Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование и развитие марксистской философии





1. Формирование философской 223 позиции К. Маркса   Начало творческой биографии. «Философия на службе исто- рии» — 223. Философский анализ политической экономии — 226. От- чужденный труд и общество от- чужденного человека — 227. Устра- нение отчуждения. Универсальный человек — 229. философская кри- тика «казарменного коммуниз- ма» — 231.  
2. Основные идеи нового 232 философского мировоззрения   Материалистическая идея практи- ки — 232. Сознание и теория идео- логии — 234. Новая концепция исто- рии. Структура общества — 234. Че- ловек как субъект истории — 235. Освобождение индивида. Решение проблемы свободы — 237.  
3. Концепция диалектики 240 в творчестве Маркса и Энгельса   Отношение Маркса к гегелевской диалектике в 40-е годы — 240. Раз- витие Марксом диалектики в 50 — 70-е годы — 241. Преобразование метода — открытие материалисти- ческой основы диалектики — 243. Философское творчество Ф. Эн- гельса. «Диалектика природы» — 244. Энгельс об опасности вульга- ризации марксистской филосо- фии — 246.  
4. Развитие 247 марксистской философии В. И. Лениным   «Материализм и эмпириокрити- цизм» — 248. Исследование диалек- тического метода — 250. Законы исторического развития и реальная история — 252. Учение о государ- стве — 254. Моральное учение. «Культурничество» и простые на- чала нравственности — 256.  
5. Марксистско-ленинская 258 философия в послеленинский период   Полемика между «механистами» и «диалектиками» — 260. Дискуссии 30-х годов — 263. Дискуссия 1947 года — 267. XX съезд КПСС и раз- витие философии в СССР — '268. Перестройка философии в свете нового мышления — 271. Многооб- разие концепций внутри зарубеж- ной марксистской философии — 275.  

 

1. Становление и развитие неклассической философии     Основные принципы классической философии — 282. Критики класси- ческой философии и ее защитни- ки — 285. Особенности немарксист- ской философии России конца XIX — начала XX века — 288.  
2. Проблема нерационального. Иррационализм     Воля «вместо» разума — 293. Новая картина мира и идеи «творческой эволюции» — 296. Мир «сквозь призму» ощущений — 299. Бессо- знательное и психоанализ — 303. Иррационализм и мистика в XX ве- ке — 306.  
3. Культ научно-технического разума и его противники     Сциентизм и антисциентизм — 310.  
4. Человек в мире и мир человека     Новый поворот к человеку — 314. Отчужденный человек в эпоху со- циального кризиса — 317. Сущест- вование человека и его сущ- ность — 320. Бытие человека и бы- тие мира — 324. Человек как уни- кальное существо — 328. Бытие между жизнью и смертью. Погра- ничная ситуация и современное че- ловечество — 330.  
5. Религиозная философия в XX веке: традиционализм и попытки обновления     «Классики» религиозной филосо- фии и причины их влияния — 333. Ориентации и переориентации ре- лигиозной философии — 336. Проб- лема «доказательства» существо- вания бога — 338. «Поворот к чело- веку»: классическое и неклассиче- ское в религиозной философии — 340. Добро и зло — 342.  
6. Специфика и судьбы философии. Проблемы знания и языка     Спор вокруг метафизики — 344. За- мысел «проверяемой» философии. Принцип верификации — 347. Пони- мание языка в неопозитивизме — 352. Специальное философское знание в неопозитивизме, структу- рализме, герменевтике — 355. Язык и мир, язык и сознание — 358. От анализа языка и знания — к соци- ально-нравственным проблемам — 361. Панорама немарксистской фи- лософии в 80-х годах XX века — 365.  


Предисловие

Мир, в котором мы живем, к концу XX столетия вступил в полосу глубоких перемен; в ходе их до неузнаваемости перестра- ивается и будет перестраиваться весь уклад нашей жизни. Собст- венно, весь приближающийся к своему завершению век не имеет себе равных во всемирной исто- рии по масштабам и основатель- ности преобразований, соверша- емых людьми. И все же нынеш- нее время, похоже, раскручива- ет маховик перемен до макси- мальных оборотов. Перемены эти так или иначе затрагивают самые разные сферы существо- вания человека и человечест- ва — отношения между челове- чеством и планетой, на которой оно обитает, а также осваивае- мой им частью космического пространства; взаимодействие между государствами, каждое из которых ищет свои пути в будущее и вместе с тем не мо- жет не считаться с интересами других народов и государств; борьба соперничающих общест- венных классов за достижение своих целей и противоречия разнородных социальных сил,

во взаимоотношениях которых, пусть не всегда последовательно
и зримо, пусть с отступлениями и попятными движениями, про-
бивает себе дорогу осознание того, что у человечества в наши дни
общая судьба и что общечеловеческие ценности и идеалы должны
выйти на первое место, стать руководством во взаимодействиях
между людьми; бурные темпы научно-технического прогресса,
выплескивающего на нас все новые знания и технологии и далеко
не однозначно воздействующего на условия нашей жизни, да и на
нас самих...

Все эти, как и многие другие, разительные перемены взаимно
усиливают друг друга, так что легко, поддаться впечатлению,
будто происходящее в мире во всей своей полноте недоступно
человеческому разумению и контролю. И, однако, такое разумение
и контроль сегодня особенно необходимы, причем не отдельным
избранным лицам, наделенным какими-то особыми знаниями
и полномочиями, а каждому из нас.

Дело в том, что, по мере того как социально-исторические
изменения становятся все более глубокими, возрастает и масса
людей, активно вовлекающихся в эти изменения. На арене
сегодняшних и завтрашних перемен каждый из нас во все боль-
шей мере становится не только зрителем, но и непосредственным
участником событий. Это, пожалуй, одна из наиболее характерных
отличительных особенностей революционных преобразований, про-
исходящих ныне в нашем обществе. Суть этих преобразований
в том, чтобы каждому, именно каждому члену общества открыть
максимальные возможности для развития и реализации своих
способностей, для активного и сознательного участия в созида-
нии новой жизни, достойной человека труда.

Но у преобразований, о которых идет речь, есть и другая сто-
рона — сама возможность их осуществления находится в прямой
зависимости от того, насколько каждый из нас окажется в состоя-
нии включиться в общее дело революционной перестройки жизни,
определить свое место в созидательной работе, направленной на
достижение идеалов гуманного и демократического социализма.
А занять такую позицию, принять на себя полную меру ответ-
ственности за будущее невозможно, если не уразуметь существо
процессов обновления, охватывающих и нашу страну, и весь
мир.

Нынешнее время — время масштабных задач и больших свер-
шений — требует высоко профессионально подготовленных спе-
циалистов, способных к продуктивному труду в самых разных
сферах народного хозяйства. Вместе с тем современный специа-
лист — это не просто грамотный исполнитель спускаемых откуда-
то сверху указаний и решений. Еще совсем недавно, каких-то
5 — 10 лет назад, этого казалось вполне достаточно; сегодняшняя
действительность предъявляет к специалисту, да, впрочем, и к каж-
дому труженику, более высокие требования — ему необходимо


осмысленно или, выражаясь философским языком, разумно отно-
ситься к тому, что он делает, видеть свое дело в связи с делами
других. Мы постепенно привыкаем к разнообразию мнений, выра-
жаемых и отстаиваемых разными социальными группами, разными
людьми; мы учимся уважать инакомыслие, мнение других, даже
если и не соглашаемся с ними. Для полнокровной общественной
жизни, однако, необходимо, чтобы каждое отдельное мнение было
обоснованным, продуманным с точки зрения не только конкрет-
ного индивида или особой социальной группы, но и с точки зре-
ния интересов общества в целом. И здесь, таким образом, отчетливо
обнаруживается, что от каждого из нас требуется способность
осознанной, разумной ориентации в окружающей действитель-
ности.

Но, как мы знаем, способность к разумному мышлению у
человека не является врожденной — ей необходимо обучаться;
при этом лучшая школа разумного мышления — усвоение выс-
ших достижений философской культуры.

Человек, вообще говоря, может воспринимать окружающий
мир и самого себя, довольствуясь представлениями обыденного
здравого смысла, который скользит по поверхности вещей, не про-
никая в их суть. При этом, однако, его воззрения и действия не
будут самостоятельными — как бы он ни обманывался на сей счет,
он всегда будет находиться во власти расхожих мнений и стерео-
типов. Этого, конечно, недостаточно для того, чтобы выработать
самостоятельную жизненную позицию, чтобы обосновать свои иде-
алы и ценности. Путь разумного мышления, путь философии —
непростой путь, ибо он ведет в глубины человеческого бытия,
заставляет размышлять о многом таком, что неведомо обыденному
здравому смыслу, и он чаще раскрывает проблемы и противоре-
чия, чем дает окончательные решения. Но для того чтобы по-
настоящему, всерьез уразуметь современную действительность и не
оказаться беспомощной щепкой в водовороте перемен, надо отва-
житься ступить на этот путь.

Философия порой понимается как некое абстрактное знание,
предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет
ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив,
именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие
проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее
интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных по-
нятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построе-
ний,— в конечном счете не более чем средства для уразумения
жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте,
глубине и противоречивости. При этом важно иметь в виду, что
с точки зрения научной философии уразуметь действительность
вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с
нею. Философия предполагает критическое отношение к действи-
тельности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно —


поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях,
а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений
ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика,
и является той сферой, где только и могут получить разрешение
философские проблемы, где выявляется действительность и мощь
человеческого мышления.

Настоящий учебник носит название «Введение в философию»,
и в этом скрыт определенный смысл. Дело в том, что в пределах
одного учебного курса, сколь велик бы он ни был, конечно, невоз-
можно раскрыть все богатство и многообразие философских про-
блем, направлений и течений. Замысел авторов — помочь изучаю-
щим философию составить себе первоначальное представление
об ее проблематике и языке, ее средствах и методах, понятиях
и категориях, об истории философии и ее современных проблемах,
что позволило бы им самостоятельно ориентироваться в этом
многообразии.

В данном учебнике, как и во всяком другом, излагается,
разумеется, определенная сумма знаний, которую должен усвоить
каждый изучающий философию. Но не менее, а, может быть,
более существенно то, что изучение философии — это школа,
которая позволяет воспитывать культуру разумного мышления —
умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновы-
вать и подвергать критике те или иные суждения, отделять суще-
ственное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между
разнообразными явлениями действительности, наконец, выяв-
лять и анализировать противоречия в окружающей реальности,
а значит — видеть ее в изменении и развитии. Разумное мыш-
ление — это мышление основательное, строгое, дисциплиниро-
ванное, не допускающее произвола и умеющее отстаивать свою
правоту и вместе с тем мышление острое, свободное и творче-
ское.

Следует, однако, иметь в виду, что культура разумного
мышления, которую несет с собой философия, не может быть
навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса.
Тот, кто механически зазубрил, скажем, законы диалектики и
сопровождающие их примеры, не только не овладел этой куль-
турой, но даже и не приблизился к ней. Для того чтобы ступить
на путь, ведущий к разумному мышлению, человек должен совер-
шить собственное усилие, ему необходимо напряжение всех его
интеллектуальных способностей. В противном случае он не сможет
вырваться из плена обыденного здравого смысла, а вся богатей-
шая проблематика философии останется для него книгой за семью
печатями.

Мысль о связи философии с реальной жизнью иногда выра-
жают в такой форме: говорят, что всякому времени отвечает своя
философия. В этих словах есть глубокий смысл: например, можно
сказать, что уходящему времени застоя в нашей общественной


жизни соответствовала своя, догматическая философия. Парадок-
сальным образом материалистическая диалектика, в которой
Маркс, Энгельс и Ленин видели оружие революционно-критиче-
ского преобразования общества, выступала в совершенно не
свойственной ей роли оправдания, апологетики существующего,
далеко не идеального порядка вещей, использовалась не столько
для раскрытия, сколько для замазывания противоречий реаль-
ной жизни. Этому способствовало то, что она была соответствую-
щим образом препарирована И. В. Сталиным еще в 30-е годы,
когда все богатство марксистско-ленинской философии было вти-
снуто в жесткие формулы 4-й главы Краткого курса истории пар-
тии. Именно такое изложение диалектики долгие десятилетия
господствовало в учебной литературе по философии. В результате
даже то, что было верным и важным, приняло формы унылого
шаблона, лишенного каких бы то ни было следов жизненности.
И чем больше официально декретировался авторитет догматиче-
ской философии, тем более низким становился он в реальной
жизни общества. Из-за этого, к сожалению, в общественном
сознании трудно было утвердиться и тем действительным дости-
жениям, которых было немало в нашей философии.

Сказанное позволяет понять задачи, которые пришлось решать
авторам настоящего учебника. Во многих отношениях он отличает-
ся от предыдущих. Само его появление обусловлено революцион-
ными переменами, происходящими в нашем обществе, и было бы
немыслимо без этих перемен. Они, с одной стороны, делают воз-
можным открытый, честный философский анализ общественной
жизни, ее серьезных проблем и противоречий, как тех, которые мы
унаследовали от прошлого, так и тех, которые возникают сегодня,
в процессе обновления общества. С другой стороны, в наши дни
с особой остротой дает о себе знать и необходимость философского
осмысления глубоких преобразований во всех сферах общества,
а также множества новых и острых проблем, с которыми сталки-
вается ныне вся человеческая цивилизация. Именно это во многом
предопределило содержание и структуру данного учебника, нали-
чие в нем таких тем, которых не было в предыдущем учебнике,
а также новые повороты в освещении традиционных тем. При
этом, разумеется, должно быть сохранено и все то, что выдержало
проверку временем.

Кому-то может показаться странным то обстоятельство, что
в учебнике, авторы которого заявляют о своей приверженности
новым, современным проблемам, столь большое место отводится
историко-философской тематике. Но здесь нет противоречия, по-
скольку авторы не приемлют узкосектантский взгляд, противо-
поставляющий теорию философии, в частности в ее марксистско-
ленинском варианте, истории философии. Исходная позиция автор-
ского коллектива заключается в том, что, как это имеет место
и во многих других науках, история философских идей стано-


вится в определенных пределах органической составной частью
философской теории. Тем самым философия в ее историческом
развитии предстает как единое целое, хотя и разделенное на качест-
венно отличные этапы.

Дело также и в том, что в критические, переломные моменты
своей истории, подобные сегодняшнему, человечеству вообще свой-
ственно обращаться к прошлому опыту, с тем чтобы извлекать
из него уроки и стараться не повторять допущенных когда-то
ошибок. И в наиболее концентрированном, в наиболее глубоко
осмысленном виде сокровища этого опыта выражает именно фило-
софия.

Дело заключается также в одной характерной особенности
тех проблем, которые больше всего интересуют философию. Мно-
гие из этих проблем принято называть «вечными». Каждое
новое поколение людей, каждый человек в своей жизни вынуждены
снова и снова обращаться к этим проблемам, искать свои решения.
Всякий раз они предстают перед людьми в своеобразных, непов-
торимых формах, определяемых как прихотливым течением исто-
рии, так и особенностями индивидуального опыта человека; вместе
с тем в них заключено и общечеловеческое содержание. И про-
блемы эти не есть нечто внешнее и безразличное для человека,
они затрагивают самую суть его бытия. Однако из того, что
каждому приходится решать их самостоятельно, вовсе не следует,
что самому же надо изобретать и средства для их решения. Эти
средства создаются в самых разных сферах культуры человечест-
ва — в мифологии и религии, в науке, в литературе и искусстве,
в моральных воззрениях и правовых установлениях. Что касается
философии, то она не просто вырабатывает такого рода средства,
но и выносит на критический суд разума предлагаемые варианты
решения этих проблем.

Дело, наконец, заключается и в следующем. Философия марк-
сизма при всей своей новизне и оригинальности, которую авторы
постараются раскрыть и доказать (но отнюдь не продеклариро-
вать!), вовсе не отбрасывает предшествующую философию. По-
явившись как итоговый результат развития человеческих знаний,
не в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации,
марксистская философия стала прямым и непосредственным про-
должением учений величайших представителей общественной,
философской мысли. Поэтому нельзя понять то новое, что внесли
в философию К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин, не будучи
знакомым с предшествующим развитием философии. С точки
зрения разумного, диалектического мышления выдающиеся фило-
софы прошлого — это не только наши предшественники, но и
современники, у которых можно многому научиться и с кото-
рыми можно вести равноправный диалог и дискуссию, соглашаясь
с одними их воззрениями и оспаривая другие. Философское
мышление как бы порождается каждый раз заново, и поэтому


обращение к классическому наследию всегда актуально. Иными
словами, каждый из великих философов прошлого — это по-
новому воспринимаемый самостоятельный мыслитель, и мы бы
только принижали и его, и марксизм, если бы рассматривали
его наследие лишь с точки зрения того, что он что-то «недопонял»
и что-то «недодумал».

В этой связи нельзя не сказать и о том, что марксизм унасле-
довал и развил гуманистические тенденции предшествующей фи-
лософии, раскрыл пути практической реализации идеалов гума-
низма, пути освобождения человека и построения общества,
которое будет достойно свободного человека. К сожалению, в раз-
витии нашей философии эта сторона марксизма долгое время была
оттеснена на задний план; наряду с этим и социальная практика,
на определенных этапах, хотя она и сопровождалась лозунгами
заботы о человеке, на деле строилась зачастую на понимании его
как «винтика» в машине производства, во многом отчуждала его,
была удалена от подлинных интересов человека труда, не спо-
собствовала по-настоящему его возвышению, всестороннему раз-
витию его личности, реализации его творческой активности.

Современная ситуация властно требует в полной мере возро-
дить и развить применительно к новым условиям гуманистические
идеалы марксизма в их высоком значении. Это диктуется самой
объективной логикой общественного развития и научно-техниче-
ского прогресса, которые могут осуществляться лишь усилиями
человека-творца, реализующего в труде и в жизни всю совокуп-
ность своих подлинно человеческих интересов, способностей и да-
рований. На это направлена политика партии, после апрельского
(1985 года) Пленума ЦК КПСС и XXVII съезда КПСС развернув-
шей борьбу против авторитарно-бюрократических и технократи-
ческих подходов к человеку, за уважение его прав и достоинства,
за то, чтобы само развитие народного хозяйства и культуры было
нацелено прежде всего на удовлетворение его многообразных
материальных и духовных потребностей. Этого, наконец, требует
забота о сохранении мировой цивилизации: очень многое — от
угрозы термоядерной войны до создания мощных средств воз-
действия на генетику и психику человека — несет опасность са-
мому существованию человека и человечества на Земле.

В современных условиях реальный гуманизм марксизма, осно-
вывающееся на нем новое политическое мышление берут на себя
защиту и утверждение общечеловеческих ценностей. В свою оче-
редь, это заставляет во многом по-новому взглянуть на взаимо-
действие философии марксизма с другими направлениями совре-
менной философии. Подходя к ним критически, отстаивая марк-
систские позиции, мы обязаны в то же время устанавливать
контакты с теми течениями зарубежной философской и общест-
венно-политической мысли, которые являются нашими союзника-
ми в утверждении гуманистических идеалов и ценностей,


выражают интересы и устремления многочисленных общественных
слоев и групп современного мира в борьбе за социальное ра-
венство и справедливость, за демократию, за выживание челове-
чества. Многие представители современной немарксистской фило-
софии внесли немало ценного в осмысление того многообразного
и в определенном смысле уникального опыта, который выпал на
долю человечества в XX столетии. Поэтому отнюдь не самой луч-
шей является позиция самоизоляции нашей философии от всех
остальных современных философских течений и направлений.

Долгое время обсуждение немарксистской философии у нас
сводилось в основном к констатации ее кризиса и упадка; при
этом упускались из виду многие новые явления и процессы,
характерные для современной ее стадии. Достаточно привести
такой пример. Наряду с теми течениями философии, которые
занимались прямой апологетикой капиталистического общества,
в XX веке было и есть немало философов, подвергающих глубокой
и меткой критике разрушительный для человеческого существова-
ния характер капиталистической цивилизации, были и те, кто с
предельной остротой ставили вопросы о глобальных опасностях,
угрожающих современному человечеству. Развитие марксистской
философии сегодня предполагает откровенный, заинтересованный
диалог с представителями этих течений и направлений. Как пока-
зывает практика, тот факт, что мы исходим из философии марк-
сизма-ленинизма, вовсе не делает нас автоматически обладателями
истины в последней инстанции по любому вопросу. Да и сам марк-
сизм, напомним еще раз, был силен, в частности, и тем, что умел
критически перерабатывать и вбирать в себя лучшие достижения
мировой философской мысли.

Вообще говоря, диалог и дискуссия — это нормальная форма
существования и развития философии. На своем собственном
многовековом опыте философия хорошо познала относительность
таких истин, которые некогда воспринимались как абсолютные.
Вместе с тем эта диалогичность и дискуссионность философской
проблематики вызывает определенные трудности при ее изложении
в учебнике. Ведь он воспринимается порой как свод готовых,
устоявшихся истин, которые надлежит лишь заучить. Но для фило-
софии — это смерть, это противоречит самой ее сущности. Поэтому
в настоящем учебнике рассматривается довольно много тем и про-
блем, далеких от окончательного решения, и по ним представ-
лены различные точки зрения, с тем чтобы и самого читателя
пригласить к участию в их обсуждении. Собственно, только таким
путем — путем активного и заинтересованного соучастия, обсуж-
дения проблем, затрагивающих его самого, человек и может выра-
батывать навык разумного мышления.

Нельзя не обратить внимание и на такое обстоятельство.
Философия — это особая область знания, в некоторых отношениях
существенно отличающаяся от всех других наук. Этот особый


статус философии находит выражение и в самом стиле философ-
ских произведений. Многие выдающиеся философы оставили после
себя творения, которые восхищают людей не только глубиной
мысли, но и блестящей литературной формой. Нередкими яв-
ляются и такие случаи, когда тот или иной философ излагает
свое учение в виде афоризмов. Что же касается Маркса, Энгельса
и Ленина, то каждый из них был не только блестящим стилистом,
но и великолепным мастером полемики.

Все это говорит о том, что философия воздействует не на один
лишь интеллект.человека, но и на его эмоции, на весь спектр его
духовных способностей. И в этом смысле она сродни литературе
и искусству. Философия не является строгой наукой в обычном
понимании этих слов; у нее, однако, есть своя мера строгости,
свои способы обоснования и доказательства выдвигаемых ею
утверждений. Первоначальное ознакомление с ними — одна из тех
задач, которые ставили перед собой авторы настоящего учебника.
Но, подчеркнем еще раз, это — всего лишь введение в великую
сокровищницу мудрости, которую накапливало человечество на
протяжении веков и тысячелетий. Чтобы ближе соприкоснуться
с ней, надо читать и размышлять над первоисточниками. С этой
целью составлена Книга для чтения по философии — «Мир фило-
софии», которая призвана дополнить данный учебник, помочь изу-
чающим курс философии по нему.

Учебник предназначен для студентов высших учебных заве-
дений, включая философские факультеты университетов, но им
могут пользоваться и аспиранты. Он разделен на две части:
первая посвящена истории философии, вторая — ее теории. Вместе
с тем деление это условно, так как историю невозможно изучать
вне теории, и наоборот. Поэтому, когда обучение будет затраги-
вать проблематику первой части учебника, целесообразно пользо-
ваться и главами второй его части, чтобы лучше понимать опре-
деленные термины и т. п. Конечно, и при изучении теории фило-
софии полезно обращаться к истории. Здесь помогут и фило-
софские тексты, включенные в Книгу для чтения по философии.

Авторы вполне сознают всю сложность задач, которые они пе-
ред собой поставили. Они предполагают и дальше вести работу по
совершенствованию учебника как по существу излагаемых в нем
философских проблем, его структуре, так и по форме подачи
материала. Все замечания и предложения читателей авторы примут
с благодарностью и учтут их в последующей работе над учебником.


Date: 2015-05-05; view: 743; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию