Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философии. Каковы те главные принципы и ориентации, которые религи- озная философия кладет в основание философии?





Каковы те главные принципы и ориентации, которые религи-
озная философия кладет в основание философии? По каким
линиям идет обновление, переориентирование религиозной фи-
лософской мысли? Ограничимся при рассмотрении этих вопросов
важнейшим аспектом — пониманием задач, предмета, главных
проблем философии.

В понимании задач философии традиционная ориентация рас-
сматривает философию как деятельность, подчиненную богословию
(теологии, учению о боге), ибо считается, что вера, на которой
зиждется теология, выше разума, на котором основываются
философские дисциплины. Такой была установка Фомы Аквин-
ского. Но и другие христианские вероисповедания в общем при-
держивались и придерживаются догмы о первенстве и главенстве
теологии над философией. Переориентация в этом пункте, в сущ-
ности, не является официальным пересмотром догмы. Но неорто-
доксальные религиозные философы «явочным порядком» как бы
обособляют философию от теологии и в своих философских заня-
тиях далеко не всегда «оглядываются» на теологические уста-
новки.

Соответственно этому трактуется и предмет философии.
Традиционная ориентация, которой придерживается и сегодня
официальная религиозная философия, это теоцентризм. Все, что
говорится о мире или человеке, все этические проблемы должны
быть, согласно этой догме, сконцентрированы вокруг проблемы
бога, доказательства его- существования, его мудрости, вокруг
идеи божественного блага. Переориентация состоит в том, что
религиозные философы XX века, по большей части не посягая
на пересмотр традиционной «иерархии проблем», в то же время
фактически выдвигают в центр философии социальные, этические
проблемы или вопрос о человеке.

Пожалуй, в наибольшей степени скорректированы представ-
ления о взаимоотношениях религии, религиозной философии и
науки. Если Фома Аквинский и другие классики религиозной
мысли ранних этапов ее развития стремились превратить не
только философию, но и науку в служанку теологии, то в новое
время реализация этой установки столкнулась с серьезными


трудностями. Тем в большей мере это справедливо в отношении
нашего времени, и религиозные идеологи вынуждены считаться с
этим. Новый, более гибкий подход к проблеме науки и религии
выражен, например, в принятом II Ватиканским собором (1965)
документе (конституции) «Церковь в современном мире», а также
в последующих работах католических идеологов.

Суть обновленного подхода к вопросу о науке и разуме,
их роли в современном мире можно кратко сформулировать сле-
дующим образом. С одной стороны, признается, что благодаря
науке и технике в современном мире уже осуществлены и еще
будут осуществлены коренные преобразования. Религиозные фило-
софы, занимающиеся проблемами естествознания, в существенной
мере ушли от традиционного цензорского тона по отношению
к науке. Науке и разуму даже льстят, научные открытия ис-
пользуют для «модернизации» религиозных воззрений. С другой
стороны, в документах и произведениях, о которых идет речь,
большую роль занимают критика науки, демонстрация противоре-
чивости научно-технического прогресса. Эта критика бывает до-
вольно меткой и убедительной, причем нередко говорится и о суще-
ственных издержках негуманистического пути использования
достижений науки и техники. Однако главная цель критических
рассуждений о науке просвечивает вполне определенно: все беды,
утверждают религиозные авторы, проистекают из того, что сов-
ременный мир «забыл бога» или, во всяком случае, вспоминает о
нем не так часто, как следовало бы.

И вместе с тем религиозная философия все шире и все
активнее вовлекает в орбиту своего рассмотрения проблемы об-
щества, человека, науки. Это одна из примет обновления рели-
гиозной мысли. Но выходя к этим проблемам, религиозная мысль
делает себя более уязвимой, более открытой для критики —
как извне, так и изнутри. Извне — когда нерелигиозные филосо-
фы и ученые обнаруживают несоответствие между проблемами
современного мира и предлагаемым религиозной мыслью пони-
манием их сути и путей решения. Изнутри — когда верующие,
теологи, религиозные философы раскалываются на два борющихся
лагеря — догматиков и обновленцев. Одни не желают никаких
перемен и приходят в ужас от любой попытки идейной переориен-
тации, от того, что церковь якобы слишком «открывает себя»
миру. Другие, напротив, недовольны все еще сохраняющейся
догматичностью, робостью предпринимаемых теоретических ре-
форм. В таком напряженном состоянии идейного противобор-
ства — сопротивляясь переменам и все же идя на них; обновляясь,
но сохраняя традиционалистско-догматические основы — рели-
гиозная философия и подходит к концу XX века. Три основных
для нее «блока проблем» — бога, человека, нравственности — мы
дальше рассмотрим подробнее.


Date: 2015-05-05; view: 463; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию