Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы конструктов





Когда думаешь о конструктах, которые используют люди, это дает массу новой информации и вдохновляет на новые идеи. Как правило, конструкты вплетены в повседневную речь человека, хотя он может удивиться, узнав, что это всего лишь конструкты и что возможны другие, альтернативные способы видения мира. Задумайтесь, например, об элементах, которые составляют часть вашей собственной системы конструктов. Какие термины или характеристики вы используете, чтобы описать человека? Включает ли каждый термин свою противоположность, чтобы сформировать пару сходство—контраст, или в не­которых случаях один полюс конструкта отсутствует? Можете ли вы припом­нить конструкты, которые используют знакомые вам люди, чтобы рассказать что-то о самих себе? Какие конструкты разделяются всеми представителями данного социального класса или данной культуры и не разделяются представи­телями других социальных слоев и культур?

Интересно посмотреть, не объясняет ли наличие подобных различий в си­стемах конструктов часть трудностей в общении между группами? Давайте при­ложим эту идею к конкретной ситуации: можете ли вы представить себе конст­рукты, которые люди используют в межличностных отношениях и которые ча­сто порождают проблемы в этих отношениях? Например, распространенной проблемой в супружеских отношениях является акцентирование партнерами конструкта «виновный—невиновный» в качестве центрального. Как правило, каждый из них доказывает, что именно он (или она) — «невинная» сторона, а «виноват» в неприятностях другой партнер. Оба могут первоначально воспри­нимать семейного консультанта как судью, который должен вынести приго­вор, а не как специалиста, который может помочь им увидеть вещи в ином свете или пересмотреть свои конструкты.

Другой пример касается одного приятеля, который однажды сказал мне: «Разве в любых отношениях нет проигравшего и победителя?» Этот человек, очевидно, не подозревал, что связка «победитель—проигравший» — это всего лишь возможный, но не необходимый конструкт. Другой человек, возможно, использовал бы конструкт «склонный—не склонный к компромиссам» или «от­зывчивый—не отзывчивый». Столь различные конструкты могут приводить к весьма различным паттернам взаимоотношений. У многих супружеских пар воз­никают проблемы, потому что они интерпретируют свои отношения скорее в терминах власти и испытаний воли, а не в терминах помощи и сочувствия.


Теория личности, предложенная Джорджем А. Келли 385

Таким образом, кажущиеся абстрактными конструкты, оказывается, очень вли­яют на базовые аспекты нашей повседневной жизни.

Мы не должны из этой дискуссии делать вывод, что конструкты вербальны или что они всегда доступны нам в вербальной форме. Хотя Келли придавал большое значение когнитивным аспектам человеческого функционирования (Фрейд назвал бы их сознательными), он также принимал во внимание и феномены, описанные Фрейдом как бессознательные. Келли не использовал конструкт «сознательное—бессознательное»; тем не менее он использовал дру­гой конструкт — «вербальный—довербальный», чтобы иметь дело с явления­ми, которые иначе пришлось интерпретировать как сознательные или бессоз­нательные. Вербальный конструкт может быть выражен словами, тогда как до-вербальный конструкт — это конструкт, который используется даже в том случае, если у человека нет слов, чтобы выразить его. Довербальный конструкт усваивается еще до того, как у ребенка появляется речь. Иногда один полюс конструкта недоступен для вербализации, тогда он характеризуется как под­водный. Если человек утверждает, что люди творят только добро, можно пред­положить, что другой полюс конструкта как бы утоплен, находится под по­верхностью, так как человек в принципе должен осознавать наличие в мире и противоположных поступков, чтобы сформировать «хороший» полюс конст­рукта. Таким образом, конструкты могут быть недоступны для вербализации, и индивид может быть не способен сообщить обо всех элементах, которые вхо­дят в его конструкт, но это не означает, что у индивида есть бессознательное. Несмотря на признание важности довербальных и подводных конструктов, способы их изучения не были разработаны, и в целом эта область осталась неразвитой.

Конструкты, используемые человеком для интерпретации и предвосхище­ния событий, организованы в систему. Каждый конструкт внутри системы име­ет зону применимости и фокус применимости. Зона применимости конструкта охватывает все те события, к которым пользователь считает применение этого конструкта полезным. Фокус применимости конструкта охватывает те специ­фические события, к которым применение данного конструкта было бы макси­мально полезным. Например, конструкт «заботливый-не заботливый», кото­рый может быть приложим к людям во всех ситуациях, где речь идет о помощи (зона применимости), было бы наиболее полезно использовать в ситуациях, где требуются особая чувствительность к нуждам людей и особое старание им помочь (фокус применимости). Кроме того, некоторые конструкты занимают более важное место в системе конструктов человека, чем другие. Поэтому выде­ляются центральные (ядерные) конструкты, которые наиболее существенны для человеческой деятельности и могут быть изменены, только вызывая серьезные изменения во всей системе в целом, и периферические конструкты, которые в меньшей степени задевают основы человеческой деятельности и могут быть изменены без серьезных модификаций центральной структуры.

Кроме того, внутри системы конструкты организованы иерархически. Гла­венствующий конструкт включает другие конструкты в свой контекст, а подчи­ненный конструкт — это конструкт, который включен в контекст другого (гла­венствующего) конструкта. Например, конструкты «умный—тупой» и «привле-

13-277



Глава 10. Когнитивная теория личности


АКТУАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

НАЛИЧИЕ СЛОВ ДЛЯ ОПИСАНИЯ ТОГО, ЧТО ВЫ ВИДИТЕ, ПРОБУЕТЕ И ОБОНЯЕТЕ


«Почему мы так нечетко выража­ем то, что чувствуем?» — спросил один студент, имея в виду ощущения вку­са, запаха и прикосновения. Что было бы, если бы у нас был более обшир­ный словарный запас для описания нашего опыта, т.е. если бы мы распо­лагали большим количеством конст­руктов для этих явлений? Может ли обладание большим запасом вкусовых конструктов помочь развить ощуще­ние вкуса? А больше конструктов за­паха — приведут ли они к развитию обоняния? Может быть, секрет того, как стать знатоком-дегустатором, кроется в развитии соответствующей системы конструктов?

Когда-то уже высказывалась такая мысль, что именно язык определяет то, как мы воспринимаем этот мир. В свете современных исследований такая точка зрения представляется слишком радикальной. Мы способны к ощущению и распознаванию мно­гих вещей, для которых у нас нет ни имени, ни понятия. Тем не менее, располагая понятием, или конструк­том, можно облегчить и усилить пе­реживание и вспоминание некоторых явлений. Например, исследование, посвященное идентификации запа-


хов, указывает на то, что наличие подходящих слов для описания запа­хов облегчает их распознавание: «Люди могут усилить свою способ­ность к идентификации запахов бла­годаря практике. Но что более инте­ресно, они могут улучшить ее при помощи различных когнитивных уп­ражнений, в ходе которых вводятся слова, чтобы наделить запахи обоня­тельной идентичностью». Название, данное запаху, помогает сделать смут­ный запах отчетливым. Но не всякое слово окажет такое действие: неко­торые слова, видимо, лучше, чем другие, улавливают сенсорный опыт. Однако сейчас для нас важен сам факт, что слово играет существенную роль практически во всех аспектах сенсорного опыта.

Короче говоря, расширение сис­темы сенсорных конструктов само по себе, может быть, и не обеспечивает роста чувствительности, но в сочета­нии с практикой оно может в конце концов способствовать этому росту. Хотите стать дегустатором пищи? Практикуйтесь, но одновременно рас­ширяйте свою систему конструктов.

Источник: Psychology Today, July 1981.


кательный-непривлекательный» могут быть подчиненными по отношению к главенствующему конструкту «хороший—плохой».

Важно понимать, что конструкты, входящие в систему конструктов челове­ка, взаимосвязаны между собой, по крайней мере, до определенной степени. В поведении человека, как правило, выражается не какой-то единственный


Теория личности, предложенная Джорджем А. Келли 387

конструкт, а их система, и изменение в одном аспекте системы влечет за собой изменения и в других ее частях. В целом конструкты организованы так, чтобы минимизировать несовместимости и несогласованности. Тем не менее некото­рые конструкты в системе могут находиться в конфликте с другими конструк­тами и, таким образом, порождать у человека напряженность и трудности при­нятия решений (Landfield, 1982).

Если суммировать все вышеизложенное, то, согласно теории личных кон­структов, разработанной Келли, личность индивида образована системой его конструктов. Человек использует конструкты, чтобы интерпретировать мир и предвосхищать события. Таким образом, используемые человеком конструкты определяют его мир.

Люди различаются как по содержанию своих конструктов, так и по их орга­низации в системы. Индивиды различаются по виду конструктов, которые они используют, по количеству доступных им конструктов, по сложности органи­зации систем конструктов и по тому, насколько эти системы открыты измене­ниям. Два человека похожи друг на друга в той степени, в какой похожи их системы конструктов. Если вы хотите понять человека, то самое важное, что вам надо сделать, — это узнать кое-что о конструктах, которые он использует, о событиях, которые подразумеваются под этими конструктами, о способах функционирования этих конструктов и о способах их организации в систему.

Репертуарный тест ролевых конструктов (Реп-тест)

Итак, познание людей — это познание того, как они конструируют мир. Каким образом мы получаем это знание о конструктах человека? Келли отвеча­ет прямо: попросите самого человека сообщить вам, что представляют собой его конструкты. «Если вы не знаете, что происходит у человека в голове, спро­сите его, он может сказать вам» (Kelly, 1958b, p. 330). Вместо того чтобы исполь­зовать тесты, которые были разработаны другими исследователями в связи с иными теоретическими системами, Келли создал свой собственный метод из­мерения — Репертуарный тест ролевых конструктов (Реп-тест)*. Как диагнос­тическая методика, Реп-тест связан с теорией личности, наверное, теснее, чем любой другой личностный тест. Реп-тест был создан на основе теории кон­структов, разработанной Келли, и предназначен для диагностики личных кон­структов.

По сути Реп-тест состоит из двух процедур — составления испытуемым списка лиц (на основе списка названий ролей) и формирования испытуемым конструк­тов посредством сравнения триад из данного списка лиц. В ходе первой про­цедуры испытуемому дается список названий ролей, которые предположитель­но являются значимыми для всех людей. Можно привести примеры таких ро­лей: мать, отец, учитель, который вам нравился, или сосед, которого вам трудно понять. Как правило, предлагается порядка 20—30 ролей, и испытуемого просят назвать подходящего для каждой роли конкретного человека, которого он хо-

* Более точно было бы назвать этот тест «Репертуарный тест конструктов, характеризую­щих представителей различных ролей». Но мы воспроизводим здесь более свернутое название, данное этому тесту Джорджем Келли. (Примеч. науч. ред. и пер.)


388 Глава 10. Когнитивная теория личности

рошо знает и который эту роль исполняет. После этого экспериментатор выби­рает трех конкретных людей из полученного списка и просит испытуемого ука­зать, чем двое из них похожи и чем они отличаются от третьего. То, что в глазах испытуемого роднит двоих людей из этой триады, называется полюсом сходства конструкта, а то, чем третий от них отличается, называется полюсом контраста конструкта. Например, испытуемого можно попросить сравнить людей, назван­ных им в качестве Матери, Отца и Любимого Учителя. Рассматривая этих троих людей, испытуемый может решить, что люди, ассоциирующиеся с ролями Отца и Любимого Учителя, похожи друг на друга своей общительностью и не похожи на Мать, которая отличается застенчивостью. Таким образом, сформи­ровался конструкт «общительный—застенчивый». Испытуемого просят рассмот­реть и другие группы, состоящие из трех персон, обычно бывает от 20 до 30 триад. При каждом предъявлении триады испытуемый генерирует конструкт. Данный конструкт может совпадать с предыдущим, а может быть и совсем новым, еще не использованным. Образцы конструктов, сформулированные одним из испы­туемых, представлены в таблице 10.1.

Мы видим, насколько точно Pen-тест следует из теории Келли, так как он извлекает конструкты, или способы восприятия мира, которые люди форми­руют, определяя сходство двух вещей между собой и их отличие от третьей

Таблица 10.1. Репертуарный тест ролевых конструктов: примеры конструктов


 
 

Похожие фигуры Конструкт сходства Непохожие фигуры Контрастный конструкт
Акцент на радость Мать Спокойный Сестра

Я и Отец

Учитель и Счаст­ливый человек Друг мужского пола и Друг женс­кого пола Несимпатичный человек и Работо­датель

Отец и Преуспева­ющий человек Несимпатичный человек и Работода­тель

Мать и Друг мужс­кого пола Я и Учитель

Я и Друг женского пола

Работодатель и Друг женского пола


Хороший слушатель

Используют людей в своих целях

Активный в мест­ном сообществе Принижающий людей

Интроверт

Самодостаточный

Артистичный

Искушенный


Мать Сестра Бывший друг

Симпатичный человек

Начальник

Сестра

Бывший друг

Человек, которому

я помог

Друг мужского пола

Брат


Акцент на практич­ность Тревожная

Боится выражать свои чувства

Считается с други­ми

Неактивный в местном сообществе Уважающая людей

Экстраверт

Зависимый

Нетворческий

Неискушенный (простодушный)


Теория личности, предложенная Джорджем А. Келли 389

вещи. Особенно привлекательно здесь то, что испытуемые совершенно свобод­но могут выразить свой способ конструирования мира. В то же время в этом тесте имеется целый ряд важных допущений. Во-первых, предполагается, что список ролей, предъявляемый испытуемым, репрезентативен, т.е. представляет все наиболее значимые фигуры в их жизни. Во-вторых, предполагается, что конструкты, вербализованные испытуемым, — это действительно те самые кон­структы, которые он использует, конструируя мир. Это связано с третьим до­пущением о том, что испытуемые могут вербализовать свои конструкты и гото­вы свободно высказываться о них в тестовой ситуации. И наконец, предполага­ется, что слова, которые испытуемый использует, называя свои конструкты, дают экспериментатору адекватное представление о том, как испытуемые упо­рядочили свои прошлые события и как они предвосхищают будущее.

Одна из самых замечательных особенностей Реп-теста — его колоссальная гибкость. Варьируя репертуар ролей или меняя инструкции, можно обнаружить огромный диапазон конструктов и значений. Например, была сделана модифи­кация Реп-теста с целью определения конструктов, которые используют поку­патели, приобретая косметику или парфюмерию. Эти конструкты затем были использованы рекламными агентствами для создания рекламы, которая апел­лирует к потребителям (Stewart & Stewart, 1982). В одном исследовании был разработан Секс-Реп-тест для измерения значения, которое мужчины и жен­щины придают понятиям маскулинности и фемининности. В более ранних ис­следованиях полоролевых стереотипов было обнаружено, что и мужчины, и женщины воспринимают личностные характеристики, связанные с понятием маскулинности, более позитивно, чем характеристики, связанные с понятием фемининности. В отличие от подобных результатов, исследование с использо­ванием Секс-Реп-теста показало, что женщины могут видеть в себе феминин­ные черты и все же сохранять высокую самооценку и душевное здоровье. Ины­ми словами, культурный образ, или стереотип понятий маскулинности и фе-мининности может довольно сильно отличаться от личных значений, которые человек связывает с этими понятиями (Baldwin et al., 1986). На уровне обоб­щенных стереотипов личностные характеристики, связанные с понятием мас­кулинности, могут быть более предпочтительными, или желанными, как для мужчин, так и для женщин. А на уровне индивида, тем не менее, психологи­ческое здоровье может выражаться у мужчин в том, что они воспринимают себя как маскулинный тип, а у женщин — в том, что они воспринимают себя как фемининный тип, причем ни тот ни другой тип не считает, что обладает заведомым превосходством над другим. Pen-тест предлагает нам метод, позво­ляющий выходить на этот уровень личных значений.

Date: 2015-05-09; view: 962; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию