Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория государства и права





Понятие государства

ТГП имеет один объект исследования – государство и право. Рассматривает их во взаимосвязи и с юрид.точки зрения.

Термин гос-во ввел Макиавелли.

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Гоббс, Локк). Вторая концепция идеи Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Юм, Ницше).

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Под государством в широком (общесоциальном) смысле следует понимать определенным образом организованное общество. Это общество, в котором людей в одно целое объединяет не родственная связь, что имело место в первобытном обществе, а территория. Кроме того, для такого общества характерна не потестарная власть (публичная власть в первобытном обществе), которая была слита с обществом и им же осуществлялась, а особая публичная власть – политическая, которая уже не совпадает с обществом и осуществляется при помощи выделившегося из общества специального аппарата управлени.

Государство – организация полит.власти, кот.выделилась из общества и кот.необходима обществу для управления и кот. нуждается в налогах.(узкий смысл)

Признаки:

1.публичная власть

2.территория

3.налоги.

Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

Сущность и соц предназначение государства. Концепции понимания сущности государства.

1. Теологическая: власть от Бога, божественное предназначение государства, служение Богу.

2. Арифметическая(классическая): государство слогаемое 3явл.: территория, население, власт.

3. Юридическая: г-во как юрид.персонификация власти как юрид.лица(очень спорная теория, не пользуется популярностью в науч.кругах).

4. Социологическая: г-во как соц.явление. Оценивается с позиции его соц.роли в обществе.

Марксистское напр.: государство – орган экономически могущественного класса. Предназначение: держать в узде противоположность классовых интересов.

Немарксистское напр.: надклассовая сущность. Государство выступает в роли арбитра выражения общих интересов общества.

Сущность государства противоречива. Чем больше классового, тем меньше общечеловеч, и наоборот.

5. Кибернетическая: государством управляет система. Государство сверху, посередине черный ящик(органы гос.власти), внизу общество. Государство бросает в черный ящик свою волю(законодат.акты), черный ящик их перерабатывает и бросает в общество. И наоборот.

Новая теория, еще в стадии разработки.

 

Соц. предназначение то для чего предназначено государство.

 

 

Государство в политической сфере.

Политическая система появилась в сер. 20в. Современ.общество состоит из гражданского общества и политической системы.

Гражд.общество – объединение частных лиц, связанных между собой нуждой, причем каждый из них рассматривает себя как цель, а др.как средство(Гегель). Общество эгоистично и никто конечных целей не добивается. В связи с эгоизмом возрастает стихийность, противоречия, и разрешить все это способно только государство.

Гражд.об-во вкл.:

1.духовность

2.семья

3.экономика. Т.е. все сферы кроме политики.

Политич.система – совокупность общественных институтов, соединяющие отношения, порождающие полит.власть и приобщающие к ней всех членов гражд.об-ва.

Государство по прежнему остается главным орудием осуществления внеш и внутр политики, вокруг которой группируются остальные члены полит.системы.

Государство явл.центральным звеном полит.системы благодаря след.свойствам:

1. Только государство явл.офиц.представителем всего общества, а не одной части, т.е самая универсальная организация.

2. Является собственником основных средств производства, основных национальных богатств, территории, т.е.экономически самая могущественная организация.

3. Обладает аппаратом управ.и принуждения, позволяющие распространять гос.власть на территорию всей страны.

4. Обладает суверенитетом, т.е верховенство власти внутри страны и независимость на международ.арене.

5. Организация общественной жизни на правовой основе, т.е издает обяз.веления для всех членов общества и субъектов политической деятельности.

 

Государственная власть разновидность политической власти. Гос.власть самый главный признак государства.

Свойства государственной власти:

1.универсальность

2.всеобщность

3.принудительность

4.единство.

Гос.власть – организованная воля и сила правящих кругов, распрастраняющаяся через весь механизм государства на всей территории страны.

 

1.

2.

3.

4.

5. ГОС ВЛАСТЬ.

УЧЕНИЕ О РАЗДЕЛЕНИИ ВЛАСТЕЙ. Потом (механизм государства).

 

22. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ.

 

Церковь тоже тиранила. Она претендовала не только на религ вл, но и на полит. Это было присуще феод обществу.

С созданием гр общества и формированием полит системы, церк была вытеснена из полит сферы.

В РФ запрещ созд партий по религ типу с религ целями.

Религ орг вряд ли вовлек в полит деят и их стат особый по сравнен с др полит орг.

 

Гос - см выше. Особая универс орг полит вл, кот необх правящим кругам для управл населением на опред терр, и т д.

 

Церковь - понятие можно исп в уз и шир смысле.

- здание, храм. (в православии) - не отн к гос и церкви в полит см.

- исп не только для православия в тгп - как вообще гос взаимод с такими орг верующих, кот могут принал к раз конфе.

- форма организации общественности, верующих, принадл к разн конфесс для осущ культов и верований.

Церк - это не религия, это орг форма, структура, для организац вероучения.

Взаимоотн м/гос и церк носит истор зарактер и началось оч давно.

Гос и церк нах всегда вм и взаимодейст.

Церк даже подчин себе гос при феодализме. Авг Блаж и Фома Акв гов, что функц гос явл борьба с еретиками.

При позд средневек Марселий Падуансктй: у кажд из орг своя задача.

Доктрина 2 мечей: у гос своя (полит) власть - меч гражд, а у церк - меч идеологич.

Морозова выдел 2 стат взаимод гос и церкви:

1) статус светского государства

2) статус теократического государства.

Стат свет гос устан в РФ. Смысл с позиций права: гос отделено от церкви и гос не вмеш во внутриорганизац, внутриидеологич вопросы церк и может контролир деят церк только с т зр законодат о религ орг.

Церк полн устранена из полит сферы и не им никкаких юрид возм вмеш в политику и осуществление гос власти.

Устан своб вероисповедания.

Не им ни полит, ни юрид знач не им принадл чела к конфессии. Эта принад не обозна. Нигде.

Церк не им льгт от государсвта (экон: уплаты налогов), собст церкви не защищ особым статусом, загятие гос долж не связ с произнес религ клятв.

Стат свет гос присущ многим соврем гос.

Устан впервые не в России, во Фр. Сущ и в Европ, и Лат-Амер, и в Азиат и др.

 

Стат теокр гос не ушел в прош. немало. Ватикан, мусульм гос, Великобрит, Израель, Япония (глава языч религии император).

Церк устан опред статус. И опред преимущ принадлежащим к церкви (должности государства, нарим, в Англии к англиканской церк). В судах клятва на Библии. Присяга на Библии.

Церк и ее собст освоб от налогов. В мусульм есть вакувные земли (священ где ходил пророк).

Церк осв от налогов.

Учебные завед направл на изуч вероучен.

Дорев Россия была теократич гос. Инородцам при перех к правосл религ присваив дворянск титул.

Квоты на обучение были для вероисповед.

Солженицын. 200 лет вместе. Про евреев с Екатерин времен.

Мусульм правоведы осущ даже правос.

 

Взаимоотн м/гос и церк строится по-разн в завис от статусов.

 

Гос стрем вытеснить церк из подитики, т к не выдержит конкуренции. Идеологич лозунг, идеол воздейтсвие оч сильное.

Изолировать церк из политики не удается вытеснить. Гос не в состоян решить некот вопросы само, не помог партии или обществ организации. Гос вынуждено призыв на помощь служителей церкви.

Сотрудн необходимо: социальное партнерство. Взаимоотн м/гос и церк не полностью в политике, а осущ в тех программах, кот проводит гос в срц сфере (благотв, военн дейст, социальн, содержание приютов, допуск представителей конфес в тюрьмы). Гос оставляет за собой право контроля.

 

 

Гос возн и сущ, чтобы быть активным субъ, на него возлаг большие задачи. Сущ понятия:

Функции гос. Формы и мет осущ функц гос. Мех гос. Обозн действия государства.

 

ТЕОРИЯ ФУНКЦИЙ ГОС.

В совет вр Черноголовкин, Марченко, Радько разраб теорию функ гос.

Опред функц - Как осн магистральн направления деятельности гос.

Функц связ с вопросами: сущн и соц предназн.

Разовый и случ зарактер деят гос - не функц. Только та деят, в кот выраж сущность гос, его соц предназн.

Раздача ваучеров в пер разгосударствления - не функц, эпизодич роль. Причем без результатов.

 

Функц - постоянн делается и приносит рез.

 

ДелТ от сфер:

- внутр (напрв деят внутри стр). Экон. Соц. Идеол. Функц охр собств. Функц охр прав чела. Функц фин контроля. Экологич. Информац. Миграц контроля. Демографич. Контроль за обор нарк. Любая деят, кот стан политически важной. Спорные есть тж. Тенденц развития: увеличения их развит. Роль гос увеличивается в целом. Мир вступ в эпоху глобализ, появ глобальн пробл, кот могут повлиять на гос.

- внеш. (На межд арене). Обороны стр. Поддерж междунар сотруд с др странами в экон, воен, сфере освоен косм, в сфере поддерж миров правопор.

 

Глобализация.

Приводит к появл вопросов, кас не только 1 гос, а всего мира, затраг интер всех людей зем шара; решать их могут только все вместе.

Протасов. В связи с глобализ совет деление на внут и внеш функ теряет смысл. Экон функция таковая и внут и внеш: кризис затронет всех.

Экол тоже.

Проблемы глобализ наклад большую ответ на конкр государство. Сможет ли гос противостоять внеш угрозам, вторжениям в суверенитет (с т зр экон безоп, информац безоп). Перед соврем гос тсоят ответ задачи по обесп экон сувер, культ суверенитета, государств сувер. Функц фин контроля должна оставаться тоже.

Стирание граней м/внут и внеш не снимает ответ с госуд...

Есть и антиглобалисты.

 

Делят и по др основан/ постян, врем; основн и неосновн; классов и общечелов.

Есть лукавство в классификациях. См определение (осн и неосн не м б; врем или постоян; и т д).

Функция подавления эксплуатируемых масс в сов время - классовая функц. А экон - общечеловеч.

Попытка классиф фукнции: в соотв с ветвями власти (зак, испол, судеб). Опасно. Смешение категорий.

Не путать с фукнц гос орг!

 

ФОРМЫ И МЕТ ОСУЩ ФУНКЦ ГОС.

Экон функц, функц обороны стр - содержат хар и сфера, на кот возд. Но функц может осущ в раз ф.

Ф - каким образом эта деят осуществляется.

Разл:

- правовые формы

- неправовые формы

При пом правовых или фактич, организац дейст.

Праовов: правотворчсекую, правоисполнит, правоохранит, констрольно-надзон.

Правотворч: для укреп экономики гос издает законы (о собственности, напр), облекают глав решения в ф законов.

Правоисполнит: гос начинает организовывать исполнение. В законах есть: поручить правит в такой-то срок разработать и принять иные меры.

Далее при пом подзак актов или индивид персон актов решаются.

Правоохранит: есть орг, призванн реагировать на правонар, привл к ответ, наказывать и т д.

Контрольно-надзорн: над всем этим выше сказ надзирают. Целая система обеспечения норм деятельности функц государ тва.

Экономич - м б правоохр, правоисполнит, контро-надз, правоохр.

 

Правов формы чтобы норм работали, надо позаботиться. Есть и неправовые (Матузов, Малько). Есть фактическая, оргнизц деят: разъяснит, истолковывать законы, идеологич; для исполнения организац-материальная, техническая; регламентационная (нужен порядок, последовательность дейтсивй).

 

Деление на прав и неправ условное, в учеб целях. Некот авторы счит, что и непавов возд на право и деление бессмысл.

 

МЕТОДЫ ОСУЩ ФУНЙКЦ ГОС.

 

Отн мет убежд и мет принужд.

Гос вл универс и по спос возд (идеол, реком, поощр, убежд, принужд). 2 специф мет: законности и мет прямых физич дейьсвий.

Принужд и убежд не возможно раздел. Принятый закон - это отсроченное принуждение.

Осн метод - законности.

 

Вопросы подгот по государству на след раз.

 

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА.

 

Функц гос связ с ущ и предназ гос. Механизм отделен от сущности гос, больше относит самостоятельность от сущности государства.

 

В кажд стране для действенной реализации функций сущ целостная совокупность госуд учреждений, при пом которых осуществляется госуд власть и управление обществом.

Эта совокупность госуд учреждений носит строго иерархический централизованный характер и называется государственным меанизмом.

При пом этой категории отражается строение государства, "вещество", из кот слагается "тело" государства. Причем в разн странах сущ различный набор частей, из которых он (мех) складывается.

В любом случ он вкл в себя 3 части:

Органы ГВ (гос аппарат)

Иные госуд учр (организации, управл культур, здравоохр, спортом и т д; орг, исполн угол наказания; школы, библиотеки, почты

Администрации гос корпораций (Росатом и т д)

 

Схема 1.

Не отожд мех гос и гос апп. ГМ богаче, хоть эти части и осущ аппаратом и осущ решения, кот принимает орган ГВ.

 

1) Особ орг ГВ: обладают властн полномочиями. Нал властн полном - эти орг имеют право изд акты, имеющ обязат значение.

2) Только они могут организовать исполнение этих актов, использу и принужд.

3) Контролируют.

Другие обязат признаки органов ГВ:

- обязательно имеют казеное имущество

- у них обязат есть счет, на кот перечисл госуд деньги (строка в бюдж)

- есть установленная законом компетенция (объем властн полномочий, цели, задачи и ответственность вкупе)

- имеют организац структуру, утв законом

- им систему подчинения

- им свою систему дисциплины

 

Орг ГВ многообр. Их много. Классиф по разн основан.

1) По колич лиц, кто принимает решение: единол или коллег

2) избираемые и назначаемы

3) центральные или местные, региональн (по сф распростр полномочий)

4) орг первичные и производные (теоретич: каким спос получили полном: от народа или по наследству; производные - органы, кот созданы первичными органами: прокурор назначен президентом...)

5) по компет: орг общей компет, специальной компет. Правительство или органы юстиции.

6) - по ветвям власти. Закон, испол, судеб.

 

Учение. Дж. Локк, Монтескье. А считается первым о разд вл в науч плане сказал Джон Лильберн (лидер левелеров в армии Кромвеля, лидер анг бурж рев) - В. В. Ершов о статусе суда в правов гос.

Он счит, судеб вла - разновид исполнит. Была междунар власть ().

есть по Ершову мягк модель раз вл - в Англии была (одна ветвь вл выше других - верхов Парламента, а др зависят от нее). Жесткая модель (в США сделали): в 18 веке через 100 лет, все ветви вл на одном уровне, ветви могут возд на другую и может наложить вето на действие другой.

Амер создали сист сдерж и противовесов.

Но в модели США наруш раздел вл: Президентская респ, власть сдвинута в пользу Презид.

 

Классич идея воплощ в соврем мире. Функции гос многооб, ветвей власти этих не хватает. Еще 3 для нашего государства. Счет Палата - контролир функц. Избир комиссия. Прокурор - надзорн вл. Президент не вх (он гарант констит и у него есть власть - м б координир функц, арбитражная власть назыв или политическая). Пишет Чиркин. Государствоведение.

Итак: контрольно-надзорн. И др. Учредит ветвь власти (Конституционное Собрание).

Не до конца продуманы. Правов природа Презид указов не определена - это не протсо подзаконный акт.

Есть во Фр и Казахстане право През издавать ордонансы (приравн к законам).

Чиркин: надо говорить о единстве гос власти, а не о разд. Она едина в своей группе правящей партии как в социальн отношении, в организац плане. С т зр функций разделение функц д б, разделение дел (по Ленину).

Чиркин: больше ветвей по колич.

 

Классич теория разд властей дополн системой сдерж и противовесов (система эта противоречит теории разд вл).

В 20 веке новый принц тж возник принц субсидиарности. Если ветвь власти затрудняется, она может возложить функц на др ветвь. Это связ с делигированным законодат. Некот гов - это нар принц раздел властей.

В РФ отнош к делегиров правотворч отрицат. Случаи были. Ельцину делегировали издавать указы.

Судебное правотворчество - нарушение принц раздел вл.

У нас не прецедент, а создание судебных обыкновений. Это должен признать законодат орган, сами сделать не могут. И КС тоже.

 

ПРИНц ОРГАНИзации ДЕЯТ ГОС АПП.

Законность

Демократизм

Гласность

Профессионализм и компетентность

Принц разделения властей.

Эти принц могут обрисов отдельно в разных аспектах.

С связи с демократизмом рассм вопр бюрократизма. Есть в учебнике Протасова. Бюрокр - с ней борется демократизация.

 

 

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.

 

Это определенное направление научное, необх для тгго, чтобы охв всё многообразие сущ и существовавших гос образований и на основе нескольких принцип моментов разделить их на опред группы.

 

'Типология'.

Но Гончаров гов, что не типология. А типологизация (как науч напр). А в итоге типологизации плч типология. А в рамках типолгии плч опред типы.

Типология предст описание откореектированных моделей с указ соотв им стран. В местном учебнике.

 

Еще со времен Полибия. Это был эмпирический подход.

А подлинно науч типол начин с конца 19 века. Обществ науки стали стрем к науч лпытным началам и стрем открыть объективн закономерности.

 

Сейчас 2 противоп подх к типологии.

1. Формационный.

Пон обществ - экон формации.

Главное и ценное: в рамках него выявл законом смены этих формаций и, соотв, истор типов государства.

Нуж: объяснить, на основан каких науч крит они выдел; в чем сущность их; как один истор тип сменяет другой - что главное, ценное.

Общ-экон формация - это модель типа общества. В основе типа лежало деление общества на экон базис и возвышающуюся над ним надстройку.

Экон базис у кажд общ с поз Марксизма, разный. Это отличие.

Надо пос на спос производства и на отношения собственности.

Прирабовладении был один: в собст не только земля, дома и т д, но и рабы.

В капит типе собственностью стан все, кроме человека.

В соотств с типом Мркс, Энгельс и последователи разл 5 экон формац:

- первоб-общин (архаичная);

- обществ-экономическая (экономическая): 3 типа обществ: рабовл, феод и капит.

- коммунистич (с поз диалектики предст из себя отрицание отрицание; отрицала и архаич, и экономич). Будет созд общ на обществ собств и все будут трудиться.

От экон базиса тж завис соц структура общества (на какие гр будет дел общество) - осн соц деление по Марксу на классы - отлич по своему месту в сист хозяйства по отн к средствам собственности.

Возник 2 антагоничтич класса - с непримиримыми интересами.

Соц стр влияет на полит структ, далее - на духовн сферу. Эта надстройка вырастает надстраивается над экон базисом и она зависит от него. Меняется он, меняется и она.

Гос и права - надстроечн явления. Гос и право не им своей собств истории. Они следуют истории экон базисов.

Гос и право оказ обрат воздейтсиве на экономику (это не просто хвостик, они активны) и могут спос жкон развитию, либо тормозить его, если не правил но регул эти отн и т д.

Гос и право с экономикой общаются через соц структуру и поэт они по своей природе служат тому или иному классу, кот в данн эпоху явл наиб прогресс, экон могуществ. В рез: выдел ист типа гос зависит от 2 крит: экон и классов.

Соотв выдел 4 истор типа государства:

- рабовл

- феод

- бурж

- социалистич.

Первые 3 - экплуататорскими типа государства, т к в них у власти меньшинство общества нах, управляющее страной, большинством, в интересах господств меньшинства. И гл задачей такого господства - поддержание эксплуатации одним классом б-ва трудящихся в подчинении; помогать ракоаду на 2 этих класса.

При характер этих типов гос: необх подчерк сущность, а тж есть функц подавления, обесп борьбы классов, одолжение эксплуатации.

Гос как прав, не вмеш в экон сф, огранич сф политики. Его задача устаршающ, а не созидат. И мех, функц гос, мет осущ вл соотествующие. Привести примеры государств.

4-й тип особенный (социалистич). Он не коммунистич: гос не должно быть при коммунизме. Общество д б организов путем естеств самоуправления (субъ и объ управления объед), общ д сотс из самоупр общин. Нет классов и проч.

Марск и Энг после Париж Коммуны: коммунистич формация отл от предшеств экон формации, она не м б создана в рамках предыдущей. Отнош, кот сущ в коммунистич формации, они не м б созд в рамках капитализма. А чтобы созд новые отнош, необходим социализм - необх переход пиод от капитализма к коммунизму, низш ступень экон формац. Она необх, чтобы создать структуру, от кот можно перех к коммунизму.

Социалистич гос неэксплуататорское. Ленин "Гос и Рев" авг '17. Детально описал все вопросы эти. Повторяет за Марк и Энг: если не создать такое соц гос, песня победивших революционеров будет лебединой.

Соц тип гос кардинально отл от предшеств. Ленин исп термины (странные): это не гос в собств см слова, это полугосударство. Им в виду: здесь эта власть осущ большинством населения, он счит задачу подавлять свергнутые классы легче, надо им меньше карат органов, легче лишить их прав, их же мало. Лишить изб прав эксплуататоров и создать общество, сост только из трудящихся. Но гл функц - созидат - создать новую экон, созд новое общество (все д б грамотн, законопослуш программа КПСС 60 г.).

Функц социалистич гос: организаторско-хозяйств по созданию соц базиса; культ-воспит; функц подавления свегнутых экплуататорск классов. После ликвид класса кулачества, общ стало созд из дружеств классов, исчезает функц подавления экспл классов.

Соц гос должно пройти 2 этапа:

- пролетарское гос

- общенародное гос. С 70-х гг.

Между этапами есть перех пер превращение одного в др.

Разраб пон советского народа, как новой общности. Гос выраж инстер б-ва, интер сов народа. Социалистич гос сохр классов смысл, но было построено на новой историч общности людей - советский народ.

С 60-х начали идеи: социализм построен окончат и склад предпосылки для перех к нов экон формации и гос по-тих превр в коммунистич самоуправл. Некот функц гос стали передать гос упр в руки общественности. Добров нар дружины. Товарищ суды. Трудов коллективы по охр правопор, и т д.

Полит система социализма существовала реально. Вкл больш функц трудов колл по выдвиж кандид в деп, в судьи, законодат деят при всенар обсужд законопроектов трудов коллективами, Констит 1977. Трудов колл в ст. 12 - элемент полит системы.

 

В рам типологии рассмотрение закономерностей смены типов: в рам формац подзода к типол гос выдел 3 закономерности смены историч типов госдуарства:

1) Эти сменыносят поступательный, прогрессивный и необратимый характер. Историч типы выстраив в цепочку, когда кажд след был более прогрессив по срав с предыд, кажд ист тип последовательно сменялся.

2) Эти смены происходят не сами по себе, а в рез соц революций, в ходе кот один экон базис сменяет другой и вслед за этим происх перемены и во всей надстройке. Но снач надо изм экон базис (в ходе рев). Власть - это средство. Когда она перех к новым - она устан отнош собств, устраняет класс от уроавл...

3) В ходе этих смен обеспечивается преемственность в функциях, в механизме, в формах государств, но не в сущности. Сущность гос меняется в ходе этих смен.

Капит общ порожд буржуазное. Ведущ роль у капиталистов. Это гос на первом этапе игр роль ночного сторожа (гос ух из экон, явл надстройкой над гр обществом, кот пытается самореализоваться); основано на частн средствах капит, на теории разд вл, на бурж парламентаризме, на несменяемости судей и т д. Бурж гос пошло по пути республ формы правл, мон гос были упраздн. Принц контрассигнации. И т д.

 

Типология: в ней есть достоинст и недост.

Достоинства:

- большое вниман удел им экономич и социальным вопросам (до Марксизма серьезно на науч основе эти побл не анализир, в такой системе не ставились).

- вся истор я человеч предстала в стройной системе общества и государства.

- обратн подход гос и права как надстройка. Социальное предназн гос в обществе.

Недост:

- все тоже самое выше. Только то, что все абсолютизировалось. Что не все в одной системе, есть отклонения. Упрекали марксизм в фатализме. Можно ничего не делать? Сидеть и ждать, когда свершится?

Реальн ист полна повортоных вспять движ, отклонений и т д.

- вся теория носила европоцентристск хар, мало учит особ вост стран, метаамерики, африканского развития - там эти конц не работали.

Сейчас не отвергаяя полн формац подход, ориентируемся как на образец и ищем другие. Альтернативный:

 

2. Цивилизационный.

Основан на др понятии - цивилилизация, кот рассм как опред тип общества; это какое-то замкн локальное общ, кот характ опред признаками, отл его от др таких же типов: экономики, языка, религии, культурн менталитета и т д.

Отличие от пон формации: здесь при обоснован отдельн типа цив берется большее колич факторов, стремяться к как можно большему колич факт. Не огр 2-мя (экон и соц структ). В основе пон цив лежит призание того, что в о щ влиян оказ все сферы проявления челов деят, во всех сферах: дух, жкон, полит, бытов и т д.

Этот подх исходит: нужно учит все проявл челов жизнедеят: язык, расов различ, религ, историч.

В отл от формац подх, цив подх наоборот расплывч, он учитывает многие факторы в конеч сч в одном видении противоречит в др видении. Все факторы решающие. Сущ не один цив подх, а сущ многие его варианты. Авторы не согл др с др. Это затрудн усвоение типологизации.

Счит,напр, первым выдв идею Данилевский.

Известна версия Вернадского.

Зап уч: Шпенглер, Макс Вебер, Питирим Сорокин (выходец и Росси).

 

На примере Арнольд Джозеф Тойнби. Понятен подх.

Автор 'Постижение истории'. Излож теорию циклич развит истории и выдел отдельн цив. На Зап он не оч востреб. У нас востреб. Глобалистский подход.

Смысл в том: он как историк изучил истории многих народов, пришел к выв: всю ист челов можно предств в кач истории лок цив. В разн частях зем шара в разн время возникли отд лок обособл цив. Они не пересек. Как ветви одного дерева. Кажд цив в своем разв прох 3 этапа: зарожд, расцвета, надлома и гибели.

Кажд лок цив когда зарожд, отл от др многими кач (яз, спос обраб мет, религия, духов дизнь, жкон развитие...). Но в основе отличия одной цив от др есть 2:

1) Религия и форма ее организации, т е церк

2) степень удаленности цив от места ее возникновения.

Когда циклы пройдут и цив гибнет, на ее развалинах возн новая, кот начинает прох те же стадии. В рамках гибнущей цив уже появ зародыш ('гусеница"), из кот вылуп новая бабочка цив. И этой гусеницей он счит религию.

Тойнби выдел 21 лок цив (7 див и 14 мертвых). Тойнби на протяж жизни изменял свои позиции: и крит и количество. В конце жиз насчит 26.

Теория вызова и ответа. Природа ставит перед цив задачу (вызов) и цив начин развив отвечая на этот вызов. Не только прир, но и междунар обстоят, катаклизмы и т д. Он назыв православн цив и Зап цив среди 7 живых. В основе ее леж конфликт м/православн и западной. Правосл дала вызов западной и она ответила. Про социалистич цив. Зап цив ждет конец после победы над правосл цив.

Цивилизации он назыв исходя из этнич, расов мом. Были тж шумерская, индийская, мусульм, мексиканская (мерт), египетская (мерт).

Достоинство его подх: он стрем охв все многообразие как историк. Историческая точность. Богатсов материала. Он обратил вним на важн крит религии и организации церкви.

Достоиство: вывести закономерности.

Недостаток: у него по существу типологии гос не было. Он смеш пон общество и государство.

 

Уолд Ростоу. В 50-е годы: смысл его теории: поставить задачу опровергнуть марксизм. Но в основу положил ступени развития общсетва (в историч аспекте идут), все равно лежит экономика. Но Маркс брал способ произв мат благ, а Ростоу взял спос распределения и потребления.

Есть традиц общ, общ, пережив процесс сдвига, Переходное общ,..., Общество потребления (развитое западное). Т е: традиционное (аграрн только производство); переходное (аграрн экон, но зарожд торговля, дифф отношения собственности); стадия сдвигов (хар производством); зрелость (хар развитием науч-тех рев, ростом городов, соц права гр, демокр орг гос вл); эра высокого массов потреб (нанотехнол и т д).

К развитым стр отн только СШа и ряд Европ стран.

 

Цивилизации - в них сложно (Макс Вебер, Питирим Сорокин).

Положит: можно пойти простым путем: древнее, феод, бурж, соврем.

Подход дел на: Архаич аграрн, индустр и постиндустр.

Сечас появ пон информационное общество (в послед делении).

По типу того, сколько людей занято с сфере получения информации и ушло из др секторов (тоже экон аспект).

 

Трудно остановиться на чем-то.

Хотя... Основана на юрид подходе (Назаренко):

Хар особенности гос-правов системы и выражаются эти особ в правов пол различ слоев населения и в способах госуд защиты социального статуса граждан.

3 типа: сословное; представительное (юрид равенство только постулируется, а в цивилизов обеспечивается способами госуд защиты); цивилизованное (есть в правов гос и социальном гос).

Марченко тоже хар право, кот основан на кастов делении общества (юридически сословия не равны): в вост стр, в феод общ, и т д.

Далее эпоха капитализма, основан на формальн равенсте.

 

Кашанина. По типу цивилизац развития. Есть прогрессив и непрогрессивн.

 

Крашенинникова. Применительно к праву, а не к гос. Етсь Зап Мир, Китай и Индия.

 

Достоинства цив подх:

- внимание удел культуре, т е разным пооявл челов деят.

Слабые стор:

- не лооцен соц-экон факт

- сущ множество критериев не совпад классиф

- отсут собств юридич подхода, в рез - гл крит стал - общество вместо гос.

 

Венгеров. 1996. Пыт разд гос на гос первич цив и гос вторич цив. Неясные критерии. Тоже что-то связ с ролью религии. И по отнош к экономике (активн уч экон или роль ночного сторожа).

 

Тест по ГОСУДАРСТВО.

 

Социальное госуд - это такая разновидность современного госдуарчтва, важнейшей функц которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Социальное гос - это только соврем гос, не ранее конца 19 в.

Сам термин введен в оброт в 19 в. Был закреп юридически в Констит ФРГ 1949 г. (оносвной закон ФРГ 1949). Сма же концепц соц гос окончательно сформир во 2 пол 20 века. Социальное гос рассматривают как тип гос.

Соц гос конституирует тип общества, кот позволяет обеечить более равномерное распред мат и дух благ, выровнять посредством соц стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания.

Оно (соц гос) выст в роли гаранта обеспечения уровня жизни достойного человека. Особенно в таких сферах, как ур доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.

Соц гос может быть возможно только при опред предпосылках, созданных лишь современной цивилизауийе: для практич воплощения идеи соц гос необх:

1) высокий уровень экон развития страны

2) наличие правового государства

3) соответствующий уровень политической культуры граждан

Такие усл и факторы д б целенаправл созданы.

Есть страны с закреп статусом соц гос: Испан, Фр, РФ.

Посм ст. 7 Конст. Определение оттуда знать тоже. Акценты те же (дост жизнь и своб развитие чела).

В Констит: обесп соц справед, оавных стартов возм всех гр, устан мин з/п, поддерж семьи, отцовства, мат, инв, соц служб, пособий и т д в т ч перпективн демогр политики.

 

Соотносят соц гос и правов гос: разн модели: одна исх из др или правов гос - нарушение при соц гос (преимущество соц необеспеч слоям насел).

 

А как соотн социальное гос и социалистич. Связаны или нет, антиподы? А корень один! Социальн граантии жизни в социалистич гос были созд, не было резкого соц расслоения, развитие беспл мед, здравоохр, образования. Одно из направл социалистич гос было решение социальных задач, но м б не такими средствами и методами.

 

Амер выдвиг функцию гос: социального инжиниринга (они созд то, что само бы не возникло в условиях рынка): соц обесп и т д. Путем перераспределения (собир налоги, а потом перераспред средства).

 

Все соврем гос невозм классиф одной типологией.

Поэт разраб катег формы государства.

Имеем в виду способы организация содержания гос и способы его выражения вовне.

Единое социальное сод за всю ист сущ государств имело многообразн внеш выраж и внутр организации. Это политическое творчество.

Форма гос - способы организации гос власти.

В сов время не дооценивали категорию формы гос. Было главным классовое содержание не важно в какой форме.

Сейчас: удачная форма гос и если в ней сохр живые силы, она может в критич мом сиграть оч важн роль, она обесп эффективность гос власти.

Это оч прикланой, политически практически важный вопрос, а не только теор проблема. Наша юрид наука оказалась не готовой, эти вопр не разраб в сов время.

3 элем:

Ф прав, ф гос утр, ф полит (гос) режима.

Ф прав - ведущий элем.

Ф гос реж - хар не только форму гос, но и чем-то его сущность. Хар динамику гос.

 

Факторы, влияющ а формы гос.

Раньше счит, что фактором явл тип (формац подх).

Разные факторы могут повл: междунар обстановка, ист опыт, религия, случай.

Закономерностей нет. Почему некот страны федерации. Почему некот федерации крайне маленькие (Швейцария). Почему некот гос унитарные (Китай большой, но унитарн).

Тенденц: колич монархий в мире неуклонно уменьш.

1992 в Бразил прошел реф по пов восстан монархии. Не хватило голосов.

Мон демонстрирует большую гибк, приспосабл к соврем усл и соврем монархи показ более высокую стабильность с т зр развития этих стран. В мон странах соврем мира ур жизни выше.

 

Надо отойти от формальн подходов и перейти к содержат. Все гос рассм с т зр мон и федер.

Только в РФ федерация - средство разреш нац конфликта. Такого больше нигде нет. Хотя есть нац принцип: Бельгия, Индия. Основаны на дктрине двойного суверенитета - все развал (Чехосл, Югосл, Африк страны социалистич ориентации). Это ошибочный путь. Успешные оказ создание культурной автономии (в унит Китае много), (в финл адорские острова).

Она же (федерация) для удобства управления страной.

 

ДЕМОКРАТИЯ.

 

Формы гос реж - способы осущ гос власти.

 

Реж подразд на дем и антидемократические. В завис от этих способов.

Демократические и антидем возн давно.

Оба могут быть достаточно эффективным.

Дем реж - это сложная форма управления. А недемократическмя - более простая ф управления.

Демократия. Историч разновид: Демокр Др Гр, при феодализме, бурж, современная.

Есть деление на либеральные и собственно демокр.

Либ-демокр реж считается формальным. Многие показатели демократии устан только в законе.

А собственно демокр реж (конец 20 века) - дем принц не только провозглаш, но и фактически в нем установлены.

Демокр - решение принимется большиснтвом, и меньшинство подчин большинству.

Дем реж - это пр всего, форма гос, в кот взаимоотн м/ним и насел, и всеми субъектами построены на след началах (носят юрид хар):

1. такое гос, в кот каждый может в той или иной степени может принять участие в формировании гос органов. Это может достигаться путем выборов, пр всего.

2. Это когда население может принять участие и оказать воздействие на принятие важных государственных решений. Путем участия в референдумах, во всенар голосованиях или обсуждениях текстов законопроектов.

3. Возможность у населения организовывваться в различные объединения, в т ч в партии. Право на создание обществ объединений.

4. Важно, чтобы населеие могло контролировать деятельность государственных органов. Контроль в шир смысле: получать инфо о деятельности, иметь механизмы воздейтсвия и т д.

Есть ФЗ об основах общественного контроля.

Политолог: есть страны с имитационной демократией.

В дем обществе не должны снижаться качество деятельности и т д.

5. Население должно иметь возможнотсь обратиться в гос органы за возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц.

Если нет персональной такой ответственнотси, демократии нет.

 

Антидем режимы означают отрицание всего вышесказанного: значит нет права 1,2,3,4,5.

 

Недемократические режимы классиф:

- авторит и тоталит.

- в завис от элиты: военная элита - военный режим; нацистский реж; расистский реж; теократический недемократич режим.

 

Тотал реж. Дмитриев. Демократическому режиму противостоит авторитарный режим. Когда речь о тоталитарном реж - это контроль гос за всеми сферами ж. Такой контроль может быть и на демократической основе, когда всё общество этому содействует. Такой тотальный контроль вырождается в элитарную конструкцию в конечном счете.

 

Непосредст и представит (опосредов) демократия.

Институт их объединяет - выборы.

 

ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

1) ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦ НОРМ

2) ПРАВО И МОРАЛЬ: ПРоблемы соотнош и взаимод

3) СУЩНОСТЬ и СОЦ ПРИРОФДА ПРАВА.

4) ЦЕЛь, СОЦ ПРЕДНАЗН И ФУНКЦИИ пРАВА.

 

Система соц регулирования необходима, т к общество предст собой сложный организм, люди наделены суждениями, сознанием, интересами. Поэтом стремление к нарушению порядка. Потреб средства контроля и управления.

Ест регуляторы и естеств, и биологические, и природные (не только социальные).

Надо создавать искусственные. Технические и социальные.

Технич - основаны на познании природн закономерн, они завис от уровня развития производительных сил, от развития естеств наук. Они регул отнош субъект - объект. Познанная закономерность дейтсвет автоматически (без выбора вариантов).

 

Соц нормы. Они регулируют отношения типа субъект - субъект (как правило по поводу объекта). Таки отн - общественные. Эти отношения многообразны, имеют разные варианты. И возникли как наиб целесообр вариант этих многообр с наилучших позиций общества и с учетом личных интер людей.

Предст собой прогресс.

Деление на нормативные и ненормативные.

 

Схема 2. Социальные регуляторы.

 

Ненормат - решение разовой проблемы. Персональное (индивид) регулирование.

Недостатки: большая затрата соц энергии (начинается все с 0). Большая степень субъективизма (в завси от того, кто решает проблему).

 

Появляется образец, общее - нормативное регулирование. Достигается опред степень прогнозирвоания. Стабильность отшений.

Недостатки: носит общий хар (а кажд случай индивидуален, может не полностью подх под образец). 2) соц норма будучи раз установленной действует долгое время, а ж развивается. Норма может стать очень консервативной.

 

Эти СР сейчас применяются в совокупности.

 

Ненормативные соц регуляторы.

Информационный регулятор - чел поступает исходя из разовой информации.

Директивный регулятор - в нем нет общего правила повед, в нем указывается цель или направление (все идем к коммунизму, такие директивы в СССр принимались на съездах партий, сейчас - могут содержаться в Послании Президента).

Ценностный регулятор. Люди иногда поступают руководствуясь не образцом и правилом, а глубокими установлками, кот заложены были воспитанием, с детства (уважение к старшим, уважение пророка при карикатурах - все вышли на демонстрацию).

Институт предсказаний и пророчеств - играл в древности большую роль во всех сферах жизни (даже в развитом Римском государстве). Обязывающих правил не было. Они принимали самост решение. Сейчас тоже есть ритуалы, и т д. У некот полит деятелей есть астролог.

 

Нормативные регуляторы.

Главное - в них есть правило поведения, кот носит общ характер, кот общеобязательно доя всех оказавш в сит, оно формализовано с опред степ определенности, а в случ нарушения роавила предусмотрена реакция общества, государства или иная. Есть структура: если, то, иначе.

Хайкен: санкция - обязат принадлежность любой нормы.

Большиснтво качеств правовой нормы принадлежит ей, потому, что она есть разновидность социальной нормы.

Внешнее отл правов нормы от иных: сущ роковая связь м/гос и правов нормой. Эта связь появ не сразу, гос очень долго поборолось

Этатическое право - это только современное, так не было всегда.

Мальцев. Статья о правовой власти. Говорят, Правовые нормы соблюдают только за то, что за ними стоит госдуарство, но это же не так. Право - не солнце, оно не светит и не греет всем. Не открывать надо нормы, а брать готовое, сформулировать - это искусство законодателя, как естествоиспытателя.

 

Гл правило морали: никогда не делай того, чтобы не хотел по отношению к себе.

Это отношения без посредников, один на один, как зеркало.

 

Правовые - всегда есть третий (контролируют, улаживают и т д).

Действия в праве обязат должны объективироваться, чтобы третий мог наблюдал.

Юстициабельность - отношения всегда можно разрешить через спор. Правовые отн всегда юстициабельны.

 

МОРАЛЬ.

Основаны на представлении людей о хорошо и плохо, справедливость, обеспечиваются совестью. Чел оуководствуется моральным долгом. Эти треб идут от общества к челу. А он исходя из своей совестт делает выбор.

В обычае чел не задумывается, а в морали делает осознанный выбор.

В морали все требования очень категоричны (не убей).

В праве есть запрет, но есть варианты, когда убийство правомерно.

В праве правило вырадено четко. В морали правило выраж в виде цели, к кот нужно идти, указано направление (не завидуй, будь порядочным и т д).

Моральные нормы при этом не характеризуются неясностью.

В праве - принц формального равенства. Ленин: применение равного масштаба к раз людям.

В морали прин: кому больше дано, с того больше и спросится.

 

 

По тех нормам ет выбора вар поведения.

А так, все обязательные соц регуляторы. Обязательность.

Дескрептивность.

Все соц нормы обесепечены возм реакции со стор общества или гос, или узкой соц группы.

Формально выражены.

Это все отн к способности соц норм выступить регулятором обществ отн.

 

ПРАВО И МОРАЛЬ.

Понятия дать.

Мораль. Тоже разные подходы.

Даже отлич морали и нравственности.

Этимология - равны - от разн языков оба "нравы".

Мораль изменчива, нравстенность - нет, она - та часть морали, кот остается неизменной.

Сораль - совок соц норм, кот оснваны на предств людей о справ и несправ, о правильном и неправильном, и в основе морали леж пон морального долга, совести, и если право обращ к внеш повед чела, то маораль обращ к внут повед чела и его представлениям и оценкам.

 

Соотн м/правом и мор. 4 варианта рассм ка мин.

1) единство

2) различия

3) взаимод

4) противоречия.

 

Бабаев. Общ теория права. Лукашова напис про соц нормы. Очень хорошо и много написала по 10 пунктов. Но поверхностно.

Хайкен. Структура и взаимод... 80-е. Глубоко философски дошел до сути. Гл отл - право - отношения двух, есть и третий, опосредованное лицо, а в морали - только лицом к лицу.

Реккен. С т зр герменевтики разл - в праве есть третий, субъекты там каждый, любой, всякий. А в мор - субъект индивидуализирован.

 

Жак Карбонье. Юрид социология. Право и мораль могут регул одни и те же отношения.

 

Очень многие побужд (моральные) им юрид значение.

 

Право регул пон справед и совести в процессе.

В УК циничное отнош к обществу, из хулиг поб, из корысти и т д.

 

Биохеверисты: по мере проникновения техники в челов моз и его внутр сферуг - это можно измерить, вычислить, то это можно это урегулировать (запраграммировать) и перенести в правов сферу.

 

Цели пр и мор совп: достичь в общ порядка, гармонии и миру. Противостоят хаосу.

Право - искуство добра и справедливости.

Право и мор всегда основаны на обществ идеалах, сформиров в этом обществе. И достижение этих идеало (сем ценн, воинсике ценности) они дейст в этом направлении (и пр имор).

Появ одноврем. Вышли из первоб общ - мононормы стали ращипляться. Потерб разл регуляторы.

В учеб не правильно: сначала была мораль (гос не было), а с появ гос что-то из морали записали в законах - так появилось право. Это ошибка!!! Это разные явл. Стали различаться когда общест отн стали сложными и регуляция потреб с разн позиц.

Г. В. Мальцев написал 2 главы. Проблемы общей теор пр и гос. Под ред Нерсесянца. Он гов, что первой от мононорм выдел религия. А потом на основе религии стали формир остальные регуляторы.

 

С. С. Алексеев. Мораль не возникла раньше пр. Когда общ стало сложным и стали прояв личностн начала, то первым из мононорм выделилось право. Нужно было очертить тот простор свободы, кот присущ личности, семье. Личность акттвная д б выдеть, в каких границах она свободна. А при мононорм было только "нельзя", дозволение обособилось в право первым. Этимол право - то, что я могу.

А мораль дальше - выделилось в запреты.

Пр и мораль конкурируют. Мораль давила на право, поэт в праве появ запреты.

 

Право возн само по своим собст причинам и созд не гос, а самим общ (обычное пр) и подд авторитетом общества. Только если правов обыч был нарушен, шли в суд.

Потом гос начинает борьбу, чтобы самому созд право и обеспечивать его. А в кач отступного защита права. И обязанности.

Волевое происх права!!! Основыв на энергии самого индивида, человека.

 

Прич возник права и морали одинак, одноврем. И дальше идут вместе. Их требования не противор др др по осн позициям. Единство это органическое, глубокое.

Это единство м/ пр и мор не озн, что это одно и то же явление. Различия.

И по субъ, по объ, по применимым средствам, по предмету воздействия, по мех дейст.

Послед - самое серьез.

Пр и мор обращ к сознанию чела, но для права не важно, чтобы чел обязательно соглашался с этим, главное - чтоб соблюдал право. А для мор важно, чтоб чел поступал с убеждением, с согласием с моральн предписанием. Мораль начнет дейст с мом когда большинство общества признает правоту этого (внутр согласие с треб морали чела очень важно). Не аоралльн - ханжа.

 

Взаимод. Основано на различиях.

С т зр пр мы требует от чела таких поступ, соотв морали. И наобоот.

 

Противор.

УК - ответ за недонесение (декриминал)

УК - декрим ответ за оставление в беспом сост.

 

СУЩНОСть И СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ПРАВА: МНООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ.

ТЕОР ЕСТ ПР. ЮРИДФ ПОЗИТИВИЗМ. НОРМОЙТИВИСтск. И Т Д.

 

Право рассм с разн позиц.

Кант. Н. Н. Алексеев писали: юристы не найдут своего опр права.

Но Ганс Кельзен: в чистом учении о праве: сущ много споров что такое пр, но часто спор чвязан с тем, что люди использ одно слово право, но примен его к разным явл, не совсем одинак. Объект разный! Надо догов и спорить об одном и том же явлении.

Неск знач право в рус яз. А в англ райт и лоо.

Правовая деят и юрид отличается. Спор с Михалкиным. От суб к объ один, а от объ к субъ другой.

Разные критерии выделения.

Правовй проц и юрид проц различны.

 

Многообр подх к поним права связ с тем, что не совсем точно использ слово право.

 

ПРАВО. Термин право имеет разные значения в русс языке, но в любом случае с его помощью отражают социально оправданную меру свободы поведения в обществе.

Право выдел из мононорм, чтобы охватить сферу свободы, простор и пределы свободы.

 

Однако, в сфере бриспруденции следует различать право естественное и позитивное, право объективное и право субъективное. При чем это не совсем одинак явления. Они связ, по отн др к др занимают позицию, но не обязат связаны с правом в собств смысле слова (юридическом). Либо предправовое либо послеправовое. Правосоз - предправов, а сами отн - послеправов.

 

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО.

 

Предст собой систему (совок) притязаний людей на обладание теми или иными социальными благами, которые обусловлены природой человека, как биосоциального существа, а также уровнем развития обшества.

 

Ест право существует вне социальных норм и не нуждается в нормативном закреплении. Оно сущ вне норм.

Но на опред этапе развития челов обществаего основные требования начинают осознаваться и фиксироваться в религиозных трактатах, философских сочинениях, декларациях, и даже закрепляться юридически.

Однако, при этом естественное право не утрачивает своей вненормативной природы, не превращается в позитивное право, а только получает дополнительные юридические средства совей защиты.

 

ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО.

 

Это совокупность действующих в данном обществе юридических норм, установленных государством и обеспеченных государственным принуждением.

 

Соотношение.

Ест право - ориентир для позитивного (волеустановленного).

Сейчас осн требования ест права все закреплены в Констт, Междунар правов актах, но их различия не исчезли.

Ест право не право в юрид см.

Ст. 55 Констит. И ранее в Консит США (лучше выражено). США не должны издавать законы, кот умаляли бы свободу слова и т д.

Если не перечислены права, то не значит, что других нет.

Перечисл права не носят исчерп зарактера.

 

Не закреп право на создание семьи в нашей Констт.

 

Ест право не станет юридическим. Но мы как юрситы можем работат над тем, чтобы помогать людям ихзащищать, в т ч в нормотворчестве.

Ильин обсуждал. Вывел формулу соотн:

Позитивное (+) право - это в соврем усл наиболее целесообразная форма поддержания естественного права.

Ест право тоже развивается, возможности чела как биосоц суще тва возрастают.

 

ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО. СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО.

 

Разные явления.

Объективное право объективно в том смысле, что оно воспринимается адресатами как данность, как реальность не зависит от их воли и желания.

Это совокупность тех правил поведения, которые поддержтваются государственной властью.

Это не совсем позитивное право. Бержель. Общая теория права. Позитивное право составляет важную часть объективного права. Но в объективном праве есть еще и те нормы, кот действовали раньше, в прошлом и те нормы, кот будут приняты. Это право вообще, как явление, поддерживаемое госуд властью. А позит право - это только действующее на сегод день.

Теория госуд и права - объективного права же!

Объект право - право как соц явление, регулирующее общесвт отн и поддержтв государством.

 

Субъективное право представляет из себя не только право, принадлежащее субъекту, оно субъективно с той точки зрения, что само его возникновение, а иногда и реализация зависят от воли и желания конкретного поименованного субъекта.

Субъективное право - это первая фаза реализации права объективного.

Оно возникло у конкр субъекта после наст юрид фактов.

Каждый имеет право на образование. Но право возникнет не у всех (не поступит, не пройдет конк).

Должна появиться правовая связь (согласие по объекту), эта связь побужд к дейст.

Субъективное право - вид и мера возможного поведения управомоченного лица в конкретном возникшем правоотношении.

Субъективное право быстро реализовывается. Право субъ быстро исчезает.

 

Различие объ и субъ права существует. Молчаливое согласие юристов: речь об объ праве - слово объективное опускаем. А субъективное добавляем. Тем самым отличаем. Не запутаемся.

Объ рраво не реализ без субъективного права.

 

Нормотивисты, социаологисты, позитивисты и кто-то еще различ по мом возникновения права и закона.

 

Социол шк права.

Эрлих.

Амер много - Роско Паунд. Левеллен.

 

Право рассм как экон, культ, соц феномен. С разных сторон.

Проц позн, сущ и сой природы права продолжится.

 

ИНТЕГРАТИВНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВА.

 

Холл, Берман

В. В. Лазарев, Г. В. Мальцев,

Есть и критики. Это искусств - интегр понимание. Оно не дает продвинуться в практике. Мартышин: если между нормами, взгл о нормах и отн есть между ними единство, то интегративн подх возм. А если нет единства и понимания, то что, у нас нет права?

Критика: в нем и предправо, и послеправо. Фаткуллин: реализация вкл в само пон права, то зачем его реализовывать. Тогда половину материала выкинуть.

Интегр поним права возм на деятельностной основе (применит, реализ и т д). Тогда не нужна моя правов деят, она уже сидит в праве.

Право - это не сама деят, это то, что побуждает к деятельности.

 

Интегр - объед ест правов, позитивист и социологич теории права. Лившиц Р. З. определение: право - это юридически закрепленная и реализованная справедливость.

Справд - ест подход

Закреп - позитивизм

Реализованная в жизни - социол подход.

 

Нерсесянц вкл в пон право справедливость, равенство, свободу. Но справедливость тоже разносторонняя, а в праве она своя. Это вопрос философии права.

 

СУЩНОСТЬ, СОЦ ПРИРОДА. СОЦ НАЩНАЧЕНИЕ. ФУНКЦИИ ПРАВА.

 

Соц природа вкл цель, соц предназначение и сущность права.

 

Цель.

Бержель гов: 1) справ 2)поряд 3) мир и 4) что-то еще.

Цель - идеально моделируемый результат.

Право должно реш глобальную задачу.

Глобальной целью явл мир (примирение, согласование чего-то). - Шагиева.

Цель права закл в достижении такого уровня обществ отношений, в кот осуществляются общественные идеалы (и они развиваются жти общ идеалы). Фаткуллин.

Эта цель детализируется. Поэт есть пон соц предназн - та служебная роль, которую право игрет в обшестве.

Право является средством разрешения противоречий, достижения обществ компромисса, при чем не путем насилия, а путем достижения общественного согласия (консенсуса).

Гегель. Целью правос явл вынесение такого приговора, с которым согласился бы даже подсудимый.

 

Выполняя свое соц предназначение будет предметно раскрыв в функц права (они более конкр, это осн наоавления положит воздействия права на общественную жизнь).

К числу воздейст:

1) информационное,

2) регулятивное

3) идейно-воспитат

4) оценочное.

 

Простой подх: регулт и охранит. Шагиева: не правильно такое разделение. Регулируя отн мы их уже охраняем в какой-то степени.

А охрана - устан меры наказ - тоже регулирование.

 

Фаткуллин выдел широкую регулят функц, в кот вкл и охрану (+ устан права и обяз, и т д).

 

Информац или ид-воспит возд права может не привести к конкр поступкам.

 

Оцен функц - оцен повед с т зр правом и неправом.

 

СУЩНОСТЬ.

Это те глубинные качества, свойства права, кот определяют возникновение, развитие и функционирование права.

Споры.

Главное в сущности - право предст из себя волевой феномен. Видят в сущности волю. А чья это воля?

Сущность пава заключается в ответах на 4 вопроса:

1. Чью волю выражают нормы? Это социальн аспект.

2. Кем эта воля возведена в обязат ранг? Это полиич аспект.

3. Чем обусловлено содержание этой воли? Это материальный аспект.

4. Каким способом эта воля возводится во всеобщий ранг? Это юридический аспект.

 

Мракс и Энгельс. Манифест коммун партии дали ответ на эти 4 вопроса.

Ваше право - это всего лишь возвед в закон воля вашего класса. Воля, опред материальными условиями жизни вашего класса. Это ответ на эти 4 вопрса.

Сейчас отвечаем по-другому, преодолевая классво подход.

Сущность права противорчечива. В ней и классов, и общесоциальное. Это воля правящих кругов, но воля согласов со всеми слоями общ. Выражена государ твом в разл офиц источниках, но гос и свою волю согласовывает.

Воля обусловлена только материальными у ловиями - нет: и полит, и междунар, и культур, и духовн. - всеми общественными условиями.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА.

Это Нормы права.

Это система общеоязат, форм-опред, спец-обесп гос, регул в согласованных интересах...

 

А в целом это было - природа права.

 

ФОРМЫ ПРАВА. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ.

1) пон ф права.

2) внеш ф пр.

3) внутр ф пр.

 

Внутр ф - это спос организации права.

При любом варианте эта структура и система права.

 

Пробл соот вну и внеш ф права - они стремяться др к др, но никогда не совпадают.

 

ФОРМА ПРАВА - это способы объективации права во вне и способы организации его содержания.

Как любое явление, право имеет свои четкие границы, свое очертание, которое и отражается при помощи понятия форма права.

Существует опред связь м/ сод права и формами его выражения.

Маркс: форма лишена всякой ценности, если она не есть форма своего содержания.

Во многом способы объективации права, способы организации сод права завис от того, что им они выражают.

 

Сущ относит самост м/сод права и формами его выражения. Но они стремятся к совпадению.

 

В разных странах отличия форм внеш и внутр права.

 

Опосредование

 

ВНЕШНЯЯ ФОРМА ПРАВА.

К ВНЕШНЕЙ Ф ПРАВА МЫ ОТНОСИМ способы объективации во вне, способы доведения до всеобщего сведения содержания правовых норм.

В любом ист надо знать 2 мом, различают источники по ним:

1 сторона - кто сформулировал правило поведеия;

2 сторона - кто придал этому правилу поведения общеобязательность. Ершов.

 

У внешней ф права существует другое назв - ИСТОЧНИКИ ПРАВА.

В истории права существовали и существуют самые разнообразные источники (формы внешнего выражения) права:

- правовой обычай;

- НПА;

- договор нормативного содержания;

- судебный (правовой) прецедент;

- юридическая наука;

- принципы права.

- религиозные тексты.

 

ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ.

В случае его наруш, можно обр в гос орг, его защитят.

Неписанное правило повед.

Истоич первые ист права во всех государствах.

Особенность: прав обыч вынужден выживать в конкур с др ист (пр вс, с законом). Неск вар взаимоотн сложились:

Если раньше правов обычай мог действовать против закона или вместо закона, то сейчас, как правило, он действует либо в отсутствие закона, либо в дополнение к закону.

 

Сечас в законе содержится упоминание о применяемых обычаях. Но само правило обычая с тексте закона не приводится. Это позв обычаю сохр, как специфич ист пр.

В Риме:

Морес - прав обыч - молчаливое согласие народа.

Лекс - принято большиснтвом на собрании. Это не всеобщ, а большинства. А обыч - все. Надо отдавать приоритет обычаю.

Была система требований, как обосновать, что обычай правовой.!!! ЛЛЯ СУДА!

Правов об не презум, а доказывался.

Это правило дожно дейст и соблюд многими в теч длит врем (чуть ли не 100 лет).

(Хотя у нас - меньше).

Нужно, чтоб правило было опред, чет и непротиворечив. Однознач.

Важно, чтобы это правило кас им правовой сферы.

 

НПА. - официальный письменный документ, в котором содержится решение компетентного органа об установлении, изменении или отмене правовых норм, принятое

Date: 2015-06-08; view: 497; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию