Определение и особенности
метода
| Виды
| Достоинства (+) и недостатки (-)
|
Наблюдение – прямая регистрация событий очевидцем. От обыденного научное наблюдение отличается:
ü есть цель, четко сформулированы задачи;
ü четкий план;
ü ведение протокола;
ü полученная информация поддается контролю на обоснованность и устойчивость
| Внешнее
Внутреннее
Свободное
Стандартизованное
Включенное
Стороннее
Самонаблюдение
| - опасность утратить объективность;
- недостаток самонаблюдения в том, что наблюдать за переживаниями трудно, они или изменяются, или исчезают, трудно избежать субъективизма, трудно выразить оттенки наших переживаний.
|
Моделирование –создание искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
| Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.
|
|
Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Специфика эксперимента – в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.
| Лабораторный
Естественный
Формирующий
Констатирующий
| + фиксирует психику в нужном для исследователя направлении и не привязан к стихийности, позволяет надежнее делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами;
- эксперимент проводится в искусственных условиях – человек ведет себя неестественно.
|
Беседа. Ее целью – выяснить ограниченный круг вопросов, трудно доступных непосредственному наблюдению. Особенности: непринужденность, заранее определенное содержание беседы, план, хороший контакт, задаваемые вопросы должны быть понятными. Во время беседы надо наблюдать за поведением человека и сопоставлять результаты наблюдения с полученными ответами.
| Устная
(опрос,интервью)
Письменная (анкета)
| + анкеты – массовость, экономия времени;
- материалы анкеты проигрывают в глубине и достоверности отдельных ответов; применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.
|
Тест– кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств. Предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации
| Тесты умственного развития
Критериально-ориентированные тесты
Тесты достижений
Тесты личности
Проективные тесты
| + краткость, унификация методов анализа и оценки, приуроченность их к возрасту, результаты могут быть подвергнуты математической и статической обработке;
- испытуемый может сознательно повлиять на получаемые результаты.
|
Анализ результатов деятельности –метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.
|
|
|
Наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.