайно семья рассматривается социологической наукой как главный агент процесса социализации.

· Хозяйственно-организаторская функция. Семья создает материальную основу семьи, обеспечивает экономические связи между ее членами, содержит несовершеннолетних, поддерживает нетрудоспособных, прививает трудовые навыки детям и, в конечном счете, формирует осознаную потребность в трудовой деятельности.

· Защитная функция семьи проявляется в том, что она содержит и поддерживает детей, инвалидов, больных и престарелых членов семьи.

· Рекреационно-досуговая функция семьи направлена на полезное использование свободного времени – организацию проведения досугового времени, на восстановление и укрепление физических, эмоциональных и духовных сил человека.

· Очень важной функцией семьи является функция психологического общения: эмоциональная поддержка, эмпатия, психологическая защита и т.д.

· Есть у семьи и такая функция как социально-статусная. Она заключается в том, что семья передает определенный (по крайней мере, стартовый) статус членам семьи.

· Поскольку современный мир открыт, публичен, доступен, постольку именно семья с ее постоянными связями и взаимодействиями может воспитать коммуникативные способности у своих членов семьи, научить коммуникативному поведению. Современная социологическая наука придает коммуникативной функции семьи особое значение.

И хотя ряд функций семьи все больше берут на себя другие социальные структуры (школы, дома быта, досуговые учреждения), семья и в XXI веке продолжает существовать и воспроизводиться как социальный институт и социальная общность.

Каждая семья на протяжении своего существования не остается неизменной, переходит из одного состояния в другое и, наконец, заканчивает свое существование. Жизненный цикл семьи – это последовательность значимых этапных событий в существовании семьи. Устойчивые, длительно существующие семьи (от вступления в брак и до конца жизни супругов) послужили ученым в качестве «идеального типа» для выделения этапов жизненного цикла семьи.

·Первая стадия от вступления в брак до рождения первенца называется стадией бездетности.

Вторая стадия охватывает период от появления первого ребенка до рождения последнего – стадия репродуктивного родительства. Это самый полнокровный период в развитии семьи, потому что здесь реализуются многочисленные функции семьи и все основные цели.

Третья стадия социализационное родительство – занимает период от рождения последнего ребенка до создания им своей собственной семьи.

И, наконец, четвертая стадия – прародительства или стадия «пустого гнезда». Она начинается созданием собственной семьи последним ребенком, заполняется хлопотами по воспитанию внуков и правнуков и заканчивается с уходом из жизни обоих прародителей или одного из них.

Ясно, что эта схема динамики семьи носит идеальный характер, отражает типичные этапы жизни семьи. Ведь далеко не каждая семья проходит через все стадии. Измены, разводы, болезни, смерть могут оборвать жизнь семьи на любой ступени. Особенно усложняют выживание семьи кризисные состояния общества – войны и другие социальные потрясения. Как показывают исследования проводимые социологами Америки и Европы в прошлом, средний срок жизни семьи исчислялся несколькими десятками лет (≈50 лет), а в конце XX и начале XXI века этот показатель упал до 9,5 лет. Это, конечно не означает, что не будут заключаться повторные браки и возникать новые семьи, но это будет уже жизнь другой семьи.

Изучая семью, как социальный институт социологи провели классификацию типов семьи по многим показателям. Во-первых, в зависимости от степени типов родства членов семьи различают семью расширенную и нуклеарную. Расширенная семья состоит не только из родителей и их детей, но также включает других родственников – бабушек и дедушек, тетей и дядей и т.д., живущих под одной крышей и ведущих общее хозяйство. Такую семью называют еще традиционной или кровнородственной, т.к. в традиционных обществах этот тип семьи был господствующим. На современном этапе появляется новый тип расширенной семьи, так называемая модифицированная. Модифицированная расширенная семья – это такая семья, когда многочисленные родственники живут уже не вместе, но поддерживают тесные постоянные связи. Членов таких семей объединяет сеть общих обязанностей и обмен услугами, экономическая помощь, советы и участие в судьбе молодежи расширенной семьи и общая активная память о предках.

Нуклеарная семья состоит из родителей и их детей, живущих вместе. Распространен этот тип семьи в развитых странах, где взрослые дети после брака имеют возможность жить самостоятельно. Социология связывает появление такого типа семей с развитием индустриального и постиндустриального общества, дающего возможность активной социальной мобильности. Однако по статистике до их пор в современном мире преобладающей формой семьи является расширенная семья.

В зависимости от экономического господства и властных отношений различают патриархальную семью (где главную роль в семье отводится отцу), матриархальную (где главную роль играет мать) и эгалитарную (от фр. слова - равенство), где существует равное распределение социальных ролей между супругами. Проводимые социологические исследования все более подтверждают, что семья в развитых странах становится все более симметричной. Симметричная семья постиндустриального общества характеризуется не только равным распределением обязанностей, но и новым типом объединения членов семьи. Не на базе совместной трудовой деятельности, как это было в прошлом, а на базе общего потребления.

Существует типология семей по количеству детей в семье. Различают бездетные, однодетные, малодетные и многодетные семьи. Анализ современных семей по этим параметрам дает неутешительную картину. Растет количество бездетных семей и семей сознательно ограничивающихся одним ребенком, одновременно сокращается число многодетных семей. Есть еще и другие основания для классификации семьи, например, по месту проживания молодых супругов. Различают матрилокальную ( когда молодая семья живет с родителями жены), патрилокальную (с родителями мужа), неолокальную (образовавшиеся семья живет самостоятельно) семью.

Социологическая наука постоянно изучает институт семьи, как основу общества. Семья возникла намного раньше религии, государства, рынка, образования. Семья единственный незаменимый производитель самого человека, продолжение рода Homo sapiens. Сила и притягательность семьи заключается в той целостности, которые присущи ей и как малой социальной группе и как социальному институту, в многофункциональности этой структуры, создающей возможность реализации всей совокупности многообразных потребностей человека – физиологических, социальных, материальных.

Вторая половина XX века и начало нового XXI века дают тревожные сигналы о сложностях этого института. Заметны процессы деформации семьи, так как все больше происходит разводов (распадается каждый 3 - 4 брак), происходит падение брачности, уменьшение рождаемости, растет беспризорность и т.д.

Все это свидетельствует не только об ослаблении какой-то одной сущностной составляющей семьи (брака), но, что более важно, о крахе и других составляющих - родительства и родства. Социологи все чаще стали говорить об институциональном кризисе семьи, последствия которого расцениваются некоторыми из них как настоящая болезнь всей современной цивилизации. Реальная опасность этой болезни заключается в том, что в обществе идет смена ценностных ориентаций в отношении института семьи. Если в прошлом, на протяжении тысячелетий семья для человека была незыблемым условием собственного выживания (наряду с адаптацией к природе), то в постиндустриальном обществе идет все большее распространение внесемейных приоритетов. Индивидуализм, карьерный рост, безудержное стремление к увеличению благосостояния, сексуальная свобода и т.д. подрывают потребность в семейной организации жизни. Это отмечается практически всеми социологическими направлениями, но особенно ярко это видно в марксистско ориентированных теориях и доктринах феминизма. Поскольку институциональный кризис семьи захватывает все больше стран, обретает глобальный характер, то и решать задачу модернизации института семьи предстоит всему мировому сообществу.

 

9.3 Религия как социальный институт

Религия – это особая составляющая часть культуры, которая является одним из древнейших социальных институтов. Она регулирует духовную жизнь людей путем формирования смыслообразующего стержня бытия.

Базовым положением любой религии является разделение мира на две части. Одна – это мир обыденного, каждодневной мирской жизни. Другая – это мир священного (горний). Священными могут быть боги, книги, особые слова, животные. Особенность священного состоит в том, что оно требует специфического отношения: уважения, почитания, трепета, особых сакральных действий. Сам термин «религия» в переводе с латинского означает связывание. Через религию человек устанавливает связь с миром священного, выходит в сферу непознанного. Повседневная жизнь – это частные интересы и обычные занятия, священное – отдельная сфера, состоящая из особых явлений, предметов и действий, которые наделены особым моральным авторитетом и властью.

Кратко религию можно определить как совокупность верований и ритуалов, которые определяют отношение человека к священному.

Как социальный институт религия имеет свою структуру, общую для разных конфессий, в которой можно выделить три составляющих. Религиозное сознание (теории, учения, предания), ядром которого является вера в священное; это сознание эмоционально окрашено, вызывает чувство умиления, трепета, восторга и т.д. и подкреплено системой нравственных норм и поведенческих правил. Например десять заповедей христианства, нормы шариата в исламе и т.д.

Второй составной частью религии как социального института являются религиозные действия. Это, прежде всего религиозные ритуалы, связанные с различными нормами, ценностями, значимыми событиями в жизни человека (крещением, венчанием, религиозными обрядами, богослужением и т.д.). Культовые действия рассматриваются верующими как способ непосредственного взаимодействия с божественными силами. Посредством ритуала верующие, как бы вводят себя в мир священного. Э. Дюркгейм рассматривал религиозные действия (практики) как основную черту этого социального института. Они в свою очередь бывают двух видов: магические и умилостивительные. Кроме религиозной деятельности религия осуществляет и нерелигиозные практики - милосердные акции, обучение в школах и т.д.

Третьим элементом религии являются организации, упорядочивающие жизнь религиозных общин. Эти организационные структуры возникают не сразу в жизни обществ, а значительно позднее и представлены они прежде всего культовыми организациями, которые характеризуются специфическим способом руководства религиозной общиной и определенным характером взаимоотношений с обществом и государством. Среди этих религиозных структур выделяют во-первых «церкви». Слово церковь в переводе с греческого буквально означает божий дом. Церковь – это крупные религиозные организации, которые возникли в определенных исторических условиях как способ упорядочения религиозной жизни верующих и установления взаимоотношений с государством и светскими организациями. Церковное управление осуществляется по бюрократическому типу, с четко организованной иерархической статусно-ролевой структурой, подчинением низших священнослужителей высшим, мирян – клиру.

Наряду с церковной организацией институт религии имеет и другие структуры. Это – деноминации и секты. Деноминации выросли из небольших религиозных общин, сумели распространить свое влияние в обществе и сохранить самостоятельность, но еще не достигли ни численности, ни влияния церкви. Они вписаны в жизнь общества, но их связи с государством и гражданскими структурами общества гораздо слабее, чем у церкви, им свойственна терпимость к различным точкам зрения на религию, умеренность в ритуальной деятельности. Секты, напротив, характеризуются тем, что эти общины отгораживаются от общества, противопоставляют себя господствующей церкви и отвергают основы ее учения. Для сект характерны специфические ритуалы, а управление осуществляется харизматическим лидером. Особо закрытые секты, требующие от членов полной преданности и запрещающие выход из нее, называются тоталитарными.

Кроме названных культовых организаций институт религии располагает и внекультовыми организациями и учреждениями – приютами для бездомных, воскресными школами для детей, издательскими учреждениями и т.п.

По вопросу об истоках религии есть разные точки зрения. Одна из них (четко выраженная антропологом Э. Тейлором) исходит из того, что религия берет свое начало в индивидуальном сознании. Беспомощность перед явлениями природы и космоса, неспособность их объяснить породили у людей анимистический взгляд на мир, предполагающий веру в одухотворенность природы. Душой наделялись все вещи, все явления, вся природа. Постепенно душа в сознании людей абстрагировалась от своей земной основы, наделялась антропоморфными качествами (т.е. похожестью на человека, но более мудрого, всесильного). Так появилось представление о богах.

Другая точка зрения, связанная с именем Э. Дюркгейма, заключается в том, что религия – продукт не индивидуального, а общественного сознания. Появляясь на свет, человек застает готовое общество, которое наделяет человека всем: языком, навыками, коллективными представлениями, способами взаимодействия. Общество как бы стоит над индивидом и для человека оно - высшая сила, нечто священное, определяющее его судьбу, Бог. Значение религии для общества как раз и заключается в том, согласно Э. Дюркгейму, чтобы обеспечить влияние коллектива на индивида. Эту мысль он подтверждал тем, что разным обществам в разные исторические периоды свойственны разные религии. Французский антрополог А. Леви-Стросс отмечал, что структура общества зеркально отражает структуру религии. Так племена Австралии, у которых отсутствует вертикальная стратификация, не ранжируют своих богов, они у них все равны. Чем больше развивается вертикальная стратификация, тем больше и иерархия Богов. Так Зевс у греков стоял на вершине Олимпа. Подтверждает точку зрения на религию как на порождение общества и тот факт, что всегда боги завоевателей стояли выше богов завоеванных народов.

За тысячелетия своего существования человечество знало множество религий. Для удобства анализа религий их классифицируют. В настоящее время существует много систем классификации. Одна из них касается сущностных характеристик религии. По сущностным характеристикам социологи выделяют четыре типа религий:

Первый тип - архаические верования и религии, свойственные человечеству на начальных ступенях развития. Для них характерен ярко выраженный анимизм (одухотворенность всей природы), многобожие, мифотворчество, первоначальное отсутствие специальных священнослужителей, т.е. все религиозные действия (пение, танцы, заклинания и т.д.) выполнялись всем родом, всем племенем. Посредники (жрецы, шаманы) появляются позднее, на стадии распада архаических верований. Элементы архаических религий сохраняются в современном мире как составная часть этнических субкультур.

Второй тип религий – это народностно-национальные. Они возникали как составляющий основу жизни отдельных наций и народностей, распространялись в нескольких, обычно соседних странах и обретали региональный характер. К ним относятся конфуцианство и даосизм, возникшие в Китае, индуизм, со всеми его разновидностями (брахманизм, джайнизм, сикхизм и т.д.) – возникший в Индии, синтоизм в Японии, иудаизм – религия еврейского народа рассыпанного по миру, но не утратившего своей идентичности и исторической памяти. Эти религии оказали большое влияние на государственное структурирование, на социальную стратификацию (как, например, индуизм на кастовое устройство Индии), на национальную культуру и образ жизни своего народа и народов соседних стран.

Третий тип составляют мировые религии. К ним относятся буддизм (возник в VI веке д.н.э. на севере индийского субконтинента), христианство (возникло в I веке н.э. на ближнем Востоке и Палестине), ислам (возник в VII веке н.э. на Аравийском полуострове). Мировыми эти религии называются потому, что носят над- и межэтнический характер, выходят далеко за пределы стран и регионов, встречаются на разных континентах.

К числу признаков мировых религий относятся: огромное число последователей: христиан более 1 млрд, мусульман около 0.8 млрд., буддистов – 0.7 млрд. Всем мировым религиям свойственны высокая пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц, исповедующих иную). Все мировые религии эгалитарны, т.е. проповедуют равенство всех людей и обращаются к представителям всех социальных групп.

Если дать краткую характеристику каждой мировой религии, то следует отметить, что буддизм очень терпим ко всем иным религиям, исходит из того, что все люди придут рано или поздно именно к буддизму, но не насильственно, а путем размышлений и сравнений, т.е. отличается высокой толерантностью и терпимостью. Эта религия впервые обратилась к личности, а не к социальному месту человека, проповедуя так называемый восьмеричный путь совершенства, который включает простые и понятные каждому человеку установки и принципы: иметь правильные взгляды, намерения, правильную речь и правильные действия, правильный образ жизни и сосредоточение и т.д., что приведет, в конечном счете, к просветлению человека. Буддизм – миролюбивая религия с упором на медитацию, сострадание и добрые дела. Буддизм распространен в Тибете, Северной Индии, Китае, большие группы буддистов есть во всех развитых странах мира. В России буддизм исповедают буряты, калмыки, тувинцы.

Говоря о второй мировой религии - христианстве, следует иметь в виду, что в его основе лежит социальное движение, возникшее в рамках иудаизма под руководством палестинского пророка Иисуса. Греческий перевод древнееврейского слова «миссия» звучит как Христос, отсюда имя пророка Иисус Христос, а его учение стало называться христианством. Изначально христианство, приверженцами которого были представители низших и маргинальных слоев античного общества, характеризовалось верой в установление социальной справедливости через пришествие на землю Бога, но при этом было достаточно радикально. Со временем христианство было приспособлено к целям правящих классов и превратилось в IV веке в официальную религию Римской империи, став более консервативным. Однако космополитизм этого учения, миссионерская деятельность, нивелировка классовых и национальных различий, всеобщность и абстрактность общественно-политических и нравственных принципов способствовало быстрому распространению христианства в мире.

В процессе своего развития христианство распалось на три основные ветви: католичество, православие и протестантизм. В свою очередь в каждом из них выделились различные течения и направления.

Христианство (в частности протестантизм) оказало большое влияние на жизнь общества в целом. Макс Вебер, подчеркивая эту сторону христианства, утверждал в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма», что протестантизм с его проповедью умеренности, бережливости, добросовестного выполнения профессиональных обязанностей прямо способствовал возникновению капитализма. Позднее другой ученый – Э. Галеви, объясняя феномен социальной и политической стабильности Англии, видел его тоже в протестантизме, влияющем на умы и образ жизни англичан. В современном мире христианство в целом является основной религией в развитых странах Европы, Америки, а так же в России и имеет в своих рядах больше верующих, чем другие мировые религии.

Третья мировая религия - ислам. Она самая молодая (VII век н.э.) и очень активная, распространена во многих странах арабского Востока, Северной Африки, Средней Азии, Европы. В России ислам исповедует население Северного Кавказа, Татарстана, Башкортостана и других республик. Сам термин «ислам» буквально означает – покорность Богу – и предполагает абсолютную верность этой религии.

Ислам как религиозная система опирается на пять столпов веры: знание Корана, богослужение (пятиразовая ежедневная молитва), благотворительность, пост и хадж (паломничество в Мекку), хотя бы раз в жизни. Основатель этой религии Мухаммед, родился в 570 году н.э. и впоследствии, как считают последователи ислама, стал получать божественные откровения и передавать их людям. Так родилась священная книга мусульман – «Коран». Мухаммед и его сторонники активно насаждали ислам на Аравийском полуострове: боролись с идолопоклонничеством, отрицали таинства христианства (крещение, исповеди, отпущение грехов). После смерти Мухаммеда произошел раскол ислама на суннитов (большинство) и шиитов. В XX веке во всем мусульманском мире появляются движения исламского фундаментализма, которые при своем возникновении имели антиколониальную направленность, а впоследствии – антизападную, ставя своей конечной целью сделать весь мир мусульманским.

Четвертый тип религий - это так называемые нетрадиционные религии или секты. Слово «секта» в переводе с латинского означает учение, образ мысли. Секты – небольшие закрытые группы, куда люди входят добровольно. Появились они не сегодня, а несколько веков назад. Старорусские секты возникали в феодальную эпоху (хлысты – XVII век, духоборцы, молокане – XVIII век), как протест против гнета помещиков и духовенства. Отвергая авторитет церкви, они признавали авторитет «духа» и чтили Библию. После реформы 1861 г. стали появляться секты протестантского типа: баптисты, адвентисты, пятидесятники и др. Они появляются как реакция на господствующую религию или на действия церкви. В своем развитии нетрадиционные религии могут вырасти в самостоятельные церкви, как например, баптисты и адвентисты Седьмого дня, а могут принять форму секты.

Отличительными чертами сект является то, что они («Свидетели Иеговы», «Кришнаиты», «Белое Братство», «Аум сенрике» и др.) отгораживаются от общества: запрещают своим членам общаться с семьей, друзьями, участвовать в выборах, служить в армии, отмечать памятные даты. Управляются секты по типу авторитарной организации с харизматическим лидером во главе, власть которого абсолютна, ибо он приравнивается к Богу. В сектах господствует жесткая дисциплина, осведомительство, ежедневные отчеты о делах и поступках. Активно используются практики различного вида психологического воздействия на человека, в результате чего личность исчезает, появляется робот покорный главе секты. Все их учения, службы, обряды, ритуалы носят мистический характер, пронизаны идеями исключительности и избранности. Например, обряд «Торонтское благословение» состоит в том, что в течение нескольких часов практикуется смех, лишающий людей способности здраво мыслить и вести себя, что, якобы, приближает их к Богу.

Опасность сектантства заключаться в том, что оно изолирует человека от реальности, не предоставляя никакой возможности вернуться к нормальной жизни. Учение сект отличает религиозная и философская эклектичность, а практическая деятельность на современном этапе удачно маскируется под группы укрепления физического и душевного здоровья. В современном мире - сект великое множество. Например, в одних только Соединенных Штатах Америки насчитывается более 3000 различных сект.

Религия, как показывает история, сопровождает человечество с самого его существования, она постоянно востребована, а значит функционально – целесообразна. Выделяют следующие функции религии как социального института:

Прежде всего — это уникальная функция, несвойственная другим социальным институтам, психотерапевтическая, или как ее еще называют компенсаторно – утешительная. Суть ее в том, что вера в Бога укрепляет людей в трудные минуты, примиряет с мыслью о смерти, вознаграждает за страдания и лишения при жизни обещанием «царства Божья» в ином мире.

Регулятивно - нормативная (воспитательная) функция заключается в том, что религия, являясь мощным социальным организатором, укрепляет и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения. Эти нормы в любой религии представляют собой целостную систему ценностных ориентиров, правил, норм, обычаев, регулирующих общественную и личную жизнь человека. Религия вошла в образ жизни людей, в очередность работы и отдыха, в строении семьи, в трудовой календарь.

Очень важной функцией является коммуникативно – интегративная. Религия связывает единоверцев и по горизонтали (живущих сейчас) и по вертикали (с умершими и будущими поколениями), способствует упрочнению, сплочению общества. В результате постоянного общения, люди, исповедующие одну религию, не только осмысливают себя как некую единую общность, но и, общаясь друг с другом, обмениваются положительными эмоциями - радости, успокоения, сочувствия и т.д., формирующими установку на продолжение в дальнейшем контактов и взаимодействий.

Важной функцией религии является культурно – транслирующая. Она заключается в том, что этот институт тщательно хранит и передает из поколения в поколение богатое, накопленное за тысячелетия наследие исторических традиций, представлений о мире, преданий, музыкальных, архитектурных, художественных шедевров. Религиозные деятели зачастую выполняли роли служителей не только Богу, но и людям, переписывая книги, создавая библиотеки, просвещая людей.

Институт религии имеет еще одну, очень противоречивую функцию – стабилизирующую по отношению к ингруппе и дестабилизирующую по отношению к аутгруппе. Сплачивая единоверцев, одновременно с этим религия может противопоставлять их народам других конфессий, что часто является причиной многих несправедливостей, конфликтов и войн на религиозной почве.

Активность религии в обществе выражается двумя разноправленными процессами. С одной стороны, институт религии может расширять и углублять свое влияние: тогда говорят о сакрализации общества. Обычно это происходит в кризисные периоды или когда снимаются запреты на исповедание религиозных взглядов, как это произошло в России в годы перестройки. С другой стороны, влияние церкви может суживаться под влиянием процессов демократизации общества, а также под влиянием того, что сам социальный институт религии модернизируется: ослабляет церковные ограничения, делает акцент на некультовых формах деятельности. Этот процесс называется секуляризацией, что в переводе с латинского означает обмирщение, переход чего-либо церковного в светское.

Таким образом, религия как всякий социальный институт не только устойчива, но и динамична.

Социология изучает институт религии не только по типам, функциям, динамике этого института, но и еще по двум важным показателям — уровню и степени религиозности социальных субъектов. Когда речь идет об уровне религиозности исследуется коллективный субъект (группа, страта, поселение и т.д.) и методом опроса (сплошного или выборочного), выявляется соотношение верующих и неверующих в данной структуре. Выяснено, что уровень религиозности выше там, где господствующей религией является ислам, а если брать классовую структуру общества, то религиозность выше в верхних и нижних слоях по сравнению со средним классом (хотя мотивация обращения к вере у них, конечно, разная).

По показателям степени религиозности исследуется насколько для данного человека вера важна. Здесь выявляются три степени религиозности. Истинно верующие — это люди, жизнь которых полностью детерминируются верой, что предполагает знание истории религии, священных писаний, обрядов и ритуалов, отправление служб, соблюдение постов, словом, весь образ жизни человека подчинен вере. Этот слой составляет приблизительно 10% от всех верующих. Ко второй группе относятся верующие, жизнь которых определяется не столько верой и религиозными канонами, сколько национальной культурой, обычаями и традициями. В процентном отношении эта группа больше первой (≈20-25%). Самой многочисленной является третья группа. К ней относятся так называемые «верующие на всякий случай». Эти люди, формально относящие себя к верующим, (если брать христиан, то крещеные), повседневно живут светской жизнью, вне религии. Они не знают ни вероучений, ни религиозных обрядов, не соблюдают заповедей, не посещают церковь и только в значимые минуты жизни обращаются к Богу.

9.4 Образование как социальный институт

Важным социальным институтом формального характера является институт образования, который обеспечивает преемственность социальной жизни путем передачи суммы накопленных человечеством знаний, умений и навыков от поколения к поколению.

Институт образования в современном виде представляет собой единую систему учреждений (школ в широком смысле слова), социальных ролей (учителей) и учебных дисциплин. Сложился он гораздо позднее других социальных институтов, однако корни его уходят в глубокую древность. В примитивных обществах передача знаний была вплетена в повседневную жизнь семьи – в игру, досуг, труд. Старшее поколение передавало свой опыт в ходе обыденного взаимодействия и общения с молодежью и лишь постепенно начинается процесс складывания самостоятельного института образования.

Процесс институционализации образования изначально нес на себе отпечаток социального неравенства, поскольку складывались две принципиально разные формы обучения. Одна для детей привилегированных классов, когда в семью приглашались образованные, компетентные люди для преподавания иностранных языков, этикета, музыки, танцев. Постепенно круг изучаемых предметов расширялся за счет преподавания литературы, истории, географии. Другая - для детей из низших слоев общества. Для этого их отдавали в семьи специалистов (ремесленников, писарей, лавочников и т.д.) и они, выполняя роль прислуги, одновременно перенимали ремесло и обучались элементарной грамоте. Эти две формы обучения постепенно привели к созданию двух типов учебных заведений – школ. Их появление уже отмечается в эпоху Древнего мира, а активное развитие начинается в Средние века.

Первый тип учебных заведений, так называемые епископальные школы, были привилегированными школами для детей из высших слоев общества. В них, следуя римской традиции, изучались так называемые «семь свободных искусств». К ним относились: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Обучение в таких школах длилось 12-13 лет. Второй тип учебных заведений начальные (церковно-приходские) школы для детей из низших слоев общества. В них священнослужители обучали учеников читать, писать (на латинском языке), считать на пальцах и петь церковные песни.

Стремительное развитие средневековых городов привело к появлению светских школ (частных и муниципальных), латынь в которых постепенно вытеснялась национальными языками, что облегчало функционирование института образования. В это же время появляются первые высшие учебные заведения (университеты). Формируются они на основе бывших епископальных школ. Именно так возникли в XII веке Болонский и Парижский университеты во Франции. К концу XV века в европейских странах насчитывалось уже около 80 университетов, многие из которых (Сорбонна, Кембриджский, Оксфордский и др.) существуют до сих пор. В России первое высшее учебное заведение появилось в царствование Елизаветы Петровны. По инициативе М.В. Ломоносова и при поддержке графа И.И. Шувалова в 1755 году был открыт Московский университет с тремя факультетами: философским, медицинским и юридическим, где обучение длилось 7 лет, а доступ крепостным был закрыт. Таким образом, веками социальный институт образования отражал в своей структуре и функциях классовое неравенство и влияние религии.

Лишь в Новое время в развитых странах институт образования обретает самостоятельность и полностью институционализируется. Это означает, что создается единая система образования от первой ступени до высшей; появляется единая преемственная программа учебных дисциплин, что не исключает их творческого многообразия; формируется единая армия учителей, которые обучают и воспитывают на профессиональной основе.

Характер образования в любом государстве определятся социально– экономическим и политическим строем, а также культурно–историческими и конфессиональными особенностями страны. В условиях постиндустриальной стадии развития общества обучение охватывает все большие периоды в жизни человека, растягиваясь на 15-20 лет, при этом опустилась и нижняя планка начала обучения (с 6 лет). XX век стал веком перехода большинства стран мира к всеобщему среднему образованию, однако в слаборазвитых странах до сих пор до 75-80% населения остается неграмотным.

Различают следующие ступени образования: начальное, среднее, среднее специальное и высшее. Работа института образования может осуществляться по разным моделям. Так называемая продуктивная модель предполагает вооружение учащегося минимум общих знаний (базовые знания) и конкретной специальностью, адаптированной к той структуре занятости, которая господствует на данной стадии развития общества. Вторая модель называется экстенсивной. Она предполагает овладение учащимся широкими и углубленными знаниями, что поможет ему определиться с выбором профессии на данном культурном базисе и обеспечить возможность дальнейшего развития и карьерного роста. Третья модель – интенсивная – направлена главным образом на всестороннее развитие способностей человека, его мышления, воображения, интуиции, склонностей и т.д., а главное на формирование мотивации (познавать, уметь, изобретать) к постоянному развитию.

· Институт образования, как каждый социальный институт, функционально целесообразен. Его основные функции – это:

· Познавательно–транслирующая (вооружение знаниями, продуцирование и передача знаний).

· Воспитательная функция. Как показывают исследования, в учебных заведениях помимо официальной учебной программы, охватывающей область чисто академического знания, есть «скрытая учебная программа», содержащая в себе определенный набор ценностей, установок и принципов, который учителя передают неявным образом, приучая учащихся к дисциплине, пунктуальности, усердию, конформизму, воспитывая коммуникативные способности, эмпатию и т.д.

· Контрольная функция, поскольку работа учебных заведений осуществляется по строгому регламенту (уроки, перемены, сессии и т.д.), то человек постепенно не только учиться подчиняться внешнему контролю, но и развивает способности самоконтроля.

· В современном мире на первое место выходит еще одна функция института образования – повышение возможностей социальной мобильности, что очень важно для человека и для общества в целом.

9.5 Неформальные социальные институты: мораль и общественное мнение

Анализ социальных институтов будет неполным, если мы не коснемся неформальных институтов. Неформальные институты организационно не структурированы, в них нет законодателей и исполнителей, начальников и подчиненных, они как бы растворены в общественном сознании общества. Одним из таких неформальных институтов является институт морали.

Мораль (от лат. – moralis, нрав, поведение) – это система нравственных ценностей норм, правил, оценок, предписаний и санкций, регулирующих взаимодействие людей. Один человек не может быть ни морален, ни аморален. Нет морали и у животных, ибо, как сказал Э. Дюркгейм, мораль – это функция социального целого. Моральный способ регуляции жизни, как чисто социальное явление, задает рамки должного поведения в обществе. Институт морали отличается прочностью и долговечностью, сопровождает человечество на протяжении всей его истории, хотя конкретное содержание моральных норм и требований исторически обусловлено и динамично. Его действие распространяется на всех членов общества и вместе с тем не существует особой моральной сферы общества. Мораль проникает везде: и в экономику, и в политику, и в социальную сферу, регулируя отношения между людьми во всех без исключения областях жизни. Более того, неформальность этого института позволяет ему регулировать такие интимные отношения как товарищество, дружба, любовь, недоступные для регуляции другими социальными институтами. В морали функционируют общечеловеческие ценности с их универсальной применимостью и действенностью, а также нравственные установки и правила различных структур общества – национальных, религиозных, поселенческих и т.п.

Институт морали выполняет многообразные функции:

· Регулирует и упорядочивает взаимодействия людей, обеспечивая необходимые для общества формы их поведения и деятельности.

· Предоставляет обществу систему оценок и санкций за нарушение норм морали.

· Работает на стабильность социальной системы в целом, являясь неким накопителем и хранителем эталонов социальных систем: «морального сознания», «морального поведения», «морального климата».

В ходе процесса социализации личности требования морали постепенно превращаются в собственные требования человека, называемые совестью. Совесть – это общество, как бы сидящее внутри нас. Моральное осуждение может быть для индивида сильнее правового наказания. Социологические исследования показывают, что правопорядок может быть установлен и соблюден в полной мере лишь тогда, когда есть необходимый моральный климат, и, напротив, безнормность в обществе ведет к всплеску девиантного поведения.

Институт морали взаимодействует со всеми другими социальными институтами, ибо без возрастания гуманизма и человечности невозможно никакое плодотворное развитие, ни экономики, ни политики, ни духовной сферы. Не случайно при изучении института морали такой выдающийся ученый как П. Сорокин говорил о цементирующей силе этого института. Он ввел в социологию понятие «интегральной морали» и сформулировал программу моральной реконструкции человечества через усвоение религиозно-нравственных ценностей.

В тесной связи с институтом морали находится еще один неформальный институт – общественное мнение. По отношению к этому реальному явлению жизни общества среди социологов нет единого мнения. Одни причисляют его к социальным институтам, другие рассматривают его как особый сектор массового сознания, третьи как психологическое явление.[2]

В социологическую науку понятие «Pabie Opinion» пришло из правовых наук в 1899 г. после выхода в свет книги французского социолога Габриеля Тарда «Общественное мнение и толпа». В современной справочной литературе категория «общественное мнение» определяется кратко как «совокупность мнений людей по вопросам, представляющим общественный интерес»[3], или более развернуто, как «состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных общностей к проблемам, событиям и фактам действительности».[4]Однако если попытаться дать сущностный анализ этому явлению, то по своей структуре и функциям общественное мнение может быть отнесено к неформальным социальным институтам наравне с моралью. И вот почему.

Все авторы, изучающие этот феномен, сходятся на том, что к общественному мнению принято относить все мнения, кроме индивидуального, т.е. это обязательно совокупное мнение коллектива, группы людей, клана, но никогда даже самого авторитетного и влиятельного человека.[5]В более строгом смысле слова «общественное мнение» - это некая доминирующая совокупность мнений всех людей коллектива или группы. При этом общественное мнение – именно итог, результат, а не процесс обмена мнениями и точками зрения социальных субъектов, некий общий взгляд. Этот итог может быть недолговечным, подвижным, изменчивым, поскольку общественное мнение, в отличии от института морали, который более консервативен, характеризуется большой функциональной подвижностью, лабильностью, пульсацией. При этом в определенных условиях, например большой закрытости общества, общественное мнение как неформальный социальный институт напротив мало подвижно и является постоянной опорой властных структур.

При анализе общественного мнения как социального института и западные социологи (А. Лоуэл), и российские (Б. Грушин) подчеркивают, что в основе общественного мнения (как и каждого социального института) лежат те или иные значимые потребности людей, их интересы (экономические, политические, духовные и т.д.), их ценностные ориентации и оценки значимых явлений и событий действительности. Поскольку фактор заинтересованности всегда ярко присутствует в общественном мнении, постольку оно носит не только оценочный характер, но и эмоционально окрашено и кроме того включает в себя еще и волевой компонент, некую установочную составляющую на то или иное социальное поведение и действие.

Анализируя институт общественного мнения, следует отметить, что общественное мнение может существовать в форме позитивных и негативных суждений, может одобрять или осуждать события, факты и действия, происходящие в обществе, наконец, может выступать в форме прямого требования – типа «Да здравствует …» или «Долой». Но всегда, в любом случае оно активирует массовое сознание, активирует жизнь общества, выступает неким социальным катализатором общественных процессов. Не случайно еще древнегреческий философ Эсхил говорил: «Большая сила – мнение народное», а правители всех времен и народов стремились и стремятся заручиться поддержкой общественного мнения.

Осмысливая роль общественного мнения в жизни общества, великий русский ученый В.М. Бехтерев отмечал, что «становление общественного мнения начинается буквально с установления семейного очага, образования клана и племени».[6]В дописьменных обществах общественное мнение было наряду с институтом религии средством сплочения общества, способом подвигнуть людей на те или иные действия. С изобретением письменности (не говоря уже об интернете), общественное мнение обретает еще большую силу воздействия на общественные процессы. При всей неуловимости этого института, его растворенности в обществе, он находится постоянно в зоне внимания общества. Многообразные социологические центры (институты, лаборатории, фонды и т.д.) постоянно отслеживают мнение общества по самым разным проблемам (рейтинга политиков, работы СМИ, маркетинговых операций и т.д.).

Активность функционирования института общественного мнения в жизни общества зависит от многих показателей: от степени открытости общества, от развития культуры, от наличия правового государства и развитого гражданского общества, от развития плюрализма. Последнее особенно важно, ибо общественное мнение по своей природе плюралистично, в то время, как неформальный институт морали во многом монистичен. Не случайно по отношению к феномену общественного мнения не применяется критерий истинности или ложности, ибо само мнение складывается не только сознательно, но и подсознательно, включает в себя не только суждения здравого смысла и отдельные научные фрагменты, но и предрассудки, мифы, слухи и даже сплетни. И именно в силу этих структурных качеств общественное мнение как никакой другой социальный институт подвержен манипулированию, использованию в интересах отдельных групп, партий, социальных слоев. Видимо поэтому некоторые социологи (в частности А.И. Неклесса) говорят об общественном мнении как управляемом хаосе.

Как всякий социальный институт общественное мнение функционально целесообразно. Выделяют следующие функции неформального института общественного мнения.

· Контрольная функция. Она обуславливается тем, что общественное мнение всегда занимает определенную позицию (независимо от того в каких условиях оно складывается) по отношению к официальным структурам общества, как бы стоит над ними, находится вне их, играя роль контролера.

· Оценочно – экспрессивная функция выражается в том, что отношением со стороны общественного мнения к событиям и явлениям жизни общества присуща не академическая бесстрастность, а, напротив, эмоциональность и даже волюнтаристичность, некая «призывность».

· Консультативно – директивная функция, выделяемая рядом авторов, заключается в том, что, выступая «за» или «против» текущего состояния дел, общественное мнение нацеливает социальных субъектов на их возможные изменения и даже указывает в каком направлении и как это надо сделать. История знает немало таких примеров.

· Регулятивная функция общественного мнения обуславливается тем, что оно ассимилирует здравый смысл и научные знания, религиозные постулаты и нормы морали, эстетические ценности и сиюминутные увлечения и тем самым создает определенную атмосферу, который дышат и малый коллектив, и большие социальные группы, и общество в целом, воспринимая ее или как комфортную, или, напротив, как некомфортную нуждающуюся в изменении. Общественное мнение выступает одним из регуляторов жизни общества и каждого человека, оно неустанно и постоянно оценивает, предлагает, требует… а если этого нет (народ безмолвствует), то значит, такое общество, коллектив, партия серьезно больны.

 

Основные понятия

 

Социальный институт Институализация Функции и дисфункции Явные и скрытые (латентные) функции Семья нуклеарная и расширенная Брак Полигамия Моногамия Религия Церковь Деноминация Секта Мировые религии Народностно-национальные религии Нетрадиционные религии Сакрализация Секуляризация Мораль Общественное мнение

 

ЛИТЕРАТУРА

7, 9, 10, 11 (гл.12 -14), 14, 27

 

Date: 2015-05-09; view: 694; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию