Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Простые общества





К ним относятся такие общества, в которых нет социального неравенства, деления на классы или страты, где отсутствуют товарно-денежные отношения и государственный аппарат.

В первобытную эпоху простым обществом жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи обна­руживают живые осколки старины - примитивные племена бро­дячих охотников и собирателей.

Социальную организацию простых обществ характеризуют следующие черты:

эгалитаризм, т.е. социальное, экономическое и политическое равенство,

относительно небольшие размеры объединения,

приоритет кровно-родственных связей,

низкий уровень разделения труда и развития техники.

Социальное равенство означает отсутствие классов и сосло­вий, деление людей на бедных и богатых.

 

Экономическое равенство означает одинаковое отношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и продукту труда (пище). Все находилось в коллективной собственности племени.

Политическое равенство означает отсутствие управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных.

В науке принято выделять два типа (два этапа развития) про­стых обществ:

· локальные группы,

· первобытные общины.

Второй этап - община - в свою очередь подразделяется на два периода: а) родовая община, б) соседская община.

Локальные группы (за рубежом они называются "бандами", или отрядами) представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных собирателей и охотников, свя­занных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.

Охота и собирательство относятся к так называемому хищ­ническому, или потребляющему хозяйствованию: человек сры­вает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не восстанавливая их поголовье за счет искусственного разведения.

Локальные группы не имеют постоянного жилья. Их заменя­ют временные пристанища. Уходя на долгую охоту, мужчины возводят временные лагеря, где оставляют женщин, детей и ста­риков. Небольшие мобильные группы сильных людей перемеща­ются на очень далекие расстояния, охотясь или собирая расте­ния. Для одной такой группы требуется площадь в несколько сот квадратных километров.

Когда запасы пищи на данном месте исчерпаны, группа отко­чевывает в другое место. Маршруты их миграции зависят от се­зонных созреваний плодов, нереста рыбы, передвижения и раз-множения животных. За год группа 4-5 раз меняла место стоянки. Ее имущество ограничивалось тем, что люди могли легко унести с собой.

Первобытные общины - более сложный тип социальной организации. Родовые общины -'это союз нескольких локальных групп (сотни человек), связанных между собой узами кровного родства. Соседские общины - объединения нескольких родовых общин (групп), связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией. Вплоть до XX века в России и Индии существовали соседские общины. В России они назывались рус-

ской поземельной общиной. По численности они доходили до нескольких сотен и тысяч человек, составлявших союз несколь­ких селений.

К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда, возросла их производительность. Ста­ло быть, один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. От охоты и собирательства люди перешли к огородни­честву (бахчевое овощеводство) и пастушеству (скотоводство). Временные лагеря превращаются в постоянные поселения, ок­руженные огородами и загонами для скота.

Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем пре­вращались в культурные (а благодаря каким процедурам это про­исходило - подумайте сами).

Перестали уничтожать не только дикие растения, но и диких животных уже не убивали. Конечно, причиной служил не гума­низм, которого у диких народов еще не было. Оказалось, что гораздо продуктивнее их поймать, доставить в лагерь, устроить им загон, кормить, а потом, когда возникнет потребность, за­колоть. Тем самым решалась почти неразрешимая, особенно в теплом климате, задача хранения скоропортящихся продуктов.

Оседлый образ жизни сделал возможным переход от родовых групп к соседским общинам: несколько групп кровных родствен­ников селились рядом и соединялись взаимными браками, а так­же кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории.

Так постепенно зарождается семья уже в современном понима­нии. Возникает разделение труда между мужчиной и женщиной, между детьми и взрослыми, между взрослыми и стариками. Склады­ваются первые социальные нормы в виде табу (абсолютных запретов). Возникают первые признаки имущественного неравенства.

Date: 2015-05-08; view: 580; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию