Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция развития высшего архитектурного образованияЛюбая концепция развития архитектурного образования всегда тесно корреспондируется с общим уровнем развития общества (с уровнем развития производства, науки, техники, искусства и в целом с менталитетом), с пониманием места и роли в обществе архитектора. По сути, концепция развития архитектурного образования всегда и конкретизирует только это содержание. Из этого следует, что желающие перескочить из нынещней ситуации отечественного образования в светлое здание новой образовательной системы англо-американского типа или не понимают, или не хотят понимать того факта, что хотя образование и зависит от организационной системы, но главная причина стагнации образования не в ней, а в кризисе мировоззрения,); в обесценивании социокультурных идеалов — в этих мощней-/ ших факторах развития образования. Социокультурные предпосылки развития архитектурно Вера в существование неких могущественных посредников, способных по аналогии с механизмами и машинами повысить продуктивность деятельности в любой сфере занятости человека, характеризовала это время. Эта вера и повела различных специалистов на великий эксперимент: на поиск таких посредников. Внимание вскоре сосредоточилось на науке, и в частности на двух ее представителях, на лвук заглавных предметах машин- никает проблема формирования всех этих уровней. Но можно ли к архитектурному образованию начинать готовить ребенка с детского сада? Очевидно, нет. Нужно начинать где-то только с 8 класса. Мы говорим, что в центре должен быть человек, а сами незаметно для себя скатываемся опять таки на умения-навыки, которые являются технологическими компонентами деятельности специалиста. В основе архитектурного образования должно лежать представление о социальном взаимодействии жизни и общества, которое определяет определенное отношение, с которым люди живут, взаимодействуют. Это — социально-культурные предпосылки существования человека в архитектурно оформленном социальном пространстве, в виде различных архитектурных сооружений, и тому подобное. Надо учить видеть в архитектуре не просто совокупность зданий, а динамику развития жизни человек как элемента сообщества, который в ходе своей истории изменял различные формы взаимодействия. То есть социальный цикл или социально-историческая дисциплина должны быть положены в основу формирования архитектурного мышления. Может быть, на первом этапе обучения создать ситуацию человеческого проживания учеником того, что в будущем на втором этапе потом станет для него предметом специального архитектурного разрешения. Вот это и есть первичная, слабо оформленная эмоционально-образная картина. Это исключительно важно потому, что отсюда идет все творчество. И это — два взаимосвязанных момента в образовании: первый — развитие «социума», где происходит становление мышления, сознание; второй — на сформированное социальное мышление затем нанизыва- Конкурсный проект Музея Ленина в Москве, 1970 г. Часть II. Направление развития архитектурного образования Г
ются способы решения технологических задач, где можно различать уже последовательности задач. Конечно, и здесь задачи должны быть не внешними по отношению к человеку. Любая проблем-ность, как проблемность внешняя, ничего не дает человеку, а проблемность внутренняя — ведет к решению своей, собственной задачи. Отсюда мы можем выйти на уровень формирования мировоззренческого сознания, а по отношению к этому сознанию через его противоречь — к мышлению. Мне кажется, что социально-культурное направление должно определять человеческий облик этого образования. Поэтому заход должен идти все-таки отсюда. А что касается использования форм, методов, средств педагогики, то следует быть очень осторожными: она уже наворочала здесь целые горы, но с помощью этих гор форм, методов и средств нельзя открыть даже какую-нибудь новую капельку. Основу должны составлять люди, способные порождать новое, которое даже вовсе не знают нашей традиционной педагогики. Журавлев И. А.: Состав содержания образования в том виде, в котором он существует, нам не нужен. Он соответствует некой идее, но эта идея сейчас существует, честно говоря, только на словах. А состав содержания образования должен быть изоморфен составу культуры. В составе культуры мы выделяем 4 элемента: 1-й элемент. Знание о природе (знание в нашем привычном виде) и знание о способах деятельности. 2-й элемент. Способы деятельности по образцу. Это те действия, которые люди из раза враз, из года в год повторяют, они имеют определенный алгоритм и осваиваются через этот алгоритм. 3-й элемент. Опыт эмоционально-ценностных отношений. Но сегодня содержание образования дано как определенное знание, и так называемые действия по образцу — это наши умения и навыки. Вот в таком виде программа любого учебного предмета присутствует уже многие десятилетия в нашей школе. Но на одних знаниях, умениях и навыках творческие потенции развить невозможно. На этом материале нельзя формировать и мировоззрение по той причине, что здесь нет отношения. Сами по себе знания не воспитывают. Но если понять содержание познания в более расширенном варианте и увидеть в нем не призывы, а то, чему надо непосредственно учить, то возникают еще две составные части содержания: опыт
|