Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика исторической тематики в произведениях белорусского искусства





Охарактеризуйте историческое событие, которое изображено на картине художника М. Савицкого «Чернобыльская мадонна» (1986-1990 гг.) и определите отношение художника к этому событию.

 

 

Ответ:

К 20-летию катастрофы на ЧАЭС
М. Савицкий представил выставку своих работ под названием «Черная быль». По словам автора, серия была создана «с единственной целью - снять завесу секретности над последствиями Чернобыля и привлечь к этой трагедии внимание людей…»

Чернобыльская катастрофа считается одной из самых масштабных техногенных катастроф ХХ в., последствия которой были очень тяжелыми для Беларуси. От радиоактивного загрязнения пострадали 2,3 млн. человек, то есть каждый пятый житель республики.

Однако первоначально в БССР не распространялась информация об аварии, о той опасности, которую несла с собой радиация.

Художник отразил события постчернобыльской жизни людей, тяжелый путь преодоления катастрофы.


Билет №20

(Учитель истории ГУО «Средняя школа №201 г.Минска» Булатов Георгий Сергеевич)

 

Характеристика исторической тематики в произведении белорусского искусства:

Картина Михаила Савицкого «Партизанская мадонна Минская» (1978) относится к наиболее известным работам белорусской живописи ХХ века.

Ответ:

Михаил Андреевич Савицкий (1922–2010) – известный белорусский живописец, народный художник СССР и Беларуси, Герой Беларуси (2006). М. Савицкий – участник Великой Отечественной войны, участник оборона Севастополя был узником концлагерей. Художник стремится по-новому взглянуть на военную тему в изобразительном искусстве, прежде всего он стремиться показать и рассказать в своих работах об ужасах войны, о тех нечеловеческих испытаниях, которые выпали на долю людей в период Второй мировой войны. Ужасы фашистской неволи нашли отражение в знаменитом цикле картин «Цифры на сердце», который открывается автопортретом «Узник 32815».

В картине «Партизанская Мадонна Минская» (1978) художник обращается к вечному символу жизни – материнству. В основе композиции лежит известная картина эпохи Возрождения Рафаэля «Сикстинская мадонна», только вместо библейских персонажей художник изображает простых людей, свидетелей нечеловеческой жестокости немецко-фашистских захватчиков. Образ «Партизанской Мадонны» наполнен болью переживаний и страхом за собственное дитя. Вместе с тем её гордая осанка полна решимости, а взгляд выражает непоколебимую волю к борьбе за свою Родину и своих близких. Автор подчёркивает, что даже в условиях военного времени жизнь не стоит на месте, она продолжается. Об этом свидетельствует сцена полевых работ на зажнем плане картины. Мы видим, что пока женщины заняты работой в поле, солдаты уходят на фронт.


Билет №20

(Зенова Татьяна Васильевна Гимназия №15)

Характеристика исторической тематики в картине Волкова «Минск. 3 июля»

 

Ответ:

В основу картины положены реальные события, свидетелем и участником которых был художник. Он точно передал то ощущение счастья, которым были охвачены жители Минска в то солнечное июльское утро. Солнце уже взошло. На улице множество людей. Старые, малые, мужчины и женщины со всех сторон обступили танки и мотоциклы, которые только что здесь появились. Каждый хочет поскорее обнять освободителей, пожать им руку.
Взгляды большинства людей обращены к танкисту, который, встав во весь рост на башне головного танка, вскинул руку с автоматом и глядит вперед, туда, откуда спешат навстречу освобожденные минчане. Его лицо светится счастливой улыбкой. Он только что говорил волнующие слова, а может, выкрикнул "Ура!". Он — воплощение Победы.

Пожилой усатый солдат-фронтовик, наклонившись с танка, пожимает руку мужчине, жена мужчины протягивает фронтовику цветы. Рядом с ними девочка в пионерском галстуке, который она бережно хранила все эти годы.
В молчании солдата-десантника с перевязанной головой и рабочего в коричневой куртке столько чувства, что его не выразишь словами. На этого раненого солдата глядит женщина и подталкивает дочку, чтобы та поднесла цветы, и дочурка, волнуясь, протягивает розы, вряд ли помнит отца, а матери так хочется верить. А немного дальше молодая женщина в голубом платье с волнением прижимает руку к груди и внимательно всматривается в лица танкистов: а вдруг промелькнет тот, о ком так истосковалось сердце. Старуха со сползшим на плечи платком подалась вперед, пытаясь обнять солдата. Он ласково поддерживает ее. Для этой старухи здесь каждый — сынок, каждый — близкий, родной. Это — Мать, помнящая не одну войну.

Одна из наиболее волнующих групп картины — солдат с девочкой. Очень правдиво. Солдаты, прежде всего, обнимали детей. У каждого из них дома остались свои. Дети освобожденных городов для солдат — свои.
Художник никого не "сделал" главной фигурой композиции. Основной задачей художника было раскрыть единство народа — воинов, партизан-подпольщиков и гражданского населения.

Даже если бы не было под картиной названия и даты — каждому понятно, что происходит. Это столица Беларуси в день освобождения.
Впервые полотно " Минск. 3-го июля 1944 г. " можно было увидеть на Республиканской выставке в Минске в 1953 году.

В 1955 году картина была выставлена в Москве на Второй декаде белорусской литературы и искусства. За вклад, внесенный в развитие белорусского изобразительного искусства Валентин Викторович Волков был удостоен звания народного художника БССР.


Билет №21

(Учитель истории Гошко Наталья Вячеславовна Гимназия №37)

 

Характеристика творчества деятеля культуры: Владимир Семенович Короткевич.

Алгоритм выполнения разноуровневых заданий по характеристики творчества деятеля культуры:

1. Определение хронологического периода или сферы общественной жизни, к которому относится творчество деятеля культуры (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

2. Характеристика исторических условий, в которых происходило творчество деятеля культуры(третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

3. Систематизация фактологического (биографического) материала о творчестве деятеля культуры с возможным определением его причин (мотивов) (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

4. Определение мировоззрения (позиции) деятеля культуры с характеристикой особенностей и итогов его творчества (или его наследия), (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

Ответ:

1. Владимир Семенович Короткевич. Белорусский писатель, киносценарист и публицист, переводчик. Лауреат Ленинской премии имени И. Мележа, Государственной премии БССР имени Я.Колоса.

2. Условия развития культуры во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. определялись сохранением роли коммунистической партии как руководящей и направляющей силы общества. Достижением в творчестве белорусских писателей 1960-х-80-х годов стало то, что они стремились изображать события того времени во взаимосвязи с историческим прошлым и перспективами будущего развития республики. Событием в белорусской литературе 1960-х-80-х годов стал выход целого ряда произведений Владимира Короткевича. Писатель существенно обогатил белорусскую литературу в тематических и жанровых отношениях, наполнил её интеллектуальным и философским содержанием. Наиболее известны такие произведения автора, как повести «Дикая охота короля Стаха», «Седая легенда», романы «Колосья под серпом твоим», «Христос приземлился в Гродно», «Чёрный замок Ольшанский», эссе «Земля под белыми крыльями». Свои произведения писатель посвятил отечественной истории, раскрыл богатый внутренний мир героев и связал их личную судьбу с судьбой Родины.

3. Для писателя характерно романтическое, фольклорно-легендарное осмысление прошлого, экскурс в белорусскую мифологию, использование и художественная интерпретация библейских сюжетов, мастерское использование античных образов. В. Короткевич планировал написать трилогию посвященную событиям 1863-1864 гг. Но успел создать только первый роман «Колосья под серпом твоим». Теме восстания посвящена героико-романтическая драма «Кастусь Калиновский». В.Короткевич стал первым белорусским писателем, обратившимся к жанру исторического детектива (повесть «Дикая охота короля Стаха», созданная в жанре исторического детектива, описывает события 1880-х гг. в одном из уголков Беларуси).

4. Особенная его заслуга перед белорусской литературой — разработка исторической тематики. Он поднял в своих произведениях широкие слои национальной истории, передав дух прошедших эпох. Владимир Короткевич писал об истории своего народа, его искусстве, культуре, духовной жизни. Он выступал в защиту белорусского языка и культуры, памятников архитектуры и природы. В.Короткевич оказал заметное влияние на общественную, эстетическую и духовную жизнь белорусского народа. Его произведения переведены на многие языки. Владимир Короткевич был автором сценариев документальных фильмов. По его произведениям были поставлены художественные фильмы, теле- и радио спектакли, и оперы («Сивая легенда»). В. Быков охарактеризовал В.Короткевича как благородного рыцаря духа. В Орше, Витебске, Киеве писателю поставлен памятник, открыт музей.По словам белорусского литературного критика и литературоведа А. Л. Воробья, Владимир Короткевич для Белоруссии выполнил такую же историческую миссию, что и Вальтер Скотт в Англии, Генрик Сенкевич в Польше, АлоисЙирасек в Чехии.


Билет №21

(Учитель истории ГУО «Средняя школа №201 г.Минска» ПушкарёваЛариса Вячеславовна)

 

Дайте характеристику творчества деятеля культуры: Стефания Михайловна Станюта.

Ответ:

Стефания Михайловна Станюта – народная артистка РБ, выдающаяся актриса, прима Купаловского театра, много десятилетий отдала служению не только родному театру, но и белорусскому кинематографу.
Путь 15-летней Стефании Станюты не назовёшь особенным. На рубеже 1920-х гг. революция породила новый мир, требующий новой культуры, нового искусства, новой талантливой молодёжи. Она увлекалась музыкой, поэзией, танцами. Её тяга к прекрасному привела в Белорусское общество драмы и комедии. 4 года в Москве она обучалась некоторым приёмам актёрской профессии и увлеклась на всю жизнь идеями Станиславского. После учёбы в Москве уезжает в Витебск и вместе с другими актёрами создают новый белорусский театр- Белорусский Государственный Театр-2.На Витебской сцене были тепло встречены многие спектакли. В 1931г. она переходит в Белорусский Государственный Театр-1. Сначала на Минской сцене у неё второстепенные роли, но трудолюбие и ответственность замечает режиссёр и актёр Леонид Рахленко. Следуют роли в спектаклях “Скупой”,“Волки и овцы”. В 1939г. она играет в спектакле “Хтосмяеццаапошнiм”. На белорусском радио и телевидении она всегда была желанной личностью.
Стефании Станюте была подвластна могучая стихия трагичного жанра. Её роли – это судьбы женщин, их она ярко проживала на сцене. На её счету много лент, снятых на “Беларусьфильме”, посвящённых событиям Великой Отечественной войне. Стефания Михайловна весь свой талант отдала всенародной борьбе за свободу нашей Родины. Роли, которые она играла в годы войны, наполнены болью за свой народ, верой в победу. Образы, созданные Стефанией Михайловной за долгие годы творческой деятельности, всегда отличались одной необычной важной чертой – они не оставляли зрителя безразличным, пробуждали раздумья о жизни.
Практически каждая роль, которую сыграла актриса, имеет свою гражданскую и художественную ценность. Обусловлено это творческой индивидуальностью.

 


Билет №21

(Учитель истории ГУО «Средняя школа №201 г.Минска» Ломейко Ирина Адамовна)

 

Дайте характеристику творчества деятеля культуры: Михаил Яковлевич Финберг.

Ответ:

«Всю свою жизнь я работаю для того, чтобы белорусские слово и песню знали не только у нас на Беларуси, но чтобы они звучали на полную мощь, проявили свою неповторимую красоту на весь мир» Михаил Финберг

Михаила Финберга называют «человек-оркестр» не только потому, что он – профессионал с большой буквы, но и потому, что он по-настоящему живет любовью к музыке.

Михаил Яковлевич Финберг родился 22 февраля 1947 года в городе Мозырь Гомельской области в абсолютно немузыкальной семье. Его мать была прачкой, отец – простым рабочим.

В Минское музыкальное училище попасть с первого раза он не смог. Стал воспитанником военного оркестра в Курске. Играл на нескольких инструментах. Через несколько лет перевелся в Минское музыкальное училище. В 1970г. окончил Белгосконсерваторию экстерном за четыре года и аспирантуру при ней (1973).

Был артистом оркестра Белорусского радио и телевидения (1967–1970),дирижером. В период с 1970–1987 являлся главным дирижером оркестра Минского государственного цирка. Попав на работу в Минский цирк, Михаил Финберг работал с выдающимися мастерами советского цирка – Юрием Никулиным, Олегом Поповым, Игорем Кио, Мстиславом Запашным, знаменитым Карандашом. Специально для них писал музыку, делал различные аранжировки.

В 1987 году Михаил Финберг организовал Государственный оркестр симфонической и эстрадной музыки. Когда М. Финберг только начинал работу в концертном оркестре, не было ни одной авторской программы на стихи белорусских поэтов. Сегодня его коллективом сделано больше двух десятков таких программ, посвященных классикам белорусской литературы – Максиму Богдановичу, Янке Купале, Якубу Коласу, Аркадию Кулешову, Владимиру Короткевичу, Адаму Мицкевичу...

Оркестр под управлением Михаила Финберга с 1993 года работает над национальными фестивалями поэзии и песни в Молодечно. Чрезвычайную популярность в нашей республике и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья оркестр приобрел благодаря "Славянскому базару" в Витебске, программе "Поем вместе с оркестром", выступлениям по итальянскому телевидению, отмеченными Гран-при. Работал в концертном зале "Россия", участвовал в программе "Площадь звезд". В знак признания большого вклада М.Финберга в укрепление творческих связей мастеров искусств России и Беларуси, высокого художественного и исполнительского мастерства оркестра в Москве 30 апреля 2004 года была заложена "Звезда Михаила Финберга".
В 2005-м оркестр получил статус Национального, а в 2010-м - академического. Главными направлениями в деятельности оркестра являются популяризация белорусской народной песни, инструментальной и джазовой музыки, поиск и открытие новых имен. Среди проектов - международные фестивали, концерты, авторские вечера, выступления с талантливыми детьми. Сегодня в коллективе собраны высочайшего класса музыканты и солисты-вокалисты, в числе которых заслуженные артисты Беларуси, лауреаты международных конкурсов и фестивалей. Национальный концертный оркестр Беларуси известен как "оркестр живого звука", а его руководитель - как "маэстро живого звука".

Творческая работа Михаила Финберга отмечена орденом Франциска Скорины, Благодарностью и специальной премией Президента Республики Беларусь, премией Союзного государства в области литературы и искусства, Почетными грамотами Национального собрания Республики Беларусь, Министерства культуры Беларуси, министерств и ведомств Беларуси, творческих союзов. Он является членом совета по культуре Министерства культуры Беларуси, комитета по государственным премиям Беларуси; был членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь двух созывов. Является почетным гражданином городов Мозырь и Несвиж. За особые заслуги в развитии Минской области Михаилу Финбергу присвоено звание "Почетный гражданин Минской области".


Билет № 22

(ГУО «Средняя школа № 6 г. Минска» Горбацевич Лариса Анатольевна)

Date: 2015-06-08; view: 4023; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию