Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы и методики эмпирического исследованияВ психологических исследованиях представлен широкий спектр взглядов на возрастные типологические особенности содержания страха у детей в младшем школьном возрасте. Исследователями выделяются ряд возрастных особенностей содержания страха. Наиболее общей возрастной характеристикой страха у детей 7-10 лет является тенденция к его символизации. Образы страха в этом возрасте зачастую являются символами, имеющими истоком культурно-исторические традиции, преломляющимися в детской психике посредством знаково-символической функции. Страх смерти занимает в классификации страхов особое место. В связи с сегодняшними политическими событиями в нашей стране и за рубежом, страх лидирует и среди взрослых, и среди детей. П.М. Якобсон также изучал объекты, вызывающие страх у детей младшего школьного возраста, и установил, что детей тревожат болезнь близких, смерть, связанная с реально пережитой потерей близких, неудачи в учении, пугающие сны [9]. По мнению А.И. Захарова, школьные страхи – это отдельная группа взаимосвязанных страхов. В нее входят: страх сделать ошибку, страх отвечать у доски, страх отвечать на вопросы учителя, страх агрессии сверстников, боязнь опоздать в школу, что было наиболее характерно для девочек[4]. Н.К. Сурогиной, согласно которым у школьников 7-9 лет в 72 % случаев присутствуют страхи, связанные со школой и обучением, в 53% - с неуверенностью в отношениях с учителем [5]. Учащиеся младших классов чаще всего отмечают реальные опасности и реже мнимые. Из реальных страхов преобладают боязнь воды и высоты, боязнь животных, опасения за здоровье родных и близких. Среди мнимых страхов выделяются боязнь темноты и недовольства взрослых. В ходе нашем исследовании мы использовали модифицированную методику А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках»[8]. Методика предназначена для выявления и уточнения преобладающих страхов (медицинские страхи; страхи, связанные с физическим ущербом, страх смерти своей и родителей, боязнь животных, страхи сказочных персонажей, страх темноты и кошмарных снов, социально-опосредованные страхи, пространственные страхи) у детей старше 3-х лет. Ребенку предъявлялся лист с нарисованными домами. В эти дома самостоятельно детям предлагалось расселить страхи: в красный дом – «нестрашные», в черный – «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагалось закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ – выбросить или потерять. Анализ полученных результатов был подсчитан индивидуально и занесен в общую таблицу. В качестве респондентов были взяты ученики 1-4 классов средней школы № 191 г. Минска. Исследование разделялось на две выборки, первая выборка это младшие школьники 1-2х классов (6-7лет), а вторая выборка состояла из 3-4х классов (8-10 лет). В двух выборках участвовало по 40 младших школьников. Ход проведения исследования: Исследование проводимое в школе: Согласно первоначальной договорённости, для проведения исследования было взято 4 класса. Каждый из предоставленных классов опрашивался отдельно. Перед началом проведения исследования испытуемым была объяснена цель исследования, так же каждый испытуемый был уведомлён, что проводимое исследование, является анонимным и полученные данные не будут разглашаться посторонним лицам. С каждым исследуемым проводилась индивидуальная беседа. При беседе не только обращалось внимание на заполнение методики, но и на поведение исследуемого при произнесении того или иного страха, и на эмоциональное реагирование на предоставляемые картинки. Для выполнения методики требовалось около 10-15 минут, однако большинство справлялись и раньше времени. Полученные эмпирические данные, статистически обрабатывались с помощью программы SPSS v.17, и был применен непараметрический критерий U-Манна-Уитни.
|