Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семинарское занятие № 8Тема. Эмоционально - чувственная и волевая сфера личности (2 часа) 1. Физиологические основы эмоций и чувств. 2. Классификация эмоций. 3. Эмоциональные состояния и их взаимосвязь с индивидуальными особенностями личности: А) Настроение; Б) Аффекты; В) Стресс и фрустрация 4. Связь чувств с направленностью личности. Классификация чувств. 5. Произвольность и волевые состояния. 6. Влияние эмоциональных состояний на познавательную деятельность человека. Литература: 1. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. Гл. 9. 2. Вилюнас В.К. Фенопсихология эмоций (ксерокопия). 3. Якобсон П.М. Психологические особенности высших чувств (ксерокопия). 4. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе. Ж. Вопросы психологии. 1994. № 1. 5. Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно - познавательной деятельности школьников. Ж. Вопросы психологии. 1989. № 6. 6. Левитов В.Д. Воспитание эмоций (ксерокопия). Методические указания: В 1 вопросе рассмотреть проблему: Роль коры и подкорковых центров в образовании и протекании эмоций и чувств (привести примеры); Во 2 вопросе составить классификацию эмоций (можно в виде таблицы). В 3 вопросе дать общую характеристику эмоциональных состояний человека. настроение; аффекты; стресс и фрустрация. Проанализировать связь эмоций с потребностями личности. В 4 вопросе проанализировать связь чувств с направленностью личности. Какие чувства называются высшими? Практическая работа (выполнить в тетради) Задача[4] Определите, какое влияние (регулирующее, стимулирующее или дезорганизующее) оказали чувства на деятельность. А. Урок английского языка. Ребята принесли в класс ворону. Молодая преподавательница Н. забралась на подоконник, чтобы поймать птицу и выпустить ее. В это время учитель Мельников заглядывает в класс. Он резко отчитывает Н. Смущенная, расстроенная, она выбегает в коридор, чтобы объяснить своему учителю, любимому человеку, суть происходящего. Но тот холоден и строг. Тогда Н. возвращается в класс, хватает ворону, которую кто-то из ребят завернул в тряпку. И так, в тряпке, выбрасывает беспомощную птицу в окно. Взволнованные и возмущенные ребята грубят учительнице. Одного за другим она выгоняет их за дверь. (Т. Матвеева. Раздумья о фильме «Доживем до понедельника». «Правда» от 1 ноября 1969 г.) Б. Досадное чувство собственного безволия возникает в тех случаях, когда отступаешь перед трудностями. В этих случаях стоит только безжалостно и искренне назвать себя тряпкой, никчемным человеком, как просыпается чувство оскорбленной гордости. С такой «злостью» и досадой берешься за работу, что себя не узнаешь. (По П. М. Якобсону, 1966.) В. Группа ребятишек забралась на лодочный пирс. Взрослый незаметно подошел к ним и громко крикнул: «Вы что тут, озорники, делаете?» Ребята бросились врассыпную прежде, чем успели подумать, что ничего плохого они не сделали, но удрали не все ребята, один из них сел на землю и заплакал. А один из ребят нахмурился, сжал кулаки и пошел к взрослому выяснять обстановку, хотя ему тоже было страшно. (По К. К. Платонову.) Г. Сталевар 41 года переживает тяжелое состояние по поводу смерти единственной 18-летней дочери: Раньше он очень любил свою профессию, отличался сознательным и ответственным отношением к труду. Во время войны работал с высокой производительностью, по две-три смены не выходя из цеха. Теперь работа ему тягостна, он жалуется на крайнюю усталость, хочет перейти на инвалидность. (По В. С. Мерлину, 1968.)
|