Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Древней Руси





Самые ранние сведения о древнерусской культуре - в «Повести временных лет». Там зафиксировано, что князь Владимир Святой хотел создать общерусский языческий Пантеон богов. Главный бог руссов — Перун-громовержец. «Скотий бог» Велес (скот в те времена также отождествлялся с день­гами). Стрибог (бог ветра), Даждьбог (бог солнца). Женское божество — Мокошь-прядильщица — богиня судьбы (нить — судьба). Бог плодородия Ярило. Эпос: былины, записанные много веков спустя («Михайло По­ток», «Дунай», «Вольга и Микула», о богатырях Добрыне Никити­че и Илье Муромце). Архитектура; деревянная: языческие мо­лельни, крепости, терема, избы. Характерна: многоярусность строений, ув­енчивание их башенками и теремами, наличие разного рода при­строек — клетей, переходов, сеней. Резьба по дереву – традиционное украшение строений. Живопись, скульптура, музыка — в ис­ключительно языческом, народном выражении. Деревянные и каменные скульп­туры языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые за­тем изготовлялись ремесленниками. Быт. Киев был большим и богатым городом: златоверхие храмы, дворцы Владимира, Ярослава Мудрого, Всеволо­да Ярославича; прекрасные фрески Софийского собора, Золотые ворота — символ побед русского оружия. Дома украшались коврами, дорогими тканями. С крепостных стен города можно было видеть белокаменные церкви Печерского и других киевских монастырей. Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь. Здесь располагались дружинники, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло управ­ление княжествами, здесь судили и рядили, сюда свозились дань и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили пиры, где рекой текли заморское вино и свой родной мед, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Гусляры услаждали слух. Любимыми забавами богатых людей были соколиная и ястре­биная охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта являлась баня. На берегах Днепра, шумел веселый киевский торг, где продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света, включая Индию и Багдад. У причалов Днепра теснились сотни больших и малых судов. Были здесь и ог­ромные княжеские многовесельные и многопарусные ладьи, и юркие лодочки. Длинными зимними вечерами при свете лучин женщины пря­ли, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минув­шие дни, слагали и пели песни.

 

4. Христианская культура Руси

Ко времени принятия христианства (988 г.,Владимир I) на Руси был высокий уровень развития ремесел, тех­ники деревянного строительства. Не позднее конца IX — начала X вв. распространяются славянские азбуки — кириллица и глаголица (созданные во вто­рой половине IX столетия братьями Кириллом и Мефодием). Первый русский памятникй славянской письменности - русско-византийский договор 911 г.

Появление на Руси после принятия христианства литературы на славянском языке и усложнение обществен­ной жизни с развитием феодальных отношений, становлением государственной структуры способствовали широко­му распространению грамотности. Свидетельство тому - берестяные грамоты — письма на бересте (преимущественно делового) содержания. В XI — начале XII вв. на Руси распространяется большое ко­личество переводных (главным образом с греческого) сочинений как религиозного, так и светского содержания (напр., перевод византийской «Хроники Георгия Амартола» (греч.-грешника). Становление оригинальной ли­тературы («Слово о Законе и Благодати» митрополита Илла­риона ( сер. XI в.). Основная идея «Слова о Законе и Благодати» — вхождение Руси после принятия христианства в семью христианских народов, в чем автор видит заслугу князя Владимира и продолжившего дело распростра­нения новой веры его сына Ярослава. Во второй половине XI — начале XII в. - цикл сказаний о первых русских святых — князьях Борисе и Глебе и «Житие» игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия, на­писанное монахом этого монастыря Нестором. Летописи. Появление этого жанра - конец X в. («Повесть временных лет», широкое полотно русской истории, которая рассматривается как часть все­мирной истории; там же приведены устные легенды (об основании Киева, о призвании варяжских князей, о княгине Ольге и ряд других: произведения, принадлежа­щие руке князя Владимира Мономаха, — «Поучение детям» и пе­речень «путей» — походов и поездок, которые Мономах совершал в течение жизни). Церкви. От Византии – тип крестово-купольного храма греков. Первые русские храмы: Деся­тинная церковь (кон. X в.), Софийский собор в Киеве (его 13 глав – уже стиль русского зодчества). Церковное искусство подчинялось высшей цели — воспеть христианского Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Оно создавалось по канонам. Свойственны: аскетизм и строгость в живописи (иконописи, мозаике, фресках), возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений.

 

Date: 2015-06-08; view: 411; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию