Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. В. Алексеев





[Состояние вдохновения у спортсменов]1

Если наблюдать в течение хотя бы нескольких месяцев за од­ним и тем же спортсменом, то нельзя не заметить явной зако­номерности: успешность тренировки и особенно соревнова­тельного выступления в большой степени зависит от того психофизического состояния, в котором находится спортсмен. Если он пришел на тренировку понурый, то все у него валится из рук. И наоборот, после радостного события, охваченный во­одушевлением, спортсмен нередко начинает творить чудеса.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек действует всегда как бы на фоне определенного психофизического сотояния. Этот фон во многом определяет качество его деятель­ности. <...> Итак, еще раз повторим: успешность деятельности и очень большой степени зависит от психофизического состоя­ния, в котором находится человек.

Вдохновение. Пожалуй, каждый спортсмен хоть раз испы­тал то особое, крайне приятное состояние, когда все начинает получаться очень удачно. Причем как бы само по себе. Без осо­бых усилий.

У баскетболистов в таком состоянии почти все мячи летят точно в корзину, у стрелка почти все пули ложатся в «десятку», бегун мчится, словно у него за спиной выросли крылья, штан­гист вырывает тяжелейший снаряд играючи, боксер неулови­мо уходит от ударов и мгновенно наносит их сам.

Мозг при этом работает удивительно четко, решения, при­чем очень точные, возникают быстро, тело становится сильным, ловким, послушным, человека пронизывают особая легкость, радость, глубокая уверенность в своих возможностях. Спорт­смен начинает чувствовать, что все ему под силу. <...>

Не правда ли, интересно и даже загадочно — мировые ре­корды и чувство обычности, легкости? Что же это за удиви­тельное состояние, при котором все начинает получаться как бы просто, легко и очень успешно? <...>

Да, состояние, о котором идет речь, с полным правом можно назвать вдохновением. Но возникают вопросы: что же такое вдох­новение? Что о нем известно?

Написано о нем немало. Но в плане общих, хотя и весьма за­нимательных, рассуждений. Сообщается, в частности, что по­нятие «вдохновение» родилось в искусстве, что «вдохновение не любит посещать ленивых» и т. д. То есть о вдохновении ска­зано очень много, но мало того конкретного, на что спортсме­нам можно было бы опереться, чтобы сознательно вызывать у себя это волшебное состояние.

Слышу недоуменный и скептический вопрос: а разве это воз­можно — сознательно вызвать вдохновение? Да, возможно! Более того, нужно уметь вызывать состояние вдохновения имен­но в те часы и минуты, когда это нужно. Когда свое дело необ­ходимо выполнить особенно хорошо. <...> Итак, слово как буд­то найдено — «вдохновение». Однако не будем спешить. Ведь на сегодняшний день это понятие в общепринятом смысле на­столько неконкретно, что в спорте, где многое измеряется и оце­нивается с высокой степенью точности, использовать столь не измеряемое понятие было бы неудобно, а точнее — нецелесооб­разно.

Так что же делать? С одной стороны, надо уметь соревно­ваться, будучи в состоянии вдохновения, а с другой — неиз­вестно, что это такое! Вот почему было решено оставить «вдох­новение» в лексиконе деятелей искусства и попытаться сфор­мулировать такое понятие, которое, оставаясь «двойником» вдохновения, тем не менее обладало бы достаточной конкрет­ностью и могло быть использовано в спортивной практике.

Оптимальное боевое состояние. После длительных наблю­дений за отлично выступающими спортсменами было решено назвать это замечательное состояние, при котором все получа­ется очень хорошо, оптимальным боевым состоянием, или со­кращенно ОБС. Могут спросить: вводя вместо «вдохновения» новое понятие, не меняем ли мы, образно говоря, рубль на де­сять гривенников? Давайте разберемся.

Понятие оптимальности <.,.> сейчас широко вошло во мно­гие сферы нашей жизни и в каждом виде деятельности имеет вполне определенное содержание. Оптимизировать — значит улучшать, но не вообще, а те конкретные качества, которые обеспечивают наиболее успешное решение поставленной зада­чи. Точный перевод слова «оптимальный» — наилучший. А раз наилучший, значит, лучше чего-то, что было раньше. Таким образом, используя термин «оптимальный», мы можем срав­нивать качества в их развитии и, следовательно, идти от чего-то уже достигнутого к еще более совершенному. В частности, к тому комплексу психофизических процессов, который мы условились называть оптимальным боевым состоянием (ОБС). Что же касается понятия «боевое», то оно, полагаю, не нуж­дается в специальной защите. Ведь речь идет об оптимальном состоянии главным образом во время соревнований, во время борьбы, во время «боя» за победу. Так что спортсменам такое прилагательное, как «боевое», понятно и близко.

Чтобы еще лучше разобраться в сущности оптимального боевого состояния, сопоставим понятие ОБС с некоторыми другими понятиями, прочно вошедшими в практику спорта.

В чем, например, различие между ОБС и самочувствием? Под самочувствием понимается комплекс субъективных ощу­щений, дающих человеку информацию о том, как у него функ­ционируют различные органы и системы в то или иное время. Понятие «самочувствие» близко к понятию «общее здоровье». Самочувствие далеко не всегда отражает степень легкости вхо­ждения в ОБС. Нередко бывает, что спортсмен, находясь в очень хорошем самочувствии, выступает, увы, неудачно. И, на­оборот, немало случаев, когда, будучи явно больным, сорев­нующийся находит пути вхождения в ОБС и побеждает.

Еще одно сравнение. Как известно, в спортивной психоло­гии давно существуют понятия «стартовая лихорадка», «стар­товая апатия» (некоторые авторы говорят о предстартовых ли­хорадке и апатии) и «боевая готовность». Под лихорадкой по­нимается психическое перевозбуждение, которое чаще всего сковывает спортсменов, под апатией — недовозбуждение, вя­лость, нежелание бороться. А боевая готовность — это та золо­тая середина, при которой спортсмен должен выступать осо­бенно хорошо.

Почему же возникло предложение вместо «боевой готовно­сти» ввести понятие «оптимальное боевое состояние»? Основ­ная причина здесь следующая: все, что написано о боевой го­товности, на мой взгляд, сложно для претворения в практику. Сложно по той причине, что в работах, посвященных боевой готовности, рассказывается главным образом о том, что такое боевая готовность', из каких составных элементов она склады­вается. А спортсмену важно знать, как достичь нужного со­стояния? Именно отсутствие рекомендаций, показывающих, как достичь боевой готовности, делает путь к ней довольно трудным для спортсмена. Хотя, конечно, если кто-то уже на учился вводить себя в состояние боевой готовности по давно предложенным рецептам, ему вряд ли будет целесообразно овла­девать основами ОБС.

Ну а как соотносится понятие ОБС с понятиями «спортив­ная форма» и «пик спортивной формы»? Образно говоря, спор­тивная форма — это пирамида с довольно широким основанием, вершина которой называется пиком спортивной формы. А оп­тимальное боевое состояние — самая высшая точка на этом пи­ке. Поэтому-то так трудно его достичь, поэтому-то оно столь редко возникает само по себе. И пока им не овладеешь, оно весь­ма неустойчиво.

Итак, если спортсмен хочет выступить наилучшим образом, он должен непосредственно перед началом: соревнования вве­сти себя в оптимальное боевое состояние и сохранять его до конца борьбы. Но как сознательно вызвать такое состояние?

Лишь со временем, когда придет опыт, процесс вхождения в ОБС будет занимать несколько минут. А поначалу для того, чтобы разобраться в сущности этого состояния и научиться. достигать его, необходимы регулярные тренировки. Поэтому, прежде чем пытаться вызвать ОБС, давайте не торопясь разбе­ремся, из каких компонентов складывается это состояние.

Надо сказать, что ОБС каждого спортсмена весьма специ­фично и глубоко индивидуально. Поэтому, как правило, спорт­смену А нельзя использовать элементы ОБС спортсмена Б — ничего путного из этого обычно не получается. А навредить, причем неожиданно, можно.

Однако хотя ОБС для каждого спортсмена строго индиви­дуально, в нем можно и нужно выделить три основных компо­нента, общих для всех.

Первый компонент физический. Мы условились гово­рить о сложном просто, с позиций решения практических за­дач в спорте. Поэтому ради удобства будем рассматривать ор­ганизм как машину, состоящую из двух взаимосвязанных час­тей.

Первая часть — головной мозг. Его основная функция — осмысливать и планировать спортивную деятельность. Вторая часть — все остальные органы тела: мышцы, суставы, сердце, сосуды, легкие, эндокринные железы, желудок, кишечник, почки, печень и т. п. Их функция — физически выполнять то, что было запрограммировано в сознании, в головном мозгу.

Итак, на пути достижения ОБС головной мозг — это про­граммирующая часть, а все остальное тело — исполняющая, и эти части соединены в единое целое, имя которому — организм.

В любой системе, в любом механизме, как бы ни были они просты или сложны, от состояния исполняющей части зависит очень многое. А подчас все. Если, например, в автомобиле пре­красно работает мотор, но кузов готов развалиться и еле дер­жатся колеса, то на такой машине далеко не уедешь. То же са­мое и у спортсмена. Он может «заложить» в своем сознании, например, такую программу: прыгнуть в высоту на 2 м 30 см. Но если его ноги не обладают соответствующей силой, а техника прыжка грешит изъянами, то, естественно, ничего, кроме кон­фуза, у него не получится. По той же причине, если у бегуна на средние и длинные дистанции недостаточно выносливое сердце, у гребца небольшой объем дыхания, у стрелка плохая устойчи­вость руки, а прыгун в воду с вышки не умеет делать «желез­ную» стойку на руках, перед такими спортсменами ставить за­дачу достижения ОБС просто преждевременно. Исполняющая часть их организма еще не готова к реализации оптимальной программы, хотя ее как идеал, как мечту вполне можно создать в сознании, в головном мозгу. Другими словами, у таких спорт­сменов не готов к оптимальной деятельности физический ком­понент ОБС.

Следовательно, физический компонент ОБС — это сово­купность чисто физических качеств и соответствующих им ощущений в организме, таких, как, например, сила, гибкость, легкость, подвижность, расслабленность, чувство свободного, глубокого дыхания, хорошей работы сердца и т. д. А подобные ощущения, как известно, полностью зависят от качества физи­ческой и технической подготовки спортсмена. Итак, чем луч­ше спортсмен подготовлен физически и технически, тем бога­че возможности физического компонента ОБС.

Когда физический компонент достигает своего оптимума, у спортсменов это проявляется в субъективных, причем весьма своеобразных ощущениях. Так, есть немало бегунов, у которых при приближении к пику спортивной формы перед наступле­нием ОБС появляется удивительно приятное чувство — для них становится легче и естественнее бегать, чем ходить. У плов­цов в это время обостряется «чувство воды» — она начинает восприниматься «особенно быстрой, скользкой». Стрелки го­ворят о чувстве полной «слитности» с оружием, а у игроков возникает особое «чувство мяча», который становится необы­чайно послушным в ногах футболистов, в руках гандболистов и баскетболистов и т. д.

Физические ощущения легче уловить и запомнить, чем, скажем, психические. Каждый спортсмен должен хорошо знать телесные ощущения, составляющие физический компонент сво­его ОБС. Это чувство «взрывных мышц>> у метателей, хлестко­сти удара у боксеров, ощущение легкости у прыгунов в воду, «растянутости» у гимнастов, «окаменелости» у стрелков по не­подвижным мишеням и т. д. (Вот, к примеру, как сформулиро­вал свои физические ощущения копьеметатель Д.; «Руки теп­лые, мягкие, эластичные. Правая рука мгновенная, как молния. Ноги сильные, быстрые, свободные. Тело жесткое, упругое». Причем нужно не только знать подобные физические ощу­щения, но и уметь сознательно вызывать их у себя, когда этого требует ситуация. Однако наблюдения и опросы показывают, что многие спортсмены не умеют достаточно ясно представ­лять нужные элементы физического компонента своего ОБС. С одной стороны, происходит это оттого, что память далеко не всегда удерживает то полезное, что проявляется в физическом состоянии на соревнованиях или тренировках. С другой сторо­ны, спортсмены не приучены специально запоминать положи­тельные физические ощущения и тем более не приучены фик­сировать в своих дневниках точными словами все полезное, что возникает в их состоянии на тренировках и соревнованиях. Память не только не всегда способна сама по себе удержи­вать испытанные физические ощущения, но нередко ведет се­бя весьма коварно — человек невольно запоминает и долго помнит как раз то, что нужно как можно скорее забыть (напри­мер, неприятные ощущения, связанные с травмой, пережитым страхом). Вот почему так важно всегда ориентировать себя на то хорошее, положительное, полезное, что возникает в процес­се приобретения спортивного опыта. И обязательно записы­вать в дневнике предельно точными словами эти ощущения, такими, как, например, записал нужное физическое качество («рука мгновенная, как молния») упомянутый выше копьеме­татель. Подобные записи (помимо общей пользы) помогут вы­теснить из памяти все то, что нужно забыть. Просматривая свой дневник непосредственно перед тренировками и особенно перед соревнованиями, спортсмен освежает в памяти все полезные, испытанные в прошлом физические ощущения. А это намного облегчает сознательную выработку необходимых элементов фи­зического компонента своего ОБС. Разумеется, если только про­сматривать даже очень полезные и точные записи, исполняю­щая часть организма — тело — не войдет в оптимальный режим физической работоспособности. Но записи помогут грамотно спланировать и правильно провести соответствующую размин­ку и тренировку.

Великое искусство разминки! К сожалению, не так уж часто спортсмены и тренеры умеют использовать все возможности разминки. А с ее помощью можно стать не только гибким, лег­ким, быстрым, точным, но и смелым, уверенным, решительным, возбужденным, спокойным и т. д. С помощью правильно про­веденной разминки можно подготовить к соревнованию не только тело, но и мозг. Ведь во многих случаях путь к опти­мальному психическому состоянию лежит через точно найден­ные и умело использованные физические ощущения. Простой пример. Стоило одному боксеру подняться на ринг не медлен­ным шагом, а легко взбежав по ступенькам, как сразу же повы­сились его психический тонус, его активность в бою.

Есть спортсмены, которые оценивают свою готовность к со­ревнованию, ориентируясь на чисто физические ощущения, возникающие в процессе разминки. Так, один гимнаст говорил о том, что проверяет свое состояние посредством «креста» на кольцах. Если он спокойно держит «крест» 10 с, это свидетель­ствует о хорошей форме. Сразу же возникает приятное на­строение и появляется уверенность в своих силах. А уверен­ность, как известно, это уже психическая категория, причем весьма важная для достижения успеха.

Практика подтверждает, что физический компонент — край­не существенная составная часть ОБС. Но только за счет одно­го, даже отличнейшего, физического самочувствия и техниче­ского мастерства успешно выступить, особенно на ответствен­ных соревнованиях, почти невозможно.

Второй компонент — эмоциональный. В спортивной прак­тике прочно утвердилось понятие «уровень эмоционального возбуждения». Этот уровень может быть высоким, низким, средним и т. д. Разнообразию же эмоций нет, пожалуй, преде­ла. А все это многообразие удобства ради делится на две боль­шие группы. Одну из них составляют положительные эмоции, которые помогают нам жить и действовать. Примером может служить радость. В другую группу входят отрицательные эмо­ции, мешающие почти во всех случаях жизни. Самая распро­страненная отрицательная эмоция — это страх во всех его про­явлениях, от легкой тревоги до панического ужаса. <... >

Но вернемся к понятию «уровень эмоционального возбуж­дения». Под уровнем эмоционального возбуждения понимает­ся определенная сила волнения, в котором находится человек. Если волнение велико, говорят об очень высоком уровне эмо­ционального возбуждения. Когда же наступает успокоение, констатируют, что уровень эмоционального возбуждения снизился, упал. Нетрудно заметить, что понятие об уровне эмо­ционального возбуждения позволяет ориентироваться в силе переживаний человека, в частности в спортивной практике.

Очень важно хорошо усвоить следующее: спортивная дея­тельность будет успешной, если она протекает на фоне опти­мального для данной деятельности уровня эмоционального возбуждения. Об этом крайне существенном моменте почему-то часто забывают. Во всяком случае, лишь редкие спортсмены сознательно вызывают у себя тот уровень эмоционального воз­буждения, который оптимален для очередной тренировки или наступающего соревнования. <...>

Как же измерить уровень эмоционального возбуждения? Для врача, да и не только для врача, наиболее простая возможность — подсчет частоты пульса (частоты сердечных сокращений — ЧСС). В наше время утрачивается тонкое мастерство пульсометрии, столь высокое в те времена, когда врачи не имели и ты­сячной доли современных возможностей для объективной оцен­ки состояния своих пациентов. Вынужденные обходиться только тем, что было доступно, древние врачеватели могли по одному. лишь пульсу заглядывать буквально в душу человека. <...>

Современным спортсменам и их наставникам нет необхо­димости быть столь же искусными в мастерстве пульсометрии. Но определять ЧСС должен уметь каждый. Отсчитывать ее мож­но в разных точках тела: на лучевой артерии, на сонных артери­ях, на височных или приложив ладонь к левой стороне груди, где хорошо слышно биение сердца. Не надо только, измеряя пульс на предплечье, пользоваться большим пальцем, так как им, самым сильным и самым нечувствительным из пяти, очень часто невольно пережимают лучевую артерию и удивляются, что пульса не слышно. <...>

В спортивной практике многие ради сокращения времени процедуры подсчитывают пульсовые волны в течение 10 с и по­лученную цифру умножают на 6, так как пульс принято изме­рять числом ударов за минуту. В тех случаях, когда не требуется особой точности, а время для измерения сведено к минимуму, можно ограничиться подсчетом ударов пульса за 6 с (по Меллерович). Прибавив к полученной цифре ноль, т. е. умножив ее на 10, можно (гораздо быстрее, чем при умножении на 6) вы­числить ЧСС за минуту. <...> Подсчет ЧСС служит очень хоро­шим и удобным методом объективной оценки уровня эмоцио­нального возбуждения, особенно в тех видах спорта, где психи­ческая напряженность стоит на первом месте. <... > Вот почему так важно оценивать уровень эмоционального возбуждения не за 5-10 мин и тем более не за полчаса-час, а перед самым выхо­дом на старт. Лишь при этом условии по пульсу можно судить, насколько близок или далек спортсмен от оптимального для пего уровня эмоционального возбуждения. <...>

Третий компонент мыслительный. Понятие «мысли­тельный» применяется здесь несколько условно, так как и фи­зический и эмоциональный компоненты ОБС в той или иной степени всегда связаны с мыслительными процессами. Напри­мер, такие физические чувства, как «свежесть мышц», их спо­собность «взорваться», — не только физические, но и эмоцио­нальные и мыслительные. Также и любое эмоциональное со­стояние, как правило, осмысливается или, во всяком случае, может быть осмыслено.

Тем не менее наблюдения показывают, что есть такие эле­менты в ОБС, которые лучше выделить в специальную груп­пу — группу мыслительных процессов.

Наблюдая за спортсменом, выходящим на старт, нередко замечаешь — все мышцы у него «играют», дыхание глубокое, свободное, то есть физически он уже в оптимальном состоя­нии. И уровень эмоционального возбуждения вполне соответ­ствует предстоящей деятельности, тоже оптимален. Как будто достаточно для победы! Однако нет! Не получается... В чем же дело? В отсутствии четкой программы действий в данных усло­виях спортивной борьбы.

Что же наиболее характерно для спортсменов, не имеющих четкой программы действий? Они могут вести себя по-разно­му, но тем не менее у всех у них есть одно общее — беспредмет­ная взволнованность, а точнее, недостаточная собранность на решении той конкретной задачи, которая стоит перед ними в данный момент. Их мысли, а вместе с ними и чувства, что назы­вается, «разбросаны».

Такое состояние отличается как от стартовой лихорадки, так и от стартовой апатии. Поэтому его лучше назвать стартовой несобранностью. Эта психическая дисгармония может про­явиться не только при оптимальном уровне эмоционального возбуждения. Гораздо чаще она возникает на фоне как пере­возбужденного, так и апатичного состояния. <...> Но предполо­жим, что задача, которую надо решить на предстоящем высту­плении, хорошо осмыслена и четко сформулирована. Достаточ­но ли этого для успеха? Еще нет! Теперь нужно суметь полно­стью сосредоточиться на ней. А вернее, на тех элементах, на тех опорных пунктах, от которых зависит успешное решение по­ставленной задачи.

 

Date: 2015-05-09; view: 427; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию