Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура хозяйственного учёта





Управление организацией невозможно без разнообразной информации. В широком смысле под информацией понимаются любые сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления (ст. 2 Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ). Организационно-упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, образует информационную систему.

Информацию, необходимую для управления организацией (управленческую информацию) можно классифицировать по различным признакам. Так, в зависимости от места формирования информацию можно разделить на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя информация – это сведения, которые формируются в информационной системе организации. Она доступна руководителям и специалистам, но всегда требует определенных затрат на её получение.

Внешняя управленческая информация формируется во внешней среде организации. Это сведения о различных аспектах экономической, политической, социальной и других сферах жизни общества. Она может быть получена бесплатно, но нередко стоит очень дорого. Точная и своевременная внешняя информация часто бывает труднодоступна. Каналы получения внешней управленческой информации – данные статистики, средства массовой информации, компьютерные сети, собственные исследования рыночной конъюнктуры, цен и товаров конкурентов, тенденций развития науки и техники и т. п.

По форме выражения управленческая информация может быть количественной и качественной. Качественная информация – это визуальные впечатления, слухи, мнения, формируемые средствами массовой информации, складывающиеся в результате переговоров, личных контактов и т. п. Отличительным свойством такой информации является то, что она почти не поддается формализации, т. е. числовому выражению.

Количественная информация выражается показателями, принимающими то или иное конкретное числовое значение.

В зависимости от того, какую сторону объекта она отражает, информация, может быть экономической, технической (конструкторско-технологической), маркетинговой, организационно-правовой, кадровой, экологической, социальной и др.

Экономическая информация отражает экономические процессы и экономическое состояние объекта и его внешней среды. Экономическую информацию можно подразделить на нормативно-справочную, плановую и учетную информацию.

Нормативно-справочная информация представляет собой материальные и трудовые нормы, нормативы, налоговые ставки, ставки банковских процентов, цены, курсы валют и другие данные, которые какое-то время сохраняют свою стабильность. Они используются для подготовки плановой и учётной информации. Состав внутренней нормативно-справочной информации на предприятии определяется видом и составом выпускаемой продукции, технологией и организацией производства, типом производства по степени его массовости, внутрипроизводственным разделением труда и другими факторами.

Плановая экономическая информация характеризует будущие параметры хозяйственной деятельности и экономического состояния организации. Она формируется в процессе технико-экономического и оперативно-производственного планирования.

Учётная экономическая информация отражает прошлую хозяйственную деятельность и прошлое экономическое состояние организации. Она формируется в учётной системе организации, состоящей из трёх основных видов хозяйственного учёта: оперативного, финансового и управленческого учёта.

Состав экономической информации и структура хозяйственного учёта в организации схематично показаны на рис. 2.

Оперативный учет обеспечивает управленческий персонал информацией о движении материальных ценностей, объёмах выпускаемой продукции, её отгрузке покупателям, о наличии материально-производственных запасов и т. п. Источниками такой информации могут быть как первичные бухгалтерские документы, так и данные, полученные в устной форме, по телефону, телефаксу, из компьютерной сети. Оперативный учёт ведется не всегда систематически, может прерываться во времени и возникать по мере необходимости в нём. Оперативный учёт называется также первичным учётом, так как он обеспечивает исходной (первичной) информацией финансовый и управленческий виды учёта, в которых формируется итоговая информация, направляемая пользователям.

 

Финансовый учёт
Производственный учёт
Экономическая информация
Плановая
Нормативно-справочная
Учётная
Планирование (бюджетирование)
Оперативный учёт
Бухгалтерский учёт  
Управленческий учёт

Рис. 2. Взаимосвязь экономической информации и видов хозяйственного учёта

(Пунктирными линиями на схеме показаны информационные потоки)

 

Финансовый учёт ведется по общим для всех организаций правилам. Он обеспечивает информацией преимущественно внешних пользователей. Внешними пользователями информации являются представители налоговых органов и внебюджетных фондов, органы государственной статистки, кредиторы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, акционеры и работники предприятия. Данными финансовой отчётности пользуются также высшие менеджеры и участники организации, которые являются внутренними пользователями.

Управленческий учёт необходим менеджерам в процессе управления организацией. Большой объём первичной оперативной информации не позволяет менеджерам вовремя её осмыслить, проанализировать и использовать в своей работе. Им нужны краткие обзоры, аналитические расчёты для различных целей и уровней управления.

Управленческий учёт и финансовый учёт – это две составные части бухгалтерского учёта, который представляет собой основу всей информационной системы организации. Он изучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных фактов, как в денежном измерении, так и в натуральных показателях. По оценкам специалистов, на долю бухгалтерского учёта приходится около двух третей всей экономической информации, формируемой в организациях.

В составе бухгалтерского учёта выделяют производственный учёт, который включает учёт затрат на производство и калькулирование отчётной себестоимости продукции. Большей своей частью производственный учёт входит в состав управленческого учёта, а в части учёта затрат относится также к финансовому учёту, что отражено на рис. 2.

В последние два десятилетия из финансового учёта выделился налоговый учёт. Его выделение и обособление объясняется различием правил учёта расходов в бухгалтерском учёте и для целей налогообложения прибыли. Взаимосвязь между видами учёта показана также на рис. 3.

 

L AQItABQABgAIAAAAIQA2L7SR3QAAAAUBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAHsGAABkcnMvZG93bnJldi54 bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAhQcAAAAA ">

ФУ
НУ
ПУ
УУ

Рис. 3. Взаимосвязь видов хозяйственного учёта

Обозначения: УУ – управленческий учёт; ПУ – производственный учёт; ФУ – финансовый учёт; НУ – налоговый учёт

 

Управленческий учёт пришел в Россию в основном из англо-американской традиции, поэтому широкое распространение получили у нас англоязычные термины. Многочисленные переводы и пересказы англоязычных первоисточников, которых было очень много издано за последние три десятилетия, пестрят англицизмами даже там, где есть однозначно трактуемые и традиционно используемые в отечественной учётной практике русскоязычные аналоги. Такая терминологическая путаница требует некоторых комментариев [6, с. 18-19].

В английском языке есть несколько терминов, касающихся учёта и учётной работы. То, что в русском языке обобщенно называется учётом, имеет как минимум три англоязычных аналога. Они отражают не только частные аспекты этой деятельности, но и три уровня освоения учётной профессии.

Bookkeeping – счетоводство, ведение учётных записей. Соответственно bookkeeper – это бухгалтер-счетовод, кассир или бухгалтер-операционист.

Accounting – оперирование бухгалтерской информацией, ведение бухгалтерского учёта на уровне всего предприятия. Accountant – это уже «настоящий» бухгалтер, обладатель профессиональных дипломов, который способен не просто регистрировать факты хозяйственной жизни, но и формировать отчётность в соответствии с теми или иными принципами. Accounting - ёмкое экономическое понятие, в основе которого лежит счетоводство – ведение бухгалтерского учета в соответствии с общепринятыми правилами. На основе счетоводства формируется информационная база, необходимая каждому предприятию в условиях рыночной экономики (рис. 4).

 

Финансовый учёт
Управленческий учёт
Налоговый учёт
Контроль Экономический анализ Планирование Подготовка отчётности
Счетоводство

Рис. 4. Слагаемые эккаунтинга

Accountancy – бухгалтерский учёт как система специальных знаний, концепций, принципов и методов. Это Учёт с большой буквы, из которого выделились учёт управленческий (Management accounting) и учёт финансовый (Financial accounting). Эти направления в США и Великобритании формируют два почти независимых профессиональных сообщества. Для того чтобы заниматься каким-либо из двух видов профессиональной деятельности, нужно сдать специальный экзамен и получить соответствующую квалификацию. Для карьерного роста в крупной компании, скорее всего, нужно сдать оба эти экзамена.

Costing – учёт затрат, соответствующий производственному учёту в российской практике.

Controlling – немецкая концепция производственного учёта, делающая упор в первую очередь на контроль за поведением и общим уровнем затрат и уже во вторую очередь - на калькулирование себестоимости продукции. Примерно в таком же значении этот термин употребляется и в англоязычной литературе. В отечественных изданиях его содержание размыто, под контроллингом понимают и управленческий учёт в целом, и учёт затрат, и контроль как управленческую функцию, и мониторинг,

В учебниках в составе системы хозяйственного учёта часто указывают статистический учёт, который характеризует явления массового характера и ведётся в общегосударственном масштабе. В системе управления предприятиями он не играет заметной роли. Предприятия и организации представляют органам статистики специальную статистическую отчётность, данные которой формируются в информационных системах этих хозяйствующих субъектов.

Следует отметить, что автоматизация учётных процедур стирает границы между различными видами учёта. Сейчас все виды учёта и другой экономической работы в организациях служат, прежде всего, целям управления этими организациями. Главные бухгалтеры все в большей мере становятся финансовыми менеджерами, т. е. в первую очередь специалистами по управлению, и уже во вторую очередь – специалистами по учёту.

 

Date: 2015-06-08; view: 696; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию