Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иллюстрация 2





Задача: Три женщины решили сварить обед. Первая принесла два полена дров, вторая — три полена дров, а у третьей дров не было. И поэтому она принесла в качестве компенсации первым двум 10 копеек. Обед они сварили, съели и деньги поделили по справедливости.

Вопрос: Как они поделили деньги?

Контрольные вопросы

1. Из каких двух основных направлений состоит процесс моделирования в группе активного обучения?

2. Что позволяет рассматривать всю группу, а не только ведущего, в качестве субъекта моделирования?

3. В чем особенности интерпретации моделей в группах, проводимых в русле модельного подхода?

4. Что такое декомпозиция предметного содержания программы, и зачем она нужна?

5. Что является основой при разработке схемы инструктивного управления?

6. Какие задачи решаются при разработке аналитического плана проектирования модели?

7. Какие факторы модели вы бы предложили, если бы требовалось спроектировать эффект поляризации группового мнения?

8. Что такое мифологизация в модельном подходе?

9. Какие основные средства могут быть применены для сюжетного проектирования?

10. В чем основные задачи этапа отладки модели?

11. Каков основной психологический механизм объективации неосознаваемой сферы, который используется на технологическом уровне в модельном подходе?

12. Из каких этапов состоит реализация контракта с группой и какие задачи решаются на этих этапах?

ЛИТЕРАТУРА

1. ВартофскийМ. Модели. М, 1988.

2. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.Л., 1985.

3. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения.М., 1988.

4. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1990.

5. ЛибшерХ. Научные понятия модели // Эксперимент. Модель. Теория. М.,1982.

6. МиккинГ.А. Упражнения для видеотренинга. Таллинн, 1990.

7. Растянников П.В. Ситуационная ориентировка в тренинге делового общения руководителей // Социальные и психологические проблемы активизации человеческого фактора в народном хозяйстве. М., 1987.

8. Растянников П.В. Схема методического описания игровых ситуаций воздействия в тренинге делового общения // Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами. М.,1989.

9. ХагерН. Этапы формирования моделей//Эксперимент. Модель. Теория.М., 1982.

10. ArgyleМ. Social situations. Cambridge, 1981.

11. Johnson D. W., Johnson P.P. Joining together: Group theory and group skills. 2 ed. N.Y., 1982.

12. Rogers С.R. On encounter groups. N Y., 1970.

Глава 6 САМОРЕГУЛЯЦИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

М.А. Иванов, Б.М. Мастеров

Регуляция, психотехнический миф и психотехническая процедура, индикаторы состояний, пути изменения

состояний, взаимодействие, тренинг

Традиционно о саморегуляции пишут в медицинской или спортивной литературе [см., например (11)]. Ее связывают с гипнозом или аутотренингом [см. (2)]. Результаты и эффективность саморегуляции оценивают с точки зрения избавления от невротической и психосоматической симптоматики или повышения выносливости и эмоциональной устойчивости спортсменов. При этом регуляционные процедуры направлены либо на помощь в достижении релаксации и глубокого отдыха, либо, наоборот, на быструю мобилизацию человека.

Поэтому в обыденном сознании саморегуляция связывается со словесными внушениями, с командами типа: "Я спокоен. Я абсолютно спокоен" и даже "Я чувствую себя уверенно, я самая обаятельная и привлекательная", по поводу которых бытует немало шуток и анекдотов.

Между тем психологи-практики постоянно сталкиваются с запросами на саморегуляцию, причем особенно часто речь идет не о неумении расслабиться, а о способности регулировать, изменять свое состояние в процессе общения, взаимодействия. Такие запросы типичны для лиц, работающих в сфере обслуживания, менеджеров, учителей, социальных работников, т.е. для людей различных профессий, в которых присутствует необходимость постоянного профессионального общения и взаимодействия с другими людьми. Во всех этих случаях речь идет о необходимости быстро восстановиться после разговора с трудным клиентом, настроиться на беседу с новым клиентом, иметь какие-то способы защиты, чтобы не стать уязвимым для партнера-манипулятора. При всех этих запросах саморегуляция перестает быть медицинской проблемой или даже медицинской процедурой. Запросы такого типа от людей, профессиональным инструментом которых является их собственная личность, по сути дела, являются запросами на повышение их социально-психологической компетентности и требуют проведения социально-психологического тренинга, направленного на овладение и совершенствование этого инструмента. По существу, речь идет о запросе на обучение тому, как использовать свои личностные ресурсы для повышения эффективности профессионального общения и взаимодействия, при этом не повреждая сам профессиональный "инструмент".

Сталкиваясь достаточно часто с клиентами-манипуляторами (в сфере обслуживания), с жалобами, претензиями или человеческим горем (социальные работники), с неожиданными проявлениями чувств, с вызывающим поведением, необходимостью постоянно удерживать внимание класса и управлять его активностью (учителя), со стремлением партнера "играть на выигрыш, используя любые средства" (менеджеры), профессионалы действительно оказываются беззащитными, страдают, срываются и чувствуют сами, что перестают быть эффективными, и, что для них оказывается чуть ли не самым главным, теряют что-то важное, человеческое. Поэтому навыки саморегуляции для людей данных профессий действительно становятся необходимыми и должны включаться в профессиональный коммуникативный тренинг.

Особая, немедицинская задача требует особой процедуры, особого подхода. Попытки обучать бизнесменов традиционным методам релаксации и самовнушения, как правило, заканчиваются неудачей. И это естественно: ведь такие процедуры не позволяют ответить на запрос. Клиенты пришли не за лечением и не для того чтобы отдохнуть, они пришли не за этим. Они ждут, что их научат необходимым в работе навыкам. Релаксация и отдых, успокоение или мобилизация воспринимаются ими именно как профессиональные, рабочие навыки в ряду других навыков: воздействия на партнера, оценки ситуации общения, организации пространства общения и

ДР-

Таким образом, запрос на регуляцию в процессе взаимодействия требует особых психотехнических мифов и особой психотехнической процедуры, в которой клиент ни в какой мере не выступает в качестве пациента, а получает новые знания, навыки, достигает каких-то изменений во внутреннем опыте (совершает личные достижения), используя нарабатываемый "психотехнический арсенал".

Используя термины "психотехнический миф" и "психотехническая процедура" вслед за Н.В. Цзеном [см. [11, 12)], мы в данном случае под мифом понимаем некое "предварительное знание", существующее у клиента или/и вырабатываемое в процессе тренинга, о том, "как устроена психика", какие состояния бывают и как они меняются и проч. и проч. Мифы позволяют клиенту ориентироваться в своем внутреннем опыте в процессе овладения различными психотехниками саморегуляции, задают общий контекст и общий язык для психолога и клиентов в процессе тренинга, позволяющие им понимать друг друга, говорить друг с другом о своем внутреннем опыте.

Практический психолог при встрече с запросами подобного типа часто сталкивается с трудностями. При подготовке психологов до настоящего времени господствует академическая парадигма, в том числе и при специализации в различных областях: социальной, общей, медицинской, педагогической, индустриальной и т.д. психологии [анализ академической и практической парадигм при подготовке психологов, см., например, (9, 13)]. В практической психологии даже специальных знаний и каких-то определенных приемов и методов работы в специальных областях, как правило, оказывается недостаточно. Большинство запросов связаны с комплексными задачами, формулируются на обыденном языке и в соответствии с обыденными представлениями ("мифами") клиентов и требуют не только специальных знаний, но и умения конструировать ненаучные, обыденные, но понятные и практически эффективные для клиентов психотехнические мифы.

Психотехнический миф должен быть не просто понятен и соотносим с обыденными "мифами" клиента. Он должен также делать ему понятным то, что с ним происходит при выполнении той или иной психотехнической процедуры, какие изменения с ним происходят. Он также задает общий язык общения психолога и клиента, на котором они могут спорить, соглашаться и не соглашаться, заключать контракты, уточнять и совместно создавать новые психотехнические процедуры. "Миф" задает "поле" сотрудничества психолога и клиента.

В этой главе представлена система мифов, которая позволяет нам проводить тренинг саморегуляции в русле коммуникативного тренинга и таким образом отвечать на запрос о саморегуляции во взаимодействии. Работая как сотренеры в течение последних шести лет, уточняя эти мифы, адаптируя их к работе с политиками, менеджерами, учителями, социальными работниками, школьными психологами, работниками сферы обслуживания, авторы пришли к некой системе, включающей метафоры и модели, которая позволяет участникам тренинга конструировать индивидуальные психотехнические средства саморегуляции.

Эффективность такого тренинга около 90%, т.е. около 90% участников, по нашим наблюдениям, оказываются способными разрабатывать и применять в реальном взаимодействии психотехнические приемы и технологии.

Date: 2015-05-05; view: 472; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию