Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Причинные (каузальные) атрибуции: стиль объясненияЧтобы лучше представить себе корреляционный подход к изучению личности, а также комбинированное использование вопросников и экспериментальных процедур, давайте продолжим рассказ об исследовании выученной беспомощности. Мы уже отмечали, что первоначальная формулировка идеи выучен- Глава 2. Научное исследование личности ной беспомощности не могла объяснить всего многообразия последствий, возникающих у человека в результате невозможности контролировать события. В частности, оказалось, что очень важно учитывать то, как люди интерпретируют события и объясняют причину своей беспомощности. Это привело к усовершенствованию модели выученной беспомощности (Abramson, Seligman & Teasdale, 1978; Abramson, Garber & Seligman, 1980). Согласно этой новой модели, когда люди обнаруживают свою беспомощность, они спрашивают себя, почему они беспомощны. Люди отвечают на вопрос «почему?» в категориях причинной (каузальной) атрибуции. Наиболее важными считаются три параметра причинной атрибуции. Во-первых, люди могут приписывать причину своей беспомощности себе или ситуации, т.е. искать причину либо в самих себе, либо в характере ситуации. В первом случае причина беспомощности будет внутренняя, или персонализированная, во втором — причина воспринимается как внешняя, или универсальная для всех. Во-вторых, люди могут атрибутировать беспомощность либо факторам, специфическим для той ситуации, в которой они находятся, либо более общим условиям внешнего или внутреннего мира. В-третьих, люди могут воспринимать особенности своей ситуации либо как относительно постоянные и стабильные, либо скорее как временные и нестабильные. Итак, усовершенствованная модель выученной беспомощности предполагает наличие следующих трех параметров каузальных атрибуций: внутреннее-внешнее, специфическое—глобальное и стабильное—нестабильное. Считается, что атрибуция, к которой прибегает человек, определяет широкий спектр важных последствий. Например, если невозможность управлять ситуацией приписывается внутренним факторам, то предполагается, что это ведет к большему снижению самооценки, чем в случае атрибуции внешним факторам. Студент, который приписывает продолжительные неудачи своему невысокому интеллекту или некомпетентности, испытает гораздо более существенное снижение самооценки, нежели студент, который считает, что в его неудачах виновато плохое преподавание. В том случае, когда человек атрибутирует недостаток контроля над ситуацией каким-то глобальным фактором, можно ожидать большего распространения выученной беспомощности и на другие ситуации, чем в том случае, когда недостаток контроля приписывается более конкретным, ситуативно-специфическим факторам. И если человек приписывает недостаток контроля стабильным факторам, таким, как плохие способности или трудная учебная программа, то можно ожидать большей устойчивости выученной беспомощности во времени, чем в том случае, когда беспомощность атрибутируется нестабильным факторам — самочувствию студента в этот день или везению или невезению. Итак, по тому, какой атрибуции будет отдано предпочтение для объяснения своей беспомощности, можно определить, станут ли ожидания будущей беспомощности хроническими или сиюминутными, распространятся ли на другие ситуации или только на эту, конкретную, и понизится или нет самооценка. Особенно важно предположение о том, что внутренние, глобальные и стабильные атрибуции играют существенную роль в развитии депрессии. Вопросник атрибутивного стиля (ASQ). Экспериментальный подход к усовершенствованной модели выученной беспомощности предусматривает воздействие на каузальные атрибуции и наблюдение за их мотивационными и Три основных подхода к эмпирическому исследованию эмоциональными последствиями. Так, например, испытуемых можно ставить в такие условия, которые будут побуждать их либо к внутренней, либо к внешней атрибуции своей неудачи, и на основе этого можно предсказать, как изменится их самооценка. Хотя благодаря экспериментам и были получены некоторые подтверждения усовершенствованной модели выученной беспомощности, в большинстве экспериментальных исследований возникли методологические трудности при создании нужного типа атрибуций или состояний беспомощности. Для того чтобы стимулировать исследования в этой области, был разработан Вопросник атрибутивного стиля, нацеленный на измерение индивидуальных различий по всем трем параметрам атрибуций (Peterson, 1991). В этом вопроснике испытуемых просят назвать причины 12 гипотетических событий и затем оценить эти причины по шкалам, характеризующим атрибуцию как внутреннюю либо внешнюю, специфическую либо глобальную и стабильную либо нестабильную. На рис. 2.4 приведен фрагмент вопросника. Шесть гипотетических событий в вопроснике — хорошие («Вы стали очень богаты»), а шесть — плохие («У вас свидание, и все идет плохо»). Кроме того, одни события касаются межличностных отношений, а другие — личных достижений в какой-либо области. Предполагается, что людям свойственны характерные атрибутивные тенденции, или стили, и их можно определить с помощью вопросника. Вы некоторое время безуспешно ищите работу. 1. Напишите здесь одну главную причину своей неуда чи_ 2. Вашей неудачей в поисках работы вы обязаны самому себе или она Всему причиной обстоятельства и другие люди 1 2 3 4 5 6 7 Всему причиной я сам 3. В будущем, когда вы снова будете искать работу, эта причина сохра Никогда не появится снова 1 2 3 4 5 6 7 Будет всегда 4. Эта причина влияет только на поиски работы или она сказывается и Влияет только на дан- Оказывает влияние на ную ситуацию 1 2 3 4 5 6 7 все ситуации моей жизни 5. Насколько была бы важна для вас эта ситуация, если бы это проис Совершенно не важна 1 2 3 4 5 6 7 Крайне важна Рис. 2.4. Пример из Вопросника атрибутивного стиля (ASQ) (Peterson et el., p. 292). Глава 2. Научное исследование личности В соответствии с усовершенствованной моделью выученной беспомощности отнесение неуправляемых плохих событий на счет внутренних, стабильных и глобальных факторов ведет к депрессии. Отсюда следует, что люди, получившие высокий балл по этим параметрам по Вопроснику атрибутивного стиля (ASQ), должны оказаться более депрессивными, чем люди с низкими баллами. Действительно, авторы ASQ сообщают о наличии связи, или корреляции, между стилем атрибуции, при котором плохие события приписываются внутренним, стабильным и глобальным факторам, и симптомами депрессии, имеющимися у студентов колледжа, взрослых и пациентов клиники. Обнаружилось также, что оценки, полученные по ASQ, связаны с развитием симптомов депрессии, которые появляются после плохо сданных экзаменов в середине семестра. И наконец, в исследовании, где использовался похожий вопросник, была обнаружена связь депрессии со склонностью порицать собственный характер, а не собственные действия (Peterson, Schwartz & Seligman, 1981). Негативные события, атрибутированные характеру («Такой уж я человек»), расценивались как менее управляемые по сравнению с событиями, атрибутированными конкретному действию («Я совершил нечто»). Кроме того, порицание характера было связано с более стабильными и глобальными типами атрибуций, нежели порицание действий. Тем не менее самообвинение или порицание характера нельзя определенно считать причиной депрессии. То есть установлено, что существует связь, но не доказано, что соответствующие атрибуции являются причиной последующих симптомов депрессии. Итоговый вывод, сделанный из вышеизложенного исследования, важен как для понимания депрессии через усовершенствованную модель выученной беспомощности, так и для осознания границ корреляционного исследования. Это исследование обнаруживает связь между внутренними, глобальными и стабильными атрибуциями плохих событий и депрессией, но оно не может доказать, что подобные когнитивные атрибуции вызывают депрессию. Не могут ли эти особенности атрибуции составлять одну из сторон депрессивного состояния и порождаться теми же причинами, которые вызывают депрессию? Действительно, важное исследование одних и тех же людей, проведенное до и после их впадения в депрессию, подтверждает, что когниции, связанные с депрессией, не позволяют предсказывать появление депрессии, и, видимо, их можно назвать скорее спутниками депрессии, чем ее причиной. Страдающие депрессией пациенты, прежде чем впасть в это состояние, не атрибутировали неудачи внутренним причинам и не считали, что они плохо контролируют события своей жизни (Lewinsohn, Steinmetz, Larson & Franklin, 1981). Объяснительный стиль. Прошло около десяти лет с тех пор, как были разработаны понятие атрибутивного стиля, теперь называемого объяснительным стилем, и способы его измерения. Было проведено впечатляющее количество исследований, по преимуществу корреляционных. В недавнем обзоре литературы, посвященной смыслу и измерению объяснительного стиля, были сделаны следующие выводы (Peterson, 1991; Peterson, Maier & Seligman, 1993): 1. Имеются многочисленные свидетельства широкого распространения феномена выученной беспомощности как у человека, так и у животных. Три основных подхода к эмпирическому исследованию 81 2. Имеются многочисленные свидетельства того, что люди обладают характерным для них объяснительным стилем, который сохраняется в течение длительного периода, может быть, в течение всего жиз ненного пути. 3. Объяснительный стиль влечет за собой ряд последствий мотиваци-онного, эмоционального и поведенческого характера. А если гово рить конкретно, пессимистический стиль (интернальные, стабиль ные и глобальные объяснения негативных событий) связан со сла бой мотивацией, низкой успешностью и более негативными эмоциями в отличие от оптимистического стиля. Как сказал знаменитый бейс болист Йоги Берра (Yogi Berra): «90% игры на 50% зависят от психи ческого настроя». 4. Симптомы выученной беспомощности совпадают с симптомами де прессии. Депрессивные индивиды — и взрослые, и дети — дают ин тернальные, стабильные и глобальные объяснения плохих событий, а также экстернальные, нестабильные и ситуативно-специфические объяснения хороших событий. Хотя было обнаружено, что пессими стический объяснительный стиль ассоциируется с депрессией, одна ко ни в одном исследовании не было показано, что он является при чиной депрессии (Robins & Hayes, 1995). 5. Когнитивная терапия может улучшить объяснительный стиль и при вести к значительному облегчению депрессивного состояния (DeRubeis& Hollon, 1995). 6. Выученная беспомощность и пессимистический объяснительный стиль связаны с плохим здоровьем. Пессимистический объяснительный стиль в период взросления является фактором риска для здоровья в после дующие годы. Эти впечатляющие факты позволили Селигмену и его сотрудникам нарисовать весьма оптимистическую картину того, что может произойти в будущем: «Мы знаем, как переделать общество так, чтобы оно было благоприятно для индивида и для группы... Предаваясь самым утопическим мечтам, мы представляем, как создаются институты Оптимизма — центры, в которых проводятся базовые исследования личностного контроля, и затем результаты используются в школах, на производстве и в обществе в целом» (Peterson, Maier & Seligman, 1993, pp. 309-310). Хотя полученные материалы впечатляют, однако следует признать, что не все факты укладываются в схему, и кроме того, возник ряд новых проблем. Вот некоторые из них, и читатель заметит, что многие из этих проблем связаны с общими потенциальными недостатками вопросников и корреляционных исследований (Psychological Inquiry, 1991. Vol. 2. № 1): 1. Ответы на ASQ могут не совпадать с реальными причинными атрибу циями. 2. Люди могут давать специфическое объяснение каждому конкретному событию, не прибегая к более обобщенному объяснительному стилю. Глава 2. Научное исследование личности АКТУАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ И ЗДОРОВЬЕ Исследования объяснительного стиля, начатые Селигменом, помимо депрессии, распространились и на успешность в сфере трудовой деятельности, спортивные успехи и здоровье, породив такие заголовки в прессе, как «Исследование утверждает силу позитивного мышления» и «Перестанем обвинять себя». Удается ли страховым агентам с экстерналь-ные, нестабильные и конкретные объяснения негативных событий. Для пессимистов верно противоположное соотношение.) Очевидно, ответ на вопрос, поставленный выше, уже ясен: да. Селигмен говорит: «Я думаю, теперь у нас есть хороший тест для того, чтобы проверить, кто может выдержать работу, сопряженную со стрессами и предъявляющую к человеку особые требования, а кто — нет. Я полагаю, что этот тест мог бы сэкономить страховой компании миллионы долларов в год только на обучении, так как обучить новых агентов, а потом половину из них уволить, обходится в 30 тыс. долларов на каждого». Если говорить о спортивных успехах, то обнаруживается, что команды и спортсмены с оптимистическим объяснительным стилем добиваются больших успехов, чем их соперники с пессимистическим объяснительным стилем, особенно в ситуациях сильного давления. А если говорить о здоровье, то есть свидетельства, что положительный настрой мыслей связан с хорошим самочувствием (думаешь «хорошо» и чувствуешь себя хорошо), может быть, потому, что хорошая иммунная система оптимистов лучше сопротивляется болезни, чем иммунная система пессимистов. Источники: Peterson, 1995; Rettew & Reivich, 1995; Schulman, 1995; Seligman, 1991. Сравнительная оценка альтернативных подходов к исследованию 83 3. Остается неясной важность каждого отдельного параметра объясни тельного стиля (экстернальности—интернальности, стабильности-нестабильности, глобальности—специфичности), а также важность ат рибуций, касающихся причин позитивных событий. 4. Остается неясным, предшествует ли объяснительный стиль развитию депрессии и вызывает ее, либо верно другое предположение, что объяс нительный стиль вносит свой вклад в депрессию как сопутствующий ингредиент либо он даже является результатом депрессии. 5. Оценки пессимизма, полученные из ASQ (интернальный, глобаль ный и стабильный стили объяснения негативных событий), не всегда согласуются с оценками пессимизма, полученными из других воп росников. Итак, в связи с подходом к изучению личности, базирующемуся на личностных вопросниках и корреляционных связях, особого внимания заслуживают три возможные проблемы: 1) вопросник может быть использован, чтобы получить единый суммарный балл, тогда как не исключено, что в вопроснике содержится ряд различных компонентов и каждый заслуживает отдельного балла; 2) баллы, полученные на основании одного способа измерения личностной переменной, могут не совпадать с баллами, полученными на основании других способов, хотя нам кажется, что мы измеряем то же самое качество личности; 3) очень трудно установить причинно-следственные отношения между переменными.
|