Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Режиссерский сценарий мультипликационного фильма





 

Наконец наступает день, когда автор сценария сделал все от него зависящее. С этого момента режиссерская группа приступает к монтажному сценарию, который открывает новые возможности развития сюжета, драматургии сценария, более яркой обрисовки характеров действующих лиц, когда сценарий начинаешь "видеть" как бы на экране.

Для того чтобы лучше и нагляднее представить себе сценарий, надо его зарисовать, то есть очень подробно проиллюстрировать от начала до конца. Это и есть начало режиссерской работы над сценарием. Зарисовки персонажей, композиции кадра, эскизов декораций помогают конкретней представить будущий фильм.

Можно было бы привести множество примеров, доказывающих необходимость иллюстраций при работе над режиссерским сценарием. Вот один из практических примеров.

Героем одного из сатирических киножурналов был неодушевленный предмет: кубик взрывчатого вещества - тола. Каким может быть тол на рисунке? Трудно было себе представить сразу. Наконец постановочная группа решила, что это злое, свирепое существо - кубик с надписью "ТОЛ" - нужно сделать одушевленным персонажем. Попробовали нарисовать, и получился вот такой персонаж. Но пока это было еще неинтересно.

Присмотревшись к трем буквам Т, О и Л, постановщики увидели возможность для трансформации. Вот что у них получилось. Это уже напоминало какое-то существо. Затем добавили ручки и нарисовали злую физиономию у буквы Т. И вот что получилось (рис. 5).


Рис. 5. Разработка сцены появления рисованного персонажа из трех букв Т, О и Л.

Как будто вопрос был решен. Но необходимо было проверить, как такой персонаж будет восприниматься зрителем? Поймет ли зритель, что это существо из трех; букв Т, О и Л? Нет, не поймет. Особенно учитывая то, что этот персонаж будет находиться все время в движении. Как же быть? Ведь главное - достаточно" выразительный образ героя - уже есть, нужно только найти возможность показать это превращение из букв Т, О и Л на глазах у зрителя. Если зритель будет наглядно посвящен в приемы рождения мультипликационного персонажа, он поверит тогда в то, что это тол, и небольшой эпизод предстанет перед ним так, как вы его видите в ряде рисунков, иллюстрирующих всю сцену.

Рассмотренный пример объясняет, как нужно разрабатывать в рисунках не только сцены, но и весь сценарий фильма. Это и называется "раскадровкой", или графической экспликацией, которая вместе с описательной частью является режиссерским сценарием.

Ниже приводится одна из страниц монтажного сценария.

План Содержание кадра Секунды Примечания
1 2 3 Общий Средний Крупный      

 

Первая графа показывает порядковый номер монтажного плана или сцены.

Во второй графе указывается, каким должен быть монтажный план или сцена по масштабу.

В третьей графе записывается, какое именно действие и с каким персонажем в этой сцене происходит.

В четвертой графе указывается длительность данной сцены в секундах.

В пятой графе записываются особые заметки.

Для подготовки к самостоятельной работе кинолюбителю полезно ознакомиться с разработкой сценария "Прометей" (см. "Приложение").

Очень важно, чтобы автор сценария продолжал свою работу вместе с режиссерской группой на протяжении подготовительного периода.

Многие кинолюбители полагают, что существует особая терминология, без знания которой нельзя написав сценарий для кинофильма.

Незнание терминологии не должно смущать ни одного автора. Дело вовсе не в этом.

Прежде всего нужно ясно представить себе, о чем вы хотите написать сценарий. Когда, тема продумана, нужно ее записать. Как это сделать?

Сначала нужно написать заявку, в которой кратко изложить свой первоначальный замысел. В нее входят: тема задуманного фильма, сюжетный ход событий и краткая характеристика действующих лиц.

Прекрасным примером для экранизации в мультипликации служат басни И. А. Крылова: "Ворона и лисица", "Мартышка и очки", "Стрекоза и муравей" и др. Образность языка и острая, точная характеристика героев басен дают возможность четко представить себе все происходящее.

Не случайно эти басни были экранизированы, а "Стрекоза и муравей" трижды воплощалась в мультипликационных фильмах: режиссером В. Старевичем в одном из первых объемно-кукольных фильмов, затем режиссером И. Ивановым-Вано и совсем недавно режиссером Н. Федоровым. Кинолюбителям было бы очень полезно на одну из басен Крылова написать литературную заявку, а затем либретто и, наконец, сценарий.

Вслед за написанием заявки, к которой надо предъявлять большие требования, относящиеся главным образом к выбору вещи, к ценности сценарного замысла для создания мультипликационного фильма, переходят к следующему этапу работы - либретто сценария.

В либретто сценария авторский замысел находит уже более подробное решение. Действующие лица здесь должны быть не только названы, но и обрисованы настолько, чтобы все эпизоды сценария были оправданны. Должны быть найдены и взаимоотношения героев.

Работая над либретто, нужно все время рисовать. Пусть не только слова, записанные на бумаге, фиксируют ваш творческий труд, но и рисунки иллюстрируют записанное. Несовершенность этих рисунков не должна пугать, так как они служат лишь вспомогательным материалом.

Когда надо остановиться в работе над либретто? Когда кончается либретто и начинается запись литературного сценария?

Здесь нет точных границ и не должно их быть. Либретто - это лишь промежуточный этап, а вернее, начало работы, конец которой наступает лишь тогда, когда заканчивается литературный сценарий.

Окончательный вариант литературного сценария создается в тесном творческом содружестве автора сценария и режиссера.

Режиссер также работает в контакте со своим коллективом. Один или два художника-постановщика являются ближайшими творческими помощниками режиссера. Основные сценарные вопросы - качество драматургии сценария, характеристики главных и второстепенных героев, наметки изобразительной формы фильма и его героев - решаются коллективно.

Такая коллективность в творческом труде отнюдь не исключает ответственности сценариста, режиссера и художника.

Первое условие - это ясность темы и задач, которые ставят перед собой авторы фильма. Работая над деталями и остроумными трюками, обогащающими фильм, нельзя излишне увлекаться разработкой деталей. При всей значительности элементов выдумки главным всегда будет ясность идейного замысла и стройность драматургии фильма.

Еще одно важное обстоятельство необходимо учитывать каждому сценаристу, пишущему для мультфильма. Это - время. Мультфильм (в большинстве случаев) - кинопроизведение малой формы. Длительность одного фильма 7-10 мин (здесь имеется в виду короткометражный, одночастный мультипликационный фильм). Острота восприимчивости мультипликационной графики такова, что каждая секунда должна учитываться автором. За 7-10 мин можно показать очень много. Темп в движении рисованных персонажей тоже особый. То, что можно показать за две секунды в мультфильме, в обычном натурном кинофильме потребует иногда и 10 сек.

Эту особую емкость мультипликации автор сценария должен обязательно учитывать. В этом заключается особенность искусства рисованной и объемной мультипликации. Не следует бояться специфики данного вида искусства, а надо освоить все особенности, присущие мультфильму, и умело пользоваться ими.

Рассматривая режиссерскую разработку, или, иначе, раскадровку, нужно обратить внимание на монтаж фильма, заложенный уже в предварительной графической экспликации. Трудоемкость процесса предусматривает необходимость предварительного монтажа эпизодов и отдельных планов, поскольку лишнего материала, который можно рассматривать как дубли, в мультипликации почти не бывает.

В обычном натурном фильме не так уж сложно снять любой монтажный план с любой точки. Для этого нужно только иметь еще один или два съемочных аппарата. В мультипликационном фильме каждый кадр, заснятый на пленку, должен быть предварительно нарисован и в дальнейшем пройти все этапы производственного процесса. Поэтому практически монтаж фильма в основном производится при создании режиссерского сценария. Единственно, что несложно сделать и что не требует кропотливого труда художников и исполнителей всех профессий, - это выбор различных планов съемочным аппаратом.

Опустив аппарат ниже обычного положения, можно укрупнить план, подняв его выше, уменьшить и т.д. (рис. 6).


Рис. 6. Съемочный станок для кинолюбителей.

Графическая экспликация, являющаяся иллюстрацией режиссерского сценария в рисунках, служит графическим путеводителем на протяжении всего производственного процесса.

Когда режиссерская группа рисует монтажный сценарий, одновременно идет и подготовительная работа по изобразительному решению стиля фильма.

В период создания режиссерского сценария параллельно с изобразительным решением ведется работа по музыке. Значение музыки в мультипликационном искусстве огромно. Вспомните такие отличные фильмы, как "Необыкновенный матч" (режиссеры М.Пащенко, Б.Дежкин, музыка Карена Хачатуряна), "Чудесница" (режиссер А.В.Иванов, музыка А.Варламова). Представьте себе зрительно эти фильмы и... выключите звуки музыки. Как сразу обеднятся фильмы! Высокий класс названных картин отличается тем, что музыка в них органично связана со всеми компонентами фильма.

В мультипликации музыка, которая записывается предварительно (еще до начала работы художников-мультипликаторов), обсуждается композитором и режиссерской группой с начала подготовительного периода.

Ознакомление композитора со сценарием, беседы с режиссером и автором дают основу для рождения первых мыслей по музыкальному оформлению фильма. Позднее композитор видит реальное воплощение сценарного замысла - первые наброски, пробы будущих персонажей фильма и, наконец, раскадровку.

Композитор не только знакомится с ходом работы, но и активно помогает своими советами. Чем действеннее связь композитора с постановочной группой, тем лучшими будут результаты. Композитор - полноправный автор мультипликационного произведения наряду со сценаристом, режиссером и художником.

Музыка может значительно повысить качество фильма, поэтому ответственность композитора велика. В работе над фильмами "Необыкновенный матч" и "Чудесница" режиссеры М.Пащенко, Б.Дежкин, А.Иванов повседневно встречались с композиторами для обсуждения творческих вопросов по фильму.

Этапы композиторской работы примерно такие же, как и у сценариста. Вначале композитор пишет музыкальные эскизы. Это основные темы, определяющие характер главных эпизодов и характеристики действующих лиц.

Следующая стадия работы - написание клавира музыки и последняя - сочинение партитуры для оркестра. В партитуре должна быть учтена каждая секунда будущего фильма. Если запись музыки произведена, то в дальнейшем трудно будет что-либо исправить.

Довольно часто в студийной практике музыка для ряда сцен записывается после работы художников-мультипликаторов. Наконец, есть отдельные эпизоды, где вообще не должно быть музыки. В этих сценах доминирует диалог либо шумы, и тогда музыка может быть записана уже к концу производства фильма.

Опытный композитор, любящий искусство мультипликации и знающий тонкости оркестровки, всегда радует яркой и сочной партитурой, тщательностью и точностью отделки своей работы. Художник-мультипликатор, приступив к одушевлению персонажей, всегда оценит такую музыку и обязательно будет стараться сделать сцену с таким же мастерством. Да и работать легко, когда музыка написана талантливо и с полным учетом и знанием всех требований к ритму, темпу и характеру данного произведения.

Кинолюбители, не имеющие возможности специально заказывать музыку, могут иллюстрировать свои фильмы, подбирая к ним готовую музыку, записанную на магнитной пленке или на пластинке. Для каждого фильма нужно расшифровать записанную фонограмму-разбить ее на такты и определить музыкальные акценты. Имея уже записанную музыку с указанием тактов и акцентов, художник-мультипликатор, следуя этим записям, знает, в каком кадре или фазе движения нужно подчеркнуть определенный музыкальный акцент.

Несколько фильмов было создано по музыке П.И.Чайковского. Из них "Весенние мелодии" и "Зимняя сказка" можно назвать удачным опытом своеобразной экранизации классической музыки. Не только мелодическая сторона, но и великолепная оркестровка выбранных произведений в значительной мере содействовали качеству фильмов, и музыка оказалась на редкость "мультипликационна". Таких примеров можно назвать множество. Мы знаем ряд мультфильмов У.Диснея, где были использованы известные произведения Грига, Сен-Санса, Чайковского, Мусоргского, Стравинского и других.

Иногда классическая музыка или народные мелодии используются не полностью, а частично. В таких случаях неопытному человеку нужно обратиться за советом к людям музыкально грамотным и не заниматься "пригонкой" самостоятельно.

Помимо музыки иногда нужно предварительно записывать и реплики актеров. Для этого необходимо не только умение и знание особенностей мультипликационного искусства, но и способность руководить актерами, работать с ними так, чтобы получить необходимый результат. Желательно, чтобы в мультипликациях было меньше диалогов. А если можно обойтись и без них - еще лучше. В мультипликации первое место должно принадлежать пантомиме.

Мы обедняем сами себя, вводя реплики, якобы что-то объясняющие. Никто, конечно, не может возражать против необходимых реплик и диалога в фильме. Но хочется порекомендовать кинолюбителям начинать свои работы именно с пантомимы. Лучшие чехословацкие мультфильмы последних лет ("Место под солнцем", "Лев и песенка", "Прокоук-акробат") достаточно подтверждают огромные возможности фильмов без слов.

Ратуя за пантомиму, мы не исключаем возможности делать и говорящие мультфильмы. Нужно быть лишь очень взыскательным к каждому слову, к каждой реплике. Созданный на студии "Союзмультфильм" в 1961 году фильм "Большие неприятности" (режиссеры В. и 3.Брумберг) потребовал значительного диалога. Несмотря на многословность фильма, диалог в нем сделан в меру.

Date: 2015-06-08; view: 2139; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию