Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные идеи и этапы 1 Page





_____________________________________________________________

Как любая наука, коммуникативистика и социология массовых ком­муникаций не возникают как Deus ex machina1, но имеют достаточно долгий период латентного существования, прежде чем становится возможным говорить об их собственном автономном существовании. Этот период постепенного накопления знаний можно условно обо­значить как протокоммуникативистика2 — совокупность экономичес­ких, социальных и психологических идей, все более полно отражав­ших реалии общественной жизни начиная с 18 столетия и создавших тот когнитивный фундамент, на котором возникает изучаемая нами дисциплина.

А 1 4. I

Протокоммуникативистика —

от Адама Смита до Зигмунда Фрейда

Периодом формирования современных представлений о коммуника­ции как интегрирующем факторе человеческого общества является 18 столетие — именно тогда складываются основные индустриальные (технические) системы коммуникации и обретает значение принцип

1 Deus ex machina (лат.) — букв, бог из машины — развязка путем непредви­
денного обстоятельства (в античной трагедии драматический прием: благодаря
вмешательству божества, появляющегося на сцене при помощи механического
приспособления). Ныне выражение употребляется в значении неожиданного раз­
решения ситуации, которое не вытекает из естественного хода событий.

2 Прото... (греч. protos — первый) часть сложных слов, обозначающая пер­
вичный, первоначальный.


Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

свободной торговли, а также возникают основные теоретические сис­темы социологии как науки.

Понятие коммуникации в то время выводилось из сформировав­шейся в конце 18 столетия идеи общества как организма, представля­ющего собой целое, все органы которого связаны между собой, выпол­няя заранее предопределенные функции, и относилось прежде всего к физическим средствам сообщения (и общения) — сетям разного рода (реки, каналы, морские перевозки, дороги), которые считались цент­ральным элементом прогресса. Первым теоретическим шагом в этом направлении явилось представление о «разделении труда», сформули­рованное как научная гипотеза великим английским экономистом и моральным философом Адамом Смитом (1723—1790). Необходимой предпосылкой всякого разделения труда является коммуникация, по­зволяющая организовать коллективный труд и, тем самым, структури­ровать экономическую активность. В «коммерческом космополисе», каковым является капитализм, разделение труда и средства сообще­ния являются необходимым условием развития.

Во Франции школой физиократов была провозглашена форму­ла «laisser-faire, laisser-passe»1, ставшая лозунгом либерализма XIX в. Свобода торговли — великая творческая сила. Либерализация пото­ков товаров и труда требует создания и поддержания средств комму­никации, к которым относятся, кроме традиционных путей сообще­ния, и новые, в частности газеты и телеграф. (Герой А. Дюма граф Монте-Кристо, очевидно, был знаком с учением физиократов и его практическим применением, разорив своего врага барона Данглара именно с помощью телеграфа — одного из новых, изобретенного Кло­дом Шанэ в военных целях, средств коммуникации, использование

1 Laisser-faire (фр.) — предоставление кому-либо свободы, не связывая опе­кой или руководством. Само выражение принадлежит французу Ж. Г. Гурне (1712— 1759), впервые применившему его в 1758 г. Обычно употребляется как двойное сочетание laisser-faire, laissez-passer, букв, означающее «позволяйте делать (кто что хочет), позволяйте идти (куда кто хочет)». Это основной тезис физиократов (греч. physis — природа + kratos — власть) — французских экономистов 2-й пол. XVIII в. (основатель Ф. Кенэ), считавших землю и земледельческий труд основ­ными источниками богатства страны и требовавших невмешательства со сторо­ны государства в экономические отношения.


4.1. Протокоммуникативистика — от Адама Смита до Зигмунда Фрейда

которого началось в 1793 г.). Это исходная точка продолжавшейся в течение всего XIX в. своего рода коммуникационной революции, ког­да возникают фотография, граммофон, а венцом столетия становится изобретение братьев Люмьер — синематограф, явившийся частью но­вой промышленной революции.

Идеи разделения труда и свободы торговли легли в основу анг­лийской классической политэкономии, в частности учения Дж. Стю­арта Милля, бывшего, как неоднократно отмечалось позже, предше­ственником «кибернетической модели материальных потоков с об­ратной связью в виде денежных потоков как информации». Представ­ления о коммуникативной и информационной роли денег как симво­лического средства коммуникации развивалось впоследствии социо­логами Георгом Зиммелем (1858-1918) в работе «Философия денег» (1900)' и Толкоттом Парсонсом2.

В начале XIX в. возникают и первые системы социологии, в ко­торых представления о коммуникации как необходимом условии су­ществования и развития общества получили дальнейшее развитие. Так, один из первых представителей утопического социализма граф Анри де Сен-Симон (1760— 1825) рассматривал общество как органи­ческую систему, представляющую собой совокупность семей, и одно­временно индустриальную систему, в первую очередь систему комму­никационных сетей и финансовых путей сообщения и производства. Циркуляцию денег в обществе он уподоблял циркуляции крови в орга­низме, наполняющей общество жизнью и вносящей единообразие во все «отделы» общественного организма.

Создатель философии позитивизма и изобретатель слова «соци­ология» Огюст Конт (1798—1857), бывший секретарь Сен-Симона, сформулировал теорию трех стадий человеческого мышления — тео­логической, метафизической и позитивной, которым соответствуют стадии исторического развития общества — примитивная, промежу-

1 Перевод части этой работы на русский язык: Зиммель Г. Философия денег
(фрагмент) // Теория общества: сб. / сост. А.Ф. Филиппов. М.: Канон-Пресс-Ц;
Кучково Поле, 1999.

2 Parsons Т. Social Structure and the Symbolic Media of Interchange //
Approaches to the Study of Social Structure / ed. by P. Blau. N. Y: 1975. P. 94-120.


Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

точная и научная. Последняя есть вершина прогресса, где все большую роль приобретает позитивизм1 и соответственно возрастает роль пози­тивной коммуникации.

Во второй половине XIX в. идеи социальной физиологии, где ком­муникация понималась как условие органического развития, фор­мулируют знаменитый в то время философ Герберт Спенсер, желез­нодорожный инженер по образованию, и автор «Происхождения ви­дов» Чарлз Дарвин (1809—1882). Последний исходил из гипотезы о преемственности между биологическим и социальным порядком: про­цесс эволюции организмов и становление разделения труда гомоло­гичны2 — и в одном, и в другом случае наблюдается развитие от гомо­генного3 к гетерогенному, от простого к сложному, от концентрации к дифференциации. Общество возникает органически и представляет собой организм, т.е. совокупность связанных между собой специали­зированных частей. При этом средства коммуникации — дороги, кана­лы, железные дороги, телеграф — воспринимались как эквивалент не­рвной системы общества, делающей возможным взаимодействие раз­ных его элементов, прежде всего центра и периферии. Отсюда проис­текало и представление о роли массовой информации, хотя, отметим, самого этого понятия еще не существовало, как не существовало и по­нятия массового общества, о котором речь пойдет ниже. Однако пред­ставление о необходимости свободной прессы как рупора общества и источника формирования общественного мнения, создающего усло­вия для нормального функционирования общества в качестве целост­ного организма уже сложилось, обретя свое практическое выражение в процессах формирования общественности, что было показано в гл. 2.

Дальнейшее развитие идей протокоммуникативистики в XIX в. связано с возникновением и становлением массового общества, ши­рокомасштабные процессы в котором (в частности рост миграции, населения, преступности и т.п.) порождали необходимость новых си-

1 Позитивизм (отлат. positivus — положительный) — учение о роли специаль­
ных наук, являющихся источником истинного знания, которые ограничиваются
описанием и систематизацией фактов, не претендуя на объяснение их природы.

2 От греч. homologos — соответственный, подобный.

3 Греч, homogenes — общий, равный, соответствует в рус. яз. «однородный»
в противоположность geterogenes — другой, неоднородный.


4.1. Протокоммуникативистика — от Адама Смита до Зигмунда Фрейда

стем контроля и координации деятельности всех ветвей власти. На­чинает формироваться количественный подход к изучению общества, делаются попытки измерения происходящих в нем процессов, что оз­начало отказ от понимания его как организма и иной подход к прин­ципам его изучения. Начало этому процессу положил бельгийский биолог, астроном и математик Адольф Кетле (1796—1874) — основа­тель новой науки социального измерения, которую он назвал соци­альной физикой. Именно А. Кетле является основоположником со­циальной статистики1 и демографии.

Заслугой Кетле является создание нового предмета исследования — соци­ального индивидуума, который ранее, при рассмотрении общества как организ­ма, вообще не попадал в поле зрения исследователей. Главной «единицей» изме­рения был для него «средний человек», по состоянию которого можно было рас­считывать социальные патологии, кризисы, неравновесие социального порядка и т.д. На основе составленных Кетле таблиц смертности и таблиц противозакон­ных действий (именовавшихся в тот период «моральной статистикой») он пы­тался выделить показатели преступности в зависимости от пола, возраста, кли­матических и социальных условий с целью обнаружения законов «морального порядка», выполняющих в обществе ту же роль, что в природе выполняют физи­ческие законы.

Примерно через полвека на заложенной А. Кетле основе возника­ет криминология, базирующаяся на измерении человеческих качеств.

Основателем «антропометрии», нашедшей широкое распространение в деятельности органов следствия в XIX в., стал француз Луи Бертильон, чье имя получил метод классификации преступников «бертильонаж». Позже возникает особая дисциплина — криминальная антропология, создателем которой был ита­льянец Чезаре Ломброзо, а также биометрия и евгеника англичанина сэра Фрэн­сиса Гальтона. Все эти исследователи пытались идентифицировать индивидов по их склонностям (предрасположенности) к преступлению, которая проявлялась в особом наборе внешних черт, а разработанными ими методиками пользова­лись судьи, судебные медики, полиция. (В классических детективах XIX и нача­ла XX вв. мы постоянно сталкиваемся с этими именами.)

Эти исследования базировались на подходе социальной патологии, фунда­ментом которого была «органицистская» теория общественного организма, т.е.

1 Статистика (отлат. status— состояние) — 1) количественный учет мас­совых явлений; 2) наука, изучающая количественные показатели изменений в обществе.


 

Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

общество рассматривалось как аналог живого организма; отклонения от нормаль­ного его функционирования — социальные патологии или болезни, источник которых лежит во «врожденной» неспособности отдельных людей к «нормаль­ному» поведению. Наиболее ярко эта позиция представлена в работах Чезаре Ломброзо, а 1876 г., когда была опубликована его книга «Преступный человек», считается отправной точкой патологического осмысления девиантности'. Идея Ломброзо заключается в том, что существует так называемый преступный тип людей — преступников от рождения.

Как врач, производивший вскрытие трупов, Ломброзо во время патолого-анатомического исследования тела преступника, известного своими разбойны­ми нападениями, обнаружил ярко выраженное сходство строения его черепа с черепом низших обезьян, т.е. атавизм2. Он предположил, что этот тип людей не способен следовать требованиям цивилизованной жизни в силу врожденной предрасположенности к совершению преступлений. В целях проверки своей ги­потезы он провел серию сравнительных измерений строений тела 400 заключен­ных и группы солдат, в результате которых были зафиксированы такие призна­ки, как необычные размеры головы, дефекты глаз, низкий скошенный лоб, боль­шие уши, массивные челюсти, толстые губы, густые курчавые волосы, непро­порционально длинные руки и т.д. У 43% заключенных имелось пять и более ата­вистических признаков и только у 11 % солдат было найдено по четыре (по неко­торым данным до трех) таких признаков, что позволило считать преступное по­ведение, по крайней мере тех людей, кто имеет определенные атавистические характеристики, биологически обусловленным3.

В конце XIX в. теория «врожденной преступности» была весьма влиятель­на и распространена, но более поздние масштабные исследования показали от­сутствие физических различий между преступниками и не-преступниками, и от нее в конце концов отказались, хотя уже в XX в. предпринимались неоднократ­ные попытки возродить ее на новых основаниях, используя открытия генетики (особый набор «преступных» хромосом). С социологической точки зрения, пре­ступность — социальная категория, содержание которой меняется в ходе разви­тия общества: то, что считается преступлением в одном обществе в определен­ный исторический период, оценивается иначе в другом обществе и в иное время (это относится даже к убийству), поэтому поиск чисто биологических объясне­ний этого социально изменчивого феномена некорректен.

1 Девиантность (от лат. deviatio — отклонение) — отклонение; девиантное по­
ведение — отклоняющееся поведение, в криминологии — причина преступности.

2 Атавизм (от лат. atavi — предки), или реверсия — появление у взрослых
организмов свойств и признаков, характерных для их далеких предков.

3 Описание исследований Ломброзо см.: Pfohl S. Images of Deviance and
Social Control: A Sociological History. N. Y., 1994. P. 104-106.


4.1. Протокоммуникативистика — от Адама Смита до Зигмунда Фрейда

В тесной связи с этими исследованиями возникает и психология
толпы, ориентированная на изучения поведения человека в массе: во
Франции —ГюставЛебон (1841-1931) и ГабриельТард (1843-1904), в
Италии — Сципио Зигеле (1868— 1913), об идеях которых речь шла в гл.
1 в связи с понятиями «масса» и «массовое общество». Основной труд
С. Зигеле «Преступная толпа» был издан в Турине в 1891 г., где под пре­
ступлениями толпы он понимал любого рода коллективное плебейс­
кое насилие — от стачки до массового восстания. В каждой толпе есть
ведущие и ведомые, гипнотизеры и гипнотизируемые, которые пользу­
ются силой внушения. Новой формой внушения является, по Зигеле,
пресса (если в первом издании она упоминается вскользь, то во вто­
ром, вышедшем через 10 лет [1901], ее воздействие обсуждается доста­
точно широко). Журналистов, особенно тех, кто освещают преступле­
ния и судебные процессы над преступниками, Зигеле уподобляет гон­
чарам, а их читателей — сырой глине, которой они придают желаемую
форму. Согласно Зигеле, внушение и галлюционирование превращают
индивида в толпе в автомат или лунатика (зомби в современной терми­
нологии). Похожим образом анализирует поведение человеческих мно­
жеств в «Психологии толпы» (1895)
Г. Лебон, чьи идеи настолько совпадали с положениями С. Зигеле, что
его даже обвинили в плагиате.

Г. Лебон и Г. Тард создали классический вариант социально-пси­хологического подхода к исследованию и объяснению особенностей «массы». Главная их заслуга состоит в научном описании и характе­ристике феномена «толпы» — своеобразной первичной, «элементар­ной» формы социальной массы, — в выявлении «законов толпы» («ду­ховного единства толпы») и механизмов политического лидерства (о чем подробнее речь пойдет в гл. 5). Их наблюдения, что жизнь чело­века среди больших скоплений людей протекает по особым законам, знание которых позволяет обращаться с «наличной массой» с необ­ходимой осторожностью, можно передать так: в социальных общнос­тях, связанных с «непосредственным» взаимодействием людей, пове­дение последних определяется не столько сознанием, сколько эмоцио­нально-психическими, бессознательными и однотипными сопережи­ваниями. Эти переживания приводят толпу как «игрище всех внешних возбуждений» в состояние гнева, пребывая в нем, она «рабски поко-


Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

ряется импульсам, которые получает»1 и «требует голов и голов»2. Пе­режив период возбуждения, удовлетворив свою жажду действия, толпа превращается в бессознательный автомат, повинующийся внушениям3, в орудие лидера-демагога (как пишет Лебон, следуя инстинкту поиска себе подобных, толпа идет за «химерическими и поверхностными ума­ми»4), причем под действием обстоятельств дух толпы может охваты­вать и целые народы5.

Лебон вводит понятие «душа толпы», подразумевая под ним кол­лективное психическое состояние ее членов; она тождественна душе примитивного человека, в ней преобладает эмоциональное, женское начало и сосуществуют легковерие и некритичность, жажда иллюзий, преклонение перед силой и деспотизм, догматизм и нетерпимость к инакомыслию.

Лебон фактически отождествлял толпу и массу с «народными классами», что вело к весьма неутешительным выводам: будучи лишь орудием в руках безответственных политических шарлатанов, толпа («массы») играет деструктивную роль в социальной жизни, но перс­пектива одна — наступающий XX в. будет «эрой толпы».

Значительно оптимистичнее смотрит в будущее Г. Тард, предло­живший для научного оборота понятие «публика», сделав важное зак­лючение: «Век толп уже в прошлом, наступает эра публики». В этих двух понятиях Тард фиксирует разные степени и формы взаимодей­ствия людей: непосредственного, физического («толпа») и опосредо­ванного, не требующего физического контакта («публика»). Толпой, по Тарду, может быть как случайное, гетерогенное, так и неорганизо­ванное, но социально гомогенное образование, однако это всегда «аморфная группа», пребывающая в различных состояниях: выжида­ющая, внимающая, манифестирующая или действующая.

Если толпа является древнейшим социальным явлением, воз­никающим при физическом контакте и представляющим собой ре-

1 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. С. 167.

2 Тард Г. Толпа и публика // Социальные эпизоды. СПб., 1902. С. 118.

3 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. С. 269.

4 Он же. Психология социализма//Литературное обозрение, 1991, №6. С 83.

5 Он же. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. С. 157.


4.1. Протокоммуникативистикаот Адама Смита до Зигмунда Фрейда

зультат физического заражения, то публика или публики1 — продукт долгой истории становления человеческого общества. Связь, объеди­няющая отдельных индивидов в публику, — умственная или, говоря современным языком, коммуникативная, обусловленная в первую очередь распространением знаний. Поэтому публика в ее современ­ном понимании возникает только с появлением первого массового коммуникативного средства — книгопечатания, а потому она умнее и просвещеннее толпы, более терпима, а ее действия гораздо плодотвор­нее: «Толпа в гневе требует голов и голов. Деятельность публики, к счастью, менее первобытна и столь же легко обращается к идеалу ре­форм и утопий, как к идеям остракизма, преследования и грабежа»2. Реально воздействовать на общественную жизнь публика во Фран­ции начинает значительно позже, заявляя о себе в эпоху Людовика XIV. Зарождение собственно политической публики, довольно быстро вбирающей в себя все другие ее виды —литературную, философскую и т.п., относится ко второй половине XVIII в., а ее утверждение как ве­дущей формы выражения общественных интересов приходится на пе­риод Великой французской революции 1789—1793 гг., которая, соб­ственно, и породила журналистику как особую форму профессиональ­ной деятельности (вспомним аналогичную роль английских клубов). Соединение индивидов в публику, по мнению Тарда, осуществляется через особое духовно-психологическое образование — общественное мнение, а человек, оказывающий в силу своих профессиональных за­нятий влияние на это мнение или даже формирующий его, становит­ся центральной фигурой политического процесса. Это, по Тарду, жур­налисты — публицисты, превращающиеся в центральные фигуры по­литического процесса и способные выполнять некоторые функции психологического воздействия, обычно присущие вожакам толпы. Не­смотря на «просвещенность» публики, у нее много общего с толпой: разновидности ее нетерпимы и под видом общественного мнения тре­буют, чтобы всё им уступало, «даже истина»; как и толпу, публику зна­чительно быстрее и легче объединить на «негативе»: открыть для нее

1 От лат. publicum — общественный.

2 Тард Г. Толпа и публика // Социальные эпизоды. СПб., 1902. С. 118.


Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

новый крупный объект ненависти — одно из верных средств попасть в «короли журнализма»1.

Человек, по Тарду, в каждый момент времени может принадле­жать только одной толпе, но быть частью разных публик. Если толпа сравнительно быстро распадается, а составляющие ее люди как бы приходят «в себя», возвращая утраченные в ней индивидуальные ка­чества, то публика существует значительно дольше, а принадлежность к ней становится постоянным индивидуальным свойством. Многие выявленные Тардом более ста лет назад особенности психологии мас­сового воздействия сохраняют свою значимость и поныне. Таковы, в частности, его идеи о том, что однотипное потребление знаний (ин­формации) уже само по себе создает социальную и психологическую связь, независимо от классовых интересов и происхождения (так фор­мируется публика), а также анализ нового для того времени типа вклю­ченности в политический процесс — человека одной газеты. Весьма важен сделанный Тардом вывод о роли основного способа массовой коммуникации — «задавать» определенную направленность созна­ния. Так, существует связь между космополитическим мышлением XVIII в. и культурно-психологическим «перевесом» книги над газе­той: книга по своей природе предназначена для выражения общих идей, сохраняющих свою значимость длительное время. XIX в. — век газет, ориентированных на сиюминутные текущие события, важные именно для граждан данной страны. Газета усиливает коммуникатив­ную связь между людьми, говорящими на одном языке в режиме, мак­симально приближенном к реальному времени. Это формирует чув­ство национальной общности ощущением единства национальной судьбы, создавая тем самым предпосылки для развития «националь­ного» мышления, наиболее отчетливо проявляющегося в идее нацио­нального государства и в национальных движениях, что позволяет охарактеризовать XIX в. как националистический.

Сложные конфигурации, выявленные и проанализованные Г. Тар­дом, требовали рассмотрения процессов эволюции разных групп в обществе: партий, парламентов, научных и религиозных сообществ.

----------------------------------

1 Тард Г. Толпа и публика // Социальные эпизоды. СПб., 1902. С. 119.


4.1. Протокоммуникативистика — от Адама Смита до Зигмунда Фрейда

Именно это положение Г. Тарда, высказанное им в начале XX в., зало­жило основы социально-психологического анализа процессов массо­вой коммуникации.

В работах Г. Лебона, С. Зигеле и Г. Тарда был описан новый тип общественного (совместного) поведения людей, принципиальная осо­бенность которого состоит в том, что оно формируется и проявляется вне устойчивых социальных групп, соответствующих дифференциа­ции данного общества. Как толпа захватывает в едином порыве пред­ставителей разных слоев, так и газета объединяет в публику людей разного социального положения, профессии, возраста и националь­ности. Это означает невозможность прямого соотнесения масссзид-ных реакций толпы, действия которой характеризуются легко возбуж­даемой агрессивностью, стихийной жестокостью, болезненным вооб­ражением, моментально создающим образы «врагов», с социальной деятельностью классов и других общественных групп. Психика инди­вида претерпевает изменения в соответствии с «законами духовного единства толпы»: «взаимозаражения», роста внушаемости индивидов, вытеснения сознательной деятельности «коллективным бессознатель­ным», иллюзии всемогущества и анонимности, стирающей чувство индивидуальной ответственности.

Г. Лебон, детально анализируя «превращения» индивида в тол­пе, выделяет новые качества «человека толпы»: исчезновение созна­тельной личности, преобладание бессознательного, одинаковое направ­ление чувств и идей, стремление превратить в действие внушенные идеи1. По его мнению, в толпе стираются индивидуальные различия и исчезает своеобразие человека. Расовое бессознательное выступает на первый план, гетерономное тонет в гомогенном. 3. Фрейд комменти­рует это положение Лебона следующим образом: обессиливается, «сно­сится» психическая надстройка, различная у каждого индивида, и об­нажается бессознательный фундамент, общий для всех людей2.

Лебон и Тард сформулировали три основные причины, назван­ные ими «законами», формирования новых качеств индивида в толпе:

1 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. С. 163.

2 Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» //Избранное.
Кн. 1. М.: Московский рабочий, 1990. С. 6—7.


Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

1) осознание численности, иллюзия всемогущества толпы и ано­нимность ее, как и каждого ее члена, ведут к исчезновению в толпе чув­ства ответственности у индивида;

2) «заражение» — в толпе каждое действие, каждое чувство зара­зительно в такой степени, что индивид легко жертвует своим личным интересом в пользу всеобщего. Г. Тард называет это «усилением»: «мне­ния, сближаясь и усиливаясь взаимно, превращаются в убеждения и веру, убеждения — в фанатизм»1.

3) особая восприимчивость индивида в толпе к внушению (этот тезис ЛебонаЗ. Фрейд расценивал как признание гипнотического со­стояния индивида в массе).

Данное обстоятельство позволило интерпретировать «психоло­гию толпы», прежде всего в ее лебоновском варианте, с позиций пси­хоанализа, что и осуществил его основоположник Зигмунд Фрейд (1856-1939) в работе «Психология масс и анализ человеческого "Я"» (1921). По Фрейду, источник единения массы, или толпы, как скоп­ления людей — бессознательное (либидо), ее сплочение вытекает из любви всех составляющих ее индивидов к одному и тому же объекту и их иллюзии, что они в равной степени любимы вождем (это обстоя­тельство широко используют харизматические2 лидеры). Вождь, по Фрейду, — коллективная проекция образа отца-патриарха, вожака пер­вобытной стаи, в основе отношения к которому лежит пассивно ма­зохистская установка и в присутствии которого собственная воля унич­тожается. Масса желает испытывать на себе силу неограниченной власти, и в этом ее стремлении — залог успеха любых лидеров, даже неперсонифицированных, в качестве которых могут выступать и СМИ. Если внутри массы агрессивность уменьшается, т.е. индивиды перестают ненавидеть друг друга, то возрастает их ненависть к внеш-

1 Гард Г. Преступность толпы//Социальные эпизоды. СПб., 1902. С. 128.

2 Харизма (от греч. charisma — дар благодати, «дар божий») — исключи­
тельная одаренность человека, воспринимаемая окружающими как сверхъесте­
ственная сила. Заимствованное из религии понятие введено М. Вебером для обо­
значения особого типа господства — харизматического, которое основано на
безоговорочном подчинении властителю, обладающему исключительностью, в
силу веры в его избранность. Примерами таких лидеров в современной истории
являются Гитлер, Сталин, отчасти Б. Ельцин.


4.2. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа

ним объектам (этот процесс фиксируется социологией в различных те­ориях— групповых отличий, «навешивания ярлыков», взаимоотноше­ний «своих» и «чужих»).

Вообще феномен массового поведения, базирующийся на представлении о «среднем человеке» А. Кетле, является одним из основ­ных представлений всего корпуса социальных наук: индивидуальное по­ведение сложно и непредсказуемо, тогда как массовое поведение подда­ется прогнозу. Именно на этом базируются исследования общественно­го мнения, аудиометрия как приборное измерение аудитории (см. гл. 5), имеющие огромное значение не только для изучения, но и реального функционирования современных информационных процессов.

Таковы в самом общем виде основные идеи подготовительного этапа, лежащие в основе уже собственно исследований массовой ком­муникации, возникших в рамках Чикагской социологической школы в начале XX в.

Date: 2015-05-04; view: 540; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию