Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек как объект философского познания





Современная философская антропология наиболее активно задействована в практику через социал-дарвинистскую, марксистскую, психоаналитическую, экзистенциональную концепции.

Социал-дарвинистская концепция сформировалась на основе эволюционного учения Дарвина о наследственности, борьбе за существование. Наибольший резонанс эти идеи получили благодаря работам Шпенглера, Ницше. В данном случае человек трактуется как биосоциальное существо, которое или характеризуется стремлением к воли, или довольствуется аморфными (нелидерскими) качествами. Идеи социал-дарвинизма используются в форме политической идеологии нацизма и шовинизма.

Марксистская концепция (Маркс, Энгельс, Ленин) фиксирует в человеке активно-деятельностную сущность преобразующего мир существа. Она созвучна эволюционной теории Дарвина в части происхождения человека как биологического вида, но при этом решающую роль в переходе от обезьяны к человеку отводит труду.

Психоаналитическая концепция (Фрейд, Юнг, Адлер) сфокусирована на психике человека, его сознании.Здесь утверждается тезис о том, что психоэмоциональная сфера человечества имеет определенную структуру, связанную с наличием области, отвечающей за инстинкты, архетипы, комплексы, сновидения и контролируемой в виде «Я» (индивидуального сознания) и «Сверх-Я» (норм общественного сознания). Между этими сферами существуют сложные взаимоотношения, которые являются предметом изучения психологии.

Экзистенциональная концепция (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю) акцентирована на изучении человека в обычных и экстремальных условиях техногенной действительности. Речь идет о существовании индивида с точки зрения таких категорий, как «забота», «страх», «ничто», «пограничная ситуация», «ответственность», «свобода», «брошенность», «гуманизм».

Экзистенциализм оказался сроден мировой литературе, особенно России, Франции. В Беларуси категориальные структуры экзистенциализма просматриваются в произведениях В. Быкова, А. Адамовича, И. Шамякина.

Характерная для экзистенциальной ф-и тенденция рассматривать человеческое бытие как уникальное, несводимое к каким-либо всеобщим схемам и законам, сложилась под влиянием работ таких авторов, как Хайдеггер, Ясперс. Человек для них не является ни теоретическим объектом исследования, ни элементом класса наряду с другими элементами того или иного рода, – он есть то, чем решил быть. Его существование дано как возможность выхождения за пределы себя – к Богу, миру, свободе, самому себе. Сущностью человека является его способность обладать экзистенцией как возможностью самосозидания.

Восходящая к «ф-и жизни» традиция рассматривать человека как «несостоявшееся животное» нашла свое отражение в теории психоанализа. Соотношение биологического, «природного» и культурного начал в человеке наиболее полно раскрывается в известном афоризме Фрейда «Культура есть насилие над природой». Утверждение Фрейда о том, что в основании цивилизации лежит постоянное обуздание человеческих инстинктов, и потому свободное удовлетворение инстинктивных потребностей человека несовместимо с цивилизованным обществом, легло в основу его теории человека. Если марксистская ф-я исходила из рассмотрения человека через призму общественных отношений, то фрейдизм, наоборот, переходит от анализа влечений индивида к трактовке общественных тенденций. Современный философ Г. Маркузе осуществил органичный синтез идей марксизма и фрейдизма. Согласно его идеям именно свободная многомерная личность может изменить социальный порядок, созданный господством человека над природой и человека над человеком, радикально пересмотрев самовосприятие и мироотношение. В отличие от Фрейда, Маркузе считал, что конфликт между цивилизацией и инстинктами не безысходен, а репрессивность принадлежит только специфически исторической организации человеческого существования.

27. Природа и сущность человека, понятие аптропосоциогенеза.

Кант считал, что проблема человека является основным вопросом ф-и. В этом смысле ф-я так или иначе является антропологией, т.е. учением о человеке, о мире человека.

В ф-и древнего Китая человек рассматривается как микрокосм, который соединен с Космосом тысячью незримых связей, и они постоянно влияют друг на друга. Отсюда – неизменное чувство ответственности за свои действия на высшем «космическом» уровне.В древнеиндийской ф-и человек рассматривается как часть космоса, производная от бытия. Человеч. жизнь рассматривается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. Карма детерминирует будущее рождение, которое является результатом всех деяний предшествующих жизней.

Античная Греция – родоначальница рационального гуманизма, т.е. системы взглядов, признающей ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.Фалес провозгласил: «Познай себя», а Сократ сделал человека предметом своей философии. Лозунг «Познай себя» он объяснил так: «Познай, кто ты есть, и будь им».

В средние века проблема человека приобретает самоценность. Христианство стало почвой европейской персоналистической традиции. Согласно Августину, человек есть разумная душа, которая пользуется земным телом. Человек есть личность, связанная с Богом, подобие Бога, а значит, может обладать волей и направлять ее либо во спасение (к добру), либо к отчаянию (злу).

В эпоху Возрождения в качестве высшей ценности рассматривается человеч. личность и ее свобода. В Новое время Декарт заявил, что человек – это «мыслящая вещь». Именно мышление определяет сущность и существование человека: «Мыслю, следовательно, существую». С этого времени начинается механистический подход к человеку, рассмотрение его как вещи, машины, механизма. Также мыслители Нового времени утверждали, что человек обладает самосознанием и является существом моральным. А духовность предполагает не только моральность, но и его эстетические возможности, и религиозность.

По мнению основоположника классич.немецкой ф-и Канта, человек – это существо, предназначенное для общества.В марксистской ф-и человек рассматривается как совокупность всех обществ.отношений, как целостное единство биологич., психич. и социального уровней (биосоциальное существо).Ницше: «Человек – существо промежуточное между животным и сверхчеловеком. Сверхчеловек – человек, способный себя превзойти. Человек – путь, канатная дорога над пропастью, ведущая от животного к сверхчеловеку».

З. Фрейд рассматривал три основных уровня в структуре личности:1) бессознательное – «Оно»– самый нижний и самый мощный пласт, находящийся за пределами сознания, где хранятся прошлый опыт, биологич. импульсные влечения и страсти, неосознанные эмоции;2) на этом фундаменте возвышается этаж предсознательного, это то, с чем человек постоянно имеет дело, – это его «Я»;3) последний этаж – «Сверх-Я» – это сознательное, находящееся над «Я», выработанное историей человечества и существующее в системе науки, морали, искусства и культуры. Это идеалы общества, социальные нормы, религиозные запреты, с которыми человек должен считаться.

Антропосоциогенез современная ф-я рассматривает с различных позиций:

1 – концепция «недостающего звена» исходит из эволюционной теории: «Человек появился как множество людей одновременно на всей территории Старого Света. Об этом свидетельствуют каменные орудия, групповая организация, речь и использование огня. Но переход к такому человеку не фиксируется через некие внешние изменения, поэтому предполагают, что суть перехода от обезьяны к человеку состоит в уходе у самость»;

2 – версия инопланетного вторжения человека. Бехтерева отмечает, что требования, которые предъявляются человеческому мозгу в земных условиях, во много раз ниже, чем его возможности;

3 – теория трудового происхождения человека. Именно труд, который начинается с изготовления орудий труда, и создал человека. В ходе труда рука становится всё более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается всё более тесное сплочение людей, и возникает потребность что-то сказать друг другу. Но проблема, почему человек стал трудиться, еще не решена;

4 – Кассирер исходит из того, что человек – это символическое существо. Человек живет в мире символов. Этот мир утончается, усложняется по мере развития человека;

5 – Главным основанием эволюции человека является его собственное тело (Мэмфорд). Тело, движимое умом. И благодаря этому человек стал самосовершенствующимся животным.

6 – Креационистская концепция (религиозная).

Date: 2015-06-08; view: 625; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию