Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марксистской __философии





Догматизм, долгие годы господствовавший в идеологии и
философии нашей страны, привил общественному мнению
полностью не преодоленное до сих пор убеждение в том, что
в марксизме существует одно-единственное верное философское
учение. Такой подход, однако, крайне обедняет богатство маркси-
стских традиций в истории мысли XIX и XX веков.

С чем же связано многообразие вариантов марксистской фило-
софии? Прежде всего, конечно, оно обусловлено своеобразием
задач, встающих перед социалистическим движением на разных
этапах его развития, в разных регионах и странах. Исходя из
этого, идеологи рабочего движения в той или иной стране пред-
лагают разные способы решения социальных проблем и строят
специфические концепции в рамках марксистской философии.

Кроме того, это многообразие связано со спецификой избран-
ного объекта исследования, изучаемого с позиций марксистской
теории. Ведь одно дело — исследовать законы исторического
развития, а другое — изучать феномены культуры, например поэ-
зию. Одно дело — дать анализ проблем развития естественных
наук, а другое — построить концепцию марксистской философии,
ориентированную на осмысление нравственно-этических проблем,
изучение специфики нравов и норм в том или ином регионе
мира. Не имея возможности представить здесь все многообразие
концепций марксистской философии, развитых в XX веке, для
примера назовем лишь некоторые из них:

1. Социолого-технократический материализм исходит из при-
мата техники и производительных сил в жизни общества. Пред-
ставлен в работах таких историков, как К. Витфогель, голланд-
ских марксистов Г. Гортера, А. Паннекука и др.

2. Историцизм, сторонники которого полагают, что в непре-
рывном процессе истории лишь мысленно возможно вычленить
какие-то инвариантные, устойчивые социальные структуры. Эта
концепция наиболее четко выражена в трудах итальянских марк-
систов А. Грамши и Г. Делла Вольпе.

3. Структурализм подчеркивает существование в социальной
жизни специфических структур, обладающих целостной («тоталь-
ной») совокупностью своих законов, своеобразной длительно-
стью и пространственной размерностью. Эта концепция пред-
ставлена в исследовательской программе построения «социальной
онтологии» венгерского марксиста Д. Лукача, в философии тож-
дества мышления и бытия, развитой К. Коршем, а в наши дни —
в теориях французских марксистов Л. Альтюссера, М. Годелье,


акцентирующих внимание на научно-теоретическом характере
марксизма, в работах итальянского марксиста Ч. Лупорини.

4. Гуманистическая антропология — программа, интенсивно
развивающаяся после публикации ранних работ К. Маркса,
подчеркивает необходимость разработки марксистской философ-
ской антропологии, ядром которой является учение о жизнедея-
тельности человека и об отчуждении его сущностных сил. Эта кон-
цепция представлена в работах итальянца Э. Пачи, чеха К. Коси-
ка, поляка А. Шаффа, немца Э. Блоха, югославских философов,
объединявшихся вокруг журнала «Праксис».

Конечно, необходимо иметь в виду, что некоторые из названных
и иных концепций, разрабатываемых в рамках марксизма, пред-
лагают не просто разные, а противоположные подходы в изучении
исторического процесса, альтернативные решения ряда философ-
ских проблем, в том числе и новых, выдвинувшихся на передний
план после победы социалистической революции в нашей стране.
Естественно, что между сторонниками различных концепций и
подходов велись и ведутся острые дискуссии.

Среди выдвинувшихся в послеоктябрьский период на передний
план проблем социальной философии были такие, как демократия
и диктатура, революционный и эволюционный пути развития
общества, партия и государство, роль насилия в истории общества,
отношение к культурному наследию прошлого, место этики в
марксистской философии, характер действия законов историческо-
го развития общества. По всему этому кругу проблем и разверну-
лись дискуссии.

В зарубежной марксистской мысли XX века уже давно сфор-
мировалась теоретическая ориентация, которая делала акцент на
понятии целостности как одной из методологических особенностей
философии марксизма. Этот подход нацеливает на выявление
целостных структур, которые детерминируют свои элементы, при-
чем историческая действительность понимается как изменяющаяся
историческая целостность. Поэтому историческая связь между
объектами знания и теоретическими построениями предстает в
рамках этой концепций гораздо более сложной, чем это пред-
ставляется обычно: и реальные процессы, и их идеологическое и
теоретическое воспроизведение образуют целостность, а связь меж-
ду этими элементами опосредствована их связью с целостными
структурами. Именно центральное для этой позиции понятие «то-
тальности», целостности кладет в основание исторического мате-
риализма Д. Лукач (1885—1971), для которого целостное по-
стижение истории преодолевает противопоставление мысли и
действия, субъекта и объекта, мышления и бытия. Включение
каждого исторического события и факта в целостность ради-
кально меняет наше суждение и об отдельном явлении, и об исто-
рическом процессе в целом, который рассматривается как измене-
ние структурных форм. С точки зрения Лукача, нельзя говорить


о «диалектике природы», поскольку природа является лишь про-
изводной от исторических форм деятельности, от общественного
бытия.

Альтернативная концепция социальной философии марксизма
была развита итальянским марксистом А. Грамши (1891 — 1937),
который исходит из принципа историзма. Марксизм он называет
абсолютным историзмом и гуманизмом. Это означает, что поток
исторических событий «растворяет» все так называемые целостные
социальные структуры. Иными словами, Грамши подчеркивает
относительность любых — и реальных, и духовных — системных
образований, их включенность в исторический процесс жизни.
В противовес концепции целостных социальных структур, он
считает, что общество как система — чистая абстракция, сугубо
мыслительное построение. В реальной же жизни существуют лишь
определенные соотношения государств, конкретных социальных
институтов, взаимоотношения социальных групп и действующих
лиц. В трактовке Грамши исторический процесс включает в себя
идею поля возможностей, между которыми человек осуществляет
свой выбор. Такое понимание противостоит фаталистической кон-
цепции исторической необходимости, которая не допускает исто-
рических альтернатив и перекладывает бремя ответственности с
плеч людей на плечи безликого исторического закона. С позиций
Грамши, деятельность каждого человека оказывается весьма зна-
чимой, поскольку он своей энергией и активностью способствует
осуществлению одних возможностей и неосуществлению других.
Поэтому, согласно Грамши, для исторического действия важны
не только критика различных вариантов и стратегий исторического
процесса, но и развитие самосознания, которое обеспечивается
преодолением разрыва между интеллигенцией и народными мас-
сами.

Различие концепций социальной философии марксизма нашло
свое выражение и в трактовке конкретных проблем теории и
практики. Так, Д. Лукач в ранний период своей деятельности
не сомневается, что целостность и всеобщность пролетарского
сознания адекватно реализуются в партии и государстве рабоче-
го класса, и просто не замечает начавшихся процессов бюрокра-
тизации партийного и государственного аппарата. А. Грамши же,
напротив, уделял особое внимание анализу института верховной
власти в условиях диктатуры пролетариата, в частности роли
партийной бюрократии, которая, по его мнению, представляет
«наиболее опасную косную и консервативную силу...». Он предо-
стерегал от установления тоталитарного режима, подчеркивая,
что диктатура пролетариата должна действовать «расширением
своего влияния, а не репрессиями» 2. Иными словами, концепция

1 Грамши А. Тюремные тетради. Избр. произв. М., 1959. Т. 3. С. 176.
2 Грамши А. Избранные произведения. М., 1980. С. 146.


последовательного историзма, проводимая Грамши, позволила ему
увидеть и критически осмыслить ряд актуальных жизненных
проблем коммунистического движения.

Одним из важных теоретических и практических вопросов,
возникших перед марксизмом в 20—30-е годы XX века, был воп-
рос об отношении к культурному наследию. В противовес ниги-
листическому отношению к «буржуазной культуре», характерно-
му для идеологов Пролеткульта, многие марксисты 20-х годов не
только подчеркивали важность освоения всего культурного насле-
дия прошлого, но и пытались исследовать, теоретически обобщить
различные процессы освоения и развития культуры. В этом от-
ношении представляет интерес богатая идеями книга К. Либк-
нехта «Очерки о законах общественного развития», которая
была написана в тюрьме и осталась неизданной при его жизни.
В ней проводится различие между тинами освоения культуры —
между «заимствованием» и «собственно освоением», дается де-
тальный анализ различных форм взаимодействия культур, пред-
лагается оригинальная типология культур. Вопросы отношения
к культурному наследию затрагиваются и в глубоком исследова-
нии литературы, осуществленном А. Грамши в «Тюремных тет-
радях».

Новые вопросы перед социальной философией марксизма по-
ставило и развитие научного знания. Это проблемы, связанные
с теорией познания, методологией, касающиеся форм организа-
ции науки, взаимосвязи науки и техники в условиях научно-
технической революции, нланирования научных исследований,
взаимоотношения теории и практики, техники и промышленности,
науки и рационализации производства. Большой вклад в поста-
новку и решение этих социальных лроблем внесли такие фило-
софы-марксисты, как Дж. Бернал, Тосака Дзюн, Т. Павлов, Р. Рих-
та и др.

Конечно, здесь нет возможности перечислить все имена филосо-
фов-марксистов, внесших свой оригинальный вклад в развитие
мирового философского процесса осмысления мира и места чело-
века в нем.

В последние годы марксистская философская мысль в целом
(как зарубежная, так и отечественная) все шире обращается
к гуманистической проблематике, а в этой связи и к более глубо-
кому, освобожденному от догматизма осмыслению наследия
К. Маркса, в частности его учения об отчуждении человека, о
диалектике принудительного и свободного труда в истории, о
духовном производстве. Соответственно изменяются и коррек-
тируются представления о социальной революции, об универсаль-
ном развитии личности и пр. Внимание философов-марксистов
приковано также к проблематике предназначения л судьбы чело-
вечества, различных направлений и противоречий прогресса,
установления нового международного порядка и т. д. В целом этот


процесс обновления, открытия новых перспектив можно называть
гуманизацией марксистской философии.

Гуманизация марксистской философии позволяет по-новому
оценить многие немарксистские течения и школы современной
философии. Полемика, спор, состязательность, взаимное допол-
нение являются нормой для наиболее плодотворных периодов
истории мировой философии. В последние десятилетия философия
марксизма все активнее вступает на путь диалога с иными фило-
софскими теориями. Ожесточенная конфронтация, доходившая
иногда до резких взаимных нападок, сменяется установлением
нормального сотрудничества, а иногда и плодотворного обмена
идеями и концепциями. Особенно важным представляется диа-
лог с философскими школами и течениями, по-своему позитивно
усваивавшими, принимавшими либо некоторые идеи и теоретиче-
ские понятия, либо целые концептуальные блоки марксизма.
Таковыми можно считать философско-еоциологические изыскания
теоретиков так называемой Франкфуртской школы, некоторые
варианты экзистенциализма, отдельные направления в современ-
ной философии и методологии науки и т. д. Этот диалог продукти-
вен и для марксистской философии, немало пострадавшей в
прошлом от «железного занавеса», отделявшего ее от высших
достижений мировой философской культуры. Критическое освое-
ние текстов и традиций выдающихся мыслителей XX века,
осмысление открытых ими проблем, интеллектуального богатства
их методов и подходов — все это обогащает и стимулирует твор-
ческий поиск философов марксистской ориентации.

В итоге этого поиска складывается целостное учение марксист-
ско-ленинской философии, которая уже не только не может быть
сведена к текстам ее классиков, но и вообще существовать вне ре-
зультатов ее современного развития. Это надо ясно осознавать при
изучении теории 'философии, которой будет посвящена часть вто-
рая учебника.



Глава IV Немарксистская философия XX века • Становление и развитие некласси- ческой философии φ Проблемы не- рационального. Иррационализм φ Культ научно-технического разума и его противники φ Человек в мире и мир человека φ Религиозная фи- лософия в XX веке: традиционализм и попытки обновления φ Специфика и судьбы философии. Проблемы знания и языка φ XX век — время суровых ис- пытаний как для социальных систем, так и для духовно-нрав- ственных принципов, ценно- стей. Эпоха проверяет «на прочность» цели и идеалы ин- дивидов, общественных групп. Каким образом немарксистская философия конца XIX и XX ве- ков, о которой дальше и пойдет речь, выражала в мыслях эту сложную, противоречивую, конфликтную, весьма динамич- ную эпоху? Какие главные идеи философии вышли на арену идейной борьбы и по каким основным линиям шла их эво- люция? С какими основными итогами и идейно-нравствен- ными устремлениями немарк- систская философская мысль подходит к концу нашего бурно- го века? Ответить на поставленные вопросы непросто. Немарксист- ская философия — это большое

разнообразие школ, направлений, концепций. Дать анализ даже
наиболее влиятельных и интересных из них в главе учебника —
дело нереальное. Целесообразно сосредоточить внимание на ос-
новных содержательных проблемах и идеях, постановка, разреше-
ние, разработка которых позволяют говорить об отличительных
особенностях немарксистской философии XX века и ее вкладе в
развитие философской мысли.

Поток философии в нашем столетии, разумеется, нес с собой
не только рождавшиеся в трудном поиске, пусть отмеченные
противоречиями, незавершенностью, но способные к дальнейшему
развитию новые подходы и идеи. В него вливались не только
родники творческого познания, по и стоки догматизма, прямой
буржуазной апологетики, антикоммунизма и т. д. Появляясь в
русле философии, они — по строгому счету — представляли собой
не более чем чисто идеологическую пену на гребне глубинного
философского процесса. И потому предметом последующего рас-
смотрения такого рода явления станут лишь в тех случаях,
когда без них нельзя будет понять борьбу философских идей,
рождающую новое знание.

Новое же в философии, естественно, формируется и познается
как новое, когда оно противостоит старому, сопоставляется с
ним. Дальнейшее изложение будет организовано вокруг сопостав-
ления классических и неклассических (современных в широком
смысле слова) типов философии. В истории математических, ес-
тественных наук понятия «классическая наука» и «неклассиче-
ская (современная) наука» давно в ходу. Образцы классиче-
ской науки — это и геометрия Евклида, «царившая» на протяже-
нии многих столетий, и ньютоновская физика. Во второй половине
XIX века постепенно подготавливается, а на рубеже XX столетия
начинает осуществляться переход к новой, неклассической науке.
И вовсе не случайно, что примерно в то же время и в философии
происходит отход от классики и даже назревает бунт против нее,
осуществляется смена принципов, образцов, или (как часто гово-
рят сейчас, используя древнегреческое слово) парадигм философ-
ствования. Это наводит на мысль о внутреннем родстве и общей
социально-исторической обусловленности широкого духовного
процесса «переоценки ценностей», не закончившегося и в наши
Дни.


1.

Date: 2015-05-05; view: 544; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию