Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детское право





В группах детей, а также в комплексных группах, где дети общаются с некоторыми взрослыми, складываются нормы и формы поведения, похожие на правовые явления и представляющие собой один из аспектов инфраюридиче-ского. Специалисты в области детской психологии, особен­но Жан Пиаже, изучали этот феномен, но не проводили при этом никаких сопоставлений с правом. Однако и социо­логия права со своей стороны пока еще не использовала в полной мере эти исследования.

Практический интерес требует сразу же поставить во­прос: правомерен ли перенос того, что мы наблюдаем в группе детей, на юридические явления в обществе взрос­лых? Мы встречаемся здесь с одной навязчивой гипотезой. Геккель сформулировал ее в понятиях биологии: онтогенез отражает филогенез. Морено повторил ее в понятиях пси­хосоциологии: детские и юношеские группы последователь­но от года к году спонтанно проходят стадии интеграции, аналогичные тем, которые проходили древние общества в ходе исторической эволюции. Если же это так, то для того, чтобы раскрыть далекое прошлое правовых институтов,

достаточно посмотреть, как живут и прежде всего играют детские группы. На них особенно легко проводить юриди-ко-социологические опыты, ибо прямое экспериментирова­ние на взрослых достаточно неудобно. Но правильна ли изложенная гипотеза? Очевидно, было бы неверно отка­заться от напрашивающихся сопоставлений, но здесь воз­можен и некоторый риск.

То, что понимают под детским правом, имеет различ­ные аспекты. В детерминации его норм и форм поведения могут в одних случаях преобладать внешние факторы (влияние общества взрослых), а в других — внутренние (свойственные самой детской группе). Поэтому можно с основанием говорить тут как о заимствованном праве, так и о праве спонтанном.

В первом случае речь идет о праве, которое навязано ребенку обществом взрослых, прежде всего и главным образом в семье, но также в школе и на улице, Если ребе­нок подчиняется этим правилам, то происходит это потому, как отмечает Пиаже, что он уважает взрослых. Но разве уважение старших, предков не есть тот самый элементар­ный механизм, который придавал обязательную силу обы­чаю — прототипу нормы права?

Есть и другая форма заимствованного права, имитиро­ванное детское право. Дети в своих играх подражают юри­дическим играм родителей. Девочки играют в торговлю, одна продает, другая покупает, то есть они играют в договор. Это карикатурное право, но карикатурное огруб­ление облегчает наблюдение. Имитация нередко сочетается с традицией. Модель сложилась очень давно, затем она была сохранена многими поколениями именно с помощью детского фольклора. И сегодня дети доносят до нас образы архаического права. Вспомним, например, песню француз­ских детей: «Кто дает и отнимает, ту дочкой змеи называ­ют». Было бы натяжкой услышать в этой песенке отзвук статьи 894 Гражданского кодекса, согласно которой пода­ренное не может быть потребовано обратно. Текст как бы воспроизводит миф, содержит намек на змеиный яд, содер­жащийся в подарке, и это позволяет думать, что перед нами заимствование из права взрослых, совершенное в далекие времена. Если только дети не создали все это сами.

Эта оговорка не случайна, ибо, оказавшись перед ка­кой-то ситуацией, дети вполне свободны оценить ее с по­мощью такого же юридического мышления, как и взрос-

 

лые. Так формируется детское спонтанное право, и это наивное творение может пролить некоторый свет на фор­мирование сходных механизмов в праве взрослых. Такое сравнение будет особенно убедительным, когда речь идет о наиболее простых юридических явлениях. Возможно, например, что нашим теориям о происхождении права соб­ственности не хватает исходного пункта — научного изу­чения генезиса присвоения у ребенка. На примере правил игры в шары Пиаже показал, что ребенок в разные воз­растные периоды неодинаково воспринимает обязательный характер правил. В возрасте семи-восьми лет он убежден, что правила эти установлены старшими. После десяти лет эти правила для него уже -свободное соглашение игроков. Очевидно, те же стадии развития прошло восприятие обще­ством взрослых обязательного характера его обычаев46.

Date: 2015-05-08; view: 589; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию