Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знаковый и непосредственный подходы к диагностике. Как мы





видели, в поведенческой диагностике акцент делается на отдельных перемен­ных (на конкретных целевых формах поведения) и на получении надежных объективных данных. Поведенческая диагностика отличается от некоторых дру­гих способов измерения личности прежде всего тем, что интерес представляет поведение само по себе, а не некий теоретический конструкт (сила Я, экстра­версия), предположительно выражающийся в поведении. Мишел (Mischel, 1968, 1971) противопоставил эти два подхода к диагностике, различая их как знако­вый и непосредственный подходы. При знаковом подходе на основании наблюда­емого поведения делают заключения о чертах личности. Предполагается, что пункты теста должны адекватно отражать личностные характеристики, и пове­дение в тестовой ситуации интерпретируется в связи с теми чертами личности,

* В аббревиатуре АБА буквы обозначают последовательность стадий: сначала фаза А, потом фаза Б, потом снова фаза А. (Примеч. пер.)



Глава 9. Подходы теорий научения к личности


АКТУАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДЕТСКОЕ НЕПОСЛУШАНИЕ: ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Что делать родителям с непослуш­ным ребенком, который отказывает­ся выполнять то, что его просят или что ему говорят? Рано или поздно большинство родителей испытывали чувство фрустрации и беспомощнос­ти, когда их ребенок упрямился, со­противлялся или протестовал. Для большинства родителей это короткие периоды стресса, но для некоторых — это постоянный источник тревог. Дей­ствительно, непослушание — самая распространенная причина обраще­ния в психологические центры и кли­ники за помощью и сигнал будущих психологических проблем. Может ли здесь помочь поведенческая терапия?

Согласно Уайерсону и Форхенду, двум психологам, занимающимся этими проблемами, непослушное по­ведение ребенка усваивается и под­крепляется во взаимодействии с ок­ружающими его людьми, в особен­ности с родителями. Обычно родите­ли непослушных детей подкрепляют подобное поведение своим повышен­ным вниманием. Кроме того, дети получают и иное подкрепление, ког­да родители «сдаются», чтобы прекра­тить пререкания и протесты, тем са­мым подкрепляя поведение, которого они пытаются избежать. В этих слу­чаях непослушание становится для ребенка средством выхода из непри­ятной ситуации (т.е. родитель «сдает-


ся» и снимает свои требования по отношению к ребенку). Если оно про­исходит непоследовательно и нерегу­лярно, то такое поведение родителей формирует у детей сильную и проч­ную реакцию (реакцию непослуша­ния), которая очень трудно поддает­ся угашению.

Могут ли родители осознать эти законы и научиться применять их так, чтобы уменьшить сопротивление де­тей? Согласно Уайерсону и Форхен-ду, родителей можно обучить специ­альным стратегиям, которые позво­ляют более правильно подбирать под­крепления и лучше увязывать их с желательным поведением. В ихтренин-говых программах родителей обуча­ют позитивным способам изменения поведения (например, подкреплению желательных действий похвалой и вниманием) и умению пользоваться дисциплинарными техниками (на­пример, игнорировать непослуша­ние, твердо требовать выполнения своих требований). Особенно большое значение придается позитивному под­креплению таких действий ребенка, которые несовместимы с непослуша­нием. Кроме того, родителей обуча­ют безвредным и безболезненным техникам наказания (например, по­садить ребенка на кресло в углу). За словесными инструкциями, которые получают родители, следует практи-


Теория оперантного обусловливания, разработанная Скиннером 357


ческий показ самим психотерапевтом техник подкрепления и совместное разыгрывание предписанных педаго­гических действий родителями и те­рапевтом. После этого родители прак­тикуются под наблюдением терапев­та дома и в клинике.

Результаты? По словам психоло­гов, родители часто бывают изумле­ны тем, как быстро наступают изме­нения в поведении детей. По сравне­нию с контрольными случаями, в которых терапия не проводилась, дети родителей, прошедших тренин-говую программу, обнаруживают зна­чительное уменьшение непослушания. Действительно, после тренинга они ведут себя так же, как обычные дети, родители которых не обращались к психологу. Помимо этого есть факты, показывающие, что приобретенная


реакция распространяется на другие виды нежелательного поведения ре­бенка и передается его братьям и сес­трам, не подвергавшимся родительс­ким воздействиям. Похоже, что эффект сохраняется и держится годами, хотя нет фактов, свидетельствующих о том, что генерализация распространяется и на поведение в школе. «В целом, — зак­лючают авторы, — исследование по­казывает, что поведенческий тренинг родителей оказывается эффективной клинической стратегией для того, что­бы справиться с детским непослуша­нием, и что он позволяет достичь ис­ходной цели — разрушить отношения принуждения между детьми и родите­лями, снабдив родителей более эффек­тивными стратегиями общения со сво­ими детьми» (р. 149).

Источник: Wierson and Forehand, 1994.


которые за ним стоят. То есть, иначе говоря, при этом подходе высок уровень интеллектуального опосредования в умозаключениях, связывающих поведение в тестовой ситуации с интерпретациями этого поведения на языке личностных характеристик. При непосредственном подходе нас интересует поведение само по себе и то, как на него воздействуют изменения условий среды. Интерес представляет внешнее поведение, и предполагается, что, для того чтобы по­нять его сущность, необходимо понять стимульную ситуацию. Здесь нет, сде­ланных на основе поведения в тестовой ситуации, умозаключений относитель­но других похожих действий индивида. Знаковый подход задается вопросом о мотивах и чертах, взаимодействие которых приводит к наблюдаемому поведе­нию; непосредственный подход задается вопросом о параметрах среды, кото­рые воздействуют на поведение, изменяя частоту, интенсивность, продолжи­тельность действий.

Date: 2015-05-09; view: 465; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию