Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность и позновательные процесы





Общая характеристика познавательных процессов -Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности. научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью. Студенческий возраст — возраст достаточно высокого развития познавательных процессов. Даже студенты первого курса обладают, как правило, достаточно высоким вниманием, способностью слушать и наблюдать предметы и явления, которые демонстрируются, умение следить за логично развивающей мнением лектора. Основы воспроизводящей и творческого воображения закладываются еще в общеобразовательной школе. У молодежи студенческого возраста хорошо развита словесно-логическая память, на которую лектор часто ориентируется. Студент склонен к размышлениям, размышлять, к поискам решений научных проблем как в процессе слушания лекций, так и в процессе выполнения самостоятельной работы. Исследования проведены под руководством Б.Г. Ананьева, показали, что лишь у 14,2% людей в возрасте 18-35 лет наблюдаются периоды застоя в психологическом развитии, причем деятельность их не превышает 2-3 лет.

Простейшим познавательным психическим процессом является ощущение отображения отдельных признаков и свойств предметов, явлений, которые непосредственно влияют на органы чувств.

Учитывая познавательное значение ощущений, полезно строить учебный процесс так, чтобы включать в деятельность студентов слуховые, двигательные, зрительные и другие ощущения. Это улучшает запоминания и усвоения учебного материала студентами.

Восприятие в отличие с чувством более сложный психический познавательный процесс. Между ними есть сходство: ощущения и восприятие — это формы отображения предметов и явлений. Отличаются они тем, что в восприятии отражаются предметы в целом, по всей совокупности их свойств и признаков, а ощущениям — отдельные признаки и свойства объектов. Таким образом, восприятие — это отражение предметов, действующие на органы чувств, явлений во всей совокупности их свойств и признаков.

Свойства восприятия: целостность (объект отображается как единое целое), осмысленность (внесение в восприятия знаний и опыта), избирательность (выделение объекта из ряда других), Апперцепция (зависимость восприятия от психического состояния, опыта и качеств человека). Некоторые из этих свойств, например осмысленность, ярко проявляется в процессе обучения. Так, полнее и точнее воспринимается учебный материал, при усвоении которого студенты используют приобретенные знания и практический опыт. Восприятие учебного материала облегчается, если объект, который изучается резко выделяется, подчеркивается преподавателем. Для этого в устном изложении применяется пауза, интонация, с помощью которых выделяется главное. При проверке контрольных работ ошибки подчеркиваются красными чернилами и т.д. Содержание и характер протекания восприятия зависит от опыта студентов, общей направленности их личности, психических состояний. Бывают случаи, когда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ей хочется.
Налаживание успешного взаимодействия специалистов предусматривает правильное восприятие ими качеств и действий друг в друга. Такое восприятие формируется в процессе коллективной деятельности.

Также в деятельности студента большую роль играют представления. Оно возникают на основе конкретных образов предмета или явления, которые ранее действовали на органы чувств, но в данный момент непосредственно не воспринимаются. Представление различают по ведущему анализатору (зрительные, двигательные и т.д.), по содержанию (технические, географические, педагогические т.д.). Представление влияют на такие психические процессы, как память, мышление, воображение, чувства и волю. Они служат опорой для узнавания и сравнения объектов, наглядным материалом для воображения и планирования поведения и деятельности.

 

18. Предмет инженерной деятельности

Человечество всегда создавало системы типа «человек-машина» (системы, включающие человека-оператора (группу операторов) и машины, посредством которых осуществляется трудовая деятельность). Проектировать же такие системы стали недавно. До этого объектом проектирования были лишь технические системы. Инженерная психология возникла в связи с необходимостью учета человеческих факторов в системотехническом проектировании [2].

При организации взаимосвязи человека и машины в системе «человек-машина» (СЧМ) принадлежит не столько анатомическим и физиологическим, сколько психологическим свойствам человека: восприятию, памяти, мышлению, вниманию и т.п. Необходимость изучения этих свойств и привела к появлению инженерной психологии.

Если при создании новой техники эти свойства не будут учтены, то это означает, что уже в самой создаваемой технике закладываются человеческие ошибки [8].

В своем развитии инженерная психология прошла два основных этапа. Первоначально в ней преобладали исследования, связанные с оценками тех или иных технических устройств и элементов с точки зрения соответствия отдельным характеристикам человека. Реальная деятельность человека в этих исследованиях сводилась к элементарным реакциям. Поэтому накопленные в этих исследованиях данные имели ограниченное значение. Этот этап развития инженерной психологии называют коррективным (машиноцентрический подход к анализу СЧМ, подход от машины к человеку) [8].

Возникла необходимость психологического изучения деятельности человека-оператора в целом и рассмотрения всей системы психологических и других функций, процессов и состояний в контексте этой деятельности. Главный упор на этом этапе делается на проектирование деятельности оператора. Этот этап развития - проективный (антропоцентрический подход к анализу СЧМ, то есть подход от человека к машине). Этот подход используется и сейчас.

Таким образом, в процессе развития инженерной психологии осуществляется переход от относительно простых и частных вопросов к более сложным и общим, от изучения отдельных элементов деятельности к деятельности в целом, от рассмотрения человека-оператора как простого звена в системе человек-машина к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы.

Определение и статус инженерной психологииИнженерная психология в работах ведущих психологов трактуется как самостоятельная психологическая дисциплина, предполагающая, однако, привлечение технических и других познаний [9].

Согласно утверждению М.А. Котика, инженерная психология - «наука о взаимодействии оператора с техническими устройствами в автоматизированных системах управления, о методах учета человеческого фактора (возможностей и ограничений) при проектировании или оценке этих систем» [3].

По мнению А.А. Крылова, инженерная психология «связана с изысканием оптимальных возможностей реализации функций управления в сложных комплексах «человек-машина», с нахождением наиболее эффективных форм конкретных отношений между человеком и техническими элементами» [5].

Он также говорит, что инженерная психология, формулирующая принципы проектирования оптимальной деятельности человека на основе изучения работы мозга как информационной системы, в настоящее время характеризуется глубокой спецификой методики эксперимента, теоретических концепций и подходов. «Поэтому фактически инженерная психология представляет собой самостоятельную научную дисциплину, а не раздел психологии труда, хотя исторически она связана именно с этой областью психологической науки» [4].

В работе «Основы инженерной психологии» инженерная психология понимается как «научная дисциплина, комплексно изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы «человек-машина»» [8].

Некоторые авторы определяют инженерную психологию как «науку, изучающую системы «человек-техника» с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающую психологические основы:

à конструирования техники и организации управления технологическим процессом;

à подбора людей, обладающих необходимым уровнем индивидуально-психологических профессионально-важных качеств для работы с определенной техникой;

à профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устройства

Инженерная психология как наука имеет двойственный характер. С одной стороны - это самостоятельная психологическая дисциплина, изучающая человека во всей полноте проявления психики в трудовом процессе. С другой стороны, в инженерной психологии имеет место выраженный технический, инженерный аспект, касающийся конструирования техники» [1,28].

В психологической литературе Чехии инженерная психология рассматривается в рамках психологии труда, и в первую очередь из опасения перед практицизмом инженерно-психологических исследований и применением их результатов без широкого теоретического обобщения и обоснования [9].

«Инженерная психология - это психологическая дисциплина, изучающая взаимосвязи системы «человек-машина» с целью оптимально согласовать взаимодействие составляющих системы и при конструировании оборудования предусмотреть наиболее целесообразное использование возможностей человека и машины» [9,33].

Date: 2015-05-09; view: 874; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию