Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальные приложения. В 90-е годы эпидемия спида вне­сла дополнительные сложности в сек­суальные отношения, особенно мо­лодежи





САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕРВАТИВОМ: КАК ИЗМЕНИТЬ ПОВЕДЕНИЕ


В 90-е годы эпидемия СПИДа вне­сла дополнительные сложности в сек­суальные отношения, особенно мо­лодежи. В результате сексуальное об­разование стало важной частью про­филактической медицины. Осознание проблемы — это, безусловно, шаг в правильном направлении, и знание фактов о СПИДе, о ВИЧ-инфекции* и о поведении, являющемся факто­ром риска, конечно, очень важно. Но достаточно ли этого, чтобы повлиять на поведение молодых людей? Недав­но проведенное исследование пока­зывает, что — нет. В этом исследова­нии проверялось, может ли програм­ма вмешательства, основанная на со­циально-когнитивной теории, улучшить профилактику заражения ВИЧ-ин­фекцией. А конкретнее, поможет ли она повысить веру в самоэффектив­ность в отношении безопасного секса, т.е. в свою способность пользоваться презервативом.

Бандура (1992) предложил кон­цептуальную модель, соединяющую социально-когнитивную теорию и воспринимаемую человеком эффектив­ность своего контроля над сексуаль­ным поведением, связанным с рис­ком получить ВИЧ-инфекцию и СПИД. По существу, модель Банду­ры развивает такую идею: то, как мы воспринимаем нашу способность


справляться с ситуацией и контро­лировать результат, и есть ключ к воз­действию на реальное поведение.

Исследование Базен-Энквиста (Basen-Engquist, 1994) проверяло модель Бандуры с помощью псевдо­экспериментального полевого иссле­дования с участием студентов коллед­жа. Испытуемых разделили на три группы. Одна группа участвовала в тренинге, нацеленном на повышение чувства самоэффективности студен­тов в отношении безопасного секса, другая группа слушала дидактическую лекцию о ВИЧ-инфекции, а третья группа была контрольной и слушала лекцию на какую-то отвлеченную тему. Как и ожидалось, тест, прове­денный сразу после занятий, пока­зал, что испытуемые из первой и вто­рой групп обнаруживают более вы­сокую самоэффективность в отноше­нии безопасного секса и чаще сооб­щают о намерении пользоваться пре­зервативом, чем испытуемые из кон­трольной группы. Однако через два месяца после описанных событий обнаружилось, что реальное исполь­зование презервативов в группе, при­нимавшей участие в тренинге, вырос­ло больше, чем в двух других группах. Иными словами, именно тренинго-вые манипуляции с верой в самоэф­фективность в отношении безопасно-


 


* ВИЧ — вирус иммунодефицита человека; СПИД фицита. (Примеч. пер.)


синдром приобретенного иммуноде-


Социально-когнитивная теория личности



го секса, а не просто информация о применять презервативы и реальным

ВИЧ-инфекции, привели к изме- их применением в группе испытуе-

нению поведения. мых, которая прослушала лекцию ё

Это исследование показывает, что ВИЧ-инфекции, показывает, что ин-

усилия по предупреждению ВИЧ-ин- формация не переводится в реальное

фицирования должны учитывать пси- поведение столь легко, как хотели бы

хологию безопасного сексуального надеяться авторы образовательных

поведения. Так много внимания было программ. Социально-когнитивная

уделено росту осознания проблемы теория и, в частности, воспринима-

молодыми людьми через их просве- емая самоэффективность могут стать

щение, что вопрос о том, как эта ин- недостающим психологическим зве-

формация на самом деле использует- ном между просвещением и измене-

ся молодежью, остался непрояснен- нием поведения.
НЫМ. Расхождение Между намерением Источник: Basen-Engquist, 1994.

самоэффективность), а другим — что они соревнуются с атлетом-бегуном из студенческой команды (задается низкая самоэффективность). Не удивительно, что испытуемые с высокой самоэффективностью явно лучше выполняли зада­ние, чем те, кому сформировали низкую самоэффективность, и испытуемые-мужчины в целом выполняли задание лучше, чем женщины. Однако что было особенно поразительно, так это то, что испытуемые из группы женщин с вы­сокой самоэффективностью выполняли задание на мышечную силу чуть луч­ше, чем испытуемые из группы мужчин с низкой самоэффективностью. Други­ми словами, расхождения в убеждениях по поводу самоэффективности практи­чески уничтожают огромные различия в физической силе между полами (Weinberg, Gould & Jackson, 1979).

Убеждения в самоэффективности влияют и на то, как люди справляются с разочарованиями и стрессами в процессе реализации своих жизненных целей. Исследования, как правило, показывают, что чувство собственного контроля над событиями помогает человеку (Schwarzer, 1992). Убеждение в самоэффек­тивности представляет одну из сторон такого контроля. Изучение женщин, столк­нувшихся с необходимостью аборта, продемонстрировало важность убеждений в самоэффективности в борьбе со стрессовыми жизненными обстоятельствами (Cozzarelli, 1993). В этом исследовании женщины, готовящиеся сделать аборт, заполняли вопросник, измеряющий такие личностные параметры, как уровень самооценки и оптимизма, а также шкалу самоэффективности, измеряющую ожидания, касающиеся успешного прохождения постабортного периода. К при­меру, шкала включала вопросы о том, считает ли женщина, что она сможет спокойно находиться рядом с детьми или младенцами и сохранятся ли у нее нормальные сексуальные отношения после аборта. Вскоре после аборта и затем еще через три недели были проведены измерения настроения и депрессивных чувств (например, измерялось, в какой степени женщина испытывает чувство депрессии, сожаления, облегчения, вины, печали, радости). Результаты четко


446 Глава 12. Социально-когнитивная теория Бандуры и Мишела

подтвердили гипотезу, что самоэффективность — это ключевая детерминанта хорошей адаптации после аборта. Такие личностные переменные, как уровень самооценки и уровень оптимизма в оценке своего будущего состояния после аборта, оказались тоже связаны с успешной адаптацией в постабортный пери­од. Однако действие этих переменных, видимо, осуществлялось благодаря тому, что они вносили свой вклад в чувство самоэффективности.

Итак, убеждения в самоэффективности оказывают многостороннее воз­действие на процессы мотивации. Более конкретно их действие выражается в следующем:

Отбор. Убеждения в самоэффективности влияют на то, какие цели ставит перед собой индивид (например, индивиды, убежденные в высокой самоэф­фективности, ставят перед собой более трудные, рискованные цели, чем ин­дивиды, убежденные в низкой самоэффективности).

Усилие, настойчивость, успешность. Индивиды, убежденные в вы­сокой самоэффективности, демонстрируют больше старания и настойчивости и выполняют задание лучше по сравнению с индивидами с низкой самоэффек­тивностью.

Эмоции. Индивиды с высокой самоэффективностью подходят к заданию с лучшим настроением (т.е. с меньшей тревогой и депрессией), чем индивиды, убежденные в низкой самоэффективности.

Совладание с ситуацией. Индивиды, убежденные в высокой само­эффективности, способны лучше справляться со стрессом и разочарованием, чем индивиды, убежденные в низкой самоэффективности.

Бандура подытожил свидетельства, касающиеся действия убеждений в са­моэффективности на мотивацию и успешность деятельности, такими словами: «Накапливающиеся факты показывают, что успешные, новаторские, друже­любные, не тревожные, не унывающие люди, а также социальные реформато­ры смотрят с оптимизмом на свою личную эффективность в отношении влия­ния на события своей жизни» (1992, р. 24).

Date: 2015-05-09; view: 538; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию