Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы воздействия членов группы





тип содержание воздействия использование психоло­гической информации
действие по образцу делай, как я, желай, как я, думай, как я, чувствуй, как я информация только о модальностях своего внутреннего мира
действие на равных условиях давайте делать вместе, т. е. ты делаешь, ты думаешь, чувствуешь, желаешь, как я предполагается, что все модальности другого человека равны собствен­ным
рефлексивное действие давай подумаем вместе. как нам делать; ты делаешь иначе модальности внутреннего мира другого человека так же индивидуальны, как и мои

 

Анализ психологом типов воздействия членов груп­пы позволяет отследить динамику возможностей каж­дого члена группы в использовании ими психологичес­кой информации друг о друге и о себе.

Таким образом, предмет взаимодействия группы — психологическая информация о ее членах — будет дополнена анализом возможностей использования каждым членом группы этой информации.

Наиболее ярко эта особенность групповых отноше­ний проявляется при анализе патологических свойств личности, проявляющихся именно в группе. Остановим­ся на характеристике типов воздействия на других людей у нескольких видов личностей с патологически­ми свойствами.

Так, астеническая, гиперсензитивная личность в от­ношениях с другими людьми для воздействия исполь­зует информацию только в модальностях своего внут­реннего мира, в содержании преобладает модальность чувств («я чувствую»).

Для эксплозивной личности, которая характеризу­ется неконтролируемой злобой, в способах воздействия преобладает модальность желаний («я хочу»), которая практически блокирует все другие модальности.

Резонер отличается воздействием на другого чело­века с помощью когнитивных характеристик внутрен­него мира («я думаю»), но как и предыдущие типы личностей, он ориентируется только на модальности своего внутреннего мира.

Другие патологические свойства личности также, на наш взгляд, могут быть описаны, с этой точки зре­ния, преобладанием в содержании воздействия одной какой-то модальности: педант — модальность действия («я могу»), шизоидная личность — модальность чувств и мысли («я чувствую», «я думаю»), истерик может быть описан через преобладание в его воздействии двух модальностей — «я хочу», «я чувствую» и т. п.

По нашему мнению, такой подход к описанию воз­действия одного члена группы на другого и на всех вместе позволяет психологу выбрать адекватный язык для описания предмета взаимодействия с группой.

Группа в ситуации консультирования может выс­тупать как коллективный клиент, а может быть так, что в ней один или несколько человек — клиенты, а осталь­ные выступают в роли заказчика или пользователей психологической информации. Психолог обозначает эти роли членов группы, дозируя таким образом свое действие в группе.

Обсуждение процесса воздействия членов группы друг на друга приводит к анализу динамики психологи­ческой информации, моментов ее стабильности и измен­чивости. Для исследования меры воздействия психолог может, по нашему мнению, использовать психологичес­кое содержание нравственной категории меры, которое предполагает как выраженное отношение человека к психологической информации, так и действие этой информации. Среди действий, которые существенным образом связаны с использованием психологической информации, влияющей на отношение членов груп­пы, — действия прощения, наказания, поощрения, одоб­рения.

Содержание этих действий — психологическая ин­формация, используемая для воздействия на другого человека или на самого себя.

Так, действие прощения не только констатирует психологическую информацию различной модальнос­ти, но и через отношение к ней открывает для проща­емого человека перспективу личностного развития. Прощаемый человек, таким образом, через содержа­ние воздействия создает условия для рефлексивного действия другого человека и сам осуществляет такое Действие. Таким образом, действие прощения способ-


ствует появлению новых альтернатив в поведении всех членов группы, что является важным для становления предмета взаимодействия.

Действие наказания, с точки зрения использова­ния в нем психологической информации о человеке, создает условия для более осознанного выбора. Таким образом, наказание в известном смысле ограничивает альтернативы действия, уточняет предмет взаимодей­ствия между членами группы.

Действие поощрения, одобрения, с точки зрения использования в нем психологической информации, — это действие по репрезентации для участников взаи­модействия содержания психологической информации. Можно сказать, что с его помощью создается предмет взаимодействия, в котором основное содержание — психологическая информация разной модальности.

Таким образом, исследуя содержание этих дей--ствий — прощения, наказания, поощрения — как воз­действия участников группы друг на друга, психолог получает материал для анализа устойчивых элементов во взаимодействии исследуемой группы.

Схему исследования группы в психологическом консультировании можно, по нашему мнению, пред­ставить следующим образом:

предмет взаимодействия психологическая группы информация

и ее модальности

устойчивые элементы типы взаимодействия в предмете взаимодействия

динамические элементы индивидуальное состоя-в предмете взаимодействия ние участников взаимо­действия

содержание воздействия мера воздействия участников группы друг на друга

выработка альтернатив задачи и резервы в действиях группы развития всех членов группы

Последовательность этапов работы психолога, из­ложенная в этой схеме, позволит принять обоснован­ное решение о содержании профессионального воздей­ствия на группу.

Таким содержанием может быть как информаци­онно-просветительская работа психолога, так и совме­стная работа с другими специалистами над проблема­ми данной группы'.

Проводя групповое консультирование, психолог особенно внимательно должен контролировать содер­жание своей позиции, чтобы не организовать коали­цию с одним членом группы против других. Такие тенденции особенно сильны в конфликтных группах.

Специфика консультирования каждой группы (се­мьи, производственной группы, детской группы и т. п.) определяется содержанием предмета взаимодействия в этой группе, выделение специфики этого предмета — важная профессиональная психодиагностическая за­дача.

Например, работа с семьей требует от психолога уточнения для членов группы содержания их соци­альных ролей, так как это важнейшее содержание предмета взаимодействия членов семейной группы. Попробуйте сформулировать содержание родительс­ких ролей — роли отца и роли матери — с точки зре­ния родителей и с точки зрения ребенка.

Представление психологом содержания социаль­ной роли каждому участнику группы — это момент осознания предмета взаимодействия с членами груп­пы, момент, необходимый для проведения интервью — основного метода воздействия психолога в ситуации консультирования.

Задания для самостоятельной работы

Date: 2015-05-04; view: 640; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию