Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Папуас в переводе означает кудрявый





Западная половина острова Папуасов - Ириа-Ява, административно принадлежит Индонезии. На севере находится столица, город порт Джайпура. Через весь остров с северо-запада на юго-восток, тянется высокая горная цепь, до 5000м. На взгорье, среди серых скал и мутных рек затерян городишко Вамена ("вам", по папуасски - свинья). Вокруг него, в труднодоступных, заросших странными деревьями горных районах Папуа, живут первобытные племена Дани, Яли и Лани. Различить их нетрудно, так как весь мужской костюм состоит из оружия, головного убора и "холима" (по индонезийски "котека"). Холим, специально выделанный плод в виде стручка или тыквы, который в период совершеннолетия (в 10 лет) мальчики торжественно одевают на "мужскую часть тела" и носят как символ родного племени и собственного мужества. Праздничный холим больше и ярче, в будни воины племени Лани носят толстый и короткий, похожий на тыкву холим, в племени Дани - узкий и немного искривлённый. Мужчин Яли легко узнать по кольцам из лианы ротанг, обёрнутым вокруг бёдер. Спереди одет, узкий холим, как у Дани.

Природа острова богата и разнообразна. Равнину покрывают буйные дождевые леса, болота кишат крокодилами, а по деревьям бродят жуки размером с женскую ладонь. Во влажном воздухе трудно дышать. Кажется, что кто-то забыл на огромной плите гигантских размеров чайник, который, выкипая, заполняет воздух густым паром. В горных районах иначе, температура и влажность вполне сравнимы с летней погодой в центральной России. Мало комаров, немного змей. Лес в горах невиданный и непролазный, кажется, что вот-вот продерётся сквозь чащу, динозавр или разгонит туман летающий ящер. Высокогорные болота многим похожи на родное приполярье. В папуасских тундрах холодно. Если бы не ржавого цвета карликовые пальмы и не диковинные деревья, можно было бы забыть, что ты на экваторе.

Племена папуасов Ирия-явы, и теперь живут в каменном веке. Лишь немногие железные предметы начинают проникать в быт.
Племя (скорее родовая группа) 100-150 человек, возглавляет вождь. Традиция передачи верховной власти неоднородна. По одной версии вождь сам выбирает преемника из числа наиболее талантливых и активных молодых воинов. По другой - вождём становится первенец вождя от первой жены. Когда власть передаётся "по наследству" необходимо одобрение избранника всем коллективом. Так, например 54-х летний Яли Мабэн стал вождём, преемником своего отца, в 14 лет, после того, как выиграл войну с соседним племенем и присоединил новые территории.
Для проведения масштабных хозяйственных работ - строительства каменной изгороди или налаживания ирригационной системы три, четыре или пять родственных племён объединялись вместе и выбирали общего руководителя. Ему делегировалась абсолютная власть, и все соплеменники подчинялись беспрекословно. Во время больших войн система структурирования сил союза племён была аналогичной. Нынче, крупные боевые столкновения - редкость. Власти Индонезии проводят твёрдую последовательную политику прекращения межплеменных войн.

Другим представителем священной власти у папуасов является колдун. На нём лежат обязанности сохранения древних преданий, наблюдение за правильным исполнением племенных ритуалов, тяготы педагога, историка и хранителя мумии. В каждом крупном племенном объединении есть мумия древнего вождя, для которой выстроена специальная «деревня». Там-то и обитает племенной колдун. По мнению исследователей, традиция поклонения мумифицированному вождю хоть и очень архаична, но является вторичной в системе культов папуасов Ириа-Явы. Народное суеверие приписывает мумии способность влиять на естественный ход событий. Она как бы является "своим" потусторонним существом в мире духов. Колдун обслуживает общение племени с мумией. Когда первобытный коллектив сталкивается с проблемой, которую невозможно решить привычными средствами, люди идут за советом к мертвому вождю - предку. "Мнение" мумии племени сообщает колдун.

Чёрная, сушеная, скорченная мумия, с холимом и в племенном головном уборе является, тем не менее, для племени символом единства, образом общего родства, памятником культурному герою и символом, связывающим прошлое с настоящим. В своём поведении папуас продолжает руководствоваться архаичным мировоззрением и древними жутковатыми традициями. Соблюдение бесчисленных примет и табу остаётся очень важной составляющей жизни первобытного человека. В племени Дани Холяма существует строгий запрет на исполнение песен и произнесение историй о происхождении мира, сотворении человека, о мире духов, об истории племени. Раскрытие этих тайных преданий перед несовершеннолетними или чужаками, по мнению папуасов неизбежно приводит к несчастьям. Нельзя будить духов и демонов, так как само произнесение древних текстов оживляет описываемые в мифах события и тревожит духов, беспокоит первоосновы бытия. Даже разговор о тайных историях без их изложения происходит сидя, низко наклонившись, тихим шепотом, лицом к лицу, почти на ухо. Папуасы верят в неисчерпаемую силу слова. Каждое из племён Дани хранит легенду о звере - прародителе. У Дани это пёстрая птица, хотя в каждом племенном объединении есть и свои собственные тотемы, звери союзники, у Дани Холяма - змея и собака.

Но наиболее значимое место в верованиях папуасов занимает анимизм - одушевление предметов и вера в духов. Весь мир: горы, реки, деревья - всё населено добрыми и злыми духами. Попытки наладить бесконфликтное существование с потусторонним миром, составляют основу ритуально-магической практики папуасских верований.
Среди людей Дани очень редко, но встречаются христиане, чаще католики. Некоторые носят нательные крестики рядом с ракушками и перьями.

Вождь Яли рассказывал:
- Раньше мы не верили в то, чего не видели сами, но потом появились люди, которые рассказали нам о Боге. Теперь мы знаем, что Бог есть.

И всё же, несмотря на труд миссионеров, традиционный первобытный уклад, преобладает во всём. Он практически не изменился за прошедшие 10 тысяч лет.
Традиционное жильё папуасов Ириа-Явы это круглый в плане дом с соломенной конической крышей. Жилище отапливается "по черному", через дверь, очаг посередине, спят на полу, на соломе. Племя состоит из нескольких деревень. Каждая окружена забором, изгородь сверху накрыта травой для защиты от солнца и дождей. План племенного посёлка везде одинаков. Вход в селение не похож на наш. Здесь не открывают калитку, а перелезают через метровую дощатую преграду, которая задерживает гуляющих повсюду свиней и в случае чего заставит замешкаться атакующего деревню врага. Напротив входа, в дальнем конце селения, - мужской дом. Справа от входа выстроен дом семьи вождя, далее - дома семей его родственников. Слева длинная хозяйственная постройка и продолговатое строение, где едят и рукодельничают женщины. Там же с матерями могут жить несовершеннолетние дети. Справа и слева от мужского дома расположены крытые беседки, в которых хранятся боевые и охотничьи копья.
Вход женщинам в мужской дом строго запрещается. Здесь место сбора воинов, место хранения оружия (топоров, ножей и луков), племенных святынь, вражеских черепов, новых холимов, пучков табака.

Мужские и женские обязанности строго разграничены. Мужчины, охотятся, строят, воюют и вскапывают огороды. Женщины, рукодельничают, готовят пищу, заготавливают дрова, кормят скотину и возделывают огород. Дети пасут скот и выполняют разные мелкие поручения. Каждый мужчина имеет право взять себе столько жён, сколько сможет купить. Средняя продолжительность жизни женщины 60 лет. Это очень хороший показатель не только для первобытного общества, но и для многих развивающихся стран. Заботятся о здоровье женщины всерьёз и после рождения ребёнка, на период вскармливания и ухода (4 года) накладывается табу на половую жизнь с молодой матерью. Это позволяет избежать нежелательной скорой беременности, а следовательно помогает восстановиться организму в условиях ежедневного изнурительного труда. Девушки могут выходить замуж в 14 лет, юноши женятся не ранее 20. Крупные семьи селятся рядом и иногда образуют собственные деревни - усадьбы.

Date: 2015-06-08; view: 423; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию