Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема 7. Классификация конфликтов по сферам проявления





Таблица 14. Типология конфликтов.

Основания классификации: Виды конфликта:
По продолжительности конфликты: 1) краткосрочные 2) среднесрочные 3) долгосрочные
По интенсивности: 1) острые, 2) вялотекущие
В зависимости от состава участников: 1) межличностных 2) групповых
По субъектам-носителям: 1) однопорядковые 2) разнопорядковые
В зависимости от уровня организации общества (по К. Боулдинга) 1) на уровне индивидуума 2) на уровне межличностных отношений 3) на уровне социальных групп 4) на уровне крупных систем и подсистем 5) на уровне всего определенного общества 6) на региональном и глобальном уровне
В зависимости от природы возникновения (проявления) конфликта (по М. Дойчу): 1) подлинный конфликт (в этом случае столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо легко изменяемого фактора) 2) случайный или условный конфликт (зависит от случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается его участниками, он прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив) 3) смещенный конфликт (когда воспринимаемые причины его возникновения лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе) 4) неверно приписанный конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо непреднамеренно, либо сознательно с целью провоцировать столкновение в группе противника, тем самым затушевывая конфликт между его истинными сторонами) 5) скрытый (латентный) конфликт, который в силу объективных причин должен иметь место, но не проявляющийся. Он может быть смещенным, неверно приписанным либо никак не представленным в сознании людей) 6) ложный конфликт (столкновение, не имеющее объективных оснований, возникающий в результате ложных представлений и недоразумений)
Конфликты в правовой и анти правовой (противоправной) сферах (по В.А. Леванскому): 1) конфликт в правовой сфере 2) конфликт в сфере правового закона, т.е. протекает в цивилизованных, правовых, законодательно утвержденных формах; 3) конфликт, при котором один аспект действий сторон - правовой, а другой - противоправный 4) конфликт, в котором наблюдается смешение правовых, законных и противоправных действий обеих сторон 5) конфликт в сфере антиправового 6) конфликт полностью находится в противоправной (антиправовой) сфере
Классификация конфликтов, при которой одна противоборствующая сторона находится в одной сфере, а другая-в другой (по В.А. Леванскому): 1) одна сторона конфликта находится в сфере права, а другая - в противоправной сфере 2) одна сторона конфликта находится в сфере права, другая - в сфере правового закона 3) одна из сторон конфликта находится в сфере антиправового закона, а другая - в преступной сфере 4) одна из сторон конфликта находится в сфере правового закона, а другая - в противоправной сфере 5) одна сторона конфликта находится в сфере права, а другая - в сфере антиправового законодательства 6) одна сторона конфликта находится в сфере правового закона, а другая - в сфере антиправового закона

 

В несколько ином варианте разработана типология конфликтов американским конфликтологом А. Рапопортом, который еще с начала 1960-х гг. убедительно доказал, что нельзя все конфликты подгонять под единую универсальную схему. Он делит их по способам проявления на три группы: сражения, игры, дебаты.

В сражениях «схватках» противников разделяют непримиримые противоречия, их целью является причинение наибольшего вреда своему сопернику, и рассчитывать на разрешение такого конфликта можно только в случае победы одной из сторон. Данная модель поведения субъектов в конфликте является самой нерациональной, не учитывающей затрат, не содержащей ценности, способствующие достижению компромисса.В силу определенных условий в нашей стране большая часть конфликтов протекает по сценарию схваток и не цивилизованного переживания поражения, чему способствует отсутствие органов, регулирующих конфликты.

Для конфликта типа игры характерна рациональная модель поведения его субъектов. Обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, они рассчитывают свои ходы, взвешивают свои приобретения и потери и т.д. Такие противоборства никогда не завершаются и не могут завершиться разрушением всей структуры отношений. Но в ходе игры предпочтения и ценности остаются неизменными, что практически затрудняет разрешение конфликта подобного рода. По сценарию игр идет соперничество, например, между кандидатами в представительные (законодательные) органы, президенты, губернаторы и т.п.

Есть конфликты типа дебатов, где возможен спор, маневры, но в принципе обе стороны могут находить компромисс, так как они умеют не только рассчитывать усилия и затраты, владеть правилами игры, но и анализировать их. Типовой анализ конфликта, в том числе юридического, по способу проявления может оказывать значительную помощь в управлении противоборством, в его разрешении. Так, после того, как проведен в рамках исследования типовой анализ юридического конфликта и определено, что это, например, не дебаты, а сражение, заинтересованным лицам следует провести ряд трудоемких, может быть, длительных мероприятий по приближению второго к первому (противоборства типа сражения к противоборству типа дебатов), потому что, как правило, сражения являются в большей степени негативно направленными, выполняющими деструктивные (разрушительные) функции. [10]

В данном случае типовой анализ следует связать с процессуальной динамической моделью юридического конфликта. Как правило, на стадии возникновения противоборства каждый из субъектов надеется на победу и прилагает для этого все усилия, привлекает всевозможные ресурсы для нанесения поражения противнику (сражение). Когда материальные и моральные ресурсы исчерпаны, а победа так и не достигнута одним из субъектов, возникает потребность в определении общих правил, норм, регулирующих поведение участников противоборства (игра). Но и в рамках «игрового типа» протекания конфликта не устраняется его источник, поэтому противодействия продолжаются. Если добиться того, что субъекты будут и дальше придерживаться рациональной модели, то возможно достичь следующей - постконфликтной стадии, на которой основное внимание должно обращаться на основы конфликта.

Для успешного завершения последней стадии необходимо, четко определив природу возникшего юридического конфликта, выработать единые правила поведения и договориться о способах и процедурах его разрешения. Каждая из типологий имеет свои резоны и в той или иной ситуации может оказаться весьма кстати при рассмотрении проблем, возникающих в связи с конкретным противоборством в правовой сфере. Выделение отдельных типов конфликтов позволяет конкретизировать противоречия, лежащие в основе противоборств, проблему происхождения, основание развития, а также условия и возможности преодоления или регуляции конфликтов в юридической сфере.

В связи с тем, что проблематика конфликтного поведения многоаспектна, а виды и варианты такого поведения в юридической сфере многообразны, классификация юридических конфликтов может проводиться по многочисленным основаниям: по отраслям права, в которых протекает конфликт; по структуре нормы, относящейся к конфликту; по разновидности правоприменительного учреждения; по характеру связи с механизмом правового регулирования, по формам реализации права, по характеру доминирующих мотивов, по характеру конфликтных действий и т.д. Очевидно, что при таком многообразии критериев классификации одни и те же виды (варианты) конфликтного поведения могут попадать в различные типологические ряды. Например, изучая характер конфликтного поведения различных субъектов, можно анализировать также характер доминирующих в их деятельности мотивов.

Степень изученности конфликтного поведения, классифицированного по вышеперечисленным основаниям, различна. Наиболее разработанной является классификация юридических конфликтов по отраслям права. В принципе конфликты возможны в каждой отрасли права. Поэтому можно сказать, что в зависимости от того, какие на сегодняшний день существуют отрасли права, такие могут быть и конфликты. Самые распространенные конфликтные взаимодействия связаны с вопросами гражданского, финансового, предпринимательского, трудового, семейного, жилищного права. Распространены конфликты, относящиеся к сферам действия уголовного (криминальные конфликты), уголовно-процессуального (уголовно-процессуальные конфликты) права. Нередко встречаются экологические и другие конфликты, регулируемые нормами административного права. В последнее время участились конфликты между органами власти, что подпадает под действие конституционного права.

Важно отметить что, существует много смешанных вариантов конфликтных взаимоотношений, но можно выделить два основных: 1) переходная форма - когда конфликт приобретает юридический характер, переходя в правовую сферу, и юридизируется (например, товарищеская или семейная ссора перерастает в административное правонарушение или преступление (побои и т.п.) и приводит к юридическим последствиям); 2) когда конфликт приобретает многоотраслевой характер (например, конфликт между общественной организацией (политической партией, профсоюзом) и государственными органами может при возникновении вообще не иметь юридического характера, но затем оказаться правовым в связи с теми или иными действиями сторон, подлежащими квалификации конституционным, административным, финансовым и другим правом).

Рассмотрим теперь классификацию юридических конфликтов в зависимости от структуры соответствующих правовых норм. В основе конфликта могут лежать различное толкование и понимание либо несоблюдение, нарушение практически любой нормы права: уполномочивающей, обязывающей или запрещающей. Характер нормы сказывается на частоте конфликтов и на том, какие субъекты выступают в качестве конфликтующих сторон. В случае применения уполномочивающей нормы конфликт может скорее возникнуть между частным лицом - физическим или юридическим - и уполномоченным субъектом при нарушении им интересов первого.

При обязывающей норме круг субъектов юридического конфликта шире: он возможен как между обязанным лицом и государством (в случае невыполнения обязанности), так и между этим лицом и его контрагентами (например, контролер в автобусе, исполняя свою обязанность, пытается оштрафовать безбилетного пассажира, который уклоняется от уплаты штрафа и вступает по этому поводу в конфликт с контролером). Если, уклоняясь от этого конфликта, контролер отпустит безбилетника, он вступит в другой конфликт - с государством). При применении запретительных норм конфликты возникают главным образом в случае их нарушения. Классификация юридических конфликтов по системе государственных правоприменительных или правоохранительных органов удобна в том отношении, что дает представление о компетенции этих органов в случае возникновения конфликтных ситуаций. Надо заметить, что эта компетенция достаточно четко определена применительно к правоохранительным органам. Но если конфликты возникают в связи с работой других государственных учреждений, различных министерств, ведомств и т.п., то нередки путаница, волокита, пересылка бумаг из вышестоящей инстанции в нижестоящую и наоборот. Классификация конфликтов по системе государственных правоприменительных и правоохранительных органов полезна, прежде всего, для граждан, так как они должны иметь четкую информацию, куда следует обращаться для разрешения спорных вопросов.

Вывод: типология юридического конфликта может конструироваться по различным основаниям. Но пока нет единой типологии, полно и однозначно отображающей любой социальный конфликт. Нет и единой типологии юридического конфликта. Поэтому данная проблема остается нерешенной. На современном этапе развития юридической конфликтологии перед исследователями, на наш взгляд, должна стоять задача сначала поиска всех возможных оснований классификации юридического конфликта, что может способствовать контролированию, регулированию, разрешению конфликтных процессов и предвидению их последствий, а затем - выработки единой типологии для всех конфликтов в правовой сфере.

Вопросы по теме:

1. Раскройте определение функциональной направленности конфликта в правовой сфере.

2. Раскройте и укажите конструктивные составляющие юридического конфликта.

3. Раскройте и укажите деструктивные составляющие юридического конфликта.

4. Проведите функциональный анализ юридического конфликта.

5. Охарактеризуйте типологию юридического конфликта.

 


[1] Coser l. A. The Funtions of Social Conflikt. L.Glencoe. 1956.p. 33-149.

[2] Кульчар К. Политический конфликт.//Политология вчера и сегодня. М., 1991.Вып. 3.С.176.

[3] SztumskiJ. Konfliktspoleczny. Katowice. 1987. S.67-70.

[4] Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт: Политический анализ.Ростов н/Д., 1992.С.84-86.

[5] Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт:Политический анализ. Ростов-н/Д.,1992. С.89

[6] Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю.: М., 1956..Т.1. С.577.

[7] Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. М., 1994. С.14-15

[8] Юридическая конфликтология: учебное пособие / Т.В.Худойкина, А.А. Брыжинский. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008.-С.33

[9]Юридическая конфликтология: учебное пособие / Т.В.Худойкина, А.А. Брыжинский. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008.-С.34

[10]Юридическая конфликтология: учебное пособие / Т.В.Худойкина, А.А. Брыжинский. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008.-С.34

Date: 2015-05-08; view: 1704; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию