Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разусловливаиие» страха перед кроликом





По мнению многих психологов, выработка классических условных эмоцио­нальных реакций играет решающую роль в развитии психопатологии и дает значительные возможности для изменения поведения. Поведенческая (бихеви-оральная) терапия, базирующаяся на модели классического обусловливания, придает большое значение угашению неадекватных реакций — таких, как ус­ловные страхи, а также выработке новых реакций на стимулы, которые раньше вызывали нежелательные реакции, например тревогу.

Первой попыткой применения этого подхода, которая последовала сразу за исследованием Уотсоном и Рейнер выработки условной реакции страха у Аль­берта, была работа Джонс (Jones, 1924): она попробовала снять страх в лабора­торных условиях. В этом исследовании, которое считается одним из первых, если не первым опытом систематического применения поведенческой тера­пии, Джонс пыталась вылечить мальчика Питера, которому было два года и десять месяцев, от проявлений чрезмерного страха. Питер был в целом здоро­вым, хорошо приспособленным ребенком, боявшимся белых крыс, и его страх распространялся также на кроликов, шубы, перья и вату. Джонс тщательно описала характер реакции страха у ребенка и условия, которые вызывали наи­больший страх. Затем она поставила перед собой вопросы: нельзя ли снять ус­ловную реакцию страха («разусловить» страх) на какой-нибудь один стимул и будет ли такая «разусловленная» реакция распространяться на другие стимулы? Джонс выбрала для эксперимента страх Питера перед кроликами, так как он казался наиболее сильным, он был даже сильнее, чем страх перед крысами. Она разработала процедуру, при которой Питера приводили играть, когда в комнате были кролик и еще трое других детей, отобранных за то, что они совершенно не боялись кролика. Постепенно Питер продвинулся от почти пол­ного ужаса при виде кролика до полностью позитивной реакции на него. Этапы продвижения представлены на рис. 9.1.

Продвижение Питера по этим этапам не было гладким и непрерывным, и, к счастью, Джонс дает нам подробное, ясное изложение цепи этих волнующих событий. Питер уже прошел первые девять этапов (они приведены на рис. 9.1), когда его забрали в больницу со скарлатиной. Когда после двухмесячного пере­рыва Питер вернулся в лабораторию, то его реакция страха снова оказалась на первоначальном уровне. Джонс так описала причины этого рецидива:

Все объяснил рассказ медсестры, которая привезла Питера из больницы. Когда они сади­лись в такси у дверей больницы, на них бросилась большая собака, пробегавшая мимо. И Питер, и сестра очень испугались... Это кажется достаточно убедительной причиной такого внезапного отката назад на прежние позиции. Быть напуганным большой собакой, когда ты болен и находишься в чужом месте, и со взрослым, который тоже обнаруживает страх, — это вселяющая ужас ситуация, к которой наш тренинг не мог его подготовить.

Поэтому с того момента Джонс начала все заново, используя другой метод терапии — «прямое обусловливание». На этом этапе Питера усаживали на дет-



Глава 9. Подходы теорий научения к личности


АКТУАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

С ЧЕМ СВЯЗАНО ТО, ЧТО ОДНА ПИЩА ДОСТАВЛЯЕТ УДОВОЛЬСТВИЕ, А ДРУГАЯ ВЫЗЫВАЕТ ОТВРАЩЕНИЕ?


Большинство людей одни запахи и вкусовые ощущения любят, а к дру­гим испытывают отвращение. Часто эти реакции берут начало где-то в дет­стве, и кажется, что изменить их по­чти невозможно. Может ли классичес­кий условный рефлекс помочь нам постичь эти реакции и их силу?

Рассмотрим несколько исследова­ний вкусовых ощущений. Что делает некоторые виды пищи настолько не­приятными и даже отвратительными, что стоит только нам подумать о них, как возникает острая эмоциональная реакция? Черви на завтрак или ста­кан молока, в котором плавает дох­лая муха или таракан, — неплохие примеры, не правда ли? Но самое ин­тересное в этих реакциях — это то, что еда, которая в одной культуре вы­зывает отвращение, в другой — мо­жет считаться деликатесом, и что дохлые мухи и тараканы в молоке


могут вызывать отвращение, даже если вам скажут, что насекомые были стерилизованы (и потому безвредны), прежде чем попасть в молоко. Увидев мертвое насекомое в молоке, возмож­но, вы не станете пить и другой ста­кан молока; реакция отвращения ге­нерализуется и распространяется на молоко вообще.

Как считают исследователи по­добных реакций, возможное объяс­нение заключается в том, что силь­ная эмоциональная реакция начина­ет ассоциироваться с объектом, который поначалу был нейтральным. С точки зрения теории классических условных рефлексов, безусловная ре­акция отвращения ассоциируется со стимулом, который поначалу был ней­тральным, таким, как молоко или дру­гая еда: «Мы убеждены, что павлов­ское учение об условных рефлексах живет и процветает в ассоциациях, вы­зываемых ароматами миллиардов тонн пищи, съедаемой ежедневно, в выра­жении чувств миллиардов едоков, ког­да они поглощают эту пищу, в ассо­циациях, связанных с пищей и с не-

сильные и

Условные реакции на пищу: Многие и устойчивые эмоциональные ре­акции на пищу, такие, как реакция отвра­щения на червей, усваиваются в результа­те процесса классического обусловливания.

(© 1985. Перепечатывается с разре­шения из журнала «Psychology Today»).


Павловская теория классического обусловливания



аппетитными объектами, и в ассоции- условным рефлексам. В таком случае
ровании пищи с некоторыми ее по- не исключено, что наши эмоциональ-
следствиями». ные реакции на определенные объек-
Если это так, то это означает, что ты можно изменить с помощью клас-
многие вещи, которые нам нравят- сического обусловливания.
ся, к которым мы, может быть, даже Источники: Psychology Today, July 1985;
испытываем страсть и привязанность, Rozin & Zellner, 1985. Copyright © 1985. Печа-
нравятся нам благодаря классическим тается с разрешения «Psychology Today».

ский стульчик и давали еду, которую он любил, в то время как эксперимента­тор постепенно подносил кролика в проволочной клетке все ближе и ближе: «Благодаря присутствию приятного стимула (вкусная еда) всякий раз, когда появлялся кролик, страх постепенно уступал место положительной реакции». Другими словами, позитивные чувства, связанные с едой, переносились на первоначально страшного кролика (контробусловливание). Кроме того, даже на последующих сеансах тренинга влияние детей, которые не боялись кролика, тоже имело важное значение. А что происходило с другими страхами? Джонс отмечает, что после «разусловливания» страха Питера перед кроликом у него полностью пропал страх также перед шубами, перьями и ватой. Итак, несмотря на наше неведение относительно того, что же послужило причиной страхов


1. Кролик в клетке вызывает у Питера реакцию страха на любом расстоянии от нее.

2. Кролик воспринимается терпимо в 12 футах от клетки.

3. Кролик воспринимается терпимо в 4 футах от клетки.

4. Кролик воспринимается терпимо в 3 футах от клетки.

5. Кролик воспринимается терпимо близко к клетке.

6. Терпимая реакция на то, что кролик свободно бегает по комнате.

7. Питер может коснуться кролика, когда экспериментатор держит кролика на руках.

8. Питер может дотронуться до кролика, когда тот бегает свободно по комнате.

9. Бросает кролику вызов: плюет на него, бросает в него предметами, пере дразнивает его.

10. Позволяет кролику сидеть перед собой на столике, который соединен с высоким детским стульчиком.

11. Сидит на корточках рядом с кроликом, не защищаясь от него.

12. Помогает экспериментатору нести кролика в клетку.

13. Держит кролика на коленях.

14. Остается один в комнате с кроликом.

15. Позволяет кролику находиться вместе с ним в манеже для игр.

Рис. 9.1. Этапы «разусловливания» страха Питера перед кроликами (М. С. Jones, 1924).

16. Страстно обожает кролика.
1 7. Позволяет кролику держать во рту свои пальцы.



Глава 9. Подходы теорий научения к личности


Питера, обнаружилось, что процедура «разусловливания» работает успешно и позитивный эффект распространяется (генерализуется) и на другие аналогич­ные стимулы.

Date: 2015-05-09; view: 510; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию