Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3. Развитие психики и сознанияВозникновение психического отражения. Понимание развития как количественно-качественных изменений различных видов психической деятельности. Обусловленность развития психики особенностями нервной системы, строением и функционированием головного мозга. Антропопсихизм. Панпсихизм. Биопсихизм. Нейропсихизм. Мозгопсихизм. Теория развития психики А.Н. Леонтьева: стадия элементарной сенсорной психики (отражение происходит в форме элементарных ощущений), стадия перцептивной психики (отражение происходит в форме образов восприятия), стадия интеллекта (отражение межпредметных связей, ситуации в целом). Формы поведения животных. Инстинкт как жестко организованная, биологически обусловленная форма поведения, обеспечивающая приспособление к постоянным условиям существования. Навык как индивидуально приобретенная форма поведения, формирующаяся методом проб и ошибок. Интеллектуальное поведение как способность изменять сформировавшиеся навыки, объединяя их в новые комбинации в зависимости от ситуации. Сознание как высший уровень психического отражения. Отличия психики животных от психики человека. Основные характеристики сознания: совокупность знаний об окружающем мире, закрепленное в сознании различение субъекта и объекта, обеспечение целеполагающей деятельности, включение в состав сознания определенного отношения. Функции сознания. Структура сознания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко). Самосознание. Основные компоненты самосознания: сознание тождественности, сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности, сознание своих психических свойств, социально – нравственное самосознание. Самооценка: уровень, объективность, противоречивость, устойчивость. Уровень притязаний. «Я-концепция» личности. Литература к теме 3: 1. Немов Р. С. Общая психология: учебник в 3-х томах 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. 2. Сутормина Л.И. Основы психологии. – М: МФПА, 2008. 3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982. 4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
Тема 4. Личность: структура, типология, свойства и проявления Понятие о личности в психологии. Многоплановость понятия. Разграничение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Личность как объект и продукт общественных отношений. Личность как активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Структура личности. Направленность. Структура личности в аспекте видового строения человеческой деятельности (Л.Д. Столяренко), характеризующаяся пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным. Структура личности (по К.К. Платонову): подструктура направленности, подструктура форм отражения (психологическая), подструктура социального опыта, подструктура биологически обусловленная. Структура личности (по А.Г. Ковалеву): направленность, характер, возможности, система упражнений. Направленность как ведущий компонент структуры личности, проявляющийся в устойчивости, широте проявления; в особенностях целей, потребностях, установках, разнообразии мотивов личности. Мотивационная сфера личности. Потребности как источник активности личности. Основные свойства потребностей. Классификация потребностей (по происхождению): естественные и культурные (материальные, социальные и духовные). Два подхода к рассмотрению вопроса о содержании мотивационной сферы: 1) иерархия мотивов (А.Н. Леонтьев, О.М. Орлов и др.), представляющие собой «объективированную потребность»; 2) мотив – это все то, что побуждает человека к деятельности: потребности, цели, идеалы, убеждения, эмоции и т.д. (Божович Л.И., Асеева, Якобсон С.Г. и др.). Функции мотивационной сферы. Классификация мотивов. По содержанию: широкие социальные, коллективистические, стимулирующие (поощрительные), процессуальные (деятельностные). По отношению к содержанию деятельности: внешние и внутренние. По отношению к целям деятельности: актуальные и перспективные. По степени истинности: истинные и ложные. По степени осознанности: осознанные (интересы, убеждения, идеалы, стремления, мировоззрение личности) и неосознанные (влечение, конформизм, установки).
Литература к теме 4: 1. Немов Р. С. Общая психология: учебник в 3-х томах 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. 2. Сутормина Л.И. Основы психологии. – М: МФПА, 2008. 3. Атватер И., Даффи К. Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней: Учебное пособие / Пер. с англ. под ред. проф. Е.А.Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982. 5. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия
|