Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозное голодание





 

Голодание как религиозный обряд издавна практикова­лось во исполнение некоторых благодеяний. Религиозное голодание имеет древнее происхождение, уходящее в преды­сторию. Частичное или полное воздержание от пищи или от определенных видов пищи в установленные периоды време­ни существовало в Ассирии, Персии, Вавилоне, Скифии, Греции, Риме, Индии, Палестине, Китае, в Европе среди дру­идов и в Америке среди индейцев. Это была широко рас­пространенная практика, часто используемая как средство покаяния, при трауре и в качестве подготовки к участию в таких религиозных ритуалах, как крещение и причастие.

На самой заре цивилизации Древние Таинства, тайное поклонение или религия, тысячелетия процветавшие в Египте, Индии, Греции, Персии, Фракии, Скандинавии, у готов и кельтов, предписывали и практиковали голодание. Религия друидов среди кельтских племен требовала дли­тельного переходного голодания и молитв прежде, чем по­священный мог продвинуться дальше. В религии Митры (древний Иран) требовалось голодание из пятидесяти дней. Фактически голодание было общим для всех таинств, кото­рые были сходными с таинствами древнего Египта и, воз­можно, от них происходили. Говорят, что Моисей, который был обучен „всей мудрости Египта", голодал более 120 дней на горе Синай. Таинства Тира, которые были представлены в Иудее тайным обществом, известным под названием „ессеи" (essenes), также предписывали голодание. В I веке на­шей эры в Александрии существовала секта евреев - аскетов, которые назывались „терапевты" (therapeute), на­поминали ессеев и многое заимствовали из Каббалы и из пифагорийской и орфической систем. Терапевты обращали большое внимание на больных и очень высоко ценили голо­дание как лечебную меру. О голодании довольно часто упо­минается в Библии, где зафиксированы несколько голода­ний большой длительности: Моисей - 40 дней (Исход, 24:18,34:28), Илия, сорок дней (Первая Книга Царств), Да­вид, семь дней (Четвертая Книга Царств), Иисус, сорок дней (Евангелие от Матфея, 4:2), Лука: „Пощусь дважды в неделю" (Евангелие от Луки, 18:12), „Сей же род изгоняет­ся только молитвою и постом" (Евангелие от Матфея, 17:21). Библия предостерегает против голодания ради тще­славия (Евангелие от Матфея, 6:17,18). Она также советует святым отцам не носить печального выражения лица (Еван­гелие от Матфея, 6:16), а искать удовольствие в голодании и исполнении своей работы (Книга пророка Исайи, 58:3), посты должны быть постами радости (Книга пророка Захарии, 8:19).

Мы вполне можем предположить, что некое великое до­бро было целью многих голоданий, упомянутых в Библии, даже если (можно считать это) они не всегда предназнача­лись для „исцеления" от „болезней". Можно быть также уве­ренными в том, что у древних не было страха пред смер­тельным голодом в результате пропуска нескольких приемов пищи.

В течение двух тысяч лет христианская религия реко­мендовала „молитву и пост", и тысячи проповедников изла­гали историю о сорока днях голодания в пустыне. Религиоз­ные посты часто практиковались в раннем христианстве, в средние века. Томмазо Кампанелла рассказывает, что болез­ненные монахини в периоды своих истерик нередко искали спасение в голодании „семь раз по семьдесят часов", или в те­чение двадцати одного с половиной дня. Джон Кальвин и

Джон Уэсли - оба решительно настаивали на голодании в качестве благотворной меры как для знати, так и для просто­го народа. Среди ранних христиан голодание было одним из обрядов очищения. До сих пор голодание является обыч­ной практикой среди народов Дальнего Востока, особенно среди индийцев Восточной Индии. Хорошо известны много­численные голодовки Ганди.

Члены раннехристианской церкви, на которых была на­ложена епитимья, часто удалялись в пустыню на месяц или два, чтобы побороть соблазны. В это время они пили воду из старой дряхлой посудины и прием даже просяного зерныш­ка рассматривался ими как нарушение обета и разрушал до­стоинства раскаяния. В конце второго месяца „исхудалые и от мира отрешенные" обычно имели достаточно сил, чтобы вернуться домой без посторонней помощи.

Автор книги „Пилигрим Сильвий", описывая Великий Пост в Иерусалиме при посещении его около 386 года н. э., отмечает: „Во время Великого Поста они полностью воздер­живались от всякой пищи, за исключением суббот и вос­кресений. Они ели в полдень в воскресенье и после этого не принимали ничего вплоть до утра следующей субботы. И так на протяжении всего Великого Поста". Хотя католичес­кая церковь и не имеет закона, требующего голодания, в прошлом оно добровольно практиковалось многими католи­ками. Эта церковь рассматривает воздержание - полное или от предписанной пищи - в качестве покаяния. Она также учит, что Иисус голодал, дабы обучать и поощрять веру в практику покаяния.

Римская церковь имеет как „дни голода", так и „дни воз­держания", что необязательно одно и то же. „Закон воздер­жания" имеет основой дифференцирование пищи и регули­рует не количество, а качество разрешенной пищи. Он закрепляет прием мяса или мясного бульона, но не яиц, мо­лока или приправ любого вида, даже из животного жира. В голодании правило церкви гласит: „Что образует голода­ние - так это лишь один прием пищи в день". В древности строгое голодание соблюдалось до захода солнца. Ныне пол­ный прием пищи может быть в любое время после полудня или, как считают признанные церковные авторы, вскоре по еле него. Некоторые даже полагают, что полный прием пищи может быть в любое время суток. Однако этот один полный прием пищи за двадцать четыре часа не запрещает приема какой-нибудь пищи утром и вечером. Фактически „мест­ный обычай", который часто есть некое неясное выражение, исходящее от местного священнослужителя, определяет, ка­кую дополнительную пищу можно принимать ежедневно. В Америке правило заключается в том,.чтобы утром прием пищи не превышал двух унций хлеба, в Вестминстере (Ан­глия) лимитом являются три унции хлеба. Конечно, такого рода „голодание" не то, что мы имеем в виду под действи­тельным голоданием, ибо таким образом человек может есть достаточно для того, чтобы потолстеть. Не могут гигиенис­ты принять и так называемый моральный принцип Рим­ской Церкви - „парвум про нихило репутатур" и „не потус нокеат": „малое считается ничем", дабы „питье, не сопро­вождаемое ничем твердым, не стало вредным". Мы считаем, как это заявил и Пейдж, что малые дробленые приемы пищи не являются голоданием.

Великий Пост у католиков - это лишь период воздержа­ния от определенных видов пищи, хотя некоторые из них используют этот период для голодания. Древняя практика го­лодания до заката солнца с последующим пиршеством сход­на с практикой мусульман - их так называемым постом во время Рамадана. В этот период они не едят, не имеют права пить вино, курить с восхода до заката солнца. Но как только солнце заходит, они начинают курить и пировать. Ночная пирушка компенсирует их дневное воздержание. В городах идут ночные карнавалы, рестораны освещены, улицы запол­нены кутилами, базары - в иллюминации, и уличные торгов­цы лимонадом и сладостями торжествуют. Богачи просижи­вают всю ночь, принимают и отдают визиты, устраивают приемы. После дней такого пиршества и веселья люди отме­чают завершение месяца „голодания" праздником Байрам.

Когда нам говорят, что Архангел Михаил явился к неко­ему священнику из Сиппонте после того, как последний го­лодал в течение года, мы должны понимать, что священник этот воздерживался тогда не вообще от пищи, а от некоторых ее видов. Это лишь религиозное применение данного термина, за которым скрываются многие из дошедших до нас рассказов о религиозных постах; мы не всегда уверены, что человек воздерживался от пищи, вероятно, он просто воз­держивался от приема определенных предписанных ее видов.

Когда религия обязывает людей воздерживаться от мяса в определенные дни недели для снижения их „животного аппетита", но разрешает пить вино, свободно потреблять рыбу (которая тоже мясо), к коей добавляются острые и стимулирующие соусы, какие добавляются к яйцам, ома­рам и моллюскам, то это явно является отказом от того, что, возможно, изначально являлось здравым взглядом диетети­ки и соблюдением суеверного ритуала. Когда мусульманам запрещают пить вино, но позволяют отравлять себя безгра­ничным потреблением кофе, табака и опиума, то это опреде­ленно отход от прежнего правила, направленного против опьянения всякого рода. Если во время Рамадана мусульма­нин обязан не прикасаться ни к твердой, ни к жидкой пище с восхода до заката солнца, но имеет право погрязнуть в об­жорстве, пьянстве, распущенности с захода и до восхода солнца, то какая же от этого польза? Здесь мы имеем только символическое воздержание, просто ритуал или церемони­альный обряд, который лишь слабо имитирует то, что перво­начально было здоровой практикой.

Дело в том, и это должно быть ясно мало-мальски дума­ющему, что в законе Природы нет ничего, что допускает ка­кие-либо нарушения или отклонения от трезвости, воздер­жания, умеренности и праведного поведения. Законы Природы не указывают ни на какие-то специфические дни или определенные количества дней для особых постов или особых периодов воздержания от какой-то пищи или изли­шеств. По естественному закону голоданию надо следовать тогда, когда в нем есть потребность, и нужно от него воздер­живаться, если такой потребности нет. Голод и жажду следу­ет удовлетворять во все дни и во все времена года, и всегда они должны удовлетворяться здоровой пищей и чистой во­дой. Человек, который отказывается удовлетворять нор­мальные потребности организма, подсказываемые жаждой и голодом, так же виновен в нарушении естественного закона, как и человек, истязающий свой организм излишествами.

В наше время христиане всех мастей и вероисповеданий редко подвергают себя настоящему голоданию. Большин­ство постов римской, православной и протестантской церк­вей являются всего лишь периодами воздержания от мясной пищи. Воздержание в дни „поста" от мясной пищи, но не рыбной, проводится, похоже, просто для того, чтобы содей­ствовать рыбной и судостроительной отраслям промышлен­ности.

Среди евреев голодание всегда означает полное воздер­жание от пищи, и, по крайней мере, один из дней голодания проводится с воздержанием также и от приема воды. Их пе­риоды голодания обычно лишь очень краткие.

Хотя индусский националистический лидер Ганди пол­ностью понимал гигиеническую пользу голодания и часто голодал с гигиеническими целями, однако большая часть его голодовок была голодовками „очищения", покаяния и политическим средством, с помощью которого он заставлял Англию согласиться с его требованиями. Он голодал даже во имя очищения Индии, а не только его личного очищения. Го­лодовки „самоочищения" из нескольких дней - частое явле­ние в Индии. Несколько лет назад лидер индийской социа­листической партии Джаяпракашан Нараин предпринял голодовку в двадцать один день, чтобы дать себе возмож­ность лучше выполнять свои собственные задачи в буду­щем. Он провел это очистительное голодание в клинике ес­тественного лечения под наблюдением человека, который наблюдал за несколькими голодовками Ганди.

Голодание составляло часть религиозных обрядов у ацте­ков и толтеков в Мексике, у инков в Перу и среди других американских народностей. Голодание практиковали жите­ли тихоокеанских островов, голодание отмечено в Китае и Японии даже до их контактов с буддизмом. Голодание сохра­нилось в Восточной Азии и там, где распространены брахма­низм и буддизм.

По словам доктора Бенедикта, многие зафиксированные случаи длительных и более или менее полных религиозных голоданий несколько „затуманены суеверием и обнаружива­ют отсутствие четкого наблюдения за ними, поэтому не представляют для науки никакой ценности". Хотя я и соглашусь, что их ценность для науки ограничена, но не согласен, что они лишены всякой ценности. Они определенно имеют ценность, подтверждая возможность воздержания от пищи длительное время в различных жизненных обстоятельст­вах. Суть в том, что у ученых так мало наблюдений за голо­дающими, что их взгляды на процесс голодания столь же путаные, как и рассказы самих голодающих.

Date: 2015-05-09; view: 433; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию