Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания к семинарским занятиям





 

Курс «Философские проблемы науки и техники» в настоящее время является отдельной философской дисциплиной. (Структура и содержание курса представлены в Приложении № 1).

Общая подготовка по предмету складывается из трех видов работы: лекций, семинаров и самостоятельной работы.

Лекция представляет собой первый этап освоения материала. Она важна и для понимания курса, в целом, и для подготовки к семинарским занятиям, в частности. Именно на лекции дается тема последующей работы. Преподаватель формулирует ключевые вопросы, показывает проблемное поле и дает основные подходы к решению поставленных задач, поэтому для дальнейшей успешной работы следует делать подробные конспекты лекций.

Подготовку к семинару необходимо начинать с анализа вопросов, предложенных к рассмотрению в рамках занятия. Далее необходимо ознакомиться с кратким содержанием каждого вопроса, имеющегося в данном тексте и просмотреть материалы лекций. Затем нужно законспектировать источники, указанные в списке в качестве основных. Из дополнительной литературы следует сделать необходимые выдержки.

Очень важным является использование ресурсов Интернета. Информация в Интернет-пространстве меняется постоянно, поэтому каждый вопрос лекции имеет смысл просмотреть через Интернет, введя его в поисковую строку. В результате поиска вы увидите материал, который был освещен в лекциях и отражен в вопросах семинара и, возможно, обнаружите новый, который еще не попал в поле зрения преподавателя. Это наиболее ценный материал, его обязательно следует зафиксировать, принести на семинар и предложить для обсуждения. Цель семинара – это не повторение заученного материала, а совместный поиск истины, осуществляемый студентами и преподавателем совместно.

Важной целью семинара является обсуждение предложенных вопросов и вопросов, возникших в ходе занятия, поэтому следует активно участвовать в дискуссии, отвергать или поддерживать выдвинутые тезисы, отвергать или развивать предложенные аргументы. Не нужно бояться формулировать новые вопросы, которые, по вашему мнению, необходимо рассмотреть для более полного освещения темы. Остановимся на этом подробнее.

Одна из форм проведения семинаров – дискуссия. В дискуссии следует соблюдать ряд правил. Например, необходимо внимательно слушать всех выступающих, не повторяться и не перебивать. Следует с уважением относиться к мнению другого человека, потому что любое мнение – это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование. Нельзя обижать другого человека, называя его мнение неверным, нелепым, смешным, поскольку никто не владеет окончательной истиной и не является абсолютным совершенством во всех отношениях. Важно, чтобы дискуссия не перерастала в спор. Целью спора часто является победа над противником, его переубеждение, цель дискуссии – в другом: найти истину, решить задачу, уяснить проблему.

Высказываемое в дискуссии мнение должно быть аргументировано. Этим дискуссия отличается от «базарных» споров. Выступающий должен доказать, почему он так считает. Выражения типа: «Мне так кажется», «Так было всегда», «Все начальники – воры», «Это правильно, потому что это верно» и пр. аргументами не являются.

По ходу семинарского занятия следует делать записи, чтобы зафиксировать значимые, с вашей точки зрения, высказанные идеи, названные источники, возможно, вопросы, которые показались вам интересными, и которые вы сможете рассмотреть далее самостоятельно.

Отдельные темы в рамках самостоятельной работы, могут быть рассмотрены на семинарах в режиме презентации, как это имеет место на научных конференциях. При подготовке презентации следует придерживаться определенной последовательности действий. Первое – необходимо начать с осмысления предложенной темы. Попробовать без обращения к литературе сформулировать вопросы, раскрывающие данную тему. Второе – обратиться к Интернету, введя в поисковую строку название темы. Бегло просмотреть найденный материал. Третье – принять или отвергнуть предложенный список вопросов. Если данные вопросы кажутся вам не подходящими, сформулировать собственные. (Тема должна рассматриваться не менее, чем в 3-х, 4-х вопросах). Четвертое. По каждому вопросу необходимо найти материал в Интернете и логически переработать его в слайдах. В устном изложении освещение вопроса должно укладываться в 5-7 минут. Пятое. Необходимо представить и проанализировать источники, на которые вы опирались. Шестое. Обязательно сделать выводы и обобщенное заключение. Седьмое: ответить на вопросы аудитории.

В рамках семинара по теме 11 рекомендуется провестидебаты на тему: «В современных условиях развития научно-технического прогресса основную роль играют технические науки или гуманитарные науки».

Дебаты – это структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальной теме. Это разновидность публичной дискуссии. Участники дебатов направляют усилия на убеждение в своей правоте третьей стороны (студентов группы), а не друг друга. Участники дебатов могут использовать вербальные и невербальные средства с целью получения определённого результата – сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции. В дебатах всегда есть ведущий (председатель), который вопросами направляет ход дебатов, группы поддержки с двух сторон, по три спикера с каждой стороны и Совет экспертов (3 человека), который выносит решение о победе в дебатах.

Ведущий (председатель) не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет протокол дебатов.

 

 

Планы семинарских занятий

Тема 1. Предмет философии техники (2 ч.)

1. Определения понятия «философия техники.

2. Специфика дисциплины «философия техники».

3. Задачи философии техники.

4. Предмет философии техники.

 

1. В настоящее время философия техники одно из значимых проблемных полей современной философии, основанное на комплексном, системном анализе техники как социального феномена в историко-цивилизационном контексте. Хотя техника является столь же древней, как и само человечество; она так или иначе попадала в поле зрения философов, но как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии.

Современная проблематика философии техники оформляется в начале 70-х годов ХХ века в процессе становления синтетической программы исследования техники как многоаспектного феномена, на основе междисциплинарного подхода.

2. Специфика дисциплины заключается в том, что она относится к постнеклассическому периоду развития науки и является неклассической философской дисциплиной. Для нее характерно: размытость, изменчивость предмета исследования, отсутствие строгой иерархии проблем внутри содержания, включение исторической компоненты внутрь исследования.

3. Важнейшей задачей философии техники является уяснения сущности и природы техники для разрешения внутренних кризисов техногенной цивилизации.

4. Предмет философии техники не имеет строгих, очерченных границ. К предметному полю относятся следующие проблемы: сущность и природа техники; история техники в культурном контексте; определение основ научно-технической политики, разработка методологии научно-технических и гуманитарно-технических экспертиз, методология научно-технического прогнозирования; история и методология технических наук; специфика технического знания; основания инженерной деятельности, проектирования.

 

Основная литература

1. Горохов, В.Г.. Основы философии техники и технических наук. Учебник для студентов и аспирантов. – М., 2007

2. Иванов, Б.И., Чешев, В.В. Становление и развитие технических наук. М.,2010. 264 с.

3. Степин, В.С., Горохов В.Г., Розов, М.А. Философия науки и техники.– М., 2009. (Раздел 4, глава 11)

Дополнительная литература

1. Уайтхед, А. Философия техники. История и современность. Избранные работы по философии: Пер. с англ./Сост. И. Т. Касавин: Общ. ред. и вступ. ст. М.А. Киселя – М., 1990. (Философская мысль Запада).

2. Андреев, А.Л., Бутырин П.А., Горохов, В.Г. Социология техники: Учебное пособие. – М., 2009.

3. Митчем, A. Философия техники.– М., 2005.

 

 

Тема 2. Генезис философии техники (2 ч.)

1. Философы у истоков философии техники.

2. Инженеры и генезис философии техники.

3. Пересечение двух линий исследования при рождении философии техники.

 

1. Философскую линию в становлении философии техники составили немецкие философы Эрнст Капп, Фридрих Дессауэр, Фред Бон и француз Альфред Эспинас. Эрнст Капп сформулировал концепцию оргнанопроекции. Он считал, что орудия – суть неосознанная проекция человеческих органов (нем. Organprojektion) в природном материале. Например, железные дороги – это проекция кровообращения, а телеграф –нервной системы.

Фридрих Дессауэр к трем кантовым критикам: научного знания, морального поступка и эстетического восприятия добавляет четвертую — критику технической деятельности.

В противоположность Канту, Дессауэр утверждает, что делание, особенно в виде технических изобретений, устанавливает позитивный контакт с “вещами самими по себе“.

Сущность техники не проявляется ни в промышленном производстве (которое лишь в массовом порядке производит результаты тех или иных открытий), ни в самих продуктах техники (которые только лишь используются потребителями), но в самом акте технического творчества. Техническое изобретение олицетворяет “реальное бытие идей“, т.е. порождает и формирует условия для “существования сущности“, для материального воплощения трансцендентальной реальности.

Фред Бон различает технику в узком и широком смысле слова. Техника в узком смысле — это покоящаяся на высказываниях физики и химии промышленная или инженерная техника. Расширение этого понятия происходит, если двигаться от техники неорганической, основанной на точных науках, к органической технике (земледелие, скотоводство, врачевание и т.д.) и от техники естественных наук к технике наук о духе (политике, педагогике и т.д.). При этом он выделяет общий признак всякой техники – указатель средства для достижения данной цели.

Альфред Эспинас рассматривает философию техники как общую технологию и именует праксеологией, которая представляет собой науку о самых общих формах и самых высших принципах действия всех живых существ. Он полагает, что общая технология – это наука о совокупности практических правил искусства и техники, развивающихся в зрелых человеческих обществах на определенных ступенях развития цивилизации.

2. Вторая мощная линия, формирующая философию техники, связана с деятельностью инженеров. Это и Иоганн Бекманн, и Мориц Попе, и Гаспар Монж, которые осуществляли свою деятельность в 18 веке. Как известно, Иоганн Бекманн ввел в научный оборот термин «технология». Гаспар Монж в 1794 г. создает Парижскую политехническую школу для подготовки инженеров. Эрнст Гартиг выдвигает идею о создании технологики. Франц Рёло показывает специфику технической культуры и говорит о модернизации инженерного образования. Алоиз Ридлер подчеркивает глубокий исторический характер современной техники, хотя на нее часто и смотрят как на дитя нового времени. Он полагал, что история техники начинается с первыми культурными стремлениями человека и проходит через все культурное развитие, начиная от каменных орудий прародителей до новейших инженерных сооружений; она является крупной частью истории человеческой культуры и по своему значению и содержанию может померяться с историей любой науки.

3. На пересечении двух названных линий исследования на рубеже 19 и 20 веков формируется философия техники, новое направление в философии. Наш соотечественник, русский инженер и философ Петр Климентьевич Энгельмейер смог в своем творчестве органически соединить оба направления. Концептуальное выстроенное его учение эврилогию можно рассматривать как развернутую, фундаментальную философскую теорию техники.

 

 

Основная литература

1. Горохов, В.Г.. Основы философии техники и технических наук. Учебник для студентов и аспирантов. – М., 2007

2. Иванов, Б.И., Чешев, В.В. Становление и развитие технических наук. М.,2010. 264 с.

3. Степин, В.С., Горохов В.Г., Розов, М.А. Философия науки и техники.– М., 2009.

Дополнительная литература

1. Горохов, В. Г. Техника и культура. Возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX – начале ХХ столетия. – М., 2010.

5. Энгельмейер, П.К. Теория творчества. – М., 2010.

6. Горохов В. Г. Петр Климентьевич Энгельмейер. – М., 1997.

Тема 3. Основные этапы развития техники (4 ч.)

1. Архаическая техника и техника в контексте культуры Древних царств

2. Техника в Античности и техника в Средних веках.

3. Техника в эпоху Возрождения.

4. Техника в Новое время 17-18 века.

5. Современная техника

 

1. Технологии в архаический период исторического развития человечества были магическими и сакральными, то есть влияющие на души тех существ, которые помогают человеку. Анимизм пронизывал все известные практики человека: и хозяйственные, и бытовые, и религиозные, и духовные.

В период Древних царств техника усиленно развивалась из-за возросших объемов хозяйственно-производственной деятельности человека. Мощные государства Древнего Востока дали толчок в развитии строительной, ремесленной и военной техники. Достижения в области техники рассматриваются человеком как дар богов.

2. Техника в античной культуре противопоставляется науке и философии, рассматривается как занятие более низкого порядка по сравнению с познавательной деятельностью, устремленной к истине. Совершенствование техники происходит независимо от развития науки и философии. Имеются успехи в кораблестроении, военной технике.

Техника в Средние века рассматривается как практическая деятельность в основных своих достижениях, прославляющая Бога, церковь и государственную власть. В первую очередь, это – храмы, соборы, мосты, ратуши, крепости, замки, усыпальницы королей.

3. В эпоху Возрождения формируется понятие «инженерное искусство». В этот период возникает инженерная деятельности как таковая. Это связано с появлением мануфактурного и машинного производства. В средние века еще не существовала инженерная деятельность в современном понимании, а была, скорее, техническая деятельность, органически связанная с ремесленной организацией производства. Инженеры эпохи Возрождения были разносторонними людьми: и художники, и ученые, и инженеры – в одном лице. Самым ярким представителем инженерного искусства этого периода является великий Леонардо да Винчи.

4. В Новое время в 17 веке завершается Коперниканская революция в науке благодаря усилиям Галилея и Ньютона. Родилась новая опытная, экспериментальная наука, которая была связана с приборной техникой в астрономии, физике и других естественных науках. Ф.Бэкон связал представление о научном познании, об инженерном действии и о природе, как условии и объекте и первого, и второго.

В эпоху Просвещения в 18 веке в науке осуществляется специализация и вычленение отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники. Вследствие промышленного переворота происходит становление профессии ученого и инженера, повышается их статус в обществе.

5. Благодаря дифференциации знаний и деятельности сложная кооперация различных видов инженерной деятельности складывалась постепенно. На первых этапах своего профессионального развития инженерная деятельность была ориентирована на применение знаний естественных наук (главным образом, физики), а также математики, и включала в себя изобретательство, конструирование опытного образца и разработку технологии изготовления новой технической системы.

Инженерная деятельность, первоначально выполняемая изобретателями, конструкторами и технологами, была тесно связана с технической деятельностью (сейчас ее выполняют на производстве техники, мастера и рабочие). Лишь на первых этапах становления инженерной деятельности изобретательство опирается на эмпирический уровень научного знания. В условиях же развитой технической науки всякое изобретение основывается на тщательных инженерных исследованиях и сопровождается ими.

Во второй половине ХХ века изменяется не только объект инженерной деятельности (вместо отдельного технического устройства, механизма, машины и т.п. объектом исследования и проектирования становится сложная человеко-машинная система), но изменяется и сама инженерная деятельность, которая стала весьма сложной, требующей организации и управления. Наряду с прогрессирующей дифференциацией инженерной деятельности по различным ее отраслям и видам, нарастает процесс ее интеграции. Для осуществления такой интеграции требуются особые специалисты – инженеры-системотехники.

 

 

Основная литература

1. Горохов, В.Г.. Основы философии техники и технических наук. Учебник для студентов и аспирантов. – М., 2007

2. Иванов, Б.И., Чешев, В.В. Становление и развитие технических наук. М.,2010. 264 с.

3. Степин, В.С., Горохов В.Г., Розов, М.А. Философия науки и техники.– М., 2009.

Дополнительная литература

1. Андреев, А.Л., Бутырин П.А., Горохов, В.Г. Социология техники: Учебное пособие. – М., 2009.

2. Митчем, A. Философия техники.– М., 2005.

3. Розин, В.М. Техника и социальность // Вопросы философии.–2005, №5.– С. 95-103.

 

Тема 4. Сущность и природа техники (2 ч.)

1. Онтологическая сущность техники как артефакта.

2. Техника как власть человека над природой.

3. Техника как средство достижения цели

4. Техника как технология.

5. Техника как творчество.

6. Техника как среда существования человека, как техносфера.

7. Техника как система ценностей и норм.

 

 

1. В онтологическом смысле техника – предмет материального мира, вещь, часть природы.

В ней реализуются определенные природные процессы (неорганической, органической или социальной природы). Как артефакт техника – это совокупность орудий, инструментов, машин; в ней реализуется определенная потребность человека, поэтому техника имеет и духовное содержание.

2. Техника представляет собой специфический инженерный способ использования сил и энергий природы. Начиная с эпохи Возрождения, человек стал рассматривать природу как автономный, практически бесконечный источник природных материалов, сил, энергий, и процессов. Он научился описывать в науке разнообразные естественные феномены и ставить их на службу человеку.

3. Техника является «инструментом» и всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность в силе, движении, энергии, защите, комфорте и т.д. Создание технических устройств помимо замыслов, знаковых средств предполагает и особую организацию деятельности. Сначала это просто индивидуальная деятельность мастера (группы, цеха мастеров), затем сложные организации коллективной деятельности (Мегамашины, по Мэмфорду), проходящие долгий исторический путь развития от трудовых армий Фараона до современных промышленных производств.

4. Под технологией понимается сложная реальность, которая в функциональном отношении обеспечивает те или иные цивилизационные завоевания (то есть является механизмом новаций и развития), а, по сути, представляет собой сферу целенаправленных усилий (политики, управления, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т.д.), существенно детерминируемых рядом социокультурных факторов.

5. Техника как творчество выражает сущность техники, в том смысле, что без творческого акта, открытия техника невозможна, поскольку в природе нет артефактов. В Новое время техническое творчество – сознательный расчет сил, процессов, энергий природы, сознательное приспособление их для нужд и деятельности человека на основе научного познания.

6. Техника как техносфера представляет собой совокупность элементов среды в пределах географической оболочки Земли, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе. Техносфера является совокупностью абиотических, биотических и социально-экономических факторов. Сколько бы ни было в техносфере уровней укрупнения, существуют две основных формы целостности: это (1) всечеловеческая, то есть планетарная техника и (2) собственно человеческая, персональная ее часть. Одна из них соответствует единому человечеству, другая – неповторимой личности. Первой человек служит, вторая служит ему, но каждая из них замыкается на человека и в нем обретает свою целостность.

Техносфера – это искусственная оболочка Земли, воплощающая человеческий труд, организованный научно-техническим разумом. Это тоже проекция человека. Материальное производство, состоящее из вещественно-энергетических комплексов, – это механический слепок костно-мускульного тела организма. Информационное производство копирует нервную систему. Средства массовой коммуникации связывают органы чувств, функции нервной системы и мозга. Важно понять, что техносфера и дом, несмотря на все их различия, функционально подобны.

7.Техника как система ценностей и норм. Для философа здесь две основные группы вопросов: как техника влияет на существование и сущность человека (его свободу, безопасность, образ жизни, реальности сознания, возможности) и что собой представляет наш техногенный тип цивилизации, какова его судьба. Существуют различные оценки аксиологии техники. Первая позиция пессимистическая. Философы, ее придерживающиеся, считают, что техника есть зло для человека, так как она оказывает разрушающее воздействие на природу, психику, телесность и духовность человека. Вторая позиция оптимистическая. Ее сторонники полагают, что техника раскрывает возможности человека, развивает его, делает человека более свободным и счастливым.

 

Основная литература

2. Горохов, В.Г.. Основы философии техники и технических наук. Учебник для студентов и аспирантов. – М., 2007

2. Иванов, Б.И., Чешев, В.В. Становление и развитие технических наук. М.,2010. 264 с.

3. Степин, В.С., Горохов В.Г., Розов, М.А. Философия науки и техники.– М., 2009.

Дополнительная литература

1. Андреев, А.Л., Бутырин П.А., Горохов, В.Г. Социология техники: Учебное пособие. – М., 2009.

2. Розин, В.М. Техника и социальность // Вопросы философии.–2005, №5.– С. 95-103.

Date: 2015-05-08; view: 351; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию