Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Советская культура 1950—1980-х ггОсобенности культуры СССР этого периода заключались в борьбе правительства с отклонениями от «задач соцстроительства». Н. С. Хрущев; критиковал «формалистов» и авангардистов за «непонятность». Л. И. Брежнев выступил против двух крайностей культуры: «очернительства» и «приукрашивания действительности». С целью контроля над культурой в середине 1970х гг. была введена система госзаказов, возросла цензура. Постоянно ограничивалось знакомство советских граждан с зарубежной художественной культурой. Образование и наука. В 1946 г. советское правительство значительно увеличило расходы и на науку (они в 2,5 раза превысили расходы предыдущего года); восстановлены Академии наук Украины, Белоруссии и Литвы, созданы — в Казахстане, Латвии и Эстонии. В послевоенное время была организована целая серия научноисследовательских институтов. Война и репрессии 1930х гг. нанесли тяжелый удар по интеллигенции, поэтому в 1940х — начале 50х гг. в Советском Союзе был дефицит специалистов с высшим и средним образованием. В 1940х — начале 50х гг. советская наука и техника достигли ряда успехов в области физики, химии, точной механики, но они в основном были направлены на военные нужды. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, шли исследования в области химического и бактериологического оружия. Отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, подвергались жесткому контролю ( гонения на кибернетику). В сельскохозяйственных науках – школа Т. Д. Лысенко, который обещал быстро повысить урожайность без серьезных капитальных вложений. После прихода к власти Н. С. Хрущева произошло некоторое раскрепощение исторической науки; отход от догм курса истории ВКП(б), пересмотр роли Сталина. Возрастал культ личности самого Хрущева. В годы 7летки (1959—1965 гг.) произошел значительный сдвиг в области технического прогресса (в 1956 г. в небо поднялся первый советский реактивный пассажирский самолет ТУ—104; в 1957 г. был осуществлен запуск многоступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты. 4 октября 1957 г.стартовал советский искусственный спутник Земли. СССР стал пионером освоения космического пространства. 12 апреля 1961 г. первый в истории полет в космос Ю. (А. Гагарин). В середине 1950х—начале 60х гг. развитие получили средства массовой информации (СМИ). Радиовещание охватило всю страну. Время «оттепели» - подъем советской науки и культуры. В 1957 г. в СССР был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц — синхрофазотрон. В 1956 г. в г. Дубне был создан крупный международный исследовательский центр — Объединенный институт ядерных исследований. Всемирную известность получили работы советских физиков — академиков Л. Д. Ландау, А. Д. Сахарова и др. Началось производство отечественной вычислительной техники. Кризисное состояние школьного образования вызвало попытки осуществить реформу школы (1983—1984 гг.). Но неподготовленность, непонимание причин кризисных явлений в этой сфере привели к быстрому отказу от реформы. Уже в 1985—1986 гг. она была свернута. Такие же проблемы стояли и перед высшей школой. Несмотря на то, что в стране постоянно росло количество вузов и университетов, промышленность и сельское хозяйство страны испытывали потребность в квалифицированных кадрах. Главными причинами этого были: нерациональное использование выпускников вузов; низкий уровень их подготовки; снижение престижа дипломированного специалиста. Положение в науке было немного лучше. Советская наука лишь в фундаментальных областях не отставала от науки западных стран, в прикладной же области, и особенно в компьютеризации, она была в последних рядах. Значительные успехи были достигнуты советской наукой в области физики, химии, в освоении космоса. 1985—1991 гг. в области образования, науки и культуры характеризуются неоднозначно. В области образования изменения стали происходить с 1988 г. Усилился дефицит преподавателей, так как они стали уходить в коммерцию, чтобы обеспечить себе достойный заработок. Резко снизился интерес молодежи к получению образования. Постепенно вводилось альтернативное образование: создавались гимназии; лицеи и колледжи. В течение 2-й половины 1980-х гг. в СССР практически отсутствовали серьезные открытия, а ведущие отрасли науки, такие как космонавтика, ядерная физика, молекулярная биология и др., с трудом удерживали достигнутый в предыдущий период уровень. 66 Литература Кампания по борьбе с космополитизмом (цель - очернить все несоветское, несоциалистическое, поставить барьер между СССР и западными странами; кон.1940-х — нач.50-х гг.) отрицательно сказалась на развитии литературы и искусства. В 1946—1948 гг. были приняты решения ЦК партии «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере В. Мурадели «Великая дружба». Гонениям подверглись известные советские композиторы, писатели: С. С. Прокофьев, А. Н. Хачатурян, Н. Я. Мясковский, А. А. Ахматова, М. М. Зощенко и другие, чье творчество было отнесено к антисоветскому направлению. В период «оттепели» отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. Но проявились рецидивы сталинизма: в 1957—1962 гг. резкую оценку получили такие антисталинские произведения, как романы «Не хлебом единым» Дудинцева, «Рычаги» А. А. Яшина, «Собственное мнение» Д. А. Гранина, а роман «Доктор Живаго», который даже не был опубликован в СССР, стал причиной гонений на Б. Л. Пастернака. В рамках литературно-художественного процесса «оттепели» происходило формирование слоя интеллигенции, оппозиционного существующему режиму — диссидентов. К этому времени относилось и появление «самиздатской» и «тамиздатской» литературы. Во многих городах резко возросло количество театральных студий. На экраны стали выходить новые фильмы (Т. Е. Абуладзе). Значительно возросло проникновение в страну продукции западной культуры, особенно видеофильмов. Постоянно рос престиж журналов «Новый мир» (редактор А. Т. Твардовский в 1950-54, 1958-70), «Юность» (ред. В. П. Катаев с 1957-1962). Настоящим потрясением для миллионов советских людей стал выход в свет небольшой по объему повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» («Новый мир» №11, 1962). Следует отметить, что Хрущев поддержал выход в свет этой книги и даже публично одобрил ее выдвижение на присуждение Ленинской премии. Однако премия А.И. Солженицыну присуждена не была, а сам Хрущев к этому вопросу не возвращался.
|