Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беспристрастность





Требование беспристрастности обязывает социолога-юриста по происхождению пожертвовать некоторыми сво­ими юридико-догматическими предубеждениями. Он дол­жен перестать ссылаться в подтверждение своей право­ты — что он делает часто и почти автоматически — не только на естественное, но и на действующее право. Его взгляд должен быть одинаково непредубежденным и тог­да, когда он рассматривает право, и тогда, когда он изу­чает факт, и даже тогда, когда перед ним нарушение пра­ва. В этом плане для социолога должны быть равны и законный брак, и свободный союз, и адюльтер. Представи­тели общей социологии разъясняют социологу — юристу по происхождению, что изучать нарушение права, избегая ценностных суждений, не значит признавать такое нару­шение легитимным и нормальным. Осуждение данного поведения обществом наличествует в изучаемом объекте. Однако у наблюдателя такого осуждения априори не дол­жно быть.

Принципиальным является требование, чтобы там, где правовые решения зависят от моральных установок и по­литики, что особенно характерно для публичного права и для некоторых важных сфер частного права (семья, соб-

ственность и др.), юридическая социология не приступала к делу, пока не освободится от ранее сложившихся (иног­да неосознанных) ценностных суждений. Но в еще боль­шей мере, чем предубеждений, которые можно назвать конкретными, она должна опасаться одного общего преду­беждения. Мы имеем в виду принципиальное отношение исследователя к его правовой системе, взятой в целом. Это отношение можно выразить вопросом: должна ли эта система быть сохранена или, наоборот, реформирована? У каждого действующего права имеется партия консерва­тивных сторонников, а также партия тех, кто выступает за изменения, причем политическая окраска этих партий в различные периоды может быть различной. Так, начиная с 1804 г. идея ниспровержения Гражданского кодекса бра­лась на вооружение сперва правыми, а затем — левыми. Одни исследователи не склонны поддерживать изменения и даже признавать их. Другие, а их сегодня большинство, предстают как отчаянные реформаторы. И с обеих этих сторон объективной юридической социологии грозит опас­ность.

В современной социологии имеются, правда, некоторые течения, которые считают, что решительная субъектив­ность совместима с требованием истинности. Это те тече­ния общей социологии, в которых ощущается отзвук экзи­стенциализма. Они могут быть легко восприняты юриди­ческой социологией. Реальное основание для этой позиции дает то направление исследований, которое имеет своим объектом не институты, а ситуации. Правовая ситуация требует, чтобы она была проверена па собственном опыте. Такой экзистенциальный опыт здесь дает значительно больше, чем наблюдение со стороны. Например, изучать со стороны рабочую семью — значит обречь себя на ее. изучение с позиций, которые в той или иной степени явля­ются буржуазными. В результате за искомую объектив­ность приходится расплачиваться деформацией. Значи­тельно лучше, если исследователь окажется как бы внутри данной ситуации, а в нашем примере будет участвовать в повседневной жизни семьи со всеми ее представлениями и предрассудками. Так появляется новая техника исследо­ваний — участвующее наблюдение, когда исследователь стремится интегрировать себя в изучаемую среду, в ее образ жизни, мышления, чувств4. В конце такого иссле­дования полученные впечатления приводятся в сис­тему.

Есть еще один способ: социолог стремится сам пере­жить при помощи воображения ту юридическую ситуа­цию, которую он хочет изучить. Например, чтобы изучить рабство в Риме, он представляет себя в шкуре раба. Со­циолог в этих -случаях действует, как Г. Флобер, который, как известно, ощущал себя госпожой Бовари5. В общем плане можно задать вопрос: поскольку речь идет о^ субъ­ективных предметах, то не является ли субъективный ана­лиз способом достижения объективности?

Позитивное право располагает особым, свойственным ему способом достижения объективности с помощью субъ­ективности, а именно способом конфронтации двух проти­востоящих субъективных позиций. Закон называет это процессуальным принципом состязательности — единст­венным путем получения судебной истины. И если право может подарить что-то социологии, то речь должна идти о его теории познания. В наиболее ясной форме, свойст­венной частному праву, она сводится к тому, что право не только считает истину относительной, но и исходит из того, что эта истина может быть рождена лишь в столк­новении сторон, в итоге организованного спора двух про­тивостоящих мнений. Тот факт, что спор завершается ре­шением третьего лица, как бы он ни был значим, в дан­ном случае не является основополагающим, ибо решение судьи будет не чем иным, как выбором одной из двух данных противостоящих позиций или их комбинацией. В этой состязательности есть что-то напоминающее диа­лектику. Однако первая отлична от второй: противоречия в процессе синхронны, а не диахронны, одно стремится исключить другое, а не идти к синтезу, что бывает лишь в исключительных случаях.

Юридическая социология в своей технике опросов мог­ла бы использовать способ познания, который предлагает ей право. Единый опрос был! бы в этом случае заменен v двуединым опросом, то есть опросом и контропросом, про­водимыми соответственно двумя группами исследователей. Здесь нет необходимости в решении арбитра. У научного процесса пет другого судьи, кроме мнения, а оно может без всякого ущерба для общественного спокойствия оста­ваться несложившимся, если ни одной из спорящих сто­рон не удается доказать свою правоту. При сегодняшней системе единого опроса исследователь нередко приступает к делу с такой рабочей гипотезой, которая — пусть даже неосознанным для социолога образом — влияет -на исследо-

вание, то есть делает его пристрастным. В таком Случае полезно иметь соперника, выдвинувшего, защищающего и стремящегося доказать обратную гипотезу. Это — разум­ный способ восстановить объективность.

Date: 2015-05-08; view: 517; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию