Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тесты и их использование при отборе и оценке кадров. Роль, типы и виды тестов, используемых в кадровой работе⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Тестирование. Тестирование заключается в оценке работника или соискателя по результатам решения им заранее подготовленных задач (тестов) и установлению на этой основе количественных показателей (баллов), определяющих уровень его деловых качеств.Тестирование позволяет выявить знания, склонности и квалификацию претендента, но оно должно обладать двумя качествами — надежностью (повторяемостью результатов одних и тех же испытуемых) и валидностью (соответствием оценки испытуемого результатам его работы). Психологи и специалисты по персоналу разрабатывают тесты на предмет оценки наличия способностей и склада ума, необходимых для эффективного выполнения заданий на предлагаемом месте (табл.). Перечень тестов для отбора работников при приеме на работу Тестирование может дать сведения о профессиональных способностях и умениях кандидата, описать как потенциальные установки, ориентации человека, так и конкретные способы деятельности, которыми он уже фактически владеет. Тестирование может позволить сформировать мнение о способности кандидата к профессиональному и должностному росту, специфике мотивации, особенностях индивидуального стиля деятельности. Выделяют индивидуальное и ситуационно-поведенческое тестирование Индивидуальное тестирование с использованием как психологических, так и профессиональных методик. Многие компании начинают чаще использовать тесты, предназначенные для исследования профессиональных качеств сотрудников. Нередко для их обозначения используется такое понятие как «тесты достижений». Они составляются специально для каждой конкретной профессии, возможен также и учет должности. Примером методик данной группы являются тесты на знание иностранных языков, на скорость и точность печатания, на знание бухучета и т.д. Эти методики условно можно разделить на три категории по тем критериям, которые могут быть оценены с их помощью: тесты на профессиональные знания, навыки и, значительно реже, умения. Психологические тесты. Методы данной группы являются наиболее многочисленными и весьма разнообразными. Отдельные типы тестов предназначены для различных целей, имеют свои преимущества и недостатки. Знание их особенностей дает возможность разрабатывать такие тестовые батареи, которые, с одной стороны, позволяют исследовать все значимые характеристики работника, охватывая даже те из них, которые требуют особого подхода, например, слабо осознаваемые компоненты эмоционально-мотивационной сферы, а с другой, не перегружены, минимальны по размеру и доступны для анализа. Рассмотрим основные классификации психологических тестов. Тесты можно разделить на объективные и субъективные в соответствии со степенью зависимости их результатов от экспериментатора (т.е. от того, кто проводит диагностику). Первые в минимальной степени испытывают на себе влияние личности диагноста, тогда как эффективность применения вторых зависит именно от экспериментатора, его опыта, профессиональной интуиции, знаний в области психологии. Граница между двумя категориями методик весьма размыта, большинство тестов находятся в промежутке между полюсами субъективности-объективности. Одна из наиболее полезных групп объективных тестов — это тесты познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления). Они предоставляют такие сведения об изучаемом работнике, которые практически невозможно получить иными способами. Вторая из распространенных категорий объективных тестов — тесты-опросники, предназначенные преимущественно для диагностики разнообразных личностных характеристик: мотивационной, эмоциональной, коммуникативной сфер, самосознания и саморегуляции испытуемого. Существуют тесты, которые предназначены для исследования единственной характеристики, например, уровня мышления или самооценки. Их можно назвать монофакторными (или гомогенными). На противоположном полюсе находятся универсальные тесты, которые охватывают большое количество разнообразных характеристик. Это полифакторные (гетерогенные) тесты. Третьей классификацией психологических тестов является содержательная, согласно которой психодиагностические методики можно разделить на основании той сферы психики, которую они позволяют исследовать. В рамках данной классификации выделяются следующие группы: • Психофизиологические и психомоторные тесты, предназначенные для изучения таких характеристик как скорость реакции, сенсомоторная координация и т.д. • Тесты на познавательные способности, предназначенные для изучения когнитивных характеристик — мышления, памяти, внимания, речи, а также восприятия и воображения. Тесты на интеллект являются весьма популярными в оценке персонала. Чаще всего познавательные тесты являются объективными тестами способностей. Методы данной группы являются наиболее полезными, поскольку многие познавательные характеристики или их отдельные свойства практически невозможно исследовать иными способами. • Личностные тесты — одна из наиболее крупных групп. В большинстве случаев личностными тестами называют те методики, которые выявляют индивидуальные различия в характере и иногда даже в темпераменте. • Мотивационные тесты. В данную группу можно также включить немногочисленные методики, предназначенные для анализа ценностной сферы человека. Граница между личностными и мотивационными тестами размыта, поскольку мотивация является центральным компонентом личности, поэтому одни и те же методики могут попасть как в эту, так и в предыдущую группу. • Тесты для исследования самосознания. Эти тесты не слишком часто применяются в оценке персонала, поскольку особенности самосознания редко рассматриваются в качестве важных компетенций. Однако, это в корне неверно, поскольку самосознание, т.е. осознание себя, своих индивидуальных особенностей, отношение к самому себе отвечает за саморегуляцию поведения и деятельности работников. • Тесты для исследования эмоциональных характеристик. К этой группе можно отнести тесты для изучения как устойчивых эмоциональных качеств, так и ситуативных состояний, кратковременных эмоциональных реакций. Подобные методики нашли свое место в оценке тех видов деятельности, где эмоциональная нестабильность может спровоцировать серьезные последствия, например, в авиационной сфере. • Коммуникативные тесты — весьма полезная группа методик для исследования прежде всего тех специалистов, результат деятельности которых прямо зависит от эффективности коммуникации. К коммуникативным тестам относятся методики для изучения направленности личности вовне или внутрь себя (экстра— и интроверсии), коммуникативных установок, отношения к окружающим, социальной адаптации, коммуникативных потребностей, лидерских и организаторских способностей и многие другие. Сюда же можно отнести и тесты на коммуникативные умения (установление контакта, взаимодействие с группой, ведение диалога и т.д.). • Тесты для исследования саморегуляции. Данная группа является сборной в том плане, что к ней можно отнести тесты из многих классификационных групп, перечисленных выше: мотивационных, личностных и т.д. Объединяет их то, что они позволяют изучать сферу саморегуляции — целеполагание, планирование, контроль собственной активности, поведения, эмоциональных состояний. В силу огромной значимости сферы саморегуляции в любой деятельности, в том числе и профессиональной, тесты, предназначенные для ее анализа, должны применяться при исследовании большинства специалистов и тем более руководителей. Ситуационно-поведенческое тестирование (СПТ) включает в себя моделирующие задания, позволяющие наблюдать поведение испытуемых в ситуации, максимально приближенной с психологической точки зрения к профессиональной деятельности. СПТ является моделирующим методом, т.е. сама процедура исследования заключается в моделировании ситуаций проблемного характера, требующих от испытуемого проявления своих профессионально важных качеств. Благодаря этому мы имеем возможность не только оценить потенциальные достоинства работника или кандидата, но непосредственно увидеть их в процессе решения различного рода задач. Это особенно важно в силу того, что многих из этих достоинств могут так и остаться скрытыми и никогда не проявиться в его поведении. Моделирующий характер СПТ существенно снижает вероятность искажения результатов исследования под влиянием социальной желательности. Даже если испытуемый и старается продемонстрировать себя с наилучшей стороны, ему весьма сложно делать это, во-первых, на протяжении достаточно длительного времени, во-вторых, в условиях сложной групповой динамики, в-третьих, в процессе решения задач, требующих сосредоточения на проблеме, а не на самопрезентации. Поэтому в большинстве случаев оцениваемые сотрудники через некоторое время после начала СПТ начинали вести себя именно так, как они привыкли вести себя в обыденной жизни.
|