Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И семейные отношения





 

Знание психологических особенностей, присущих представителям разного пола, необходимо для построения нормальных семейных от­ношений, поскольку, к сожалению, многие супружеские проблемы, в особенности при адаптации молодых супругов, происходят из-за не­понимания партнера.

Одно из первых теоретических объяснений природы различий муж­чины и женщины мы видим в работе А. Фулье (1896). Ее смысл заклю­чается в принципиальном различии метаболизма (обменного процес­са) у мужчин и женщин. Метаболизм строится на взаимодействии ана­болизма и катаболизма. Согласно Фулье, анаболические процессы, включающие преимущественную ориентацию на питание, интегра­цию, сохранение энергии, более развиты в женских организмах. Эта большая анаболическая ориентация, обеспечивающая индивидуаль­ную выживаемость женщины, проявляется и в ее поведении. Катабо-лические процессы более связаны с размножением, дезинтеграцией, расходом энергии и определяют картину поведения мужских организ­мов (цит. по: Обозов Н. Н., 1995).

В 1960-х годах В. А. Геодакяном была сформулирована теория по­лового диморфизма. Женское и мужское начала здесь сопоставляются как наследственность и изменчивость, долговременная и кратковре­менная память вида, консервативность и вариативность. Женское на-


 

чало обеспечивает неизменность потомства от поколения к поколе­нию, сохранение того, что накоплено в ходе предшествующей эволю­ции. Это «золотые кладовые» наследственности, доступ в которые стро­го ограничен.

Мужской пол — это передовой отряд популяции, берущий на себя функции столкновения с новыми условиями существования — «раз­ведка боем».

С этими положениями согласуются следующие факты:

1) функция столкновения со средовыми условиями сопряжена со
значительными потерями. Мужской пол уже на стадии трехме-

: сячного эмбриона более уязвим, чем женский. На первичном, зиготном, уровне соотношение плодов мужского и женского пола — 150:100, к моменту рождения — 107:100, к 30-летнему возрасту — 95:100. Эта закономерность выявляется в так назы­ваемой сверхсмертности мальчиков;

2) среди лиц с инфарктом миокарда преобладают мужчины;

3) результаты изучения врожденных пороков сердца говорят о том,

что у женщин они чаще воспроизводят более ранние эволюци­онные модели (например, двухкамерное сердце), а у мужчин представляют собой «футуристические», не имеющие аналогов в предшествующей эволюции, модели (цит. по: Каган В. Е., 1991).

Отметил}, что большая смертность мужчин проявляется в перелом­ные и неблагоприятные периоды развития общества, а также в усло­виях эмиграции. Разрушительным образом на мужское население дей­ствуют такие неблагоприятные факторы, как безработица, отсутствие перспектив в будущем, к которым относятся, в частности, невозмож­ность получения образования и трудности в обеспечении семьи для части жителей. В настоящее время в России средняя продолжитель­ность жизни мужчин составляет 59 лет, женщин — 72 года (Гаспа-рян Ю. А., 1999). Ожидаемая продолжительность жизни при рожде­нии на 2000 г. у мужчин — 58,9 лет, у женщин — 72,4 года (Россия в цифрах, 2001, с. 72). При этом средние сроки жизни мужчин сокраща­ются быстрее, чем у женщин. В исследовании, проведенном Амери­канским Национальным центром медицинской статистики совмест­но с Министерством здравоохранения Российской Федерации, содер­жится нывод о том, что в 1990—1994 годах произошло значительное сокращение средней продолжительности жизни российских граждан: продолжитслыюсть жизни мужчин сократилась более чем на 6 лет (с 63,8 до 57,7 лет), женщин — более чем на 3 года (с 74,4 до 71,2 лет).


 

При дальнейшем некотором повышении средних сроков продолжи­
тельности жизни эта тенденция сохраняется (в 1998 году средняя про­
должительность жизни мужчин — 61,34 лет, женщин — 73,21 лет).
Женщины оказываются более устойчивыми к существованию в кри­
зисные, неблагоприятные периоды развития общества, более-менее
успешно переживая безработицу, снижение профессионального ста­
туса и сокращение семейного бюджета. '

Переломный возраст, с которого начинается диспропорция полов, равен 35 годам. Так, если в возрастной категории от 20 до 24 лет на каждую тысячу мужчин приходится 971 женщина, в категории 25— 29 лет — 949 женщин того же возраста, в 30—34 года — 976 женщин, то в категории 35—39-летних уже 1012 женщин. Далее диспропорция по­лов усиливается (Россия в цифрах, 2001, с. 69).

Концепция Геодакяна описывает дихотомию мужского и женско­го, опирающуюся на «интересы» популяции, видов. Согласно ей, жен­щинам присуща филогенетическая ригидность и онтогенетическая пластичность, а мужчинам — филогенетическая пластичность и онто­генетическая ригидность.

Это следует помнить тем, кто занимается воспитанием и обучени­ем детей, поскольку при неблагоприятных условиях, например в слу­чае, когда воздействия педагогов не соответствуют индивидуальным возможностям психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в определен­ной мере, лучше или хуже, справляются с заданиями. Мальчики в по­добной ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не под­чиниться ему, так как адаптироваться к несвойственным видам дея­тельности им исключительно трудно (Еремеева В. Д., Хризман Т. П., 1998, с. 25).

В. Е. Каган утверждает, что принципы полового диморфизма не аб­солютны и далеко не все в человеке может быть описано альтернативой «мужское или женское», «или-или». Например, для описания гормо­нальных систем этот принцип не подходит: и мужской, и женский орга­низмы продуцируют как мужские, так и женские половые гормоны, а гормональная маскулинность или фемининность определяются по преобладанию тех или других. Головной мозг несет в себе возможности программирования поведения и по мужскому, и по женскому типу. Свой­ства этого круга описывает континуальная модель, в которой маску­линность (М) или фемининность (Ф) по каждому из признаков рассмат­риваются как содержимое сообщающихся сосудов, и «свой» сосуд дол­жен быть заполнен больше, чем «чужой» (Каган В. Е., 1991).


 

Таблица 1. Полоролевыетипы

 

 

Типы Выраженность
маскулинности фемининности
Маскулинный Высокая Низкая
Фемининный Низкая Высокая
Андрогинный Высокая Высокая
Недифференцированный Низкая Низкая

В конце XIX — начале XX века идея двуполости серьезно обсужда­лась В. Флиссом, 3. Фрейдом, О. Вейнингером, М. Хиршфельдом и другими учеными, а позже получила и естественно-научные обосно­вания не только в существовании патологических вариантов (напри­мер, гермафродитизм), но и в особенностях функционирования нор­мального организма.

Так, И. С. Кон замечает, что гормоны всех трех групп— как мужс­кие (андрогены), так и женские (эстрогены и прогестины) — присут­ствуют у лиц обоего пола. Уровень эстрогенов у мужчин составляет от 2% до 30%, а уровень прогестерона — от 6% до 100% женского уровня этих гормонов. Средний уровень андрогенов у женщин составляет 6% мужского уровня (Money J., 1980).

На основе идеи континуума маскулинно-фемининных (М/Ф) свойств западные психологи в 1930-1960 годах сконструировали не­сколько специальных шкал для измерения М/Ф умственных спо­собностей, эмоций, интересов и т. д. (тест Термана — Майлс, шкала М/Ф MMPI, шкала маскулинности Гилфорда и др.) Все эти шкалы предполагают, что индивиды в пределах какой-то нормы могут раз­личаться по степени М/Ф. Однако сами свойства М/Ф представля­ются все же альтернативными, взаимоисключающими: высокая М должна коррелировать с низкой Ф и обратно, причем для женщины желательна высокая Ф, а для мужчины — М. Выяснилось, однако, что далеко не все психические качества поляризуются на «мужские» и «женские». Кроме того, разные шкалы (интеллекта, эмоций, инте­ресов и т. д.) в принципе не совпадают друг с другом: индивид, высо­комаскулинный по одним показателям, может быть весьма феминин­ным по другим. Например, в одном исследовании сравнение группы студенток — членов университетских сборных команд и контрольной группы студенток того же университета — показало, что спортсмен--ки менее фемининны, но не более маскулинны, чем неспортсменки (Colker R., Widom С. S., 1980).


Новые, по мнению И. С. Кона, более совершенные методы — тест Сандры Бем (Bern S. L., 1979) и «Вопросник личностных свойств» Джа-нет Спенс и Роберта Хельмрайха (Spence J. Т., Helmreich R. L., 1979) рассматривают М и Ф уже не как альтернативы, полюсы одного и того же континуума, а как независимые измерения. Тест Сандры Бем раз­делял мужчин и женщин на четыре группы так, как показано в следу­ющей ниже таблице.

В итоге можно говорить о восьми полоролевых типах (по четыре для мужчин и для женщин). Под андрогинной личностью в настоящее время понимают половую идентичность, сочетающую в себе ряд пози­тивных аспектов как традиционно мужского, так и традиционно жен­ского поведения (Крайг Г., 2002, с. 147).

И. С. Кон (1988) и В. Е. Каган (1991) считают термин «андрогиния» неудачным из-за ассоциации с патологией или отсутствием всякой по­ловой дифференцировки, однако он утвердился в теории «психологи­ческой андрогинии». Многие исследователи, в частности Понтер Ам-мон, видят в ней холическую концепцию личности. Аммон понимает андрогинию как многомерную интеграцию проявлений эмоционально-экспрессивного (женского) и инструментального (мужского) стилей де­ятельности, как свободу телесных экспрессии и предпочтений от жест­кого диктата половых ролей, как эмансипацию обоих полов, а не борьбу женщин за равенство в маскулинно ориентированном обществе.

С понятием андрогинии связывают более высокие возможности социальной адаптации. Уже Э. Маккоби и К. Джеклин обращают вни­мание на то, что высокая фемининность у женщин часто совпадает с пониженным самоуважением и повышенной тревожностью. Позже многие другие исследователи показали, что маскулинные мужчины и фемининные женщины испытывают больше трудностей в тех видах деятельности, которые не совпадают с традиционными полоролевы-ми стереотипами, тогда как андрогинные личности с их высокими потенциями и маскулинности, и фемининности легче меняют тип и стиль деятельности в зависимости от условий; поэтому они менее под­вержены дистрессам. В то же время возможности социальной адапта­ции зависят, в свою очередь, от индивидуальной адаптивности, пси­хологической гибкости (Каган В. Е., 1991).

Недостатком теории андрогинии можно считать неоднозначность самих шкал М/Ф. Одни исследователи измеряют интересы, другие — эмоциональные реакции, третьи — отношение к тем или иным аспек­там мужских или женских ролей; кроме того, неоднозначны критерии выбора шкал (Кон И. С, 1988).


Гендер

Идеологически к понятию андрогинии примыкает понятие ген-дер. И то и другое предполагает «изживание стереотипов иерархич­ности, дискриминации, асимметрии и обозначает принципиально новый, современный подход к интерпретации общественных и лич­ных проблем» (Введение в тендерные исследования, 2000, с. 3). В справочных изданиях по философии понятие тендер определяется как «термин, введенный феминистами с целью выделения социаль­ного аспекта различия полов. Когда говорят о различии между суще­ствами женского и мужского пола как о различии "пола" (англ. sex), то имеют в виду их биологическое различие. Когда говорят о тендере, то исходят из определенных социокультурных дефиниций (опреде­лений) понятия женщины и мужчины и предполагают изначально установленное различие их социального положения» (Hornsby J., 1995, р. 305). Тендерные исследования как самостоятельная область научных интересов появились и за рубежом, и у нас в стране сравни­тельно недавно, около 10 лет назад, и до сих пор представляют собой скорее собирательное понятие для новейших гуманитарных теорий — экономических, социальных, политических, лингвистических и дру­гих.

В 1980-е годы тендер становится основой нового этапа развития теории феминизма, внося существенные изменения в теорию пола. Английское слово «gender» означает род как грамматический род, или вид, в смысле отношения к определенному классу, либо в человечес­ком обществе к семейной, родовой традиции, то есть к тому, что ус­танавливает связь поколений, или генераций. Применение этого обо­значения как термина гуманитарного знания призвано отличить «со-циальный пол» от биологического пола, обозначенного во всех анкетах как «sex» (Введение в тендерные исследования, 2000, с. 6). Слово «род» в русском языке имеет несколько значений. Во избежа­ние разночтений при определении социальных и культурных харак­теристик рода при переводе используется понятие «тендер» (Гид-деисЭ., 1999, с. 153).

Некоторые авторы рассматривают тендер как общее понятие, вклю­чающее и слово «пол». Так, определение тендера, содержащееся в учеб­нике «Социальная психология», гласит: «Гендер: в психологии — со­циально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям "мужчина и женщина". Так как пол явля­ется биологической категорией, социальные психологи часто ссыла-


ются на биологически обусловленные тендерные различия как на "по­ловые различия"» (Майерс Д., 1999, с. 228). Таким образом, половые различия рассматриваются как частный случай тендерных.

Иногда эти понятия рассматривают как взаимозаменяемые: «"пол" и "гендер" рассматриваются как синонимы» (Ruble D., 1988, Крайг Г., 2002); «гендерные особенности — особенности, связанные с призна­ками половой принадлежности» (Человек от рождения до смерти, 2001, с. 624).

За последние пять лет в России наблюдается всплеск большого чис­ла публикаций по проблемам пола и тендера (Андреева Т. В., 1997,1998; Калабихина И. Е., 1998; Феномен пола в культуре, 1998; Моор С. М., 1999; Маркова О. Ю., 2000; Пол, гендер, культура, 2000; Берн Ш., 2001; Чернова И. И., 2001; Хамитов Н. В., 2001; Ильин Е. П., 2002 и др.). С конца 1990-х годов в различных вузах читаются спецкурсы лекций по тендерным проблемам.

Исторически первичнее в нашей стране термины «пол», «половые различия» и «половой диморфизм и дипсихизм», употреблявшиеся до начала и параллельно с тендерными исследованиями на Западе.

Date: 2015-05-04; view: 492; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию