Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классической философии _____и ее защитники_____





40—50-е годы XIX века стали переломными в том смысле,
что все определеннее сказывалась потребность в новых, некласси-
ческих типах философствования. Одной из первых и наиболее
развитых форм новаторской философии, критически переосмыс-
лившей классику, было философское учение К. Маркса, Ф. Эн-
гельса, а впоследствии — В. И. Ленина. Развивая далее общую
рационалистическую ориентацию классической мысли, ее веру
в науку и прогресс, марксистская философия разработала новую
концепцию мира, человека, разума, познания, науки, общества и
его исторического прогресса. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин


поддержали идею классики о развитии философии как науки, но
отвергли ее претензию на роль «науки наук». Они видели в науке
и философии очень важное, но отнюдь не всесильное духовное ору-
жие, которое может и должно быть использовано в процессе
революционно-практического преобразования мира и подчинено
задачам осуществления такого преобразования во имя человека
и человечества.

Наряду с марксистской философией, а порою и в противовес
ей начали формироваться нетрадиционные ориентации в немарк-
систской мысли. Принципиальное различие между марксистской
и немарксистской философией в этом отношении состояло в сле-
дующем. Марксистская философия, будучи новой, то есть неклас-
сической, формой философствования, никогда не разделяла
антиклассические ориентации. А вот первые попытки переосмысле-
ния классики в немарксистской мысли предстали именно в ка-
честве антиклассических подходов, граничивших с прямым ниги-
лизмом в отношении философской классики. Наиболее крупные
фигуры, выразившие эти тенденции,— датский философ С. Кьер-
кегор (1813—1855) и немецкий философ Ф. Ницше (1844—1900).
Ими было положено начало идейному движению, которое стало
особенно сильным в XX веке, не утратив своего влияния до сего
времени.

Критика классической мысли стала составной частью процесса
кардинальной переоценки ценностей, необходимость которой вы-
водилась из глубокого духовного кризиса, в свою очередь связы-
ваемого с кризисом западной цивилизации. Название нашумевшего
в свое время произведения О. Шпенглера (1880 —1936) «Закат
Европы» (1918) можно понять и как своего рода краткое обозна-
чение основной тенденции «философии кризиса», которая высту-
пает и во множестве современных вариантов. Антиклассическую
установку этой философии с предельной четкостью выдвинул
известный испанский философ Хосе Ортега-и-Гасет. По его мне-
нию, европейский кризис может быть диагностирован как кризис
всей классики.

Антиклассические ориентации в XIX и XX столетиях не
являются единственными. Им постоянно противостояло и проти-
востоит то несколько ослабевающее, то вновь усиливающееся, но
всегда довольно мощное идейное движение, направленное на защи-
ту и развитие традиций философской классики. Причина его
влияния кроется прежде всего в самой философии, в ее органи-
ческой связи с историей философской мысли. Но немалую роль
играет и то, что как раз в периоды, когда одни философы резко,
порою нигилистически отвергают прежние (пусть и весьма разно-
родные) ценности и традиции, другие философы горячо берут их
под защиту, ибо находят в них и способ сохранения самой филосо-
фии, и идейно-нравственную опору во времена кризиса. Вот
почему в конце XIX — начале XX века, когда формировался


«радикальный нигилизм» Ф. Ницше, идеи о необратимом кризисе
цивилизации и культуры, появились и стали развиваться философ-
ские направления, открыто объявившие своей целью сохранение
классического наследия. Под лозунгами: «Назад к Канту» родилось
неокантианство. Возникшее еще в 60-х годах XIX века, оно затем
было представлено двумя основными философскими школами —
марбургской: Г. Коген (1842-1918), П. Наторп (1854-1924),
Э. Кассирер (1874 — 1945) и фрейбургской (баденской): В. Вин-
дельбанд (1848—1915), Г. Риккерт (1863—1936). Примерно в эти
же годы под лозунгом: «Назад к Гегелю» формируется и неоге-
гельянство. Наиболее видные его представители — немецкие фило-
софы Р. Кронер (1884-1974), Г. Лассон (1862-1932), итальян-
ские философы Б. Кроче (1866 — 1952), Дж. Джентиле (1875—
1944). «Абсолютный идеализм» английского философа Ф. Брэдли
(1846 — 1924), американского — Дж. Ройса (1855—1916) также
был связан с «критическим возрождением» гегельянства. В 40—
50-е годы большое влияние имели французские гегельянцы
Ж. Валь (1888—1974), А. Кожев (1902—1968), Ж. Ипполит
(1907-1968) и др.

Стремление сохранить классические корни философии провоз-
гласило также влиятельное течение религиозной философии,
возникшее в 70-х годах XIX века и получившее название неото-
мизма (от лат. написания имени Фомы Аквинского — Томас). Это
направление существует и в наши дни и поддерживается като-
лической церковью. Наиболее известные неотомисты XX века —
Ж. Маритен (1882—1973), Э. Жильсон (1884 —1978). Но еще более
влиятельными в XX веке были авторы, которые придержива-
лись некоторых устоев неотомистской мысли, но в философии
шли своими путями, за что были осуждаемы официальными кру-
гами католичества (Г. Марсель, 1889—1973; П. Тейяр де Шарден,
1881 — 1955; и др.).

Впоследствии вновь не раз обострялась эта идейная дихотомия
(то есть противостояние крайностей): наплывали и откатывались
волны радикальной, даже нигилистической критики классического
философского мышления — ив противовес им возникали ответные
волны интереса к наследию классической мысли, на гребне ко-
торых поднималась также и консервативно-традиционалистская,
догматическая пена. Так, в 70—80-е годы значительно усилился
интерес к Платону и Аристотелю (к античности вообще), к Фоме
и особенно к Августину (к средневековью вообще), к Спинозе,
Гоббсу, Шеллингу, Ницше. Но, пожалуй, наиболее популярными
из классических философов остаются Кант и Гегель, вокруг
изучения наследия которых строится работа довольно большого
числа философов, влиятельных кантовских и гегелевских обществ
(с их стабильными изданиями, конгрессами и т. д.). Не следует
думать, что это чисто академическая деятельность, интересная
лишь кантоведам или гегелеведам: классическая философия


служит здесь материалом и основанием для столкновения позиций
по таким коренным вопросам, как роль философии в познании
современного мира, диалектика природы и общества, сущность
человека и т. д.

Важно отметить, что наиболее развитые философские концеп-
ции XX века, которые были задуманы как неклассические и в
определенной мере были таковыми, все же сохраняли связь с
классической мыслью. Ныне признаны «классиками» и виднейшие
философы XX века — особенно популярны А. Бергсон, Э. Гуссерль,
3. Фрейд, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Д. Дьюи, А. Н. Уайтхед,
К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, Г. Г. Гадамер, К. Леви-
Строс и др. (Характеристика идей названных мыслителей и пред-
ставляемых ими направлений будет дана в ходе дальнейшего изло-
жения.)

Таким образом, на протяжении нашего столетия в немарксист-
ской мысли велась и ведется борьба идейных движений, крайними
полюсами которой являются «радикальный нигилизм» и догмати-
ческий, консервативный традиционализм. Вместе с тем все яснее
обнаруживается, что сама по себе дихотомия антитрадиционализ-
ма и традиционализма весьма условна. Ведь даже за вывеской
«радикального нигилизма» подчас скрывается избирательное отно-
шение к классике (например у Ф. Ницше — культ особым обра-
зом истолкованной античности, у «левых радикалов» 60—80-х го-
дов — реставрация традиций европейской мистики, оживление
древних восточных учений и т. д.). В свою очередь, философы
противоположных (по форме «традиционалистских») направле-
ний нередко используют работу над философским наследием во
имя выработки новых неклассических идей и подходов.

Итак, в философии на рубеже XIX—XX веков и в первые
десятилетия нашего столетия происходили довольно интенсивные
процессы переосмысления классики. В «духовном повороте»,
направленном на видоизменение классических подходов, участво-
вала и философская мысль, развивавшаяся в России.

Date: 2015-05-05; view: 586; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию