Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика УСК





Наибольшее распространение в нашей стране получила методика УСК (уровень субъективного контроля), авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М.Эткинд (1984). В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Однако у Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам си­туаций; локус контроля одинаков и в сфере достижений и в сфере неудач. При разработке методики УСК авторы исхо­дили из того, что иногда возможны не только однонаправ­ленные сочетания локуса контроля в различных по типу ситу­ациях. Это положение имеет и эмпирические подтверждения.

В связи с этим разработчики теста предложили выделить в методике диагностики локуса контроля субшкалы: контроль в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в области про­изводственных и семейных отношений, в области здоровья.

Такой подход в целом представляется оправданным. Не оправданным же является категоричное утверждение, кото­рое делают не только эти (Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М., 1984), но и другие (Лучшие...,1992) авторы о том, что американская психология личности, американская традиция исследования локуса контроля основывается на представлении о его универсальности. Это подтверждение было бы справедливым, если его относить к самому Дж. Роттеру. Оно даже было бы справедливым и в более общем смысле, но лишь употребленное в прошедшей форме. Дей­ствительно, и у Дж. Роттера, и в американской психологии 1960-70-х годов локус контроля по большей части рассмат­ривался как универсальная, трансситуативная характери­стика. Однако в настоящее время уже не редкостью являются исследования локуса контроля в ситуациях достижения или неудач, в области профессиональной или учебной деятель­ности и т.д.

Другое наше замечание состоит в следующем. Мы все же полагаем, что, несмотря на значимость ситуативного момен­та, локус контроля является интегральной и достаточно об­щей личностной характеристикой. Выделения в концептуаль­ном плане различных областей проявления локуса контроля, а в методическом плане — различных субшкал, очевидно, целесообразно. Однако излишнее дробление вряд ли обосно­вано, так как оно выхолащивает саму концептуальную идею локуса контроля и снижает практический потенциал этого понятия. Может быть, ситуативная доминанта в исследова­нии ответственности и возможна, но это будет уже иная тео­ретическая концепция. И для нее надо искать иное название, отличное от концепции локуса контроля.

Опросник УСК состоит из 44 пунктов. Существует два варианта ответов. При одном варианте ответы даются по 6-балльной шкале: (от -3 до +3). Причем ответ «-3» означает полное несогласие с пунктом шкалы, а ответ «+3» — полное согласие. При другом варианте ответы даются в традицион­ной для тестовых опросников форме: «Да — Нет»

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного об­стоятельства, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ниче­го не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не про­являют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения,

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завое­вать симпатию других людей.

7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние -влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения су­пругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффектив­ным, когда полностью контролируются действия подчи­ненных, а не полагаются на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоя­тельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осу­ществить их.

12.То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправлен­ных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше по­мочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни стара­лись, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих уси­лий и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоя­тельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моей болезни или болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией от­ветственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто думаю, что ничего не могу изменить в сложивших­ся отношениях в семье.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных об­стоятельств, что усилия родителей по их воспитанию ча­сто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается,— это дело моих собственных рук,

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей рабо­те, скорее всего не проявил достаточно усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего были виноваты другие люди, чем я сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зави­сит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда трудно было понять, почему я нравлюсь од­ним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать са­мостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невоз­можно разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возмож­ности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря по­мощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неуме­ния, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

 

КЛЮЧ

+ 2,4,11,12,13,15,16,17,19,20,22,25,27,29, 31,32, 34, 36, 37, 39, 42, 44

Ио---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

– 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 1 8, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38,40,41,43

Ид Ин Ип Им И3 Ис
+ - + - + - + - + - + -
                       
                       
                       
                       
                       
                       

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ШКАЛА ОБЩЕЙ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ

Высокий показатель по этой шкале соответствует высоко­му уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями: интернальный контроль, интернальная личность. Такие люди считают, что большинство важных событий в ихжизни есть результат их собственных действий, что они мо­гут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как скла­дывается их жизнь в целом.

Обобщение различных экспериментальных данных позво­ляет говорить об интерналах как о более уверенных в себе, более спокойных и благожелательных, более популярных в сравнении с экстерналами. Их отличает более позитивная система отношений к миру и большая осознанность смысла и целей жизни.

Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля: экстернальный контроль, экстернальная личность. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жиз­ни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об экстерналах как о людях с повышенной тревожностью, обеспокоенностью. Их отличает конформность, меньшая тер­пимость к другим и повышенная агрессивность, меньшая по­пулярность в сравнении с интерналами.

ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ДОСТИЖЕНИЙ (Ид)

Высокие показатели по этой шкале соответствуют высо­кому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди счи­тают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свиде­тельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, до­стижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ НЕУДАЧ (ИН)

Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чув­стве субъективного контроля по отношению к отрицательным

событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обви­нять самого себя в разнообразных неприятностях и стра­даниях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подоб­ные события другим людям или считать их результатом не­везения.

ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ (Ис)

Высокие показатели Ис означают, что человек считает се­бя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни.

Низкий Ис указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (Ип)

Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отноше­ниях в коллективе, в своем продвижении и т.д.

Низкий Ип указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятель­ствам — руководству, товарищам по работе, везению — не­везению.

ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ <И3)

Высокие И3 свидетельствуют о том, что испытуемый счи­тает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняете этом себя и полагает, что выздоровле­ние во многом зависит от его действий.

Человек с низкими показателями по этой шкале считает болезнь и здоровье результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Таблица 1

Статистические характеристики опросника (по данным Бажина Е. Ф. и соавторов, 1984)

Показатели Средние значения Стандартные отклонения
И0 33,4 23,4
Ид 6,2 8,3
и„ 8.4 7,9
Ис 3,6 7,1
Ип 11,8 8,1
Им 2,4 4,4
И3 4,4 3,5

Данные, представленные в табл. 1, приводятся и в других пособиях по психодиагностике (например: Лучшие..,, 1992), но без комментариев. Мы считаем, что здесь необходимо сде­лать несколько замечаний. Прежде всего, если указанные стандартные отклонения приведены без ошибок и действи­тельно таковы, то в принципе это означает, что приведенные средние значения по шкалам не несут никакой информации. Они отражают лишь факт чрезвычайно высокого разброса показателей в выборке. Делать какие-либо иные содержа­тельные выводы по таким средним (при таком уровне стан­дартного отклонения) нельзя. В случае такого высокого раз­броса данных на самом деле полезным оказался бы расчет не средних значений, а, скажем, определение модальных по­казателей (мода выборки).

Имеются также статистические характеристики опросни­ка УСК, полученные на испытуемых подросткового и ран­него юношеского возраста (табл.2).

Таблица 2

Статистические характеристики опросника (по данным Зайченко Т. Г., 1989).

Показатели Средние Стандартные
  значения отклонения
И0 26,6  
Ид 7,0  
ин 7,2  

Возвращаясь к вопросу о выделении наряду с общей шка­лой интернальности и ряда субшкал, отметим, что наиболь­шее значение, на наш взгляд, имеет выделение двух субшкал: интернальность в области достижений и интернальность в области неудач. Выделение именно этих субшкал представля­ется особенно обоснованным как эмпирически, так и теорети­чески. Причем достаточно убедительные основания к этому дают не только исследования в рамках собственно теории локуса контроля, но и иные, близкие к ней психологические концепции (например, фрустрационная теория Розенцвейга).

И еще одно важное замечание. Мы полагаем, что при про­ведении диагностики следует принципиально исходить из того, что часть испытуемых не могут быть отнесены явно к интерналам или экстерналам (их мы условно называем «нео­пределенный тип»). Хотя о тенденции в локусе контроля, ко­нечно, говорить можно. К числу таких испытуемых мы от­носим тех, кто по количеству набранных баллов попадает в промежуточное положение: крайне правый предел по экстер-нальности и крайне левый предел по интернальности. Такой подход позволяет исключить существующую некорректность в этом вопросе (Емельянов Ю. Н., 1985), когда при некото­ром достигнутом показателе Оговорят об экстернальности, а уже при показателе N+1 — об интернальности.

Date: 2015-05-04; view: 1052; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию