Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Радугин А.А, Радугин К.А





Р15 Социология: курс лекций.— 2-е изд., перераб. и доп.- М.:

Центр, 1999.-160 с: ил.

ISBN 5-88860-055-5

Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными тре­бованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитар­ные и социально-экономические дисциплины». Содержание дидактических единиц этих требований по социологии раскрывается через изложение основ­ных социологических направлений, течений, школ и учений, составляющих бо­гатство социологии, начиная от основания науки и кончая современностью.

Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также всех интересующихся социологией.

Без объявления ББК 60.5я75

ISBN 5-88860-055-5 ©А.А. Радугин, 1999

© К.А. Радугин, 1999


Содержание

От авторов 10

тема 1

Социология как наука. Предмет и функции социологии

1. Предмет и объект познания социологии. Понятие социального

2. Социология и другие науки об обществе

3. Структура социологии

4. Функции социологии

тема 2

Становление и основные этапы исторического развития социологии

1. О. Конт — родоначальник социологии.

Учение о трех стадиях развития общества.

Солидарность и согласие. Социальная статика и динамика

2. Социальные условия и теоретические предпосылки

возникновения социологии

3. Классический тип научности социологии.

Учение о методе Э. Дюркгейма

4. Нетрадиционный тип научности.

«Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера

5. Основные принципы материалистического учения

об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса

6. Основные этапы и направления развития социологии в США

7. Развитие социологической мысли в России

тема 3

Общество как целостная система

1. Понятия общества и системы, социальных связей,

социального взаимодействия, социальных отношений.

Системный анализ общественной жизни


2. Общество с позиций социального детерминизма

и функционализма

3. Концепция общества в индивидуализме. Индивидуалистические

теории социального взаимодействия

тема 4

Культура в общественной системе

1. Культура как объект социального познания

2. Основные элементы культуры. Понятие и виды субкультур

3. Взаимодействие культуры и экономики.

Социальные функции культуры

тема 5

Социальные изменения. Теория развития общества

1. Концепция эволюционного и революционного развития

общества

2. Теория культурно-исторических типов

3. Глобализация социальных и культурных процессов

в современном мире

тема 6

Социальные общности как источник самодвижения

1. Понятие социальной общности и ее разновидности. Характерные черты массовых общностей

2. Социальные группы — основная форма социальных

общностей. Виды социальных групп

3. Этнические общности. Основные черты и этапы

формирования русской нации

тема 7

Личность как субъект и объект общественных отношений

1. Понятие личности. Личность как субъект общественных

отношений. Взаимоотношение личности и общества

2. Ролевые теории личности. Социальный статус

3. Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся

поведение личности


тема 8

Социальная структура общества

1. Понятие социальной структуры общества.
Марксистское учение о классах как основном элементе

социальной структуры общества

2. Теория социальной стратификации

и социальной мобильности

3. Социальная стратификация и социальная мобильность

в современном российском обществе

тема 9

Социальные конфликты: генезис и механизм их разрешения

1. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов

2. Динамика социальных конфликтов

3. Массовые действия.

Виды и формы протекания социальных конфликтов

в современной России

тема 10

Социальные институты

1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни

2. Виды и функции социальных институтов
3. Семья как важнейший социальный институт

тема 11

Социальные организации и самоорганизации

1. Основные черты социальной организации

2. Формальные и неформальные организации.

Бюрократия как социальное явление

3. Марксистское учение о государстве как социальной организации

классово-антагонистического общества.

Государство и гражданское общество


тема 12

Институционализация религии и формирование церкви

1. Закономерности формирования религии как социального института

2. Основные этапы становления христианской церкви

как социальной организации

тема 13

Производственные организации: функционирование, управление и нововведения

1. Структура производственных организаций

2. Ценности производственных организаций

3. Роль неформальных групп в деятельности организаций

4. Понятие управления, формы управленческой деятельности

5. Стиль руководства производственной организацией

6. Методы оценки деятельности руководителей

7. Инновационный процесс: этапы, стратегии и проблемы

тема 14

Методология и методика эмпирического социологического исследования

1. Теоретическая подготовка исследовательской программы

2. Методы сбора социальной информации (выборка,

анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование,

интервьюирование)

3. Способы анализа и интерпретации данных, получение

эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций

Учебная и справочная литература по всем темам


Оm авторов

В настоящее время в России осуществляется глубокая реформа всей системы образования. Одно из важных направлений этой ре­формы — изменение целей образования, его переориентация на удовлетворение запросов и потребностей конкретных людей, лич­ностей. Важными составляющими этого процесса являются гумани­зация и гуманитаризация образования. Государство ориентирует преподавателей и студентов на освоение мирового, в том числе и отечественного социально-гуманитарного знания, преодоление имевших место в недалеком прошлом догматизма и идеологической тенденциозности. Значительная роль в процессе социально-гума­нитарной подготовки принадлежит социологии. Главная функция социологического образования — сформировать социальное мыш­ление, понимание социологических проблем, источников их возник­новения и возможных путей разрешения.

18 августа 1993 года Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию принял директивный доку­мент «Требования (федеральный компонент) к обязательному ми­нимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономичес­кие дисциплины». В этом документе определяется тот круг про­блем, который должен знать каждый выпускник по каждой дисцип­лине данного цикла, а также отмечается, что этот минимум должен быть дополнен изучением материала по дисциплине, связанной с профилем вуза и научными интересами преподавателя.

Предлагаемый вам курс лекций по социологии представляет собой одну из первых попыток обобщить, систематизировать об­ширный теоретический материал по проблемам курса, содержа­щийся в зарубежной и отечественной литературе. При разработке структуры курса, а также при содержательном рассмотрении во­просов авторы стремились максимально реализовать все требова­ния государственного стандарта, а при изложении проблем — избе­гать односторонних оценок и интерпретаций и представить позиции ведущих специалистов. Курс лекций адресуется студентам и пре­подавателям вузов, аспирантам и научным работникам, учащимся старших классов школ, гимназий, лицеев и колледжей.


 

тема 1

Социология как наука. Предмет и функции социологии

1/ Предмет и объект познания социологии. Понятие социального

2/ Социология и другие науки об обществе

3/ Структура социологии

4/ Функции социологии

1

Предмет и объект познания социологии.

Понятие социального

С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телеви­дение, радио, газеты сообщают о результатах социологических оп­росов населения по самым разнообразным проблемам. Социологиче­ские службы парламента, Президента, различных исследователь­ских центров изучают общественное мнение по важнейшим соци­ально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удов­летворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в кол­лективах, удовлетворенность населения транспортным обслужива­нием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежа­щий на поверхности уровень социологических исследований, кото­рый создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных по­требностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться.

Начнем с этимологии. Термин «социология» — производное от двух слов: латинского слова societas — общество и греческого logo — слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социоло­гия — наука об обществе. Так ее и характеризует американский со­циолог Дж. Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных ас­пектах изучается значительным количеством гуманитарных и соци­альных дисциплин: социальной философией, политической эконо­мией, историей, демографией и т. д. Для того, чтобы понять особенно-


сти социологии, социологического подхода к изучению общества, не­обходимо вычленить собственную область социологического иссле­дования, а также определить те методы, которыми социология опе­рирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграни­чение между объектом и предметом социологии.

В качестве объекта той или иной науки всегда выступает опреде­ленная сфера объективного или субъективного мира, в то время как пред­мет любой науки является результатом теоретического абстрагирова­ния, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерно­сти развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Таким образом, объект той или иной науки—это часть объективной и субъективной реальности, об­ладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки—это результат исследовательских действий.

Принято считать, что объектом социологического познания яв­ляется вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное, с точки зрения российского социолога Г. В. Осипова, — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, инте­грированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отно­шении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) — не­зависимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общ­ность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации яв­ляются объектами социологического исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же од­нозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей исто­рии существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понима­ние предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предме­том социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюрк-гейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу, — это отноше-

Социология как наука. Предмет и функции социологии 1 1


ние человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая по­зиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с оп­ределенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

В марксизме предметом социологического исследования явля­ется научное изучение общества как социальной системы и составля­ющих его структурных элементов — личностей, социальных общнос­тей, социальных институтов. Широкое распространение в нашей оте­чественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология — это наука об обществе как социальной системе в це­лом, функционировании и развитии этой системы через ее состав­ные элементы: личности, социальные общности, институты. В учеб­ном пособии «Социология» (М.: Мысль, 1990.— С. 25) Г. В. Осипова, на­писанном с марксистских методологических позиций, социология определяется как наука об общих и специфических социальных зако­нах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов.

2 Социология и другие науки об обществе

Мы прояснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того, чтобы разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмо­треть взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обще­стве, социальном, общностях и индивидах. И здесь, прежде всего, не­обходимо сопоставить социологию и социальную философию.

Социология, как и многие другие науки, вычленилась из фило­софии. В течение длительного времени социологическое знание на­капливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социологию «отцов-основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгей­ма, М. Вебера еще очень трудно отделить от социальной философии. Более того, можно с уверенностью сказать, что в целом ряде исследо­ваний ключевых проблем общественной жизни теоретическая соци­ология переплетается с социальной философией.

Что же такое социальная философия? Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению ка­чественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анали­зирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезис, судьбу и перспективы, направленность движущих сил и его развития. Следует отметить, что эти вопросы в определенной степени могут слу­жить предметом теоретических размышлений и тех, кто причисляет се-


бя к профессии социологов. Но при этом следует ясно осознавать, что в этом случае они выступают не как социологи-профессионалы, но, как и другие представители фундаментальной науки, занимающиеся широ­кими теоретическими обобщениями, вторгаются в область философии и выступают в данном случае как представители социальной философии.

У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявля­ется в предмете исследования. О предмете исследования социологии речь уже шла выше. Предметной же сферой социально-философских размышлений является исследование общественной жизни, прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, цент­ральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы.

Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руко­водствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности. По мнению «отцов-основателей» социологии, общественная жизнь должна изу­чаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки. Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением сложных математических процедур, в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпиричес­ких данных, установление статистических закономерностей, выра­ботала определенные процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.

Но в таком случае встает вопрос: как различить социологию и другие эмпирические науки об обществе и личности? Эта проблема особенно сложна и в значительной мере является нерешенной в отно­шении конкретных социальных наук и отраслевых социологии, на­пример демографии и социологии брака и семьи, экономической тео­рии и экономической социологии и т. д. Довольно остро, хотя, может быть, и не так заметно, она стоит при соотношении психологии и соци­ологии, имея в виду, что социальная психология является разделом социологии. Решение этого вопроса предлагается по следующей схе­ме. Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуаль­ного «Я», сфера социологии—это проблемы межличностного взаимо­действия — «Мы». В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог.

Решение вопроса о специфике социологии непосредственно связан с ответом на вопрос: когда же она появилась как самостоя­тельная наука? Содержательному рассмотрению этого вопроса бу-

Социология как наука. Предмет и функции социологии 1 3


дет посвящена следующая тема. Здесь же мы ограничимся формаль­ными критериями и должны опираться на принципы, выработанные науковедением. С точки зрения науковедения, становление любой науки прежде всего связано с внешней и внутренней институциона-лизацией данной науки, то есть приобретением данной наукой атри­бутов социального института.

В этом процессе можно выделить ряд необходимых моментов, каждый из которых последовательно углубляет институционализа-цию: 1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специ­фический объект и свои специфические методы исследования; 2) со­здание специализированных периодических изданий; 3) введение дан­ных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.; 4) со­здание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний; 5) создание организационной формы объединения ученых дан­ных дисциплин: национальных и международных ассоциаций. Социо­логия прошла все эти стадии процесса институционализации в различ­ных странах Европы и США, начиная с 40-х годов XIX столетия.

3 Структура социологии

Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционали­зации. Внутренняя институционализация означает совершенство­вание организационной структуры науки, наличие устойчивого раз­деления труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследователь­ских методов и приемов. Все это должно обеспечить действительный процесс производства и систематизации знаний в определенной об­ласти познания. Одно из важнейших мест в этом процессе принадле­жит разделению труда, наличию в организационной структуре науки трех относительно независимых уровней: 1) уровень фундаменталь­ных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные за­кономерности и принципы данной области; 2) уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на ос­нове существующих фундаментальных знаний; 3) социальная инже­нерия — уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенство­вания имеющихся технологий. Данная классификация позволяет вы­членить в структуре социологии три уровня: теоретическую социо­логию, прикладную социологию, социальную инженерию.

Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию. Макросоциология ис­следует крупномасштабные социальные системы и исторически дли-


Date: 2015-05-09; view: 837; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию