Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пенитенциарная педагогика за рубежом





Пенитенциарная педагогика в большинстве западных стран сложилась не столько как отрасль научных знании, сколько как система узко­прагматических практических приемов и мето­дов воздействия на заключенных в местах лишения свободы. При этом широко применяются альтернативные меры исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных[423]. В последнее время в западной науке и практике все большую популярность приобретает идея о необходимости ресоциализирующего, некарательного воздей­ствия на них[424].

Основную причину совершения преступлений большинство веду­щих зарубежных криминологов видят в недостаточной социализа­ции личности, а сами преступления трактуются как инфантильные в социальном и незрелые в личностном плане формы поведения. Так, Н. Кристи считает, что многие «отклоняющиеся» поступки пред­ставляют собой экспрессивную, неадекватную попытку что-то ска­зать, а поэтому преступление должно стать исходным пунктом для диалога с человеком, его совершившим, а не вызывать столь же не­адекватный ответ со стороны общества[425].

Процесс воспитательного воздействия на осужденных, получив­ший название «ресоциализация», основан на «Минимальных стан­дартных правилах обращения с заключенными» и «Европейских тю­ремных условиях», действующих в Европейском сообществе уже три десятилетия. К средствам ресоциализации относятся:

• организация режима и создание благоприятных условий со­держания как важнейших факторов оказания позитивного воздей­ствия на осужденных;

• организация времени, проводимого осужденными вне камер (труд, занятия спортом, получение образования, культурные меро­приятия и т.д.);

• религиозно-нравственное воспитание;

• социально-психологический тренинг;

• добровольное лечение от алкоголизма и наркомании и др.

В настоящее время на Западе предпочтение отдается различным методам воздействия на осужденных в условиях сохранения свобо­ды. Многочисленные эксперименты, проводимые на Западе над за­ключенными, не дали положительных результатов. Так, например, в США для несовершеннолетних осужденных была организована исправительная школа «Уильтуик», где применялись передовые ме­тоды реабилитации, старались избегать наказаний, воспитывать са­моконтроль и чувство собственного достоинства. В течение первых пяти лет после отбытия наказания уровень рецидива выпускников данной школы был намного меньше, чем у подростков, отбывающих наказание в обычных условиях, но еще через несколько лет он почти полностью восстановился. На основании этого и многих дру­гих экспериментов был сделан вывод, что даже кажущиеся эффек­тивными меры воздействия не смогли сильно повлиять на рециди­визм, хотя и задерживали его проявление. Существует целый ряд причин, по которым различные реабилитационные программы не работают в условиях заключения. К ним, в первую очередь, отно­сятся изоляция и искусственность среды, в которой находятся за­ключенные, недостаточное общение со своей семьей и социально положительным окружением, в результате чего десоциализация лич­ности усиливается; заключенные полностью лишены возможности проявлять какую-либо инициативу; идет процесс стигматизации[426] преступника, что сильно ослабляет чувство собственного достоин­ства, убивает веру в свои силы и возможность противостоять повто­рению десоциализации жизни после отбытия наказания. Кроме то­го, сама тюрьма или любое другое исправительное заведение при­званы жестоко регламентировать жизнь осужденного и принимать строгие меры по соблюдению порядка, что слабо согласуется с по­ставленной целью развития и формирования цельной личности. Поэтому было решено, что по-настоящему эффективное воздейст­вие в условиях закрытого исправительного заведения невозможно ни в правовом, ни в организационном плане. Реабилитация осуж­денных неосуществима в условиях изоляции и потому, что эконо­мические, социальные реалии в обществе все время меняются, по­стоянно появляется что-то новое, и осужденный оказывается от­ставшим, «выпавшим» из развития нормальной жизни.

Отмечается, что чаще всего персонал исправительных заведений не обладает необходимым уровнем психологической и педагогиче­ской квалификации, чтобы оказывать положительное воспитатель­ное воздействие на заключенного.

 

18.8. Новации в современной зарубежной уголовно-исправительной практике

В уголовно-исправительной практике зарубежных стран все ши­ре применяются альтернативные меры наказания:

уголовный надзор и надзор во время испытательного срока. Этот вид наказания исполняется в условиях свободы, однако предусмат­ривает некоторые ограничения. Например, осужденный должен ре­гулярно встречаться с надзирателем. Степень интенсивности надзора определяется судом. Данная процедура особенно широко приме­няется в США, Польше, Финляндии и некоторых других странах;

общественная служба. Обычно это выполнение осужденными каких-либо общественно-полезных работ по благоустройству улиц, уборке территорий или других, которые иначе никто не выполнил бы. В Англии подобную меру назвали наказанием позором, так как посчитали, что работа заключенного на глазах населения унижает достоинство человека, ведет к его стигматизации. Однако преобла­дает мнение, что эта мера способствует социализации преступника и исключает вредные последствия тюремной изоляции и пр.;

примирение и достижение соглашения между преступником и его жертвой. В полном смысле слова примирение не является аль­тернативной мерой наказания, так как в случае его достижения де­ло, как правило, не доводится до суда. Однако это один из возмож­ных способов, доказавших свой высокий воспитательный эффект[427].

В 70-х годах XX в. в США в рамках модели социальной реаби­литации начали активно разрабатываться и применяться «общинные» методы воздействия на делинквентных подростков, а также различ­ные отвлекающие программы. Суть в том, что подростка в случае совершения им правонарушения или преступления направляют в специальный центр, где выясняют причины его противоправного поведения, а затем помещают в социально-конформную среду, где бы он смог усвоить положительные образцы поведения и взаимо­действия с социальным окружением, научиться выходить из кон­фликтных ситуаций. Это могут быть молодежные общины, цен­тры, лагеря и т.д., в которых ведут занятия профессиональные со­циальные педагоги, психологи, а также попечительские семьи, где подростки находятся постоянно. Эти общины контролируются различными общественными организациями. Целью данных мето­дик является стремление не допустить контакта несовершеннолет­него с системой уголовной юстиции, так как считается, что уже сам факт судебного разбирательства, осуждение и судебный при­говор способны оказать на подростка пагубное влияние.

По этой же причине в США в качестве эксперимента решили заменить предварительное заключение интенсивным наблюдением за подростком, которое осуществляли социальные педагоги в его семье и ближайшем окружении. Выяснилось, что данная мера может впол­не успешно выполнять функцию предварительного заключения.

Однако перечисленные альтернативные методы исполнения уго­ловных наказаний пока не смогли заменить необходимость тюремной изоляции и являются дополнительными. Есть опасение, что они лишь расширяют сеть контрольных аппаратов. В то же время при­знается и их экономическая выгода (содержание преступников на свободе обходится гораздо дешевле государству), то, что они не уве­личивают уровень рецидивизма и, кроме того, помогают избежать вредных последствий тюремного заключения (стигматизации, при­общения к тюремной субкультуре, передачи криминального опыта).

Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений

1. В чем состоят задачи сравнительно-юридической педагогики?

2. Что за рубежом понимается под юридической педагогикой и что она представляет собой как раздел отечественной педагогики?

3. Каковы методологические принципы сравнительно-педагогического исследования?

4. Охарактеризуйте теоретическую базу и основную терминологию зару­бежной юридической педагогики.

5. В чем, по вашему мнению, отличие зарубежного и российского юриди­ческого образования?

6. В чем вы видите особенности профессионального образования сотруд­ников правоохранительных органов (полиции)?

7. Какова роль полиции в современном западном обществе?

8. Как вы думаете, какие из зарубежных методов и средств обеспечения имиджа и престижа правоохранительных органов применимы у нас, в России?

9. Каковы педагогические аспекты в решении полицией служебных задач? 10. В чем сущность и каковы способы ресоциализации осужденных за рубежом?

Date: 2015-05-04; view: 715; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию